Рабочая карта
Студента группы 1-т _______________________________________________________________
Записать предложение-девиз_________________________________________________________
Тема: Фразеология. Использование фразеологизмов в речи.
Цели: узнать больше о фразеологизмах; научиться использовать их в речи.
Задачи: повторить, закрепить и обобщить знания по теме «Фразеологизмы»; обогатить словарный запас; воспитать в себе любовь к родному языку.
Наука, которая занимается изучением фразеологизмов, называется фразеологией.
Задание 1. Распределительный диктант.
профессиональные | античные | библейские | литературные |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 2. Что объединяет эти слова? Составим фразеологизмы с каждым словом.
1 группа. 1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода).
2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко)
2 группа. 3. Обед, дёготь, час (ложка)
4.Охапка, вор, бегом, разбор (шапка)
Задание 3. Объясните значения фразеологизмов в упражнении 37 на стр. 26.
Задание 4: перед вами в двух колонках написаны фразеологические выражения, нужно сопоставить их по смыслу, подобрав синонимичные и антонимические выражения.
Сбрасывать маску | Гроша ломаного не стоит |
Делать большие глаза | Иметь зуб |
Поминай, как звали | Разводить руками |
На вес золота | И след простыл |
Держать камень за пазухой | Надевать маску |
Задание 5. На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. Первая группа выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ая – «обманывать».
бездельничать обманывать
Задание 6. Разобрать предложение по членам.
1 группа. Трактористы в поле работали до седьмого пота.
2 группа. Мастер на все руки выполнил работу в срок.
Задание 7. Лингвистический эксперимент.
Перед вами фразеологизмы с ошибками. Нужно исправить и записать правильно.
— делать из комара слона -
— два валенка пара -
— заблудиться в трех осинах -
— кошку съел -
— пишет как индюшка лапой -
— после снегопадика в субботу –
Правила употребления фразеологизмов:
1. Необходимо точно знать значение используемого фразеологизма.
2. Нельзя искажать устойчивые обороты.
3. Нельзя убирать или, наоборот, добавлять новое слово в фразеологизм.
Вывод:
Фразеологизм состоит из двух и более слов.
У фразеологизмов есть устойчивый состав.
Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость.
Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически.
Все слова одного фразеологизма — это один член предложения.
-Продолжите фразу: Фразеологизмы-это…
Фразеологизмы делают нашу речь…
Задание 7. Составьте синквейн со словом «фразеологизм».
Домашнее задание.
Составить рассказ на тему будущей специальности, используя при этом фразеологизмы из профессионального сленга. Топорная работа; хоть трава не расти; посадить в калошу; задирать нос; бить баклуши; засучив рукава.