Рабочая образовательная программа
кружка «Юный журналист»
Руководитель кружка: Николаева Е.В., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Школа после уроков — это мир творчества,
проявления и раскрытия каждым ребенком
своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Доктор педагогических наук В.А. Горский
Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.
Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.
Образовательная программа кружка «Юный журналист» рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю). Предлагаемый курс адресован обучающимся в возрасте 12-17 лет.
Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, раскрывает творческие способности учащихся при освещении школьных событий, идет освоение новых информационных технологий (освоение программ, которые не рассматриваются в рамках школьной программы по информатике и информационным технологиям), создает живую, активно работающую информационную среду.
Цели программы:
1. Формирование у обучающихся представления о журналистике как профессии и области литературного творчества в средствах массовой информации.
2. Развитие творческих способностей обучающихся через овладение теорией и практикой журналистики.
3. Формирование коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
4. Формирование активной гражданской позиции.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умения устного и письменного выступления;
- развитие умения работать в группе.
Познавательные:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Оздоровительные:
- создание условий для эмоционального благополучия, психического и физического здоровья детей.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения курса «Юный журналист» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
бережное отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
развитая, эмоциональная речь, умение строить развёрнутые высказывания;
умение делать анализ имеющейся информации;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности:
узнали основные термины журналистики («журналистика», «корреспондент», «информация», «фотокорреспондент», «издание», «вёрстка», «заголовок», «журналистская этика» и т.д.);
узнали основные понятия журналистики («статья», «заметка», «репортаж», «интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы, стилистические фигуры («эпитеты», «анафора», «эпифора», «сравнения», «олицетворения» и т.д);
узнали различные способы сбора материала.
Программа предполагает следующие подходы:
* комплексный подход (личностные, метапредметные и предметные результаты);
* уровневый подход (высокий, средний, низкий результаты).
Формой подведения итогов на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал.
Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
выпуск школьной газеты;
Содержание курса
1.Введение в программу.
Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный журналист», цели и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
2.Знакомство с профессией журналиста.
Теория: Журналистика как профессия. Функции журналистики. Разработка основных разделов школьной газеты. Юнкор школьной газеты.
Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты.
3.Основные понятия о газете. История возникновения газеты.
Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси. Современные газеты.
Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании.
4. Жанры газетной статьи: заметка, корреспонденция, интервью, репортаж.
Теория: Введение в систему основных жанров журналистики.
Презентация «Газета в моей семье».
Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).
5. Сбор материалов, информации. Этапы работы корреспондента.
Теория: Работа редакции. Формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты.
Основные методы сбора информации.
Практическая работа: Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя.
6. Репортаж и его структура.
Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.
Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».
7. Легенда русской журналистики: В.Гиляровский.
Теория: Знакомство с творчеством известных журналистов: В.И. Гиляровский – репортер и публицист. «Москва и москвичи», «Хитровка» и другие рассказы.
Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.
8. Подвиг военных корреспондентов.
Теория: Знакомство с творчеством военных корреспондентов (К.Симонова, А.Суркова, Б.Полевого), их вклад в развитие отечественной публицистики.
Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование».
Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).
9. Журналисты в горячих точках. Репортаж с места событий.
Теория: Знакомство с творчеством современных журналистов (Е.Масюк, И.Зейналова, А.Попова).
Теория: Понятие и основные функции заголовка.
Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).
10. Интервью. Виды интервью.
Теория: Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью». Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.
11. Интервью. Умение составлять вопросы.
Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование.
Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.
12. Интервью. Основы этики журналиста
Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы.
Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации).
13. Редактирование. Стилистические ошибки и их исправление.
Теория: Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.
Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.
14. Интервью. Творческий отчёт.
Теория: Создание макета газеты в Office Publisher.
Практическая работа: Подготовка новогоднего выпуска газеты. Отбор материала. Презентация газеты.
15. Знакомство с творчеством известных журналистов: В.М.Песков.
Теория: Знакомство с творчеством известных журналистов. Наследие В.М.Пескова.
Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».
Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
16. Написание заметки на экологическую тему.
Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.
Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как ее написать?» Оформление заметки на выбранную тему.
17. Изучение аналитических и художественных жанров (очерк, статья, рецензия, рассказ, стихи).
Теория: Художественно-публицистические жанры. Очерк как один из газетных жанров. Основные функции произведений художественных жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
18. Очерк как художественно-публицистический жанр.
Теория: Отчет — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.
Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.
19. Бытовой очерк.
Теория: Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки и эссе: различия и приемы.
Теория: Знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати. Изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете.
Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. Работа в программе Word.
20. Портретный очерк.
Теория: Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
21. Рецензия. Составление литературной рецензии.
Теория: Рецензия — жанр журналистики, особенности художественной критики. Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики.
Практическая работа: разбор особенностей рецензии. Работа со справочным материалом «Рецензия. Как ее написать?» Оформление рецензии по выбранному произведению художественной литературы.
22. Редактирование. Речевые ошибки и их исправление.
Теория: Основные типы ИВС: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония – и стилистических фигур речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Практическая работа: анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявить примеры использования тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте.
Взаимопроверка написанных рецензий. Провести корректуру одного из текстов одногруппника.
23-24. Рецензия. Просмотр художественного фильма, составление кинорецензии.
Теория: «компьютерная вѐрстка газеты».
Практическая работа: Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.
25-26. Составление рецензии на театральную постановку.
Теория: Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Практическая работа: разбор особенностей рецензии. Работа со справочным материалом «Рецензия. Как ее написать?» Оформление рецензии по выбранной театральной постановке.
27. Статьи на общественно-значимые темы.
Теория: Статья. Языковые и композиционные особенности статьи.
Практическая работа: Написание статьи. Анализ работ. Подготовка выпуска школьной газеты. Отбор материала. Презентация газеты.
28-29. Общество и мы. Статья-полемика.
Теория: Статья на дискуссионную тему. Отбор материала.
Практическая работа: Написание статьи. Анализ работ. Презентация газеты.
30. Статья-полемика. Творческий отчёт.
Презентация статьи.
Практическая работа: Взаимопроверка написанных статей на общественно-значимые темы.
31. Сатира. Художественные особенности фельетона.
Теория: Фельетон в современной прессе. История жанра. Особенности жанра. Комическая (сатирическая) направленность в подаче информации, “второй план”, расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле.
Практическая работа: Выбор темы для освещения в газете, написание фельетона, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
32. Жанр пародии.
Теория: Пародия в современной прессе. История жанра. Особенности жанра. Предмет изображения – действия общественных, государственных деятелей, политиков, народные традиции, особенности языка, внешность, поведение известных людей. Приемы – гипербола, гротеск, литота, ирония. Задача – создать модель явления, имитировать его.
Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание пародии, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
33. Интересные факты из жизни газет.
Теория: Мировая пресса на современном этапе.
Практическая работа: Подготовка публичного выступления. Отбор материала. Презентация газеты.
34. Подведение итогов. Награждение участников.
Теория: Подведение итогов занятий за год.
Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев
Ожидаемый результат:
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Чернильница» (1 раз в четверть), а также участие в конкурсах для юных журналистов.
Реализация программы кружка «Юный журналист» позволит:
Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
Заинтересовать учащихся творческим процессом;
Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты «Чернильница»;
Осуществлять пропаганду педагогической деятельности;
Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности.
Учебно-методическое обеспечение:
Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2006
Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас ...», или Речевой этикет. - М., 2004.
Павловец М.Г. История отечественной журналистики: Сборник методических материалов для студентов факультета журналистики. - www.pseudology.org
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Лепилкина О.И. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2006
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин.- М., 2001
http://evartist.narod.ru
ru.wikipedia.org›wiki
pseudology.org›information/…