Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск » |
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ ___________ подпись ФИО Протокол № от «___»___________г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ ___________ подпись ФИО Протокол № от «___»___________г. | «Утверждено» Директор ________ ___________ подпись ФИО Приказ № _______ от «___»___________г. |
Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности «Экологический калейдоскоп» ( экологическое направление.) для 4 классаА Общее количество часов: 34 часа Учитель: Косырева И. В. п.Теплоозерск 2024– 2025уч. год |
Кружок «Экологический калейдоскоп»
количество часов в год: 34
количество недельных часов: 1
1.Пояснительная записка
Первым шагом познания мира всегда был вопрос. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенный мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – все вызывает множество вопросов. Программа«Экологический калейдоскоп» представляет организацию внеурочной деятельности по обще интеллектуальному и природоведческому направлению на начальной ступени общего образования (4 класс). Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящей радость познания, счастье открытий. Данная программа позволит наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний обучающихся, создаст благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в начальных классах. В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого школьника на основе его возможностей, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности школьника. Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС по формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Для реализации интеллектуального направления предусматривается обогащение познавательного опыта школьников, расширение круга представлений, развитие умений решать познавательные и практические задачи через освоение окружающей среды, содержательное общение со сверстниками и взрослыми в процессе экскурсий. В центре деятельности по интеллектуально?личностному направлению – ребенок-исследователь, экспериментатор, «открывающий» отношения и связи окружающего мира. Школьникам предоставляется возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Для становления ребенка как субъекта деятельности педагог предоставляет детям возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать добытые во время экскурсий знания анализировать и делать выводы и заключения
Цель: формирование представления о целостности картины мира, основанной на фактах, явлениях, образах и простых понятиях, создание условий для развития интеллектуальной активности школьников через формирование навыков исследовательской деятельности, проводимой во время экскурсий.
Задачи:
– развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– последовательно приобщать школьников к самостоятельной работе с различными источниками информации;
– раскрывать воспитательный и развивающий потенциал знаний, создавать благоприятные условия для исследовательской работы; – развивать коммуникативную компетентность, умение презентовать работу.
Описание места учебного курса
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Формы работы:
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тематические занятия, сообщения, презентации.
3. Конкурсы рисунков и стихов.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Диагностика учащихся.
8. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
2. Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД.
-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, составлять план выполнения задач, учиться работать по предложенному учителем плану; -решение проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД.
-Интерес к познанию мира природы через экскурсии; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний; делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям
Коммуникативные УУД.
-Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
-при 4 необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понимать другие позиции (взгляды, интересы); -договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; -организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д. предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.
Результативность:
– отражение в работе методологии научного поиска;
– навыки работы в группе, презентационные навыки;
– навыки планирования деятельности.
Виды деятельности и предлагаемые формы:
– экскурсии;
– познавательные беседы;
– викторины;
– интеллектуально–познавательные игры;
– сюжетно-ролевые игры;
– наблюдения; – практические работы и опыты;
– заочные путешествия;
– исследование объектов;
– творческие проекты, презентации.
3. Содержание учебного предмета.( 34 ч.)
1 Что такое экология-4 ч
Знакомство педагога и обучающихся.Знакомство с понятием экология, что это?. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
2.В гости к осени -8 ч.
3. В гости к зиме.- 12 ч.
Наблюдение за погодой: закреплять представление детей о признаках времён года, учить называть их, видеть и выделять особенности сезонной погоды, изменения, происходящие в природе
4. Охрана природы.- 4 ч.
Значение охраны природы для народного хозяйства. Охрана природы в России. Участие России в международных организациях, занимающихся проблемами охраны природы. Создание заповедников, национальных парков, ботанических садов.
5. В гости к весне .- 6 ч.
4. Календарно-тематическое планирование ( 34 часа)
№ | № | Тема | Дата | ЭОР |
| | Что такое экология.(4 ч.) | | ttp://genyborka.ru/3005 |
1 | 1 | Зелёный наряд планеты. | | |
2 | 2 | Дикие и редкие ::последний . шанс их увидеть. | | |
3 | 3 | Живые лекарства . | | |
4 | 4 | Необычные обитатели планеты. | | http://genyborka.ru/3005 |
| | В гости к осени -(8 ч.) | | |
5 | 1 | Золотая волшебница - осень. | | https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/presentacii/eor-na-tiemu-viktorina-vriemiena-ghoda-poghoda |
6 | 2 | Во саду ли , в огороде. | | |
7 | 3 | Дар маленького зёрнышка. | | |
8 | 4 | Витаминная корзинка. | | |
9 | 5 | Фруктовое ассорти. | | |
10 | 6 | С кузовком – лукошком по лесным дорожкам. | | |
11 | 7 | Синицы – озорницы и другие птицы. | | |
12 | 8 | Читая лесную газету. Проект. Люблю золотую пору листопада | | |
| | В гости к зиме.- (12 ч.) | | |
13 | 1 | Добро пожаловать , зима! | | https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/presentacii/eor-na-tiemu-viktorina-vriemiena-ghoda-poghoda |
14 | 2 | Операция «Птичья столовая». | | |
15 | 3 | В гостях у двенадцати месяцев. | | |
16-17 | 4 | Рождества волшебные мгновенья. | | |
| 5 | Рождества волшебные мгновенья. | | |
18-19 | 6 | Заочная экскурсия в зимний лес.Чьи следы? | | |
| 7 | Заочная экскурсия в зимний лес.Чьи следы? | | |
20-21 | 8 | Дни зимой ещё короче | | |
| 9 | Дни зимой ещё короче | | |
22-23 | 10 | Читая лесную газету. Проект. Зима –пора чудес. | | |
| 11 | Читая лесную газету. Проект. Зима –пора чудес. | | |
24 | 12 | Итоговое занятие. Зимний серпантин | | |
| | Охрана природы.- (4 ч.) | | |
25 | 1 | Планета о помощи просит тебя! | | https://nsportal.ru/npo-spo/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-prirodoobustroistvo-i-zashchita-okruzhayushchey-sredy/lib-186 |
26 | 2 | Клыкастые , рычащие , но тоже исчезающие. | | |
27 | 3 | Наш лес- нам его беречь! | | https://nsportal.ru/npo-spo/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-prirodoobustroistvo-i-zashchita-okruzhayushchey-sredy/lib-186 |
28 | 4 | Из мусорной кучки классные штучки. | | |
| | В гости к весне .-( 6 ч.) | | |
29 | 1 | Идёт красавица-весна! | | https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/presentacii/eor-na-tiemu-viktorina-vriemiena-ghoda-poghoda |
30 | 2 | Цветы – улыбка весны! | | |
31 | 3 | Птичьи секреты. Операция «Птичий дом» | | |
32 | 4 | Улица полезных насекомых. | | |
33 | 5 | Читая лесную газету. Проект. Парад бабочек. | | |
34 | 6 | Итоговое занятие .Я люблю тебя, планета! | | |
5. Список литературы для педагога:
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методическийконструктор : пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанова. –М. : Просвещение, 2018.
2. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы / Е. М. Елизарова. – Волгоград : Учитель, 2017.
3. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2021.
4. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных клас?сов / – М. : Просвещение, 2021. 5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2021.
ЭОР 1. https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/presentacii/eor-na-tiemu-viktorina-vriemiena-ghoda-poghoda 2. https://nsportal.ru/npo-spo/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-prirodoobustroistvo-i-zashchita-okruzhayushchey-sredy/lib-186 3. http://genyborka.ru/300