СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Программа организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет с ЗПР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа является адаптированной программой социально-гуманитарной направленности и реализуется в ОГБОУ Центре ППМС «Развитие» с учётом образовательной программы дошкольного образования и учитывает специфику образовательных потребностей адресата – ребенка с ЗПР. Составлена на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Программа организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет с ЗПР».

Цель программы. Формирование познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста с ЗПР, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Программа организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет с ЗПР»»

Областное государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие»


Рассмотрено на заседании МО специалистов

руководитель МО

_____________

Андреева Н.А.

протокол № 1

«29» августа 2023 г.

Согласовано на МС

председатель МС

_______________ Вейер Т.В.


протокол № 1

«01» сентября 2023 г.

Утверждаю

Директор ОГБНОУ Центр ППМС «Развитие»

_______________ Гусева Т.А.

Приказ № 110

от «01» сентября 2023г.







Рабочая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Программа организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности

детей дошкольного возраста 4-5 лет с ЗПР»



2023-2024 учебный год









Срок реализации: 1 год


Составитель:

Кухарская Ксения Леонидовна, учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории






Ульяновск,2023 г.



1. Пояснительная записка

Настоящая программа является адаптированной программой социально-гуманитарной направленности и реализуется в ОГБОУ Центре ППМС «Развитие» с учётом образовательной программы дошкольного образования и учитывает специфику образовательных потребностей адресата – ребенка с ЗПР. Составлена на основе адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Программа организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет с ЗПР».

Цель и задачи программы

Цель программы. Формирование познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста с ЗПР, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Задачи программы:

- определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;

- учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР при освоении ими образовательной программы;

- осуществлять психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей;

- развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;

-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам обучения детей.

Этапы, сроки и формы контроля.

Проводится фронтальный контроль два раза в год (сентябрь, май). Форма контроля: входной, итоговый (первичная, заключительная диагностики)

Характеристика группы. Рабочая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей с ЗПР в возрасте от 4 до 5 лет. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, отмечается основная черта - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности.

Количество учебных часов - 76 часа, количество учебных недель – 38.

Форма организации учебного процесса – очная.

Режим занятий: периодичность занятий - 2 раза в неделю, продолжительность занятия — 20-25 мин., в зависимости от возраста ребенка.

2. Содержание программы

Содержание программы включает теоретическую и практическую часть, что дает возможность избежать переутомления детей, повысить их интерес к занятиям, облегчить усвоение полученных знаний.

Учебный план программы для детей 4-5 лет


Раздел программы

Кол-во часов

всего

теорет.

практ.

1.

Введение в программу. Диагностика.

4

1

3

2.

Конструирование.

10

2

8

3.

Представления о себе и об окружающем природном мире.

26

8

18

4.

Сюжетно-ролевые игры.

10

2

8

5.

Элементарные математические представления.

22

6

16

6.

Диагностика Отчетное мероприятие.

4

1

3

Итого:

76

20

56



Учебно-тематический план программы для детей 4-5 лет


п/п

Раздел


Тема

Кол-во часов

1.

Введение в программу

Вводное занятие.

1

Диагностика

Выявление уровня сформированности математических представлений, познавательных процессов у детей.

3

2.

Конструирование

«Разрезные картинки» по тематике.

1

«Построй забор вокруг огорода из кирпичиков».

1

«Волшебные косточки и семена» - выложи контур предмета (фрукта, овоща и пр.).

1

Мозайка «Выложи узор» по образцу

1

«Выложи по схеме» (счетные палочки).

1

«Сделай как у меня шнуровку».

1

«Построй башню» - (строительный материал - кубики, лего и пр.).

1

«Составь гирлянду» - из геометрических фигур.

1

«Выложи по схеме» - из геометрических фигур

1

«Придумай и построй город» - из различного строительного материала.

1

3.

Представления о себе и об окружающем природном мире.

Игрушки

Знакомство с игрушками кабинета.

Учить находить игрушки по заданию, узнавать их на картинках. Учить сличать игрушки, находить 2 одинаковые игрушки.

1

Овощи. Огород

название, внешний вид, где растет, описание, сравнение, польза, основные блюда.

1

Фрукты. Сад название, внешний вид, где растет, описание, сравнение, польза, что можно приготовить.

