Пояснительная записка
Рабочая индивидуальная образовательная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащегося средствами учебного предмета в соответствии с целями СБО, которые определены СИПР.
Цель программы: развитие социальной компетентности у учащегося с особыми образовательными потребностями и подготовка его к самостоятельной жизни.
Задачи:
-формировать знания и умения, способствующих социальной адаптации.
-развивать навыки, необходимые учащемуся с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
-формировать элементарные трудовые умения и навыки;
-развивать мелкую и общую моторику;
-развивать творческие способности, мышление, внимание, память, речь учащегося;
-совершенствовать умение повторять демонстрируемые учителем действия;
воспитывать у учащегося трудолюбие, самостоятельность, любознательность, аккуратность.
Занятия по СБО направлены на практическую подготовку обучающегося к самостоятельной жизни и труду, формирование у него социальных компетенций, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребёнка необходимые ему навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
Программа определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по СБО. При подборе учебного материала использовался индивидуальный подход к учебным возможностям учащегося, мотивация учения данного предмета. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. Всё обучение строится с учетом особенностей психофизического развития учащегося.
Введение индивидуального обучения способствует более быстрому накоплению сведений об окружающей действительности, повышению коррекционного воздействия обучения на общеречевое и общефизическое развитие, более тесному сотрудничеству педагогов и родителей, что является эффективным средством обучения и развития ребенка.
Учебный план по программе по СБО составляет:
индивидуальное обучение -1 час в неделю,34 часа в год.
групповое обучение - ---.
Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Министерство общего и профессионального образования РО
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1 на 2020-2021 учебный год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебники и учебные пособия:
1.Социально-бытовая ориентировка 5-9классы, под ред. С.А Львовой.- Волгоград: издательство «Учитель», 2010г. 2.Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов здоровья, под ред.Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскина- издательствоМ-ВАКО, 2007.
3. Социально-бытовая ориентировка в спец.(коррекц) образовательных учреждениях VIIIвида, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, А.М. Щербакова, -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013г..
6.Трудовой Кодекс Российской Федерации,
Календарно-тематическая планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Часы | Требования к уровню подготовки учащегося | Вид контроля | |
Инд. обуч. | Групп обуч. | Знать | Уметь | |
I четверть | |
1 | Диагностика сохранности ЗУН, сформиро ванных ранее | | | | Знать: _-название учебного курса;- цель нового учебного предмета, его назначение.. | | | |
Личная гигиена | |
2 3 | Личная гигиена человека. | | | | Знать:-последовательность выполнения утрен. и вечернего туалета; периодичность и правила ухода за ушами; - правила ухода за кожей рук, ног и ногтями | Уметь: -совершать вечерний туалет в определенной последовательности; -выбирать причёску и причёсывать волосы; - стричь ногти на ногах, руках. | Совместная деятель- ность Текущий контроль | | | |
4 5 | Личные вещи. Предметы и средства личной гигиены | | | | Знать:-правила личной гигиены; -названия вещей личной гигиены (индивидуального пользования )вещей: носового платка, зубной щётки, мочалки, расчёски, полотенца;-назначение личных вещей. | Уметь: -стирать индивидуальные личные вещи; -содержать личные вещи в чистоте. | Совместная деятельность Текущий контроль | Набор личных вещей | |
6 7 | Гигиена зрения. Правила охраны зрения | | | | Знать: - правила освещенности рабочего места; - правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач | Уметь: - соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач; -соблюдать правила личной гигиены; -располагать настольную лампу для работы за письменным столом | | Таблица, картинки. | |
8 | Осанка. Значение осанки для здоровья | | | | Знать : -требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; - правильное положение тела для сохранения правильной осанки. | Уметь: - принимать правильную позу в положении сидя и стоя; -следить за своей осанкой. | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
9 | Повторение изученного материала | | | | | | Зачёт | |
| II четверть Культура поведения | |
1 2 3 | Правила пове-дения за столом. Столовая посу да и столовые приборы. | | | | Знать:-правила поведения за столом;-названия столовой посуды и столовых приборов. | Уметь:-правильно сидеть за столом; -пользоваться столовыми приборами. | Совместная деятель-ность Текущий контроль | | |
Семья,дом | |
4 5 6 | Твой дом. Родственные отношения в семье. Состав семьи учащегося | | | | Знать: -понятие «Твой дом». - родственные отношения в семье; -состав семьи (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка) -фамилию. имя, отчество каждого члена семьи; -возраст и день рождения каждого члена семьи) | уметь: - определить родственные отношения в семье; -назвать фамилию. имя, отчество каждого члена семьи; -назвать возраст и день рождения каждого члена семьи) | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
7 | Повторение изученного материала | | | | | | Зачёт | |
III четверть Одежда | |
1 2 | Виды одежды Сезонная и демисезонная одежда | | | | Знать: -виды одежды; их назначение. | Уметь: - одеться на прогулку. -различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, рабочая, праздничная, спортивная. -уметь подбирать одежду по сезону. | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
3 4 | Чистка одежды, сушка | | | | Знать: -правила ухода за одеждой. | Уметь:-сушить и чистить одежду;-подготавливать одежду к хранению; -подбирать средства и мате-риалы для чистки одежды. | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
5 6 | Виды головных уборов | | | | Знать: - виды головных уборов , их назначение. | Уметь: -подбирать головной убор в зависимости от сезона; | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
Обувь | | |
7 8 | Виды обуви. Чистка, хране- ние обуви | | | | Знать: -Виды обуви и их назначение -правила ухода за обувью (чистки и сушки); | Уметь: - различать обувь в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, спортивная; обувь по сезону; Уметь: - применять на практике полученные знания; - чистить и сушить обувь. | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
9 | Повторение изученного материала | | | | | | Зачёт | |
IVчетверть Транспорт | |
1 2 | Виды транс рортных средств | | | | Знать: - основные виды транспортных средств, имеющихся в городе, селе; -маршрут следования в образовательное учреждение и обратно. | Уметь: -различать и называть виды транспортных средств в городе, в селе; -составлять маршрут от дома до учебного учреждения.. | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
3 4 | Поведе ние в транспорте | | | | Знать: -правила поведения в транспорте | Уметь: -соблюдать правила поведения в общественном транспорте правила (посадки, покупки билета, поведения в салоне автобуса и при выходе из транспорта). | | |
5 6 7 | Правила и знаки дорожного движения | | | | Знать: Правила передвижения на велосипеде. | Уметь: - соблюдать правила дорожного движения; -различать знаки дорожного движе- ния, встречающиеся по пути из дома до школы- интерната и обратно. | Совместная деятель-ность Текущий контроль | |
9 10 | Повторение и обобщение изученного материала | | | | | | Зачёт | |