Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа №2 г.Тайшета
«Одобрено» Педагогическим советом МКУДО «ДМШ №2» г. Тайшета «____»________________2015г. | Утверждаю: Директор МКУДО «ДМШ №2» г. Тайшета ________________ В. В. Головизин «____»________________2015 г. |
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Эстрадное пение»
Возраст обучающихся: 7 - 17 лет
Срок реализации – 4 года
Составитель:
Преподаватель I квалификационной категории
Оксана Николаевна Винницкая
Тайшет
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.............................................................................3
Ожидаемые результаты и способы их проверки………........................5
Содержание изучаемого курса.................................................................9
Примерный репертуарный список……………………………………..14
Список литературы ……………………………………………………..23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Эстрадное пение» носит художественно-эстетическую направленность.
В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства. Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им, как уникальным природным живым музыкальным инструментом, требует длительного изучения под руководством педагога. Дети учатся петь, держаться на сцене, развивают свои артистические навыки как в сольном исполнении так и в дуэтах и трио.
Обучение детей и подростков эстрадному пению способствует приобщению их к основам мировой музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, формированию исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечивает условия для дальнейшего профессионального роста.
Данная программа дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы состоит в том, что эстрадно-джазовая музыкальная культура в ее лучших проявлениях сегодня является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства и пользуется огромным художественно-эстетическим спросом у современной российской молодежи.
Целесообразность данной программы: через приобщение к лучшим образцам эстрадно-джазовой культуры повысить интерес учащихся к занятиям музыкой. Оградить их от влияния музыкальных подделок сомнительной ценности. Как следствие - у подростков снижается интерес к учебным занятиям музыкой, меняется их отношение к учителю, снижается самостоятельная активность.
В основу образовательной программы положен метод щадящего обучения учащихся пению. В программе учитывается возраст ребенка и его индивидуальные физиологические возможности голоса. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полетности звучания, окраске звука.
Занятия эстрадным пением сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью, где каждый обучающийся на всех этапах обучения имеет возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену воспитанник получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт.
Отличительные особенности:
- Особое внимание уделяется развитию качеств детского голоса: мягкости, полетности звучания.
- Индивидуальный подбор вокального репертуара в соответствии с возрастными и индивидуальными характеристиками ребенка.
- Обучение детей методам контроля и самоконтроля с применением звукозаписывающей аппаратуры.
- Воспитание патриотического самосознания с помощью музыкальных произведений, с целью пропаганды среди сверстников.
Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области эстрадного вокального пения и музыкальной культуры, обучение вокально-техническим и музыкальным навыкам.
Задачи:
Обучающие:
- обучение певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильная артикуляция);
обучение правилам охраны и гигиены детского голоса;
обучение основам музыкальной грамоты;
обучение специфическим приемам, характерным для различных жанров популярной и джазовой музыки;
формирование навыков определения качества певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизведения его;
формирование навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой;
Развивающие:
развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;
развитие чувства метра, темпа, ритма;
развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
развитие умения ориентироваться в многообразном мире музыки;
овладение исполнительскими навыками в вокально-музыкальном ансамбле.
Воспитательные:
- формирование бережного отношения к слову, навыков работы с текстом, в том числе, иностранным;
- воспитание художественного и музыкального вкуса;
- воспитание творческой, духовной и культурно развитой личности;
- развитие умения использовать полученные знания и навыки в организации своего досуга.
Срок реализации программы – 4 года
Возраст детей – 7-17 лет
Режим корректировки – 1 раз в год
Формы и режим занятий
Программой предусмотрены занятия в индивидуальной форме.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. В рамках индивидуальных занятий, проводятся репетиции в дуэте или трио в соответствии с учебно-тематическим планом и с выбранным репертуаром.
Программой предусмотрены другие формы проведения занятий - посещение музыкальных спектаклей, проведение экскурсий в музеи с прослушиванием музыкальных произведений и т.п.
