Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Ягодненского сельского поселения Комсомольского района
«Согласовано» Руководитель ШМО ____________________/Десятникова М.М./ ФИО Протокол № 1 от «17» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор _____________________ /Сподобаева С.П./ ФИО Приказ № 45 от 19 августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Русское правописание:орфография и пунктуация»
10 класс
Шведовой Жанны Михайловны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2020 – 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка
2) Планируемые результаты освоения учебного предмета русский язык
3) Содержание учебного предмета, курса
4) Учебно-тематическое планирование
ПРИЛОЖЕНИЯ
1) Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 - 11 классов разработана в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. №1578; от 29.06.2017 г. № 613;
- основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2020 – 2022 г.;
- образовательной программой МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 10 — 11 классов составлена по программе учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова 10-11 класс. – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009.
Программа рассчитана
10 класс: 17 (0,5) часов в неделю;
11 класс:. 17 (0,5) часов в неделю;
Планируемые результаты освоения предмета
«Русское правописание: орфография и пунктуация»»
Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Основные умения и навыки (10 класс)
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется:
готовность к речевому взаимодействию,
моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ высказывания:
к средствам в устной речи
от смысла его выражения
в письменной речи
Пунктуация (32 ч)
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения к написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.
Возникновение и развитие письма как средство общения.
ОРФОГРАФИЯ
Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), -есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица. Суффиксы –ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др.
Различение на письме суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов (͡ нный, без͡ ность ,͡ остный и т.п).
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное , дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельное?»
Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?»
Контрольное занятие
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
| Особенности письменного общения | 1 |
| Орфография Орфография как система правил правописания. | 10 |
| Правописание морфем. | 3 |
| Слитные, дефисные и раздельные написания | 3 |
| | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Календарно – тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Содержание урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон языка: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения. | | Смысл речи.Формы речевого общения Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение письма как средства общения | Анализ языкового материала, сравнение вариантов, выбор правильного варианта; переработка информации. |
2 | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Орфографическое правило. Разбор и решение заданий ЕГЭ | | Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации. | Уметь применять правила:1) правопи-сание морфем, 2) слитное, дефисное и раздельное написа-ние, 3) употребление прописных и строч-ных букв, 4) перенос слова. |
3 | Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания. Правописание корней. Правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после при-ставок); понятие о фонетическом принципе написания | | принцип единообразного написания морфем, систему правил, регулирующую написание гласных и согласных корня, роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. | Уметь правильно писать морфемы, применять правила, регулирующие написание гласных и согласных в корне слова, правильно подбирать проверочные слова. |
4 | Группы корней с чередование гласных. Корни с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле. | | Условия написания корней с чередованием и корней с с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле. | Уметь писать корни с чередованием и корней с с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле. |
5 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | | Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенны, чередующиеся согласные в корне, правильно писать иноязычные словообразовательные элементы. | Знать способы обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности, правописание иноязычных словообразовательных элементов |
6 | Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ и ПРЕ. | | Приставки разных групп, в том числе уметь применять смыслоразличительный анализ при написании приставок ПРИ и ПРЕ. | Знать правописание приставок, деление их на группы, роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ и ПРЕ. |
7 | Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа при выборе правильного написания суффиксов. | | Суффиксы разных частей речи, производить морфемно - словообразовательный анализ при выборе правильного написания суффиксов выбранной части речи. | Знать систему правил, связанных с правописанием суффиксов разных частей речи, производить морфемно - словообразовательный анализ при выборе правильного написания суффиксов. |
8 | Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов –ЧИК и –ЩИК со значением лица. Суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности. | | Типичные суффиксы имён существительных, различать суффиксы –ЧИК и –ЩИК со значением лица, суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности и ласкательности. | Знать типичные суффиксы имён существительных и их написание, различать суффиксы –ЧИК и –ЩИК со значением лица, суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности. |
9 | Типичные суффиксы прилагательного и их написание. Различение на письме суффиксов –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. | | Суффиксы –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных. | Знать типичные суффиксы прилагательного и их написание, различать на письме правописание суффиксов –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных., особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. |
10 | Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Написание суффикса –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах. | | Типичные суффиксы глагола. глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). суффиксы –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ–ТСЯ . | Знать типичные суффиксы глагола и правила их написание. Различать на письме глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Знать написание суффикса –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах. |
11 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффиксов причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий пошедшего времени. | | Образовывать причастия с помощью специальных суффиксов, выбирать суффиксы причастия настоящего времени в з спряжения глагола, сохранять на письме глагольный суффикс при образовании причастий пошедшего времени. | Знать, как образуются причастия с помощью специальных суффиксов, от чего зависит выбор суффиксов причастия настоящего времени. Знать о сохранении на письме глагольного суффикса при образовании причастий пошедшего времени. |
12 | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. | | Орфографический анализ морфемно - словообразова-тельных моделей слов. | Уметь анализировать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, производить орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов по определённому порядку. |
13 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных путём слияния, и созвучных словосочетаний. | | | |
14 | Система правил слитного, дефисного и раздельного написания слов. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания | | Грамматический анализ слова | . Уметь определять правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, объяснять роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. |
15 | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. различение пристав-ки НИ и слова НИ (частицы, союза). | | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | Уметь использовать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы при практическом письме6 и устной речи. |
16 | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). | | Способы образования и написания сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). | Уметь правильно писать сложные слова (имена существительные, прилагательные, наречия). |
17 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раз-дельно?» | | Орфографический анализ. | Знать правила употребления дефиса при написании знамена-тельных и служебных частей речи. |