1

Осень. Признаки осени. Учить наблюдать за

явлениями природы: по холодание, дожди, тучи, листья на деревьях меняют свой цвет и опадают, «листопад», перелет птиц, собираем урожай.

2

Части тела и лица

Учить называть всех членов семьи, узнавать их на фотографиях. Учить показывать части

тела и лица на себе и переносить знания

на куклу и иллюстрации.

1

Дикие животные: медведь, лиса

особенности жизни диких животных; активизировать словарь по теме; учить составлять рассказ о диком животном из 3 - 4 простых предложений с опорой на схему или с помощью педагога

1

Домашние животные

Особенностями строения некоторых домашних животных, где живут, польза, основные правила ухода, детеныши, чем питается.

1

Домашние птицы

учить узнавать и называть 4 вида домашних птиц и их птенцов; познакомить с условиями жизни птиц; продолжать знакомить с особенностями строения птицы.

1

Зима. Признаки зимы. Формировать представление о зиме как о времени года. Познакомить с явлениями природы зимой.

2

Одежда. Формировать понятие «одежда»,

сезонность одежды, учить дифференцировать

одежду для мальчиков и для девочек, повседневную и праздничную.

1

Обувь.

Формировать понятие «обувь», сезонность обуви, учить дифференцировать обувь для мальчиков и для девочек.

1

Дикие животные: заяц, волк…

особенности жизни диких животных; активизировать словарь по теме; учить составлять рассказ о диком животном из 3-4 простых предложений с опорой на схему или с помощью педагога.

1

Продукты питания закрепить обобщающее понятие; познакомить со словами антонимами: «сладкий- горький», «холодное-горячее».

1

Мебель.

Формировать представления о многообразии домов, познакомить с понятием «квартира», названием и назначением комнат. Назначение мебели, детали; расширить и активизировать словарь по теме, отрабатывать употребление в речи простых предлогов.

1

Посуда знать ее назначение, называть ее части; закрепить обобщающее понятие; познакомить со словами антонимами: «чистая-грязная», «глубокая- мелкая»; употреблять прилагательные, обозначающие материал, из которого сделана посуда.

1

Транспорт. Учить узнавать и называть транспортные средства; выделять и называть их части (кабина, кузов, руль, колеса), их качества (цвет, форма, величина).

1



Весна. Формировать представление о весне как о времени года. Познакомить с явлениями природы весной: сезонными изменениями в природе, жизни людей. Учить узнавать весну на иллюстрациях; учить с детьми последовательность времен года.

2

Птицы. Познакомить с условиями жизни птиц; продолжать знакомить с особенностями строения птицы.

1

Цветы. Формировать обобщающее понятие. Рассматривание цветов, учить называть. Их части (стебель, листья, цветок), их Качества (цвет, величина, запах).

1

Семья. Труд родителей. Формировать представления детей о труде взрослых, некоторых профессиях, учить составлять рассказ по картине.

1

Дом и его части.

Формировать представления о типах домов, его частях.

1

Лето. Признаки лета.

Формировать представление о лете как о времени года. Познакомить с явлениями природы весной, закрепить последовательность времен года.

2

4.

Сюжетно-ролевые игры.

Познакомимся с игрушкой. Познакомить с куклой, мишкой и т.п. вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с игрушкой, стимулировать сопровождение их речью.

1

Накормим обедом игрушку. Формировать умение наливать суп поварешкой из кастрюли, кормить игрушку ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе, поить компотом.

1

Укладывание игрушки спать. Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить игрушку головой на подушку, накрыть одеялом. Формировать умение ласково обращаться с игрушкой.

1

Магазин. Формировать умение детей оформлять магазин игрушек - расставлять игрушки на прилавке и витрине. Формировать умение пользоваться чеками-заместителями; активизировать словарь детей: названия игрушек, чек, витрина, прилавок, продавец, кассир, покупатель. Вызвать у детей желание играть в магазин. Покупка игрушек.

1

Больница. Закрепить умение брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Формировать умение адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.

1

Поездка на автобусе. Познакомить с ролью водителя, пассажиров. Формировать умение выполнять игровые действия, не выходить из взятой роли до конца игры, и по ее ходу сопровождать действия речью.

1

Поездка в лес. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы во время путешествия в лес.

