Областное государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие»
Рассмотрено на заседании МО специалистов руководитель МО _____________ Андреева Н.А. протокол № 1 «29» августа 2023 г. | Согласовано на МС председатель МС _______________ Вейер Т.В. протокол № 1 «01» сентября 2023 г. | Утверждаю Директор ОГБНОУ Центр ППМС «Развитие» _______________ Гусева Т.А. Приказ № 110 от «01» сентября 2023г. |
Рабочая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Программа организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности
детей дошкольного возраста 4-5 лет с ЗПР»
2023-2024 учебный год
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Кухарская Ксения Леонидовна, учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Ульяновск,2023 г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа является адаптированной программой социально-гуманитарной направленности и реализуется в ОГБОУ Центре ППМС «Развитие» с учётом образовательной программы дошкольного образования и учитывает специфику образовательных потребностей адресата – ребенка с ЗПР. Составлена на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Программа организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет с ЗПР».
Цель и задачи программы
Цель программы. Формирование познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста с ЗПР, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Задачи программы:
- определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;
- учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР при освоении ими образовательной программы;
- осуществлять психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей;
- развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам обучения детей.
Этапы, сроки и формы контроля.
Проводится фронтальный контроль два раза в год (сентябрь, май). Форма контроля: входной, итоговый (первичная, заключительная диагностики)
Характеристика группы. Рабочая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей с ЗПР в возрасте от 4 до 5 лет. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, отмечается основная черта - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности.
Количество учебных часов - 76 часа, количество учебных недель – 38.
Форма организации учебного процесса – очная.
Режим занятий: периодичность занятий - 2 раза в неделю, продолжительность занятия — 20-25 мин., в зависимости от возраста ребенка.
2. Содержание программы
Содержание программы включает теоретическую и практическую часть, что дает возможность избежать переутомления детей, повысить их интерес к занятиям, облегчить усвоение полученных знаний.
Учебный план программы для детей 4-5 лет
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
всего | теорет. | практ. |
1. | Введение в программу. Диагностика. | 4 | 1 | 3 |
2. | Конструирование. | 10 | 2 | 8 |
3. | Представления о себе и об окружающем природном мире. | 26 | 8 | 18 |
4. | Сюжетно-ролевые игры. | 10 | 2 | 8 |
5. | Элементарные математические представления. | 22 | 6 | 16 |
6. | Диагностика Отчетное мероприятие. | 4 | 1 | 3 |
| Итого: | 76 | 20 | 56 |
Учебно-тематический план программы для детей 4-5 лет
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение в программу | Вводное занятие. | 1 |
Диагностика | Выявление уровня сформированности математических представлений, познавательных процессов у детей. | 3 |
2. | Конструирование | «Разрезные картинки» по тематике. | 1 |
«Построй забор вокруг огорода из кирпичиков». | 1 |
«Волшебные косточки и семена» - выложи контур предмета (фрукта, овоща и пр.). | 1 |
Мозайка «Выложи узор» по образцу | 1 |
«Выложи по схеме» (счетные палочки). | 1 |
«Сделай как у меня шнуровку». | 1 |
«Построй башню» - (строительный материал - кубики, лего и пр.). | 1 |
«Составь гирлянду» - из геометрических фигур. | 1 |
«Выложи по схеме» - из геометрических фигур | 1 |
«Придумай и построй город» - из различного строительного материала. | 1 |
3. | Представления о себе и об окружающем природном мире. | Игрушки Знакомство с игрушками кабинета. Учить находить игрушки по заданию, узнавать их на картинках. Учить сличать игрушки, находить 2 одинаковые игрушки. | 1 |
Овощи. Огород название, внешний вид, где растет, описание, сравнение, польза, основные блюда. | 1 |
Фрукты. Сад название, внешний вид, где растет, описание, сравнение, польза, что можно приготовить. | 1 |
Осень. Признаки осени. Учить наблюдать за явлениями природы: по холодание, дожди, тучи, листья на деревьях меняют свой цвет и опадают, «листопад», перелет птиц, собираем урожай. | 2 |
Части тела и лица Учить называть всех членов семьи, узнавать их на фотографиях. Учить показывать части тела и лица на себе и переносить знания на куклу и иллюстрации. | 1 |
Дикие животные: медведь, лиса особенности жизни диких животных; активизировать словарь по теме; учить составлять рассказ о диком животном из 3 - 4 простых предложений с опорой на схему или с помощью педагога | 1 |
