Рабочая коррекционно-развивающая программа
по развитию навыков конструктивного общения
для учащихся 4-х классов
Педагог-психолог
МБОУ «Лаишевская СШ»
высшей категории
Мамыкина Л.Н.
Ульяновск
2020 год
Пояснительная записка.
Данная программа реализуется в условиях внедрения ФГОС начального и общего образования, способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий. Её реализация запланирована в рамках внеурочной деятельности.
Программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования. В некоторые разделы включены материалы из опубликованных работ известных детских психологов.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598
Актуальность программы.
Как показали результаты психолого-педагогических исследований, в настоящее время увеличивается доля детей, у которых слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия и ролевого поведения. Во многих классах педагоги и воспитатели сталкиваются с агрессивно-конкурирующим поведением детей. В связи с увеличивающейся учебно-развивающей нагрузкой у учащихся нет возможности для формирования устойчивой групповой структуры внутри класса. Ребенок, приходя в школу, слабо понимает свою психологическую роль внутри группы, что вызывает состояние тревоги, страха, дезадаптации.
Новые концепции воспитания предлагают родителям воспитывать в детях дух индивидуальности, не заботясь о формировании коммуникативных навыков. Это негативно сказывается на поведении детей в коллективе: они заменяют конструктивные формы общения защитными агрессивными ролями. Данная программа направлена на формирование групповой структуры через определение места каждого ребенка в коллективе. Программа нацелена на работу с детьми 4 классов для решения проблем взаимоотношений в классе и школьной дезадаптации.
Цель программы: Развитие навыков конструктивного общения в классе, группе через определение психологической ниши каждого ученика.
Задачи программы:
Формировать устойчивую самооценку и низкий уровень школьной тревожности.
Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Профилактика конфликтного поведения.
Познакомить детей со способами расслабления, обретения душевного спокойствия.
Разработать модели внутригруппового взаимодействия между одноклассниками, основываясь на индивидуальных характеристиках детей.
Мотивировать учащихся на совместную конструктивную деятельность.
Формировать основы толерантной коммуникативной культуры внутри класса.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
умения находить выходы из трудных ситуаций;
нести ответственность за свои поступки;
строить речевое высказывание в устной форме;
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
учиться исследовать свои качества и свои особенности;
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
учиться наблюдать;
моделировать ситуацию с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
развитие навыков сотрудничества, учиться работать в паре и в группе;
умения договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды;
слушать и понимать речь других ребят;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
Личностные УУД:
Освоения начальных форм рефлексии;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
нести ответственность за свои поступки;
Программа рассчитана на 34 часа (занятия).
Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю в группах из 10-12 человек.
Место проведения — кабинет психолога.
Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.
Учебно-тематический план
По плану 1 четверти – 8 занятий
По плану 2 четверти – 8 занятий
По плану 3 четверти – 10 занятий
По плану 4 четверти – 8 занятий
Всего занятий – 34.
№/дата занятия | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов |
1. 2. 3. | «Мы – разные» | Демонстрация индивидуальных особенностей каждого человека, изменение отношения к непохожим людям. Разработка модели конструктивного взаимодействия с «непохожими» людьми. | 40 мин каждое занятие |
4. 5. 6. | «Каждому своё» | Определение психологической ниши каждого ученика в классе. Осознание индивидуальных различий одноклассников, изменение отношения учеников друг к другу. Разработка модели внутригруппового взаимодействия между одноклассниками, основываясь на индивидуальных характеристиках детей. | 40 мин каждое занятие |
7. 8. 9. | «Давайте дружить со всеми!» | Мотивация на совместную конструктивную деятельность. Осознание необходимости конструктивного общения, демонстрация положительных сторон дружбы. Разработка модели конструктивного внутригруппового общения. Интеграция полученных знаний и навыков. | 40 мин каждое занятие |
10. 11. | «Найди клад» | Сплочение участников. Формирование умения работать в команде. Развитие умения поставить себя на место другого. | 40 мин каждое занятие |
12. | «Возвращение блудного попугая» | Знакомство с понятием «конфликт», его основными характеристиками, стратегиями поведения в конфликтной ситуации, препятствиями на пути разрешения конфликтной ситуации. Профилактика конфликтного поведения с использованием интерактивных форм работы. | 40 мин |
13. | О значении позитивного мышления. | Формирование основ толерантной коммуникативной культуры | 40 мин |
14. | «Моя история» | Выявление личностных особенностей ребенка, эмоциональные переживания, особенности взаимоотношений с окружающим миром. | 40 мин |
15. | «В поисках спокойствия» | Познакомить детей со способами расслабления, обретения душевного спокойствия. | 40 мин |
16. | «Мастерская Деда Мороза» | Способствовать развитию эмпатии участников, сплочению группы. | 40 мин |
17. 18. 19. | «Добро пожаловать в сказку!» | Развитие рефлексии и самопринятия. Осознание собственных поведенческих реакций (поступков). Содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире. | 40 мин каждое занятие |
20. | «Федорино горе» | Обучение детей навыкам перевоплощения, развитие эмоциональности, воображения и коммуникативных навыков. | 40 мин |
21. | «Остров» | Сплочение коллектива, обучение совместной деятельности и принятию совместных решений. Формирование умения планировать свою деятельность, выделять наиболее важные задачи. Совершенствование коммуникативных навыков. | 40 мин |
22. | «Поговорим о любви» | Формирование адекватного отношения к теме «Любовь», формирование личностно значимого отношения к понятию «любовь». Снижение уровня социальной тревоги. | 40 мин |
23. | «Зачем человеку правила?» | Формирование у учащихся потребности соблюдать нормы и правила поведения. Развитие способности соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей. | 40 мин |
24. | «Космический полёт» | Сплочение коллектива. Развитие вербальных и невербальных навыков коммуникации. Проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки. | 40 мин |
25. | «Доброе слово» | Профилактика агрессивности | 40 мин |
26. | «Озеро души» | Развитие рефлексии и самопознания. | 40 мин |
27. | Поведение и культура | Стимулирование поведенческих изменений, обучение индивидуализированным приемам межличностного общения. | 40 мин |
28. | Общение в моей жизни | Формирование навыков эффективного повседневного общения. Выработка доброжелательного отношения друг к другу. | 40 мин |
29. | Конфликт – неизбежность или… | Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте. | 40 мин |
30. | Комплимент – дело серьезное? | Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме. | 40 мин |
31. | А без друзей на свете трудно жить… | Помощь в осмыслении понятия «друг», «дружба». Совершенствование навыков общения. | 40 мин |
32. | Смотрясь, как в зеркало, в другого. | Закрепление коммуникативных навыков - установление контактов, формирование навыка равноправного общения через самопознание. Актуализация личностных качеств подростков. | 40 мин |
33. | Два полюса, два материка. | Гендерное воспитание. Закрепление навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы. Развитие эмпатии. | 40 мин |
34. | Вселенская тайна | Закрепление коммуникативных навыков. Интеграция умений и навыков успешного взаимодействия с другими людьми. | 40 мин |
Список литературы:
Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы.-М.:Эксмо, 2007.
Вачков И.В. Королевство разорванных связей.-М.:Ось-89, 2001.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.-М.:Ось-89, 2001.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем.-М.:Генезис, 2001.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать?-М.:Генезис, 1999.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» 2007г, №1,7,8,9,12,13; 2008г. №13,15,24; 2009г.№10,11,12; 2010г.№21