Учебный план образовательных программ
эстрадно-джазового искусства
Вокальное исполнительство
Срок обучения 4-5 лет
№ | Название предмета | Количество учебных часов в неделю | Экзамен |
I | II | III | IV** | V** |
1. | Эстрадное пение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | IV (V) |
2. | Музыкальный инструмент | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - |
3. | Сольфеджио | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | IV (V) |
4. | Ансамбль | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5. | Музыкальная литература | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
6. | Современная музыка | - | - | - | - | 1 | - |
7. | Основы импровизации и сочинения | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - |
8. | Предмет по выбору*** | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | - |
9. | Сценическое движение | - | 1 | 1 | 1 | 1 | |
| Всего | 9 | 10 | 12 | 12 | 12 | |
* Школа в пределах имеющихся средств может расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.
** Выпускники IV (V) класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
*** Примерный перечень предметов по выбору: другой музыкальный инструмент, оркестр, ансамбль, импровизация (подбор по слуху), аранжировка, чтение с листа, аккомпанемент и др.
При введении в учебный план того или иного предмета по выбору приоритет отдаётся желанию учащихся заниматься данной дисциплиной. Учащийся вправе отказаться от занятий по этому предмету.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Первый год обучения
В конце первого года обучения обучающиеся
будут знать:
основы музыкальной грамоты;
элементарные теоретические певческие навыки:
- дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), равномерный выдох;
- звукообразование: правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
- дикция: правила произношения зубных язычных согласных – Д, З, Т, Р, Л, Н;
и губных – Б, П, В, М;
- звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации;
различия между сольным и ансамблевым пением;
строение голосового аппарата и правила охраны и гигиены детского голоса;
основные сведения об изучаемых музыкальных произведениях и их авторах;
будут уметь:
правильно держать корпус при пении;
исполнять точно и выразительно музыкальные произведения соответствующей сложности:
без сопровождения, а Cареl1а;
с аккомпанементом;
под фонограмму «-1».
будет развито:
умение различать регистры,
умение слушать и различать музыкальные композиции,
чувство ритма (в соответствии со способностями),
у них будет воспитано:
-уважение к авторскому тексту музыкальных произведений,
-устойчивый интерес к прослушиванию и исполнению музыкальных произведений;
В программу первого года обучения входит:
пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием простых интервалов.
пение популярных детских песен, соответствующих возрасту обучающихся.
пение упражнений на гаммы, арпеджио,
ведется работа над переходными нотами и выравниванием регистров.
пение романсов, классических и современных, песен военных лет, отечественных популярных песен, ретро-песен.
Второй год обучения
В конце второго года обучения обучающиеся
будут знать:
- вокальные произведения различных стилей и жанров;
- соотношение динамики звуков голоса и музыкальных инструментов;
- особенности пения в сопровождении различных инструментов;
- способы звуковедения: стаккато, легато, кантилена,
будут уметь:
- исполнять вокальные произведения различных стилей и жанров: народную песню, романс, современную эстрадную и авторскую песни, классический репертуар с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция)
будет развито:
- умение преодолевать голосом регистровые переходы
у них будет воспитано:
- бережное отношение к поэтическому тексту песен;
- умение использовать полученные знания и умения в организации своего досуга.
В программу второго года обучения входит:
пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки на октаву вверх и вниз.
разучивание 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания.
пение упражнений, вырабатывающих кантилену (восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио), а так же упражнений, построенных на пунктирном и синкопированном ритме.
пение отечественных популярных песен, зарубежных популярных песен, современных отечественных хитов, классической вокальной музыки (знакомство с жанром), музыки из мюзиклов и опер (знакомство с жанром).
Третий год обучения
В конце третьего года обучения обучающиеся
будут знать:
- различия в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении;
- как ориентироваться в многообразии музыкальных стилей и жанров;
- основы организации певческой деятельности;
- репертуар вокальных произведений, подходящий к особенностям его голосового аппарата и тембра;
будут уметь:
- владеть основными вокальными умениями и навыками;
- применять специфические приемы, характерные для различных жанров популярной и джазовой музыки;
- выразительно исполнить выученные произведения;
- различать качества певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизводить его;
- использовать певческие навыки: дыхание, звукообразование, дикция, звукоизвлечение;
- использовать навыки работы с текстом, в том числе, иностранным;
- сольно исполнять вокальные произведения с сопровождением фортепиано, других инструментов и под фонограмму;
- исполнять произведения в вокальном ансамбле.
- работать с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой;
будет развито:
явление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки, доведенные до автоматизма, которые становятся приобретенным рефлексом.
умение работать над раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
у них будет воспитано:
-художественный и музыкальный вкус.
В программу третьего года обучения входит:
разучивание 5-6 произведений различного характера и содержания,
пение отечественных популярных песен (современные хиты), песен советского периода, зарубежных популярных песен, вокальных джазовых композиций.
Четвертый год обучения
В конце четвертого года обучения обучающиеся
будут знать:
- классификацию голосов, навыки освоения эстрадного вокального репертуара;
-представления о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата.
будут уметь:
- анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;
- работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном;
- соединять грудной и головной регистр, то есть, микст. Микст – это не понятие облегченного формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр дает возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты. У женских голосов, при эстрадной манере звукообразования, доминирующим должен быть грудной резонатор, и только на верхних нотах диапазона преобладает головной резонатор, непременно смешанный с грудным;
будет развито:
чувство самоанализа, отработка и закрепление полученных ранее вокально-технических навыков. В соответствии со способностями, обучающийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса, уметь работать с профессиональной, без мелодии произведения, фонограммой, уметь работать профессионально с микрофоном.
у них будет воспитано:
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, микстового звучания, тембровой ровности пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсировано. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом.
В программу четвертого года обучения входит:
разучивание 6-8 произведений различного характера и содержания,
пение отечественных популярных песен (современные хиты), песен советского периода, зарубежных популярных песен, вокальных эстрадно-джазовых композиций.
На выпускном концерте воспитанники демонстрируют владение голосом, артистичность, ощущение стиля исполняемых произведений, чувство ансамбля.
Произведения программы итоговой аттестации (отчетного концерта) подбираются так, чтобы обучающийся смог показать свои исполнительские возможности: диапазон голоса, тембр, динамику, умение двигаться, держаться на сцене. Вместе с тем подчеркивается умение выпускника ориентироваться в различных жанрах популярной и эстрадно-джазовой музыки.
Формы подведения итогов
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность обучающихся к сценическому выступлению на концертах, проводимых по окончанию каждого года обучения и в течение учебного года. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по программе, так и воспитательные результаты: уровень творческой, индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутый в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.
Текущий и промежуточный контроль
четвертого года обучения
На выпускной итоговой аттестации в конце второго полугодия обучающийся должен исполнить четыре произведения: отечественную популярную песню, отечественный современный хит, зарубежную популярную песню или джазовую композицию, произведение по выбору из пройденного (эстрадно-джазовую песню, романс, ретро, классическое произведение, произведение из мюзикла или спектакля).
На выпускном экзамене обучающийся должен продемонстрировать владение голосом, артистичность, ощущение стиля исполняемых произведений, чувство ансамбля.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Для проведения занятий необходим преподаватель не только владеющий знаниями методики преподавания вокала и знающий возрастную специфику голосового аппарата детей и подростков, но и обладающий хорошим голосом и опытом работы на эстрадной сцене.
При невозможности присутствия аккомпаниатора или концертмейстера на занятиях, преподаватель должен самостоятельно и качественно исполнить аккомпанемент изучаемых произведений
Материально-техническое обеспечение:
- санитарно-гигиенические условия процесса обучения - для проведения занятий необходимо учебное помещение, отвечающее всем требованиям САНПиНа по соблюдению температурного и световой режима, пожарной и электробезопасности.
Помещение должно иметь учебное оформление, создающее образовательную среду, адекватную потребностям развития обучающегося. К оформлению кабинета можно привлечь воспитанников объединения, их родителей, владеющих знаниями основ художественного дизайна.
Комплектность учебного оборудования – в помещении для занятий должно быть фортепиано (или электросинтезатор), музыкальный центр или компьютер, микрофоны, микшер, усилитель, колонки, фонотека, ноты.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Ознакомление учащихся с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания.
Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии.
Полезно, чтобы обучающиеся при вдохе положили руки на ребра и проследили их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.
Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося в более старшем возрасте.
Формирование и развитие сценических навыков.
Практические занятия. Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния.
Работа над произведением:
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения - продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодий, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Работа с микрофоном. Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением и становлением сценического образа обучающегося.
Репетиционные занятия.
Практические занятия. Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.
Итоговое занятие.
В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.
Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению дыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.
Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, микстового, то есть смешанного звучания, тембровой ровности пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение петь активно, но не форсировано. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение четкому произношению согласных звуков. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.
Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата - продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса.
Практические занятия. Упражнения на дыхание, звукообразование. Распевание. Новые практические навыки:
- строение голосового аппарата;
- способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена);
- сглаживание регистровых переходов;
Работа над расширением диапазон голоса, примерно до 1,5 октав, выравниванием звучности гласных, над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус».
Пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки на октаву вверх и вниз.
Развитие музыкального слуха.
Упражнения на воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.
Работа над произведением:
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения - работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Формируется умение читать ноты. Обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству. При наличии инструментов, учебных и профессиональных фонограмм и обучение самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов и музыкальными произведениями. Знакомство с работой над иностранным текстом произведения.
Работа с микрофоном.
Работа над сценическим воплощением.
Репетиционные занятия
Практические занятия. Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.
Итоговое занятие.
В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариативности мелодий, стремления к самодеятельности в осмыслении трактовки произведения.
Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном.
Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата обучающегося. Не следует навязывать обучающемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей.
Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст – это не понятие облегченного формирования верхнего регистра, а принцип построения всего регистра. Хорошо замикстованный средний регистр дает возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты. У женских голосов, при эстрадной манере звукообразования, доминирующим должен быть грудной резонатор, и только на верхних нотах диапазона преобладает головной резонатор, непременно смешанный с грудным.
Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата. Овладение подвижностью голоса, выявление тембра голоса. Пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе. Скачки на квинту, октаву вверх и вниз, а так же артикуляционные и дикционные упражнения (поговорки, скороговорки, произносимые на разных нотах диапазона). Пение вокальных упражнений с различными приемами: легато, стаккато, опевания, субтон, вибрато, прямой звук, владеть динамической атакой звука (драйв).
Применение эстрадно-джазовых форшлагов, группетто, пассажей.
Упражнения, построенные на аккордах, характерных для джазовой музыки (см. Чугунов Ю. Н. «Гармония в джазе». М., 1981), а так же ритмические упражнения и упражнения на специфические приемы: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, исполнение в энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука (драйв).
Развитие музыкального слуха - работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Прежде всего, имеются в виду навыки красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции, «опертого» дыхания, развитие тембра, певучести голоса; навык работы с микрофоном; навык работы с фонограммой «минус»; навык работы с вокальной радиотехнической аппаратурой; а так же умение самостоятельно работать над изучением вокального произведения и над изучением иностранного текста произведения.
Работа над произведением:
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения.
Работа с микрофоном.
Умение работать с профессиональной, без мелодии произведения, фонограммой, умеет петь с микрофоном.
Работа над сценическим воплощением.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие проводится в форме академического концерта.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Продолжается работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Формирование умения читать ноты. На этой основе происходит обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству. Благодаря наличию инструментов, учебных и профессиональных фонограмм и обладая определенными способностями, учащиеся должны научиться самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов и музыкальными произведениями. Знакомство с работой над иностранным текстом произведения.
Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата. В программу четвертого года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки.
Продолжается работа с упражнениями, построенными на аккордах, характерных для джазовой музыки (Чугунов Ю.Н. «Гармония в джазе». М., 1981; Ровнер В. «Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано». С-П., 2006), а также ритмические упражнения и упражнения для ознакомления обучающихся со специфическими приемами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, исполнение в энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука (драйв).
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение отечественных популярных песен (современные хиты), зарубежных популярных песен, вокальных джазовых композиций.
Произведения выпускной программы должны быть подобраны так, чтобы обучающийся смог показать свои исполнительские возможности: диапазон голоса, тембр, динамику, умение двигаться, держаться на сцене. Вместе с тем, желательно показать умение выпускника ориентироваться, в различных жанрах популярной и джазовой музыки.
Программа пятого года обучения включает пение упражнений, содержащих мажорные и минорные гаммы вверх и вниз, движение по аккордовым звукам, опевания, прилегающие звуки, скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз, арпеджио.
Пение вокальных упражнений с различными приемами: non legato, legato, staccato, опевания, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, с динамической атакой звука (драйв).
Работа над произведением:
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения.
Работа с микрофоном.
Умение работать с профессиональной, без мелодии произведения, фонограммой, умеет петь с микрофоном.
Работа над сценическим воплощением.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие проводится государственной аттестации выпускника.
По итогам освоения содержания образовательной программы проводится аттестация обучающихся с вручением свидетельств, грамот и дипломов.
Примерный репертуарный список
Первый год обучения
Н. Ваккаи Вокализ №1
Н. Ваккаи Вокализ №4
И. Брамс Колыбельная
Ф. Абт Вокализы
А. Петров Романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»
Е. Ботяров «Вернусь, сказал солдат»
А. Новиков «Дороги»
Г. Гладков «Чунга-чанга»
Е. Крылатов «Прекрасное далеко»
«Крылатые качели»
«Лесной олень»
«Колыбельная медведицы»
Б. Савельев «Настоящий друг»
Э. Ханок Песня первоклассника
М. Дунаевский Песня Красной шапочки
А. Зацепин «Волшебник-недоучка»
К. Певзнер «Оранжевая песенка»
В. Шаинский «Крейсер «Аврора»
«Облака»
«Когда мои друзья со мной»
«Небо детства»
Г. Гладков Песня друзей
Песенка старухи Шапокляк
«Над нашей квартирой»
И. Николаев «Маленькая страна»
«Хрустальное сердце Мальвины»
«Мужичок с гармошкой»
«День рождения»
В. Добрынин «Бабушки-старушки»
Р. Паулс «Миллион алых роз»
«Листья желтые»
И. Дунаевский «Как много девушек хороших»
« Моя любовь»
Песенка о капитане
Песенка о веселом ветре
А. Бабаджанян «Лучший город земли»
«Королева красоты»
Т. Хренников «Московские окна»
А. Лепин Песенка о хорошем настроении
В. Сидоров «Дружба»
Ю. Саульский «Черный кот»
А. Петров «Я шагаю по москве»
Неизвестный автор «Неудачное свидание»
Д. Тухманов «Последняя электричка»
В. Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
А. Зацепин «Есть только миг»
Песенка про медведей
«Разговор со счастьем»
О. Фельцман «Ландыши»
В. Гаваши «Люди встречаются»
Ю. Антонов «Для меня нет тебя прекрасней»
В. Добрынин «Ты мне не снишся»
«Кто тебе сказал»
«Прощай»
Е. Птичкин «Эхо любви»
М. Таривердиев «Где-то далеко»
М. Блантер «В городском саду»
А. Островский «А у нас во дворе»
А. Пахмутова «Хорошие девчата»
«Нежность»
Второй год обучения
Н. Ваккаи Вокализы №№ 3,6
Ф. Абт Вокализы №№ 2,3
К. Молчанов «Журавлиная песня» из к/ф «Доживем до понедельника»
А. Морозов «В горнице»
К. Орбелян «Шум берез слышу»
«Гляжу в озера синие»
Ю. Саульский «Осенняя мелодия»
М. Таривердиев «Я спросил у ясеня…»
М. Фрадкин «Там, за облаками»
Б. Бычков «Все могут короли»
И. Николаев «Мельница»
«На край света»
«Комарово»
А. Пугачева «Звездное лето»
«Папа купил автомобиль»
«Ах, как хочется жить»
В. Матецкий «Луна, луна!»
В. Началов «Ах, школа, школа»
«Герой не моего романа»
А. Зацепин «До свидания, лето»
А. Пахмутова «Надежда»
С. Намин «Мы желаем счастья вам»
Русские народные песни «Я на горку шла»
«Калинка»
«Во поле береза стояла»
«Со вьюном я хожу»
«Ой, да не вечер»
«Любо, братцы, любо»
«На горе-то калина»
«Вдоль по улице метелица метет»
Сл. Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень»
«По Дону гуляет казак молодой»
Сл. И. Сурикова «Степь да степь кругом»
Сл. Г. Державина «Пчелочка златая»
«Выйду ль я на реченьку»
«По улице мостовой»
«Светит месяц»
«Посею лебеду на берегу»
Сл. И. Сурикова «Тонкая рябина»
«Миленький ты мой»
Обр. А. Егорова «Не летай соловей»
Обр. П. Лондонова «Травушка-муравушка»
Обр. В. Волкова «Что так жадно глядишь на дорогу»
Обр. Афанасьева «Меж крутых бережков»
А. Костюк «Течет ручей»
И. Дунаевский «Ой, цветет калина»
«Школьный вальс»
«Весна идет»
«Моя Москва»
А. Пахмутова «Мелодия»
П. Аедоницкий «Раздумье»
«Радоваться жизни»
Д. Тухманов «Здравствуй, мама!»
