ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с..
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Математика в специальной коррекционном классе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Учебник «Математика-5», авторы: М.Н.Перова, Г.М.Капустина.
Задачи преподавания математики:
дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь обучающихся, обогащать её математической терминологией;
воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Общая характеристика курса
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
На изучение геометрического материала отводится один урок в неделю
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по математике
Базовый уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2011. – 224 с..
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
1990.— 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008..
Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № Урока | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту |
I четверть. |
Повторение. Сотня -5ч. |
1 | 1 | Занимательная математика. | 03.09 | |
2 | 2 | Устная нумерация в пределах сотни. | 04.09 | |
3 | 3 | Письменная нумерация в пределах сотни. | 05.09 | |
4 | 4 | Сравнение целых чисел. | 06.09 | |
5 | 5 | Целые числа, полученные при измерении величин. | 09.09 | |
Итого 5 часов |
Арифметические действия с целыми числами в пределах 100 - 10ч |
6 | 1 | Сложение и вычитание двузначных чисел, без перехода через разряд. | 11.09 | |
7 | 2 | Решение задач на нахождение суммы. | 12.09 | |
8 | 3 | Решение задач на нахождения остатка | 13.09 | |
9 | 4 | Повторение таблицы умножения и деления | 16.09 | |
10 | 5 | Решение простых арифметических задач на умножение и деление | 17.09 | |
11 | 6 | Решение задач на увеличение и уменьшения числа на несколько единиц | 18.09 | |
12 | 7 | Решение комбинированных примеров. | 19.09 | |
13 | 8 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерение величин. | 20.09 | |
14 | 9 | С.р.: « Арифметические действия с целыми числами в пределах 100». | 23.09 | |
15 | 10 | Работа над ошибками. | 24.09 | |
Итого: 10 часов |
Нахождение неизвестных компонентов при сложении - 4ч |
16 | 7 | Нахождения неизвестного слагаемого. | 25.09 | |
17 | 8 | Составление и решение примеров на нахождение неизвестного слагаемого. | 26.09 | |
18 | 9 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого. | 27.09 | |
19 | 10 | Составление и решение задач по краткой записи. | 30.09 | |
Итого: 4 часа. |
Нахождение неизвестных компонентов при вычитании -9ч |
20 | 1 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 01.10 | |
21 | 2 | Составление и решение примеров на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 02.10 | |
22 | 3 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 03.10 | |
23 | 4 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 04.10 | |
24 | 5 | Составление и решение примеров на нахождение неизвестного вычитаемого. | 07.10 | |
25 | 6 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | 08.10 | |
26 | 7 | Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании. | 09.10 | |
27 | 8 | Решение комбинированных примеров. | 10.10 | |
28 | 9 | Решение составных арифметических задач. | 11.10 | |
29 | 10 | Контрольная работа по теме «Нахождение неизвестного» | 14.10 | |
Итого: 10 часов. | | |
Геометрический материал - 9ч |
30 | 1 | Линия, отрезок, луч. | 15.10 | |
31 | 2 | Виды ломаных линий. | 16.10 | |
32 | 3 | Построение ломаной линии по заданным длинам отрезков. | 17.10 | |
33 | 4 | Вычисление длины ломаной линии. | 18.10 | |
34 | 5 | Углы (виды и обозначение углов) | 21.10 | |
35 | 6 | Прямоугольник (элементы прямоугольника). | 22.10 | |
36 | 7 | Контрольная работа «Линия, отрезок, луч». | 23.10 | |
37 | 8 | Работа над ошибками. | 24.10 | |
38 | 9 | Круг (радиус круга). | 25.10 | |
Итого: 9 часов |
II четверть. |
Тысяча. |
39 | 1 | Нумерация чисел в пределах 1000 | 05.11 | |
40 | 2 | Получение круглых сотен в пределах 1000. Сложение и вычитание круглых сотен | 06.11 | |
41 | 3 | Разряды: единицы, десятки, сотни | 07.11 | |
42 | 4 | Изображение трёхзначных чисел на калькуляторе и счётах | 08.11 | |