1

На работе. Формировать умение действовать в соответствии с выбранной профессией (доктор, повар, продавец и т.п.), формировать умение выполнять игровые действия, не выходить из взятой роли до конца игры, по ходу ее сопровождать речью действия.

1

В зоопарке. Знакомить детей с правилами поведения в зоопарке, формировать умение брать на себя роль и сопровождать игру активной речью.

1

Школа. Знакомить детей с правилами поведения в школе, формировать умение брать на себя роль и сопровождать игру активной речью.

1

5.

Элементарные математические представления.

Знакомство с тетрадью в клетку. Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, справа, слева, середина), обводить заданное количество клеток.

1

Форма предметов. Круг. Представление о круге, обследование фигуры путём обведения их контуров пальцев и «пробующих действий».

1

Один – много. Уточнение и закрепление понятия один-много.

1

Лево-право. Право, лево на себе и окружающем пространстве.

1

Одинаковые по размеру, разные. Закрепление представления детей о свойствах предметов: цвете (красный, жёлтый, зелёный), форме (круг), размере (одинаковые по размеру – разные)

1

Цвет предметов (обобщающее занятие). Продолжение изучения цвета как одного из свойств предмета. Различение и называние основных цветов (красный, жёлтый, зелёный). Сравнение предметов по цвету, нахождение одинаковых по цвету предметов на основе практических действий, составление группы предметов, одинаковых по цвету.

1

Большой-маленький, одинаковые по размеру. Сравнение предметов по размеру. Сравнение количества (одинаковое) и размера предметов путём наложения.

1

Форма предметов. Квадрат. Представление о квадрате, показ квадратов разных цветов и размеров, обследование фигуры путём обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий.

1

Выше, ниже, высокий, низкий. Сравнение двух предметов, контрастных по высоте, пользуясь приёмом приложения. Обозначение результатов сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.

1

Широкий-узкий. Сравнивание двух предметов по ширине способом наложения, определение указанных признаков предметов словами: широкий – узкий, шире – уже.

1

Форма предметов. Треугольник. Различение квадрата и треугольника, называние фигур. Упражнение на различие правой и левой руки. Продолжение обучения приёма обведения по контуру фигур, прослеживая взглядом за движением руки.

1

Спереди, сзади. Закрепить понятие спереди, сзади (перед, за) в практической деятельности; повторение понятий слева, справа.

1

Длинный – короткий, длиннее, короче. Закрепление понятий длинный-короткий, длиннее-короче.

1

Сколько, столько же, равно. Установление наличия и отсутствия предметов, равенство и неравенство количества предметов.

1



Геометрическая фигура круг. Составление круга из частей.

1

Сравнение предметов. Сравнивание предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

1

Понятия «сверху», «снизу». Ориентировка в окружающем пространстве, определение верха и низа на плоскости и на листе бумаги.

1

Понятия «высокий» - «низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте». Дать понятия «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже», «одинаковые по высоте».

1

Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между») Понятия «спереди», «сзади» в практической деятельности.

1

Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»). Закрепление понятий «далеко», «близко», «около», «рядом».

1

Понятия «внутри», «снаружи». Закрепление понятий «внутри», «снаружи».

1

Знакомить детей с количеством в пределах десяти

1

6.

Диагностика

Выявление уровня сформированности математических представлений, познавательных процессов у детей

3

Отчетное мероприятие

Итоговое занятие

1

Итого

76


Календарный учебный график


Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов в неделю

Режим занятий

01.09.2023 г.

31.05.2024 г.

38

2

20 мин


3. Планируемые результаты

Реализация программы предполагает, что:

В результате обучения по программе 4-5 лет дети будут владеть определенным уровнем знаний и умений:

По разделу конструирование:

-Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.

-Располагать кирпичики, пластины вертикально.

-Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

По разделу представления о себе и об окружающем природном мире:

-Рассматривать сюжетные картинки.

-Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

-Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы педагога.

-Читать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

-Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

По разделу сюжетно-ролевые игры:

- Следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

-Разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие тематические игры. Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

По разделу элементарные математические представления:

-Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).

-Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

-Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

-Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.

-Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

-Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).

-Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

-Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, величина, форма);

-Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

-Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотносить предметы двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество;

-Сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;

-Различать и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.

-Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху —внизу, впереди — сзади; далеко - близко); уметь двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);

-Определяет части суток.


