Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
С.Покровка, Локтевский район, Алтайский край
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей ЕМЦ Протокол № 1/21 От «30» 08. 2021г | ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета Протокол № 1/21 от «30» 08. 2021г | УТВЕРЖДАЮ : Директор _______Тарасенко Ю.Н. Приказ № 64/1 От «30» 08. 2021 г. |
| | |
Рабочая программа учебного предмета
Естествознание «Биология» 9 класс,
для учащихся с ОВЗ ( вариант 8.1)
на 2021-2022 учебный год
Срок реализации: 1 год
Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Планирование составлено на основе авторской программы 5-9классы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / под редакцией В. В. Воронковой.: Сб.1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г
2. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.
- М.: Просвещение, 2020
Разработал: Стрельцова Т.В.
учитель биологии
с.Покровка
2021
Пояснительная записка
Биология в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение материала по биологии, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г. в соответствии с учебным планом.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.- М.: Просвещение, 2020
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Цель: развитие мировоззрения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обогащение их социального опыта знаниями о природе.
Задачи преподавания биологии состоят в том, чтобы:
сообщить учащимся знания об основных элементах живой природы (человек);
проводить через весь курс экологического воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для организма человека), бережное отношение к природе;
ознакомить с элементарными сведениями о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. В связи с изучением организма человека учащимся сообщается сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Все занятия необходимо проводить в специально оборудованном кабинете биологии.
Основные направления коррекционной работы:
развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
развитие умения устанавливать простейшие причинно-
следственные отношения;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение биологии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Основные технологии:
Основные формы:
урок;
экскурсия;
факультатив;
внеклассная работа.
Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
практические – упражнения, лабораторные и практические работы, опыты, учебно - производительный труд.
При изучении тем курса используются:
учебники;
наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, натуральные объекты, муляжи, модели и др.);
дидактический материал;
зоологические и экологические игры
коррекционные задания и упражнения.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Биология как учебный предмет в 9 классе коррекционной школе YІІІ вида включает раздел «Человек», по которому предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о человеке.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю
Планируемые результаты освоения курса «Биология»
Учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (читать текст учебника, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя, отвечать на вопросы). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществляется после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.
Содержание учебного предмета
Введение. Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови...Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы: 1. Микроскопическое строение крови. 2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов: 1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. 2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.3. Действие слюны на крахмал. 4. Действие желудочного сока на белки.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Л/р и П/р |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Общий обзор организма человека | 4 | 1 |
3 | Опора и движение | 12 | 1 |
4 | Кровообращение | 7 | 3 |
5 | Дыхание | 7 | 1 |
6 | Пищеварение | 12 | 2 |
7 | Выделение | 2 | - |
8 | Кожа | 5 | 1 |
9 | Нервная система | 7 | - |
10 | Органы чувств | 8 | 1 |
11 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 4 | - |
| Итого | 68 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата |
по плану | По факту |
1 1.1 | Введение. Место человека среди млекопитающих | 1 1 | | |
2 2.1 | Общий обзор организма человека Строение клетки. Практическая работа. | 4 1 | | |
2.2 | Ткани организма. | 1 | | |
2.3 | Органы. Системы органов. | 1 | | |