43 | 5 | Разложение трёхзначных чисел на сотни, десятки, единицы | 11.11 | |
44 | 6 | Округление чисел до десятков. Знак ≈ | 12.11 | |
45 | 7 | Округление чисел до сотен | 13.11 | |
46 | 8 | Римские цифры. | 14.11 | |
47 | 9 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000» | 15.11 | |
48 | 10 | Работа над ошибками | 18.11 | |
49 | 11 | Единицы измерения длины | 19.11 | |
50 | 12 | Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной | 20.11 | |
51 | 13 | Единицы измерения массы: килограмм, тонна, центнер. | 21.11 | |
Итого: 13 часов |
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков-15 часов |
52 | 1 | Сложение круглых десятков, сотен. | 22.11 | |
53 | 2 | Вычитание круглых десятков, сотен. | 25.11 | |
54 | 3 | Решение примеров вида 810-10 | 26.11 | |
55 | 4 | Решение примеров вида 200 +80 | 27.11 | |
56 | 5 | Решение примеров вида 220-10 | 26.11 | |
57 | 6 | Решение примеров вида 250+40 | 27.11 | |
58 | 7 | Решение примеров вида500+3. | 28.11 | |
59 | 8 | Решение примеров вида200+87, 135-35. | 29.11 | |
60 | 9 | Решение примеров вида 340+2, 233-3. | 02.12 | |
61 | 10 | Решение примеров вида 937+50, 576-20. | 03.12 | |
62 | 11 | С.р.: "Сложение и вычитание без перехода через разряд". | 04.12 | |
63 | 12 | Работа над ошибками. | 05.12 | |
64 | 13 | Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 06.12 | |
65 | 14 | Решение примеров вида 937+50, 576-20. | 09.12 | |
66 | 15 | Закрепление изученного материала | 10.12 | |
Итого:15 часов |
Разностное и кратное сравнение чисел - 6ч |
67 | 1 | Разностное сравнение чисел | 11.12 | |
68 | 2 | Решение простых арифметических задач на разностное сравнение чисел. | 13.12 | |
69 | 3 | Кратное сравнение чисел. | 16.12 | |
70 | 4 | Решение задач на разностное и кратное сравнение чисел. | 17.12 | |
71 | 5 | Закрепление изученного материала. | 18.12 | |
Итого: 6 часов |
Геометрический материал 6ч. |
72 | 1 | Периметр многоугольника. | 19.12 | |
73 | 2 | Треугольники. Название сторон. | 20.12 | |
74 | 3 | Различие треугольников по видам углов. | 23.12 | |
75 | 4 | Различие треугольников по длине сторон. | 24.12 | |
76 | 5 | Контрольная работа:" Треугольник". | 25.12 | |
Итого:5 часов |
III четверть. |
Обыкновенные дроби |
77 | 1 | Нахождение одной доли предмета числа. | 09.01 | |
78 | 2 | Нахождение нескольких доли предмета числа. | 10.01 | |
79 | 3 | Образование дробей. | 13.01 | |
80 | 4 | Числитель и знаменатель дробей. | 14.01 | |
81 | 5 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | 15.01 | |
82 | 6 | Сравнение дробей с одинаковыми числителями. | 16.01 | |
83 | 7 | Правильные дроби. | 17.01 | |
84 | 8 | Неправильные дроби. | 20.01 | |
85 | 9 | С.р:"Обыкновенные дроби". | 21.01 | |
86 | 10 | Работа над ошибками. | 22.01 | |
87 | 11 | Умножение 10, умножение на 10. | 23.01 | |
88 | 12 | Умножение 100, умножение на 100. | 24.01 | |
89 | 13 | Деление на 10 круглых десятков и сотен. | 27.01 | |
90 | 14 | Деление на 10 с остатком. | 28.01 | |
91 | 15 | Деление на 100 круглых сотен. | 29.01 | |
92 | 16 | Деление на 100 с остатком. | 30.01 | |
93 | 17 | Замена крупных мер мелкими. | 31.01 | |
94 | 18 | Замена мелких мер крупными мерами | 03.02 | |
95 | 19 | Замена мелких мер крупными. | 04.02 | |
96 | 20 | Меры времени год. | 05.02 | |
97 | 21 | Умножение круглых десятков на однозначное число. | 06.02 | |
98 | 22 | Деление круглых десятков на однозначное число. | 07.02 | |
99 | 23 | Умножение и деление круглых сотен на однозначное число. | 10.02 | |
100 | 24 | Решение задач на умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число. | 11.02 | |
101 | 25 | Решение задач на разностное и краткое сравнение. | 12.02 | |
102 | 26 | Умножение двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 13.02 | |
103 | 27 | Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 14.02 | |
104 | 28 | Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 17.02 | |
105 | 29 | Решение составных арифметических задач. | 18.02 | |
106 | 30 | Контрольная работа: умножение и деление двузначных чисел на однозначное число. | 19.02 | |
107 | 31 | Работа над ошибками. | 20.02 | |
108 | 32 | Решение комбинированных примеров. | 21.02 | |
