СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая образовательная программа по предмету «Русский язык» для 4 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.  В авторскую  программу не внесены изменения, так как она соответствует  Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования.

   Уровень программы базовый.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая образовательная программа по предмету «Русский язык» для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алдан»

МО «Алданский район»




ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №2

№1 г. ________________О.И. Оглоблина

от 28 августа 2019 г. директор МБОУ СОШ №2 г. Алдан

приказ № 01-17/349 от 29.08.2019 г.




Рабочая образовательная программа

по предмету «Русский язык»

для 4 б класса

на 2019/2020 учебный год




Учитель Булатова И.И.. базовая категория





г. Алдан

2019

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Авторы: Канакина Валентина Павловна, Горецкий Всеслав Гаврилович)


4 класс

Пояснительная записка

к тематическому планированию по русскому языку

Нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28.

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19,5).

  3. Федеральный базисный учебный план.

  4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844.

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  6. Планируемые результаты Начального Общего Образования.

  7. «Рекомендации по использованию компьютеров в на­чальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).

  8. Федеральный перечень учебников с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 20.06.2017г. №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253).

  9. Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторская программа В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденные МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол. 4/15 от 22.12.2015 г.


Нормативно – правовые документы локального уровня:

  1. Устав МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан».

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан», утвержденная приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/308 от 30.08.17г.

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/301 от 30.08.16 г.

  4. Учебный план МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» на 2019 /2020 учебный год, утвержденный приказом № ?

  5. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.

  6. Приказ об утверждении учебного календарного графика № 01-17/347 от 27.08.2019г.


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Уровень программы базовый.


Место курса «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение русского языка в начальной школе

выделяется 675 часов.


В 4 классе170  часов (5 часов в неделю, 34 учебных недели).


Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011. – (ФГОС)

  2. Концепция учебно – методического комплекса «Школа России»

  3. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: рабочая тетрадь: пособие для обучающихся общеобразовательных организаций / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2016.

  5. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. - М.:ВАКО, 2012

  6. Поурочные разработки. Технологические карты уроков: 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И. А. Бубнова, Ю. И. Архипова, Н. И. Роговцева. - М.:СПб.: Просвещение, 2014

  7. Рабочий словарик


Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Цели и задачи изучения курса «Русский язык»

Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Задачи:

  1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  3. Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

  4. Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуника­тивных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятель­ности.


Содикова Чонона выведена решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе 7 вида.

Особенности ученицы:

Неуверенность и большие пробелы в знаниях мешают ребёнку вникать в учебный материал и воспринимать его. Память кратковременная, внимание преобладает непроизвольное. Затруднено понимание и продуцирование причинно-следственных отношений, сложных речевых конструкций. Учебный материал запоминает плохо и на короткое время, в школе воспроизвести выученное дома без помощи учителя и наводящих вопросов не может. Дома самостоятельно домашние задания выполняет частично.

Черкашин Максим выведен решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программ 6 вида.

Особенности Максима:

По национальности русский. Словарный запас мал. Не всегда правильно умеет строить предложения. Читает не плохо, но не всегда может сразу пересказать прочитанный текст.


Лончаков Максим выведен решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе 7 вида

Особенности Максима: По национальности русский. Словарный запас мал. Не всегда правильно умеет строить предложения. Читает медленно; не всегда понимает прочитанное. Трудно дается пересказ. Но мальчик старается; на уроках внимательно слушает учителя, поднимает руку, когда может ответить на вопрос.



Цель обучения детей с ОВЗ: формирование основ функционально-грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребёнка.

Реализовать данные цели обучения возможно через:

  • овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности), развитие умений слушания и говорения;

  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;

  • овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

  • систематизация знаний о русском языке;

  • знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка.

Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.


Методы и приёмы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, звукозапись)

  • практическая работа

  • самостоятельная работа

  • объяснительно-иллюстративный


Использование национально – регионального компонента на уроках русского языка

В МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Учащиеся мало знают не только о национальной культуре якутского народа, но и вообще о Якутии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа?

Якуты (самоназвание — саха́; якут. сахалар) - тюркский народ, коренное население Якутии. Якуты считают себя детьми доброго духа айыы, верят, что могут стать духами. Почитают священные места, горы, деревья, реки. Элементы саха фольклора часто используются на уроках - саха – загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Якутские пословицы и поговорки - это мудрость якутского народа, сосредоточенная в кратких, но метких высказываниях и мудрых выражениях. Одной из художественных особенностей якутского фольклора, по сравнению с русским, является тематика охотничье - рыболовного промыслов и незначительное количество рифмованных пословиц.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЯКУТСКОГО НАРОДА

"Нет" - тверже дерева, выше неба.

Байская работа никогда не кончается.

Беда и горе приходят, будто им время назначено.

Без ветра дерево не качается.

Без причины даже трава не колышется.

Берегись, чтобы, желая сократить путь, не обкружил.

Богач не жалеет бедняка, бедняк не жалеет богача.

Был бы конь, будет и седло; был бы нож, найдутся и ножны.

В многословии много ошибок.

В нутре мыши дерутся.

