Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ремесла, которые определены АООП.
- формирование общетрудовых умений и навыков: умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущие и итоговые результаты труда.
В данной рабочей программе особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции учащихся. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащимся в обыденной жизни, для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Данная программа содержит материалы, помогающие достичь того уровня знаний по ремеслу, которые необходимы учащимся для социальной адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе владения учебным предметом.
Программа определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по ремеслу. При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям учащихся, мотивация учения данного предмета. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.
Базисный учебный план по программе составляет 10 часов в неделю, 329 часов в год.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Министерство общего и профессионального образования РО
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл. под редакцией В.В. Воронковой
Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1 на 2018- 2019 учебный год.
1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Программно-методический материал под редакцией И.М.Бгажноковой, г. Москва, 2007 г.
2. «Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта» , г. Санкт- Петербург, Образование, 1996 г
3. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», Москва. 1983 г. А.Р.Маллер.
4. Программа «Организация обучения детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием» сборник, составители – Богданова И.Ю., Шкарупа О.П., Безрякова О.Н. , г. Ростов-на–Дону 2011 г.
№ | Содержательные линии. Тема. | Количество часов: | Дата: | Обязательный минимум: | Сниженный уровень: | Практическая работа: | Мониторинг: |
| 1 четверть: | 67ч. | | | | | |
1 | День знаний. | 2ч | | | | | |
2 | Свойства бумаги. Виды бумаги. | 2ч 3ч | | -Знать, что такое бумага, для чего она применяется. Уметь проверять свойства бумаги (сгибание, сминание, сворачивание) | - сминание бумаги в комок | - сминание, сгибание, сворачивание бумаги | |
3 | Практическое экспериментирование с бумагой разного качества. | 3ч. | | - работать с бумагой разного качества | - сминание, сгибание бумаги | | - фронтальный контроль |
4 | Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Инструменты для работы с бумагой. Резание бумаги ножницами. | 2ч 2ч 3ч | | - техника безопасности при работе с ножницами и клеем | - правильно держать в руках инструмент | - разрезание по разметке, склеивание | |
5 | Аппликация из бумаги: - «Алые паруса» (рваная аппликация) - «Корзина с цветами» (рваная аппликация) - «Рыбки» - «Белая берёза» - «Грибы» - «Ягоды» - изготовление поздравительных открыток | 3ч 2ч 2ч 3ч 3ч. 2ч., 2ч 3ч,3ч 2ч,2ч 3ч. 3ч | | - знать из чего делается аппликация, уметь последовательно выполнить весь алгоритм действий | - обведение деталей по шаблонам, наклеивание по образцу, с помощью учителя | - разметка бумаги по шаблонам, резание бумаги по разметке, наклеивание на основу | - организация выставки работ, индивидуальный и фронтальный контроль |
6 | Объёмные поделки из бумаги: - «Тарелка с фруктами» - «Кактус» - «Георгин» - «Лебедь» - «Петушок» - «Божья коровка» - «Стрекоза» | 2ч,2ч 3ч 3ч 2ч,2ч 3ч 3ч 2ч 2ч | | - техника безопасности при работе с ножницами и клеем | - обведение деталей по шаблонам , наклеивание по образцу, с помощью учителя | - разметка по шаблонам, резание бумаги по разметке, наклеивание на основу | - организация выставки работ, фронтальный и индивидуальный контроль |
7 | Изготовление различных мозаичных картин из мягкой бумаги: - «Пирамидка» - «Осенние листья» | 3ч,3ч 2ч,2ч. | | - техника безопасности при работе с ножницами и клеем | - обведение деталей по шаблонам, наклеивание по образцу, с помощью учителя | - разметка по шаблонам, резание бумаги по разметке, наклеивание на основу | - организация выставки работ, фронтальный и индивидуальный контроль |
8 | Закрепление навыка резания бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами. Упражнения в резании бумаги по ровной линии разметки. | 3ч. | | - техника безопасности при работе с ножницами; | - умение правильно держать в руках инструмент; | - резание бумаги по разметке; | - организация выставки работ, Зачёт 26.10 |
| 2 четверть: | 56 | | | | | |
1 | Инструменты и приспособления при работе с тканью. Техника безопасности при работе с ножницами и иглой. | 2ч 2ч | | - знать, что такое ткань и её назначение, уметь найти образцы ткани среди других предметов - техника безопасности при работе с ножницами и иглой | - определять свойства ткани при помощи учителя | - правильно держать в руке ножницы и иглу | |
2 | Упражнения на вдевание нитки в иголку. Завязывание узелка. | 3ч | | - вдевать нитку в иглу - завязывать узелок | - работа со шнуровкой | - вдевание нитки в иглу - завязывание узелка | - индивидуальный и фронтальный контроль |
3 | Шов «Вперёд иголку». Шов «Назад иголку». | 3ч 2ч | | - выполнять шов «Вперёд иголку», « Назад иголку» | - выполнение швов на образце под контролем | - выполнение швов | |
4 | Пришивание пуговиц. | 2ч 3ч | | - уметь вдевать нитку в иглу, выполнять работу последовательно | - работа со шнуровкой | -пришивание пуговицы с двумя отверстиями | |