Домашние животные Особенностями строения некоторых домашних животных, где живут, польза, основные правила ухода, детеныши, чем питается. | 1 |
Домашние птицы учить узнавать и называть 4 вида домашних птиц и их птенцов; познакомить с условиями жизни птиц; продолжать знакомить с особенностями строения птицы. | 1 |
Зима. Признаки зимы. Формировать представление о зиме как о времени года. Познакомить с явлениями природы зимой. | 2 |
Одежда. Формировать понятие «одежда», сезонность одежды, учить дифференцировать одежду для мальчиков и для девочек, повседневную и праздничную. | 1 |
Обувь. Формировать понятие «обувь», сезонность обуви, учить дифференцировать обувь для мальчиков и для девочек. | 1 |
Дикие животные: заяц, волк… особенности жизни диких животных; активизировать словарь по теме; учить составлять рассказ о диком животном из 3-4 простых предложений с опорой на схему или с помощью педагога. | 1 |
Продукты питания закрепить обобщающее понятие; познакомить со словами антонимами: «сладкий- горький», «холодное-горячее». | 1 |
Мебель. Формировать представления о многообразии домов, познакомить с понятием «квартира», названием и назначением комнат. Назначение мебели, детали; расширить и активизировать словарь по теме, отрабатывать употребление в речи простых предлогов. | 1 |
Посуда знать ее назначение, называть ее части; закрепить обобщающее понятие; познакомить со словами антонимами: «чистая-грязная», «глубокая- мелкая»; употреблять прилагательные, обозначающие материал, из которого сделана посуда. | 1 |
Транспорт. Учить узнавать и называть транспортные средства; выделять и называть их части (кабина, кузов, руль, колеса), их качества (цвет, форма, величина). | 1 |
| | Весна. Формировать представление о весне как о времени года. Познакомить с явлениями природы весной: сезонными изменениями в природе, жизни людей. Учить узнавать весну на иллюстрациях; учить с детьми последовательность времен года. | 2 |
Птицы. Познакомить с условиями жизни птиц; продолжать знакомить с особенностями строения птицы. | 1 |
Цветы. Формировать обобщающее понятие. Рассматривание цветов, учить называть. Их части (стебель, листья, цветок), их Качества (цвет, величина, запах). | 1 |
Семья. Труд родителей. Формировать представления детей о труде взрослых, некоторых профессиях, учить составлять рассказ по картине. | 1 |
Дом и его части. Формировать представления о типах домов, его частях. | 1 |
Лето. Признаки лета. Формировать представление о лете как о времени года. Познакомить с явлениями природы весной, закрепить последовательность времен года. | 2 |
4. | Сюжетно-ролевые игры. | Познакомимся с игрушкой. Познакомить с куклой, мишкой и т.п. вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с игрушкой, стимулировать сопровождение их речью. | 1 |
Накормим обедом игрушку. Формировать умение наливать суп поварешкой из кастрюли, кормить игрушку ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе, поить компотом. | 1 |
Укладывание игрушки спать. Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить игрушку головой на подушку, накрыть одеялом. Формировать умение ласково обращаться с игрушкой. | 1 |
Магазин. Формировать умение детей оформлять магазин игрушек - расставлять игрушки на прилавке и витрине. Формировать умение пользоваться чеками-заместителями; активизировать словарь детей: названия игрушек, чек, витрина, прилавок, продавец, кассир, покупатель. Вызвать у детей желание играть в магазин. Покупка игрушек. | 1 |
Больница. Закрепить умение брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Формировать умение адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним. | 1 |
Поездка на автобусе. Познакомить с ролью водителя, пассажиров. Формировать умение выполнять игровые действия, не выходить из взятой роли до конца игры, и по ее ходу сопровождать действия речью. | 1 |
Поездка в лес. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы во время путешествия в лес. | 1 |
На работе. Формировать умение действовать в соответствии с выбранной профессией (доктор, повар, продавец и т.п.), формировать умение выполнять игровые действия, не выходить из взятой роли до конца игры, по ходу ее сопровождать речью действия. | 1 |
В зоопарке. Знакомить детей с правилами поведения в зоопарке, формировать умение брать на себя роль и сопровождать игру активной речью. | 1 |
Школа. Знакомить детей с правилами поведения в школе, формировать умение брать на себя роль и сопровождать игру активной речью. | 1 |
5. | Элементарные математические представления. | Знакомство с тетрадью в клетку. Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, справа, слева, середина), обводить заданное количество клеток. | 1 |
Форма предметов. Круг. Представление о круге, обследование фигуры путём обведения их контуров пальцев и «пробующих действий». | 1 |
Один – много. Уточнение и закрепление понятия один-много. | 1 |
Лево-право. Право, лево на себе и окружающем пространстве. | 1 |
Одинаковые по размеру, разные. Закрепление представления детей о свойствах предметов: цвете (красный, жёлтый, зелёный), форме (круг), размере (одинаковые по размеру – разные) | 1 |
Цвет предметов (обобщающее занятие). Продолжение изучения цвета как одного из свойств предмета. Различение и называние основных цветов (красный, жёлтый, зелёный). Сравнение предметов по цвету, нахождение одинаковых по цвету предметов на основе практических действий, составление группы предметов, одинаковых по цвету. | 1 |
Большой-маленький, одинаковые по размеру. Сравнение предметов по размеру. Сравнение количества (одинаковое) и размера предметов путём наложения. | 1 |
Форма предметов. Квадрат. Представление о квадрате, показ квадратов разных цветов и размеров, обследование фигуры путём обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий. | 1 |
Выше, ниже, высокий, низкий. Сравнение двух предметов, контрастных по высоте, пользуясь приёмом приложения. Обозначение результатов сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий. | 1 |
Широкий-узкий. Сравнивание двух предметов по ширине способом наложения, определение указанных признаков предметов словами: широкий – узкий, шире – уже. | 1 |
Форма предметов. Треугольник. Различение квадрата и треугольника, называние фигур. Упражнение на различие правой и левой руки. Продолжение обучения приёма обведения по контуру фигур, прослеживая взглядом за движением руки. | 1 |
Спереди, сзади. Закрепить понятие спереди, сзади (перед, за) в практической деятельности; повторение понятий слева, справа. | 1 |
Длинный – короткий, длиннее, короче. Закрепление понятий длинный-короткий, длиннее-короче. | 1 |
Сколько, столько же, равно. Установление наличия и отсутствия предметов, равенство и неравенство количества предметов. | 1 |
| | Геометрическая фигура круг. Составление круга из частей. | 1 |
Сравнение предметов. Сравнивание предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые. | 1 |
Понятия «сверху», «снизу». Ориентировка в окружающем пространстве, определение верха и низа на плоскости и на листе бумаги. | 1 |
Понятия «высокий» - «низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте». Дать понятия «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже», «одинаковые по высоте». | 1 |
Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между») Понятия «спереди», «сзади» в практической деятельности. | 1 |
Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»). Закрепление понятий «далеко», «близко», «около», «рядом». | 1 |
Понятия «внутри», «снаружи». Закрепление понятий «внутри», «снаружи». | 1 |
Знакомить детей с количеством в пределах десяти | 1 |
6. | Диагностика | Выявление уровня сформированности математических представлений, познавательных процессов у детей | 3 |
Отчетное мероприятие | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 76 |
Календарный учебный график
Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных часов в неделю | Режим занятий |
01.09.2023 г. | 31.05.2024 г. | 38 | 2 | 20 мин |
3. Планируемые результаты
Реализация программы предполагает, что:
В результате обучения по программе 4-5 лет дети будут владеть определенным уровнем знаний и умений:
По разделу конструирование:
-Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.
-Располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
По разделу представления о себе и об окружающем природном мире:
-Рассматривать сюжетные картинки.
-Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
-Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы педагога.
-Читать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
-Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
По разделу сюжетно-ролевые игры:
- Следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.
-Разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие тематические игры. Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
По разделу элементарные математические представления:
-Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
-Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
-Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
-Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.
-Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
-Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).
-Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
-Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, величина, форма);
-Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
-Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотносить предметы двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество;
-Сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;
-Различать и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
-Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху —внизу, впереди — сзади; далеко - близко); уметь двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);
-Определяет части суток.
4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее:
№ п/п | Назначение |
Оборудование общего назначения |
1 | Стол со стульями, предназначенные для занятий с детьми дошкольного возраста |
2 | Стул учителя предназначен для офиса, учебных кабинетов. |
3 | Парта ученическая для оборудования учебных классов, предназначена для учеников в системе школьного образования, рассчитана на двух человек. |
4 | Стул ученический предназначен для оборудования учебных классов |
5 | Стеллаж предназначен для хранения дидактических пособий |
6 | Пенал для методического пособия |
Комплекс технических средств обучения |
7 | Персональный компьютер для работы с документами и проведение диагностики |
8 | Дисковод CD-ROM (накопитель на CD-ROM (CD-ROM drive, CD-R/RW drive) — устройство компьютера для записи и/или считывания данных записанных на съемный носитель информации в форме компакт-диска. |
9 | Принтер Samsung ML-2241 Внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу или полимерную плёнку, малыми тиражами |
10 | МФУ KYOCERA ECOSYS521cdn предназначенное для вывода текстовой или графической информации, сочетающее в себе функции принтера, сканера, факсимильного устройства, копировального модуля |
11 | Интерактивная панель Project touch на стойке предназначена для эффективной работы с детьми в условиях образовательной организации |
Специальное оборудование |
12 | Тактильная панель Предназначена для развития осязательных навыков |
13 | Дорожка массажная предназначена для укрепления и массажа мышц стопы, для формирования сводов стопы при ходьбе и для расслабления. |
14 | Коврик со следками в комплекте с ладошками и стопами. Предназначен для развития внимания и координации движений. |
Электронные приложения |
15 | ПО Методика автоматизированной экспресс-профориентации «Ориентир» для индивидуальной работы по оказанию помощи подросткам в выборе профессии. |
16 | ПО Комплекс «Effecton Studio» Обеспечивает комплексное решение реабилитационных задач в консультативной, диагностической и коррекционной работе |
Дидактический материал |
17 | Набор LEGO-наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Предназначен для развития логики, моторики и ловкости, творческого мышления. |
18 | Обучающая игра лото «Кто, где живет», «Фрукты, овощи, цветы», «Цвета и фигуры», «Память», «Профессии». Предназначены для проведения игровых развивающих занятий |
19 | Развивающая игра «Цветное панно» «Найди слово», «Мои первые цифры», Никитина «Дроби», «Слово за словом», «Форма и цвет», «Часть и целое», «Необычные цветы», «Играя, учись» «Силуэты и контуры», «Кубики для всех» «Стратег», Игра головоломка, игра Никитина «Уникуб». Предназначены для проведения игровых развивающих занятий |
20 | Демонстрационный и раздаточный материал по лексическим темам «Транспорт», «В мире мудрых пословиц», «Профессии» «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Времена года», «Транспорт», «Обувь», «Насекомые». Предназначены для проведения игровых развивающих занятий |
21 | Доска магнитная с буквами и цифрами Предназначена для проведения игровых развивающих занятий |
22 | Развивающие наборы для изучения цвета, формы Предназначены для проведения игровых развивающих занятий |
23 | Мозаика направлена на коррекцию и развитие внимания, мелкой моторики |
24 | Тематические пазлы. Предназначены для проведения игровых развивающих занятий, направлены на развитие визуальной памяти, внимания, сенсорики, мышления и мелкой моторики. |
Диагностический материал |
25 | Тест Векслера «Детский» - Диагностическая методика, применяемая для измерения интеллектуальных способностей. |
26 | Диагностический комплект Семаго-предназначен для проведения тестирования и диагностики детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. |
27 | Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров. |
Методические пособия |
28 | Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». /Под общей ред. С.Г. Шевченко. |
29 | Рабочая адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 4 -7 лет» |
Электронно -методические пособия |
30 | Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов |
31 | Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет |
32 | Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста |
33 | Забрамная С.Д., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей |
34 | Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии |
35 | Специальная психология Под редакцией В. И. Лубовского |
36 | Г.В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста |
37 | Психолого-педагогическая диагностика. Под редакцией И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной |
38 | Диагностика психического развития детей. Под редакцией Т.Григорьева |
39 | Основы специальной психологии: заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. |
40 | Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника |
41 | Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии |
42 | Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 415 с. «Ступеньки развития» (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно – методический материал). |
43 | Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М.: Школьная Пресса, 2006 — 80 с. (в пособии представлена программа по активизации познавательной деятельности со стимульным материалом и поурочным планированием). |
12