Утверждаю
Директор МОУ «СШ№4»
Ю.В.Белов
« » 2016г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №4 »
города Волжска Республики Марий Эл
Рабочая адаптированная
общеобразовательная программа
по географии
для обучающихся с задержкой психического развития
(5 класс)
Учитель: Жидко Татьяна Анатольевна
г. Волжск РМЭ
2016
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования детей с ЗПР, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013.-140, [4 ]с.: ил., карт. Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс— География Земли, с 8 по 9 класс— География России. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Цели изучения географии в 5 классе учащихся с ЗПР VII вида направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы:
Рабочая программа имеет целью знакомство:
с особенностями природы окружающего нас мира;
с древнейшим изобретением человечества — географической картой;
со взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Программа способствует решению следующих задач:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией;
формирование интереса к предмету;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: индивидуального и дифференцированного подхода, использование ИКТ.
Реализация рабочей программы осуществляется посредством следующих методов: наблюдений, беседы, объяснения, повторения, сравнения, работы с учебником, дидактических игр; частично поискового, репродуктивного методов обучения;
Основной формой организации образовательного процесса является:
Урок, игра, беседы, рассказ, диалоги, работа с учебником, текстом, иллюстрациями, практические работы с контурной картой, экскурсии и т. п.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
- владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание,
- организовывать учебное взаимодействие,
- формировать навыки учебного сотрудничества,
- управлять своим поведением, слушать других,
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание учебного курса
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Естественные науки. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы: № 1 «Маршруты путешествий», № 2 «Открытия русских путешественников».
Земля во Вселенной (8ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Солнечная система. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Таинственные соседи Солнца.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Современные исследования космоса. Земля— планета жизни. Вклад отечественных ученых
К. Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт — Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть. Меридианы и параллели. Экватор. Начальный меридиан.
Практическая работа: № 3 «План местности».
Природа Земли (11 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Экскурсия в мир камней.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Практическая работа №4: «Сейсмические зоны Земли», №5: «Материки и океаны».
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. В.И.Вернадский.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. В.В.Докучаев.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Красная книга.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе |
практические работы | самостоятельные работы |
1. | Тема 1. Что изучает география | 5 | - | 1 |
2. | Тема 2. Как люди открывали Землю | 4 | 2 | - |
3. | Тема 3. Земля во Вселенной | 8 | - | 1 |
4. | Тема 4. Виды изображений поверхности Земли | 4 | 1 | - |
5 | Тема 5. Природа Земли | 11 | 2 | |
6 | Резерв | 3 | | |
| итого | 35 | 5 | 2 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
Интернет-ресурсы: http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.unknowplanet.ru
Учебники:
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2013.-140, [4 ]с.: ил., карт.
Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009. – 202 с.
Календарно-тематический план для работы с учащимися с ЗПР
№ урока | № темы | Тема урока | Деятельность |
| Раздел 1 | Что изучает география | |
1 | 1.1 | Мир, в котором мы живем. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | В беседе или письменно приводить примеры географических объектов и явлений; |
2 | 1.2 | Науки о природе. | Работа с учебником: найти и выписать определения естественных наук: географии, химии, физики, биологии, экологии, астрономии. |
3 | 1.3 | География – наука о Земле. | Работа с учебником по инструкционной карточке: определение в тетрадь (физическая и социально-экономическая география) |
4 | 1.4 | Методы географических исследований. | Работа с учебником по инструкционной карточке – заполнение таблицы. |
5 | 1.5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | Опрос по индивидуальной карточке. |
| Раздел 2 | Как люди открывали Землю | |
6 | 2.1 | Географические открытия древности и Средневековья | Работа с учебником по индивидуальной инструктивной карточке. |
7 | 2.2 | Важнейшие географические открытия. | Практическая работа на контурной карте по индивидуальному заданию. |
8 | 2.3 | Открытия русских путешественников | Работа с учебником по индивидуальной инструктивной карточке. |
9 | 2.4 | Открытия русских путешественников | Практическая работа на контурной карте по индивидуальному заданию. |
10 | 2.5 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Тест-опрос по индивидуальной карточке. |
| Раздел 3 | Земля во Вселенной. | |
11 | 3.1 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Беседа и работа с текстом учебника. |
12 | 3.2 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. | Просмотр фильма, работа с текстом учебника по индивидуальной карточке. |
13 | 3.3 | Соседи Солнца. | Работа с учебником – заполнение таблицы «Планеты земной группы» |
14 | 3.4 | Планеты-гиганты. | Просмотр фильма. Заполнение таблицы «Планеты-гиганты» |
15 | 3.5 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Работа с учебником по индивидуальной карточке. |
16 | 3.6 | Мир звезд. | Работа с текстом учебника. Объяснение понятия звезды. |
17 | 3.7 | Уникальная планета – Земля. | Работа с текстом. Объяснение уникальных особенностей Земли, которые дали возможность жизни. |
18 | 3.8 | Современные исследования космоса. | Беседа. |
19 | 3.9 | Обобщение по разделу «Земля во Вселенной» | Тест-опрос по индивидуальной карточке. |
| Раздел 4 | Виды изображения поверхности Земли» | |
20 | 4.1 | Стороны горизонта | Работа с текстом по индивидуальной карточке. |
21 | 4.2 | Ориентирование. | Практическая работа по индивидуальному заданию. |
22 | 4.3 | План местности и географическая карта. | Сравнение понятий. |
23 | 4.4. | Обобщение знаний по разделу «Виды изображения поверхности Земли» | Практикум по индивидуальному заданию |
| Раздел 5 | Природа Земли. | |
24 | 5.1 | Как возникла Земля. | Просмотр фильма, беседа. |
25 | 5.2 | Внутреннее строение Земли. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. |
26 | 5.3 | Землетрясение и вулканы. | Практическая работа на контурной карте по индивидуальному заданию. |
27 | 5.4 | Путешествие по материкам | Беседа. Работа с текстом учебника. |
28 | 5.5 | Вода на Земле | Практическая работа на контурной карте по индивидуальному заданию. |
29 | 5.6 | Воздушная одежда Земли. | Беседа. Работа с текстом учебника. |
30 | 5.7 | Живая оболочка Земли. | Объяснение понятия «Биосфера», поиск примеров. |
31 | 5.8 | Почва - особое природное тело. | Работа с текстом и иллюстрациями по индивидуальной карточке. |
32 | 5.9 | Человек и природа. | Беседа. |
33 | 5.10 | Обобщение по разделу «Природа Земли» | Тест-опрос по индивидуальной карточке. |
Система оценивания в предмете география с учащимися с ЗПР
1.Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
2..Разрешкать переделать задание, с которым ученик не справился. Проводить оценку переделанных работ.
3..Использовать систему оценок достижений учащегося.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
Планируемые результаты изучения предмета.
Ученик должен научиться:
1. Называть и показывать:
- планеты Солнечной системы
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
-типов погод.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- расстояния и направления по плану и карте;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.