5 | Вышивание салфетки. | 3ч 2ч 2ч | | - уметь вдевать нитку в иглу, выполнять простейшие швы | - работа со шнуровкой | - выполнение швов | Фронтальный и индивидуальный контроль |
6 | Шов «Через край». | 3ч 3ч | | - уметь вдевать нитку в иглу, выполнять простейшие швы | - работа со шнуровкой | - выполнение швов | |
7 | Аппликация из ткани: - «Домик» - «Бабочка» - «Машинка» - «Ёлочка» - «Снеговик» | 2ч,2ч 3ч 3ч 2ч,2ч 3ч,3ч | | - техника безопасности при работе с ножницами и клеем - выполнять работу последовательно | - изготовление элементов аппликации при помощи учителя | - разметка ткани по шаблонам, вырезывание деталей, приклеивание на основу | - организация выставки работ |
8 | Работа с цветной бумагой. «Мастерская Деда Мороза»: - «Гирлянда» - «Снежинки» - «Ёлочные игрушки» - «Снеговик» | 2ч,2ч 3ч,3ч 2ч,2ч 3ч | | - техника безопасности при работе с клеем и ножницами - последовательно выполнять работу по образцу | - изготовление элементов поделок при помощи учителя | -разметка бумаги по шаблонам, вырезывание деталей, сборка по образцу изделия | - организация выставки работ Зачет 24.12 |
| 3 четверть: | 80 | | | | | |
| Техника безопасности и организация рабочего места при работе с пластилином. | 3ч | | - техника безопасности при работе с пластилином | | | |
1 | Работа с пластилином: - плоская аппликация - «Сладкий сон» - « Муха- Цокотуха» - «Лягушка- модница» - «Веселые матрёшки» - «Три медведя» - «Лисичка со скалочкой» | 3ч,2ч 2ч,3ч 3ч,2ч 2ч,3ч 3ч,2ч 2ч 3ч | | - последовательно и аккуратно выполнять поделку по образцу | - скатывать шарик между ладонями - выполнять несложные элементы поделки при помощи учителя | -разогревание пластилина между ладонями, последовательно выполнение деталей, сборка готового изделия | - организация выставки работ |
2 | Техника безопасности при работе с мелкими деталями конструктора «Лего». | 3ч | | - техника безопасности при работе с мелкими деталями | - выполнение несложных элементов при помощи учителя | -сборка из деталей готового изделия | - |
3 | Работа с конструктором «Лего»: - «Дом» - «Машина» - «Поезд» - «Мост» - «Корабль» - «Самолет» | 2ч 2ч 3ч 3ч 2ч 2ч | | - выполнять сборку из деталей целого изделия | - выполнение несложных элементов при помощи учителя | - сборка из деталей готового изделия | - зачёт |
4 | Работа с пластмассовым конструктором. Техника безопасности при работе с мелкими деталями ( гайки, болты). - соединение двух пластин при помощи болтов и гаек - угловое соединение пластин - сборка из деталей стула - сборка из деталей стола - сборка из деталей машины - сборка из деталей шкафа | 3ч 3ч 2ч 2ч 3ч 3ч 2ч,2ч | | - техника безопасности при работе с мелкими деталями конструктора - выполнять сборку изделия из деталей | - выполнение несложных элементов при помощи учителя | - сборка из деталей готового изделия | - фронтальный и индивидуальный контроль |
5 | Работа с солёным тестом. Солёное тесто делаем сами. Основные приёмы работы с тестом. - «Зайчик» - «Жаворонок» - «Веночек» - «Мышка» « Петушок» - Композиция «Скворцы прилетели» - Композиция « зайчики на поляне» | 3ч,3ч 2ч,2ч 3ч 2ч 2ч,3ч 3ч 2ч,2ч 3ч | | - последовательно и аккуратно выполнять поделку | - выполнять несложные элементы при помощи учителя | - изготовление теста, последовательное выполнение деталей, а потом и всей работы | - фронтальный контроль Зачет 15.03 |
| 4 четверть: | 62 | | | | | |
| Техника безопасности при работе с ножницами и иглой. Выполнение швов «Вперёд иголку», « Назад иголку» | 2ч 2ч 3ч | | - техника безопасности при работе с ножницами и иглой; | - выполнять шов «вперёд иголку» на тренажёре под контролем учителя; | - выполнение швов; | - фронтальный контроль и индивидуальный контроль; |
1 | Раскладка шаблонов прихватки на ткани. Вырезывание деталей прихватки. | 3ч | | -резать ткань по прямой линии разметки; | - резать бумагу по прямой линии разметки; | - резание ткани по разметке; | - фронтальный контроль |
2 | Изготовление прихватки: - намётывание и сшивание основы прихватки - обработка прихватки окантовкой (намётывание) - обработка прихватки окантовкой (шов «вперёд иголку») | 2ч,2ч 3ч 3ч 2ч | | - вдевать нитку в иглу, выполнять шов «вперёд иголку»; | - выполнение шва на тренажёре «шнуровка»; | - вдевание нитки в иглу, выполнение швов; | - фронтальный и индивидуальный контроль |
3 | Изготовление салфетки из ткани: - продергивание ниток по срезам ткани; - выполнение вышивки «Цветы» | 2ч 3ч 3ч | | - выдергивать по одной нитке по срезу ткани; | - определять лицевую и изнаночную стороны цветной ткани; | - продергивание ниток, вышивание узора «Солнышко»; | -фронтальный контроль Зачет 19.04 |
4 | Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Аппликация из пуговиц. | 2ч, 2ч,3ч 3ч,2ч,2ч | | - вдевать нитку в иголку, выполнять работу последовательно; | - выполнение пришивания пуговицы на тренажёре «шнуровка»; | - пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями; | - индивидуальный контроль |
5 | Ремонт одежды. Техника безопасной работы с ручным инструментом. Заплатка. Вешалка для верхней одежды. | 3ч 2ч,2ч,3ч,3ч, 2ч 2ч,3ч,3ч | | Правила безопасной работы с ручным инструментом; -выполнять мелкий ремонт одежды | - соблюдение правил техники безопасности; -выполнение мелкого ремонта | - выполнение мелкого ремонта с помощью учителя | Выставка работ, - зачет 17.05 |
6 | Итоговое повторение по темам учебного года. | 10ч. | | | | | |