109 | 33 | Решение задач на нахождение части от числа. | 24.02 | |
110 | 34 | Решение примеров типа: 120x3. | 25.02 | |
111 | 35 | Решение примеров вида 280:2. | 26.02 | |
112 | 36 | Решение комбинированных примеров. | 27.02 | |
113 | 37 | Составление и решение задач по краткой записи. | 28.02 | |
114 | 38 | С.р. «Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз». | 02.03 | |
Геометрический материал -11ч |
115 | 1 | Различие треугольников по длинам сторон. | 03.03 | |
116 | 2 | Разносторонний треугольник (построение) | 04.03 | |
117 | 3 | Равнобедренный треугольник (построение). | 05.03 | |
118 | 4 | Равносторонний треугольник (построение). | 06.03 | |
119 | 5 | Равносторонний треугольник (построение). | 09.03 | |
120 | 6 | Масштаб М 1:2, М 1:5. | 10.03 | |
121 | 7 | Масштаб М 1:10, М 1:100. | 11.03 | |
122 | 8 | Контрольная работа: «Построение треугольников». | 12.03 | |
123 | 9 | Работа над ошибками. | 13.03 | |
124 | 10 | Круг, окружность. Линии в круге | 16.03 | |
125 | 11 | Повторение изученного материала | 17.03 | |
Итого:11часам |
Проверка умножение и деления -9ч. |
126 | 1 | Решение примеров вида 20x9, 180:3 | 18.03 | |
127 | 2 | Проверка умножения умножением и делением. | 19.03 | |
128 | 3 | Проверка деления умножением и делением. | 20.03 | |
IV четверть. |
129 | 4 | Контрольная работа: Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число. | 30.03 | |
130 | 5 | Работа над ошибками. | 31.03 | |
131 | 6 | Умножение двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд. | 01.04 | |
132 | 7 | Решение комбинированных примеров с элементами | 02.04 | |
133 | 8 | Умножение трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд. | 03.04 | |
134 | 9 | С.р. «Решение комбинированных примеров с элементами умножения трехзначных чисел на однозначное». | 06.04 | |
Итого: 9часов |
Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд - 11ч |
135 | 1 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз. | 07.04 | |
136 | 2 | Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд. | 08.04 | |
137 | 3 | Решение комбинированных примеров с элементами деления. | 09.04 | |
138 | 4 | Решение примеров вида 632:4 | 10.04 | |
139 | 5 | Решение примеров вида 680:4 | 13.04 | |
140 | 6 | Решение примеров вида 525:5, 306:3 | 14.04 | |
141 | 7 | Решение примеров вида 525:5, 306:3. | 15.04 | |
142 | 8 | Решение задач на нахождение части от числа. | 16.04 | |
143 | 9 | Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз. | 17.04 | |
144 | 10 | Решение задач на кратное и разностное сравнение. | 20.04 | |
145 | 11 | С.р. «Деление двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд» | 21.04 | |
Итого: 11 часов |
Все действия в пределах 1000. Повторение-12 часов |
146 | 1 | Классы и разряды. | 22.04 | |
147 | 2 | Решение задач на сумму. Решение задач на разность. | 23.04 | |
148 | 3 | Решение составных арифметических задач. | 24.04 | |
149 | 4 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами. | 27.04 | |
150 | 5 | Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитание. | 28.05 | |
151 | 6 | Умножение трехзначных чисел на однозначное. | 29.05 | |
152 | 7 | Деление трехзначных чисел на однозначное. | 30.05 | |
153 | 8 | Решение комбинированных примеров. | 04.05 | |
154 | 9 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами. | 05.05 | |
155 | 10 | Подготовка к с.р. «Все действия в пределах 1000» | 06.05 | |
156 | 11 | С.р. «Все действия в пределах 1000» | 07.05 | |
157 | 12 | Работа над ошибками. | 08.05 | |
Итого:12 часов |
Геометрический материал. Закрепление изученного-13ч. |
158 | 1 | Построение треугольников | 11.05 | |
159 | 2 | Многоугольники | 12.05 | |
160 | 3 | Круг, окружность | 13.05 | |
161 | 4 | Линии в круге | 14.05 | |
162 | 5 | Масштаб | 15.05 | |
163 | 6 | Прямоугольник, построение по заданным параметрам. | 18.05 | |
164 | 7 | Квадрат | 19.05 | |
165 | 8 | Куб, брус, шар. | 20.05 | |
166 | 9 | С.р. «Геометрические фигуры» | 21.05 | |
167 | 10 | Закрепление изученного материала. | 22.05 | |
168 | 11 | Годовая контрольная работа. | 25.05 | |
169 | 12 | Работа над ошибками. | 26.05 | |
170 | 13 | Повторение | | |
Итого:12 |
Итого: 170часов. |