СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая адаптированная программа по естествознанию (Биология) для детей с ОВЗ (вариант 1) 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / под редакцией В. В. Воронковой.: Сб.1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г

2. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.

- М.: Просвещение, 2020

Просмотр содержимого документа
«Рабочая адаптированная программа по естествознанию (Биология) для детей с ОВЗ (вариант 1) 9 класс»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

С.Покровка, Локтевский район, Алтайский край

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей ЕМЦ

Протокол № 1/21

От «30» 08. 2021г

ПРИНЯТО:

На заседании
Педагогического совета

Протокол № 1/21

от «30» 08. 2021г

УТВЕРЖДАЮ :

Директор

_______Тарасенко Ю.Н.

Приказ № 64/1

От «30» 08. 2021 г.










Рабочая программа учебного предмета

Естествознание «Биология» 9 класс,

для учащихся с ОВЗ ( вариант 8.1)

на 2021-2022 учебный год


Срок реализации: 1 год


Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Планирование составлено на основе авторской программы 5-9классы




1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / под редакцией В. В. Воронковой.: Сб.1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г

2. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.

- М.: Просвещение, 2020

Разработал: Стрельцова Т.В.

учитель биологии








с.Покровка

2021


Пояснительная записка

Биология в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение материала по биологии, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.


Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г. в соответствии с учебным планом.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.- М.: Просвещение, 2020

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации



Цель: развитие мировоззрения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обогащение их социального опыта знаниями о природе.


Задачи преподавания биологии состоят в том, чтобы:

  • сообщить учащимся знания об основных элементах живой природы (человек);

  • проводить через весь курс экологического воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для организма человека), бережное отношение к природе;

  • ознакомить с элементарными сведениями о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;

  • привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.



Общая характеристика учебного предмета



В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. В связи с изучением организма человека учащимся сообщается сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Все занятия необходимо проводить в специально оборудованном кабинете биологии.




Основные направления коррекционной работы:


  • развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;

  • развитие умения устанавливать простейшие причинно-

следственные отношения;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.




Основные технологии:

  • игровые;

  • здоровьесберегающие;

  • дифференцированное обучение;


Основные формы:

  • урок;

  • экскурсия;

  • факультатив;

  • внеклассная работа.


Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

  • практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно - производительный труд.


При изучении тем курса используются:

  • учебники;

  • наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи, модели и др.);

  • дидактический материал;

  • зоологические и экологические игры

  • коррекционные задания и упражнения.



Описание места учебного предмета в учебном плане:


Биология как учебный предмет в 9 классе коррекционной школе YІІІ вида включает раздел «Человек», по которому предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о человеке.

Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю


Планируемые результаты освоения курса «Биология»


Учащиеся должны знать:


  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;


  • основные санитарно-гигиенические правила.



Учащиеся должны уметь:


  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;


  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.




Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя, отвечать на вопросы). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществляется после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.



Содержание учебного предмета

Введение. Место человека среди млекопитающих (как единственного ра­зумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании лич­ных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделитель­ная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение кос­тей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвиж­ное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Зна­чение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстри­рующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойст­ва декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки крас­ные, белые), плазма крови...Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровенос­ную систему — на весь организм).

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопи­тающего.

Лабораторные работы: 1. Микроскопическое строение крови. 2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физи­ческих упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосо­вой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выды­хаемом воздухе.

Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов: 1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. 2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.3. Действие слюны на крахмал. 4. Действие желудочного сока на белки.

Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, ося­зания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обмо­рожении.

Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и голов­ной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитаю­щего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприя­тия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старос­ти, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и дру­гие. Меры профилактики.


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Л/р и П/р

1

Введение

1

-

2

Общий обзор организма человека

4

1

3

Опора и движение

12

1

4

Кровообращение

7

3

5

Дыхание

7

1

6

Пищеварение

12

2

7

Выделение

2

-

8

Кожа

5

1

9

Нервная система

7

-

10

Органы чувств

8

1

11

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

4

-


Итого

68

10


Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем






Всего часов

Дата

по плану

По факту

1

1.1

Введение.

Место человека среди млекопитающих

1

1



2

2.1

Общий обзор организма человека

Строение клетки. Практическая работа.

4

1



2.2

Ткани организма.


1



2.3

Органы. Системы органов.

1



2.4

Повторение: общий обзор.

1



3

3.1

Опора и движение

Значение опорно - двигательной системы. Скелет

12

1



3.2

Состав и строение и соединение костей.

1



3.4

Соединение костей

1



3.5

Скелет головы.

1



3.6

Скелет туловища.

1



3.7

Скелет конечностей.

1



3.8

Первая помощь при растяжении связок, вывихах, переломах. Практическая работа

1



3.9

Значение и строение мышц

1



3.10

Основные группы мышц. Работа мышц.


1



3.11

Осанка и здоровье человека.

Физические упражнения.

1



3.12

Повторение: опорно-двигательная система.

1



4

4.1

Кровообращение

Значение крови и её состав. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови»

7

1



4.2

Органы кровообращения. Сосуды


1



4.3

Строение и работа сердца

Лабораторная работа: «Подсчет частоты пульса»

1



4.4

Движение крови по сосудам.

1



4.5

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1



4.6

Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа

1



4.7

Повторение: кровеносная система. тест

1



5

5.1

Дыхание

Органы дыхания.


7

1



5.2

Дыхательные движения.

Практическая работа

1



5.3

Газообмен в легких и тканях.


1



5.4

Гигиена дыхания.

1



5.5

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Повторение


1



5.6

Контрольная работа за полугодие «Клетка. Системы органов»

1



5.7

Повторение: «Дыхательная система».

1



6

6.1

Пищеварение

Значение и состав пищи.

12

1



6.2

Витамины.


1



6.3

Пищевые добавки.

Практическая работа

1



6.4

Органы пищеварения.


1



6.5

Ротовая полость. Зубы. Практическая работа


1



6.6

Пищеварение в желудке.


1



6.7

Пищеварение в кишечнике.


1



6.8

Гигиена питания.

1



6.9

Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.

1



6.10

Предупреждение инфекционных и глистных заболеваний



1



6.11

Предупреждение пищевых отравлений.


1



6.12

Повторение: «Система пищеварения». Тест

1



7

7.1

Выделение

Почки – орган выделения


2

1



7.2

Предупреждение почечных заболеваний


1



8

8.1

Кожа

Значение и строение кожи. Практическая работа.

5

1



8.2

Гигиена кожи.

1



8.3

Закаливание организма

1



8.4

Оказание первой помощи.

1



8.5

Повторение: «Кожа». Тест

1



9

9.1

Нервная система.

Строение нервной системы.

7

1



9.2

Нервы

1



9.3

Значение нервной системы


1



9.4

Гигиена нервной системы.

1



9.5

Сон и его значение.

1



9.6

Вредное влияние спиртных напитков и курения

1



9.7


Повторение: «Нервная система». Тест

1



10

10.1

Органы чувств

Значение органов чувств.

8

1



10.2

Органы зрения.


1



10.3

Гигиена зрения. Практическая работа

1



10.4

Орган слуха.


1



10.5

Гигиена слуха.


1



10.6

Органы обоняния, вкуса.


1



10.7

Повторение «Системы органов» тест

1



10.8

Контрольная работа по итогам года «Организм»

1



11.1

11.2


Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Охрана здоровья человека


4

2

2




Итого

68






Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


Основная литература:



1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. Биология (В.В.Сивоглазов, Т.В.Шевырёва, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова)

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации


2. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.

- М.: Просвещение, 2020

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

3. Шевырёва Т. В. Биология. Методические рекомендации. 7–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. – М. : Просвещение, 2020. – 153 с. : ил.

Дополнительная литература:


1. Абрамова З.В. Использование программированного обучения на уроках биологии // Биология в школе. - 1974 . - №2

2. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. Книга для учителя. Под ред. Л.В.Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение, 1997

3. Мирончик М.П.Элементы программированного обучения естествознанию во вспомогательной школе//Дефектология. -1986 - №6

4. Лифанова Т.М. Использование программированных заданий на уроках естествознания во вспомогательной школе: Обучение учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1984.

5. Худенко Е.Д. Наглядно-практические методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе // Дефектология. -1993 - №1

7. Видеофильм «Органы чувств».


ТСО:

Ноутбук, проектор
















Лист внесения изменений.



Дата внесения изменений

Тема

Содержание изменений

Подпись учителя

Подпись зам. директора