2.4 | Повторение: общий обзор. | 1 | | |
3 3.1 | Опора и движение Значение опорно - двигательной системы. Скелет | 12 1 | | |
3.2 | Состав и строение и соединение костей. | 1 | | |
3.4 | Соединение костей | 1 | | |
3.5 | Скелет головы. | 1 | | |
3.6 | Скелет туловища. | 1 | | |
3.7 | Скелет конечностей. | 1 | | |
3.8 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах, переломах. Практическая работа | 1 | | |
3.9 | Значение и строение мышц | 1 | | |
3.10 | Основные группы мышц. Работа мышц. | 1 | | |
3.11 | Осанка и здоровье человека. Физические упражнения. | 1 | | |
3.12 | Повторение: опорно-двигательная система. | 1 | | |
4 4.1 | Кровообращение Значение крови и её состав. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение крови» | 7 1 | | |
4.2 | Органы кровообращения. Сосуды | 1 | | |
4.3 | Строение и работа сердца Лабораторная работа: «Подсчет частоты пульса» | 1 | | |
4.4 | Движение крови по сосудам. | 1 | | |
4.5 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 | | |
4.6 | Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа | 1 | | |
4.7 | Повторение: кровеносная система. тест | 1 | | |
5 5.1 | Дыхание Органы дыхания. | 7 1 | | |
5.2 | Дыхательные движения. Практическая работа | 1 | | |
5.3 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | | |
5.4 | Гигиена дыхания. | 1 | | |
5.5 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Повторение | 1 | | |
5.6 | Контрольная работа за полугодие «Клетка. Системы органов» | 1 | | |
5.7 | Повторение: «Дыхательная система». | 1 | | |
6 6.1 | Пищеварение Значение и состав пищи. | 12 1 | | |
6.2 | Витамины. | 1 | | |
6.3 | Пищевые добавки. Практическая работа | 1 | | |
6.4 | Органы пищеварения. | 1 | | |
6.5 | Ротовая полость. Зубы. Практическая работа | 1 | | |
6.6 | Пищеварение в желудке. | 1 | | |
6.7 | Пищеварение в кишечнике. | 1 | | |
6.8 | Гигиена питания. | 1 | | |
6.9 | Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний. | 1 | | |
6.10 | Предупреждение инфекционных и глистных заболеваний | 1 | | |
6.11 | Предупреждение пищевых отравлений. | 1 | | |
6.12 | Повторение: «Система пищеварения». Тест | 1 | | |
7 7.1 | Выделение Почки – орган выделения | 2 1 | | |
7.2 | Предупреждение почечных заболеваний | 1 | | |
8 8.1 | Кожа Значение и строение кожи. Практическая работа. | 5 1 | | |
8.2 | Гигиена кожи. | 1 | | |
8.3 | Закаливание организма | 1 | | |
8.4 | Оказание первой помощи. | 1 | | |
8.5 | Повторение: «Кожа». Тест | 1 | | |
9 9.1 | Нервная система. Строение нервной системы. | 7 1 | | |
9.2 | Нервы | 1 | | |
9.3 | Значение нервной системы | 1 | | |
9.4 | Гигиена нервной системы. | 1 | | |
9.5 | Сон и его значение. | 1 | | |
9.6 | Вредное влияние спиртных напитков и курения | 1 | | |
9.7 | Повторение: «Нервная система». Тест | 1 | | |
10 10.1 | Органы чувств Значение органов чувств. | 8 1 | | |
10.2 | Органы зрения. | 1 | | |
10.3 | Гигиена зрения. Практическая работа | 1 | | |
10.4 | Орган слуха. | 1 | | |
10.5 | Гигиена слуха. | 1 | | |
10.6 | Органы обоняния, вкуса. | 1 | | |
10.7 | Повторение «Системы органов» тест | 1 | | |
10.8 | Контрольная работа по итогам года «Организм» | 1 | | |
11.1 11.2 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации Охрана здоровья человека | 4 2 2 | | |
| Итого | 68 | | |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. Биология (В.В.Сивоглазов, Т.В.Шевырёва, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова)
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.
- М.: Просвещение, 2020
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
3. Шевырёва Т. В. Биология. Методические рекомендации. 7–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. – М. : Просвещение, 2020. – 153 с. : ил.
Дополнительная литература:
1. Абрамова З.В. Использование программированного обучения на уроках биологии // Биология в школе. - 1974 . - №2
2. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. Книга для учителя. Под ред. Л.В.Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение, 1997
3. Мирончик М.П.Элементы программированного обучения естествознанию во вспомогательной школе//Дефектология. -1986 - №6
4. Лифанова Т.М. Использование программированных заданий на уроках естествознания во вспомогательной школе: Обучение учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1984.
5. Худенко Е.Д. Наглядно-практические методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе // Дефектология. -1993 - №1
7. Видеофильм «Органы чувств».
ТСО:
Ноутбук, проектор
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |