Управление образования администрации городского округа Долгопрудный
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Долгопрудный детский сад № 15 «Кораблик»
(МБДОУ детский сад № 15)
Рассмотрено Педагогическим советом Протокол № _____ От «_____» __________ 2020г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБДОУ детского сада № 15 ___________________/ Ю.Г. Агупова «_____» __________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка “Юные журналисты”
(по бесплатной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе).
Программу составили:
Воспитатели: Литвинюк С.В., Беседина О.В.
Логопед: Мухортова О.А.
Долгопрудный 2020г.
Актуальность данного кружка определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, реализуем основные идеи познавательно-речевого, художественного и творческого развития детей.
С учетом ФГОС обозначаем приоритетную образовательную область: «Речевое развитие».
Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.
Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:
-развивать правильную связную диалогическую речь;
-развивать коммуникативные качества и создавать условия для личного общения детей друг с другом;
-расширять и активизировать словарный запас;
-способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
- прививать интерес к профессии журналиста.
Пояснительная записка.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.
В работе со старшими дошкольниками много внимания уделяется познавательно-речевому направлению, ведь проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
В нашей подготовительной к школе логопедической группе с целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, разработана программа кружка дополнительного образования «Юные журналисты».
В данной программе отражается проблема общения и его роли для развития личности ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Актуальность данной программы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.
Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.
С учетом ФГОС обозначаем приоритетную образовательную область: «Речевое развитие».
Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.
Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:
развивать связную диалогическую речь;
развивать коммуникативные качества и способы личного взаимодействия детей друг с другом;
расширять и активизировать словарный запас;
способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыков;
прививать интерес к профессии журналиста.
Содержание и система мероприятий.
Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения.
На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Звукооператор”, “Журналист – профессия творческая,” “Интервью с интересным человеком”,” Репортаж в газету”, коллективный выпуск стенгазеты, подготовка и выпуск видеопрограммы для родителей #хорошиеновости.
Планируется:
Ежемесячный выпуск стенгазеты для родителей “#Хорошиеновости“ (приемная группы)-ответственная воспитатель Беседина О.В.,
Ежемесячный выпуск видеопрограммы для родителей #хорошиеновости-ответственная воспитатель Литвинюк С.В.,
Работа с чистоговорками, скороговорками, улучшающая дикцию и произношение детей-ответственная логопед Мухортова О.А.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога, обучаются азам риторики, поведению человека перед камерой и объективом.
Занятия построены на коммуникативно–познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.
Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.
Занятия представляют собой развивающие и ролевые игры (“Выборы президента”; “Интервью литературного героя”, “Митинг сказочных героев”, “Опиши портрет журналиста”, “Звукооператор” и др.), работу с газетами и журналами и строятся индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.
Работа по программе кружка организуется с учетом условий развивающей среды, форм и методов обучения.
Программа кружка “Юные журналисты” рассчитана на 1 год.
Кружок ведут воспитатели подготовительной логопедической группы Литвинюк С.В., Беседина О.В., педагог-логопед Мухортова О.А.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная логопедическая группа).
Основные занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут, всего 36 занятий в год.
В случае необходимости занятия кружка можно проводить дистанционно.
К работе кружка планируется привлечь родителей.
Занятия кружка “Юные журналисты” помогут детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о событии.
Также дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Параллельно с получением новых знаний, умений, навыков, ограниченных программой кружка, дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
В итоговом результате у детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!
Учебно-тематический план программы дополнительного образования
«Юные журналисты» для детей подготовительной к школе группы
Месяц | 1 неделя | Кол-во занятий в неделю | 2 неделя | Кол-во занятий в неделю | 3 неделя | Кол-во занятий в неделю | 4 неделя | Кол-во занятий в неделю | Итог |
Сентябрь | «Ты и твое имя». «Я и мои эмоции». | 1 | «Кто что делает?» Или Труд взрослых» | 1 | «У меня зазвонил телефон», «Приветствие» (поговорим о ре-че-вом тике-те) | 1 | Что такое язык? Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры. | 1 | 4 |
Октябрь | Журналист – профессия творческая. Цикл занятий «Современные профессии в журналистике". | 1 | Презентация “Они работают на ТВ” | 1 | Орудия труда журналистов. | 1 | Ток-шоу «Я-телеведущий» | 1 | 4 |
Ноябрь | “Что необходимо иметь для выпуска печатного органа?” | 1 | Беседа на тему «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора. | 1 | Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала). | 1 | Оформление газеты или журнала. Творческая работа. | 1 | 4 |
Декабрь | О чём можно узнать по заголовку?Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» | 1 | Что такое текст? Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» | 1 | Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала). | 1 | Работа с аудио И видео средствами: микрофон, камера. | 1 | 4 |
Январь | Презентация “Так работает типография”. | 1 | Профессия -телеоператора, диктора. | 1 | Работа с аудио и видео средствами | 1 | Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала). | 1 | 4 |
Февраль | Репортаж об интересном событии в группе | 1 | Работа с аудио-средствам: магнитофон. | 1 | Рисование «Портрет журналиста» | 1 | Оформление газеты или журнала. Творческая работа. | 1 | 4 |
Март | «Берем интервью» | 1 | Репортаж об интересном событии. | 1 | «При ем телефонных звон- ков от теле-зрите-лей» | 1 | Оформление газеты или журнала. Творческая работа. | 1 | 4 |
Апрель | Работа с аудиосредствами: диктофон. | 1 | Рассказывание по фотографии об интересном событии в саду | 1 | Поиграем в рифму. Сюжетно-ролевая игра «Юные телеведущие» | 1 | «Берем интервью друг у друга. | 1 | 4 |
Май | «Итоговое интервью» | 1 | «Я и другие» | 1 | Репортаж об интересном событии. | 1 | Оформление итоговой газеты или журнала. Творческая работа Просмотр итогового Выпуска #хорошиеновости | 1 | 4 |
Итог: 36 часов
Предполагаемая работа в кружке “Юные журналисты”, как любой творческий процесс, подразумевает возможность изменения или корректировки некоторых пунктов плана. В данном случае педагоги будут ориентироваться на возможности детей и проявленный ими интерес к той или иной теме.