4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее:

п/п

Назначение

Оборудование общего назначения

1

Стол со стульями, предназначенные для занятий с детьми дошкольного возраста

2

Стул учителя предназначен для офиса, учебных кабинетов.

3

Парта ученическая для оборудования учебных классов, предназначена для учеников в системе школьного образования, рассчитана на двух человек.

4

Стул ученический предназначен для оборудования учебных классов

5

Стеллаж предназначен для хранения дидактических пособий

6

Пенал для методического пособия

Комплекс технических средств обучения

7

Персональный компьютер для работы с документами и проведение диагностики 

8

Дисковод CD-ROM (накопитель на CD-ROM (CD-ROM drive, CD-R/RW drive) — устройство компьютера для записи и/или считывания данных записанных на съемный носитель информации в форме компакт-диска.

9

Принтер Samsung ML-2241

Внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу или полимерную плёнку, малыми тиражами 

10

МФУ KYOCERA ECOSYS521cdn

предназначенное для вывода текстовой или графической информации, сочетающее в себе функции принтера, сканера, факсимильного устройства, копировального модуля

11

Интерактивная панель Project touch на стойке предназначена для эффективной работы с детьми в условиях образовательной организации

Специальное оборудование

12

Тактильная панель Предназначена для развития осязательных навыков

13

Дорожка массажная предназначена для укрепления и массажа мышц стопы, для формирования сводов стопы при ходьбе и для расслабления.

14

Коврик со следками в комплекте с ладошками и стопами. Предназначен для развития внимания и координации движений.

Электронные приложения

15

ПО Методика автоматизированной экспресс-профориентации «Ориентир» для индивидуальной работы по оказанию помощи подросткам в выборе профессии.

16

ПО Комплекс «Effecton Studio» Обеспечивает комплексное решение реабилитационных задач в консультативной, диагностической и коррекционной работе

Дидактический материал

17

Набор LEGO-наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Предназначен для развития логики, моторики и ловкости, творческого мышления.

18

Обучающая игра лото «Кто, где живет», «Фрукты, овощи, цветы», «Цвета и фигуры», «Память», «Профессии».

Предназначены для проведения игровых развивающих занятий

19

Развивающая игра «Цветное панно»

«Найди слово», «Мои первые цифры», Никитина «Дроби», «Слово за словом», «Форма и цвет», «Часть и целое», «Необычные цветы», «Играя, учись»

«Силуэты и контуры», «Кубики для всех» «Стратег», Игра головоломка, игра Никитина «Уникуб». Предназначены для проведения игровых развивающих занятий

20

Демонстрационный и раздаточный материал по лексическим темам «Транспорт», «В мире мудрых пословиц», «Профессии»

«Дикие животные», «Животные жарких стран», «Времена года», «Транспорт», «Обувь», «Насекомые».

Предназначены для проведения игровых развивающих занятий

21

Доска магнитная с буквами и цифрами

Предназначена для проведения игровых развивающих занятий

22

Развивающие наборы для изучения цвета, формы

Предназначены для проведения игровых развивающих занятий

23

Мозаика направлена на коррекцию и развитие внимания, мелкой моторики

24

Тематические пазлы. Предназначены для проведения игровых развивающих занятий, направлены на развитие визуальной памяти, внимания, сенсорики, мышления и мелкой моторики.

Диагностический материал

25

Тест Векслера «Детский» - Диагностическая методика, применяемая для измерения интеллектуальных способностей.

26

Диагностический комплект Семаго-предназначен для проведения тестирования и диагностики детей в возрасте от 2,5 до 12 лет.

27

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров.

Методические пособия

28

Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». /Под общей ред. С.Г. Шевченко.

29

Рабочая адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 4 -7 лет»

Электронно -методические пособия

30

Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов

31

Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет

32

Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

33

Забрамная С.Д., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей

34

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии

35

Специальная психология Под редакцией В. И. Лубовского

36

Г.В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей

старшего дошкольного возраста

37

Психолого-педагогическая диагностика. Под редакцией И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной

38

Диагностика психического развития детей. Под редакцией Т.Григорьева

39

Основы специальной психологии: заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.

40

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника

41

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

42

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 415 с. «Ступеньки развития» (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно – методический материал).

43

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М.: Школьная Пресса, 2006 — 80 с. (в пособии представлена программа по активизации познавательной деятельности со стимульным материалом и поурочным планированием).







12