МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Юрьевская средняя общеобразовательная школа
| «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ Юрьевская СОШ ____________В.Н. Боднар «___»_____________2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Юрьевская СОШ ____________ Т.С. Кейвабу «___»_____________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
«Математика абитуриенту»
(наименование учебного предмета, курса)
_____________среднее общее образование, 11 класс____________________________ (уровень, степень образования, класс)
_________________________________один год_____________________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе:
1. ФГОС СОО ( утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413)
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (примерной программы по учебному предметы «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»).
3. Авторской программы по "Математике" для 11 классов. Авторы: Колягин В.М..
Пояснительная записка
Данный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ и вступительному экзамену по математике, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Курс рассчитан на 34 часов для обучающихся 11 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 10 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Введение материала по геометрии.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование тем | Форма организации | Вид деятельности |
1 | Числа и вычисления | Семинар | Владение понятия степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить значение степеней. Умение выполнять тождественные преобразования логарифмических и тригонометрических выражений. Умение выполнять тождественные преобразования степенных выражений и находить их значения. |
2 | Уравнения и системы уравнений | Практикум | Умение применять общие приёмы решения иррациональных уравнений. Умение решать простейшие показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения. Умение использовать несколько приёмов при решении комбинированных уравнений (показательно-иррациональных). |
3 | Неравенства | Лекция | Умение применять способ интервалов при решении рациональных неравенств. Умение решать простейшие показательные, логарифмические и тригонометрические неравенства. Умение использовать несколько приёмов при решении комбинированных неравенств. Умение использовать график функции при решении неравенств (графический метод решения неравенств). Умение решать неравенства, содержащую переменную под знаком модуля. |
4 | Текстовые задачи и простейшие математические модели | Практикум | Умение обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения задач ЕГЭ типа В12 и С6. |
5 | Функции | Лабораторная работа | Умение читать свойства функции по графику (возрастание (убывание) на промежутке, множество значений, чётность (нечётность)). Умение находить множество значений и область определения функции и исследовать функцию с помощью производной (по графику производной). Умение находить наибольшее и наименьшее значения сложной функции Умение находить значения функции и использовать чётность и нечётность функции |
6 | Элементы комбинаторики. Теория вероятностей | Мозговая атака | Перестановки , размещения, сочетания. Размещения и сочетания с повторениями. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов . Треугольник Паскаля. Случайные события. Элементарные события. Сложные события. Определение вероятности. Теоремы о вероятности. Условная вероятность. Формула Бейеса. Независимые ,однородные испытания . Схема Бернулли. Случайные величины. Основные понятия. Числовые характеристики случайной величины. Свойства математического ожидания, дисперсии. Некоторые законы распределения |
7 | Планиметрия | Работа в малых группах | Умение решать планиметрические задачи |
8 | Стереометрия | Моделирование | Умение решать стереометрические задачи |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Числа и вычисления (3 часа) |
1. | Решение примеров на числовые выражения | 3 |
Уравнения и системы уравнений (15 часов) |
2 | Иррациональные уравнения. | 2 |
3 | Показательные уравнения. | 2 |
4 | Логарифмические уравнения. | 3 |
5 | Тригонометрические уравнения. | 3 |
6 | Комбинированные уравнения. | 2 |
7 | Системы уравнений. | 3 |
Неравенства (4 часа) |
8 | Рациональные неравенства. | 1 |
9 | Показательные неравенства. | 1 |
10 | Логарифмические неравенства. | 1 |
11 | Комбинированные неравенства. | 1 |
Текстовые задачи и простейшие математические модели (6 часов) |
12 | Решение задач на смеси и сплавы | 2 |
13 | Решение задач на движение | 2 |
14 | Решение задач на проценты | 1 |
15 | Решение задач на производительность и работу | 1 |
Функции (6 часов) |
16 | Тригонометрическая функция | 1 |
17 | Графики и свойства тригонометрических функций | 1 |
18 | Показательная функция | 1 |
19 | Графики и свойства показательных функций | 1 |
20 | Логарифмическая функция. | 1 |
21 | Графики и свойства логарифмических функций | 1 |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (6 часов) |
22 | Элементы комбинаторики. Основные понятия и формулы | 1 |
23 | Решение задач на формулы комбинаторики | 1 |
24 | Случайные события. Основные понятия и формулы | 1 |
25 | Решение задач на случайные события | 1 |
26 | Теория вероятностей. Основные понятия и формулы | 1 |
27 | Решение задач на теория вероятностей | 1 |
Планиметрия (6 часов) |
28 | Решение задач треугольники. | 2 |
29 | Решение задач на четырехугольники | 2 |
30 | Решение задач на площади фигур | 2 |
Стереометрия (6 часов) |
31 | Решение задач на пирамиды | 1 |
32 | Решение задач на призмы | 1 |
33 | Решение задач на объёмы | 1 |
34 | Решение задач на конус | 1 |
35 | Решение задач на цилиндр | 1 |
36 | Решение задач на шар | 1 |
37 | Решение тренировочных вариантов ЕГЭ | 5 |
38 | Итоговый тест | 1 |
| Всего: | 34 |
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Учебно-методический комплект:
Под редакцией А. Л. Семёнова, И. В. Ященко. ЕГЭ 3000 задач с ответами. Издательство «Экзамен» Москва, 2019
И. Н. Сергеев, В. С. Панфёров. 1000 задач с ответами и решениями. Математика. Задания С1 – С6. Издательство «Экзамен» Москва, 2018
Учебник Колягин Ю.М., Ткачева М.В «Алгебра и начала анализа»
Пратусевич М. Я. и др. ЕГЭ 2019. Математика. Задача Сб. Арифметика и алгебра / Под ред. А. Л. Семенова и И. В. Ященко. — М.: МЦНМО, 2019.
ЕГЭ-2019. Математика : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. — М. : Национальное образование, 2019. — 240 с. — (ЕГЭ-2019. ФИПИ — школе).
Отрытый банк заданий ЕГЭ http://mathege.ru