Веревка рвется, где тонко, нож ломается у конца.

Виден молодец по внешности.

Внутри пестро, снаружи безукоризненно.

Внутри пестрое насекомое, а в наружности - божья свеча.

Во всем виновен один Моттойо.

Волки и олени в одном стаде не бывают.

Ворон ворону глаз не клюет.

Вслед за набегом зайцев наступает набег лисиц.

Горе имеет некоторое подспорье, беда - некоторое возмездие, голодовка - некоторое приданое.

Даже травы и деревья бывают различной вышины.

Для голодного вкусна и дикая репа, для жаждущего сладка и вода.

Для голодного всякая еда вкусна.

Для еды малая семья хороша, для работы - большая.

До падения топора бревно отдыхает.

До тех пор, пока белая ворона почернеет, а черная побелеет.

Добрый человек узнаётся но виду.

Дурное - хвостато.

Если найдется нож, то найдутся и ножны.

Если полетит селезень, то и чирок не останется.

За селезнем и чирок летит.

Задравши голову, не плюй, а то в глаза попадет.

И от хорошего худое дитя родится.

И при беде бывает нажива.

Из ничего не выгонишь ни смолы, ни дегтя.

Имеющий дым об имеющем дым: "У него лучше" - думает.

Как мышь, выкупанная в воде.

Когда побежит конь, то и собака побежит, когда улетит селезень, то и чирок улетит.

Когда укусит вошь, поцарапаемся.

Конь сбрасывает седока на свою гриву и хвост, а бык на рога и копыта.

Ленивый всегда советует или рассуждает.

Лентяй всегда смекалист на отговорки.

Лучший лучшего превосходит.

Меньше слов - сладко, много слов - горько.

Мокрый ремень не рвется.

Молчаливый всегда слывет за умного.

Мучение учит человека.

Мысли отца и матери о детях, мысли детей - по скале.

Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается.

Найдется нож, то найдутся и ножны.

Не желай чужого - своего лишишься.


В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам ( актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ).


Курс включает систему понятий, относящихся:

  • к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);

  • графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);

  • слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);

  • предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общих учебных умений, навыков и способов деятельности:

  • Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

  • Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

  • Организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).


Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» в 4 классе

Программа обеспечивает достижение обучающимися третьего класса личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является формирование следующих умений:


  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД.

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Познавательные УУД.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.


Коммуникативные УУД.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

  • пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

  • безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);

  • писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:

  • соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах -ек-, -ик-;

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;

  • объяснять правописание личных окончаний глагола;

  • объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

  • при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


Содержание изучаемого курса


Повторение

Понятиями «язык» и «речь»; с история появления вежливых слов. Нормы речевого этикета. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Слова приветствия, прощания, благодарности, извинения. Словосочетание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением.


Предложение

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения.


Слово в языке и речи

Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные и устаревшие слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Однокоренные слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Разделительные твердый и мягкий знаки. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические признаки частей речи.


Имя существительное

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.


Имя прилагательное

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.


Местоимение

Грамматические признаки местоимения. Личные местоимения. Изменение имени прилагательного по падежам. Правописание местоимений с предлогами.


Глагол

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Правописание частицы НЕ с глаголами.


Повторение

Язык и речь. Текст. Типы текстов. Словосочетание и предложение. Однородные члены предложения. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Правописание значимых частей слова. Части речи. Грамматические признаки разных частей речи.


Связная речь

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


Слова с непроверяемыми написаниями:

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.


Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся.


Структура курса «Русский язык»

4 класс (172 часа)

Учебно-тематическое планирование программы:


Учебный план

Повторение - 13 часов

Предложение - 9 часов

Слово в языке и речи - 22 час

Имя существительное - 41 час

Имя прилагательное - 29 часов

Местоимение - 9 часов

Глагол - 33 час

Повторение - 16 часов


Проекты:

  • «Похвальное слово знакам препинания»

  • «Говорите правильно»

  • «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина»

  • «Пословицы и поговорки»


Контроль уровня обученности по русскому языку в 4 классе


(из методического письма МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г)


Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания обучающимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Особенности организации контроля по русскому языку

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем, тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2–8 слов.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут в 3 классе.

Хорошо успевающим обучающимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.


Контроль за выполнением практической части программы в начальной школе


4 класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год


Диктант - 3

Проверочная работа - 1



Диктант - 2


Диктант – 3

Тематическая проверочная работа - 2

Контрольное списывание - 1


Диктант - 2

Контрольное изложение - 1

Тематическая проверочная работа - 1




16


Объем и оценка письменных работ по русскому языку




4 класс


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


60 – 65 слов



65 – 70 слов


70 – 75 слов


75 – 85 слов


Классификация ошибок и недочётов

Учет ошибок в диктанте:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).

Ошибкой считается:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • отсутствие «красной» строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание:

  • 2 исправления считаются за 1 ошибку;

  • при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения;

  • при оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык;

  • при оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок;

  • ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы;

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку (диктант и грамматическое задание, контрольное изложение и списывание) соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.


Контрольный диктант

Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и
1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:

  • 3 орфографические и 2-3пунктуационные;

  • 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  • 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

Грамматическое задание

Отметка «5» - без ошибок.

Отметка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Отметка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, учитываются при выставлении оценки за диктант.

Контрольное списывание

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь проверяется умение списывать с печатного текста, также обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:

  • 3 орфографические и 2-3пунктуационные;

  • 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  • 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

Алгоритм списывания

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

  3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

  4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

  5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

  6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

  7. Проверь написанное предложение.


Словарный диктант

Объем: 4-й класс - 10 - 12 слов.

Отметка «5» - без ошибок.

Отметка «4» - 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка «3» – 2-3 ошибки и 1 исправление.

Отметка «2» – 4 и более ошибок.


Творческие работы (развитие речи)

На данный вид работ рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера зависит от требований УМК (приблизительно 1 раз в две недели, не менее 17 работ за учебный год).


Контрольные изложения

3 класс - 1 в конце года;

Количество слов в текстах, предназначенных для изложений:

  • в конце первого полу­годия 55 - 65;

  • в конце года 65 - 80

При проверке творческих работ любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Критерии оценки творческих работ

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта.

При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:

  • несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения);

  • внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;

  • неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слов в несвойственном ему значении.


Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения В последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.


Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и
1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:

  • 3 орфографические и 2-3пунктуационные;

  • 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  • 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения
при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Неудовлетворительная оценка выставляется только за контрольное изложение, так как данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер.

Сочинение

Объём сочинений в 3 классе от 0,5 до 1 страницы (примерно 9 предложений или 50-60 слов.


Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка «5» - логически последовательно раскрыта тема.

Отметка «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 -2) фактические и речевые неточности.

Отметка «3» -имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов в главной части, не раскрыта основная мысль и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.


Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка «5» - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.

Отметка «4» - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.

Отметка «3» - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:

  • 3 орфографические и 2-3пунктуационные;

  • 4 орфографические и 2 пунктуационные;

  • 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Отметка «2» - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.


Тестовые работы

Оценки:

Отметка «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

Отметка «4» - верно выполнено 3/4 заданий.

Отметка «3» - верно выполнено 1/2 заданий.

Отметка «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.


Контролирующие материалы, контроль уровня обученности по русскому языку в 4 классе

Контролирующие материалы, позволяющие оценить качество уровня учебных достижений учащихся, содержатся в проверочных тетрадях, которые есть у каждого ученика.


Контрольно – измерительные материалы

Для оценки усвоения школьниками планируемого содержания используется литература:

  1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 4 класс / сост. В. В. Никифорова. – М.: Вако, 2010.

  2. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс / Сост. Т. Н. Максимова. - 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

  3. КИМ ВПР. Русский язык. 3 класс. Контрольно – измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС / О. Н. Крылова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2018.

Литература для обучающихся:

  1. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс / Сост. Т. Н. Максимова. - 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

Литература для учителя:

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  2. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева (Стандарты второго поколения).

  3. Работа с трудными словами в начальной школе: пособие для учителя / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1- 4 классах / авт. – сост. О. В. Росланова. - Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Интернет.


МУЛЬТИМЕДИА - ПОДДЕРЖКА:

  1. 1. Русский язык. 4 класс: поурочные планы по программе «Школа России» (электронный ресурс) - Волгоград: Учитель.

  2. Русский язык. Развивающие задания и упражнения. Коррекция письма. 1 – 4 классы. - Волгоград: Учитель.

  3. Современные технологии обучения в начальной школе (электронный ресурс) - Волгоград: Учитель.

  4. Демонстрационные таблицы. Русский язык (электронный ресурс) - Волгоград: Учитель.

  5. Веселые уроки радионяни, диск

  6. Электронное приложение к учебнику.

  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  8. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ru

  9. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

  10. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1septem-ber. ru/urok

  11. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

  12. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа: http:www.Nachalka.com

  13. Детские презентации: коллекция. – Режим доступа: http://www.viku.rdf.ru

  14. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru

  15. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа: http://www.maro. newmail.ru

  16. Этимологический словарь Фасмера. – Режим доступа: http://vasmer.narod.ru/

  17. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru/

  18. Таблицы по русскому языку в электронном виде. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/

  19. Русская грамматика. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/

  20. Русская фонетика. – Режим доступа: http://fonetica.philol.msu.ru/

  21. Пособие по орфографии русского языка. – Режим доступа: http://yamal.org/ook/



Наглядные пособия. Таблицы.

1. Фонетика и орфоэпия. Гласные звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков. Шипящие согласные звуки.

2. Состав слова (морфемика). Значимые части слова. Словообразование. Порядок разбора слова по составу.

3. Самостоятельные части речи (морфология). Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Глагол. Местоимение. Наречие.

4. Синтаксис. Текст. Предложение. Словосочетание. Порядок разбора предложения.

5. Орфография и пунктуация. Проверяемые орфограммы в корне слова. Правописание приставок и суффиксов. Непроверяемые орфограммы в слове. Знаки препинания.

6. Развитие речи. Серия репродукций.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!