«Чистые пруды»
«Из вагантов»
«Аист на крыше»
А. Мажуков «Однажды»
«Очень хорошо»
«Возьми меня с собой»
М. Дунаевский «Все пройдет»
А. Петров «А напоследок я скажу»
«Любовь – обманная страна»
«А цыган идет»
А. Морозов «Маменька»
Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая»
В. Липатов «Письмо к матери»
Я. Фельдман «Ямщик, не гони лошадей»
Б. Фомин «Только раз»
«Дорогой длинною»
М. Таривердиев «Мне нравится, что Вы больны…»
«У зеркала»
В. Абаз «Утро туманное»
Неизвестный автор, сл. Ф Тютчев «Я встретил Вас»
П. Булахов «Колокольчики мои»
«Гори, гори, моя звезда»
«Не пробуждай воспоминаний»
Н. Харито «Отцвели уж давно…»
А. Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик»
А. Варламов «На заре ты ее не буди»
«Хуторок»
Д. Тухманов «Напрасные слова»
И. Николаев «Лето кастаньет»
«Только ты не умирай»
«Каждая маленькая девочка»
В. Добрынин «Кто тебе сказал»
Ю. Антонов «Если любишь ты»
Ю. Акулов «Клен»
В. Семенов «Звездочка моя»
Д. Тухманов «День Победы»
Н. Богословский «Темная ночь»
М. Фрадкин «Случайный вальс»
Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»
А. Новиков «Смуглянка»
«Эх, дороги»
М. Ножкин «Последний бой»
Я. Френкель «Журавли»
М. Блантер «Катюша»
«В лесу прифронтовом»
Неизвестный автор «Огонек»
В. Баснер «На безымянной высоте»
К. Санторо «Песенка шофера»
М. Табачников «Давай, закурим»
Г. Петербургский «Синий платочек»
В. Левашов «Бери шинель, пошли домой»
В. Соловьев-Седой «Вечер на рейде»
А. Аверкин «На побывку едет»
М. Фрадкин «У деревни Крюково»
К. Листов «В землянке»
Э. Колмановский «Алеша»
Третий год обучения
Г. Гладков «Как в последний раз»
Н. Римский-Корсаков «У моря»
«Не ветер, вея с высоты»
П. Чайковский «Растворил я окно»
«Легенда»
А. Рубинштейн «Ночь»
С. Рахманинов «Сирень»
«Сон» соч. 8
«Полюбила я на печаль свою»
«Христос Воскрес»
Ю. Антонов «Маки»
О. Иванов «Олеся»
А. Зацепин Песня из к/ф 31 июня
Я. Френкель «Вальс расставания» из к/ф Женщины
А. Бабаджанян «Не спеши»
«Зимняя любовь»
«Ноктюрн»
Е. Дога «Мне приснился шум дождя»
«Хуторянка»
В. Чайка «Ты не ангел»
«Зимний сад»
В. Кузьмин «Надо же»
А. Барыкин «Букет»
И. Корнелюк «Билет на балет»
И. Николаев «Паромщик»
А. Коржуков «Узелок»
Л. Рид «Прощальный вальс»
Д. Баккер Оувенс «Лунные ночи»
Ц. Баркони «Осенью»
К. Портер «Ночь и день»
Дж. Гершвин «Если ты со мною рядом»
М. Легран «Буду ждать тебя»
Э. Ди Капуа «О, мое солнышко»(неаполитанская)
С. Агабабов «Лесной бал»
Т. Хренников Колыбельная Светланы из к/ф Гусарская баллада
Ал. Макаревич «Осень»
«Туман, туман»
Р. Горобец «До свидания»
И. Зубков «Солнце мое»
А. Мон «Алмаз»
В. Зубков «Падают листья»
А. Губин «Ночь»
О. Газманов «Москва»
«Офицеры»
«Мама»
О. Молчанов «Ясный мой свет»
«Электричка»
Т. Снежина «Позови меня с собой»
М. Леонидов «Девочка-видение»
Ю. Варум «Ля-ля-фа»
«Мой сон»
В. Меладзе «Самба белого мотылька»
«Ночь накануне Рождества»
«Девушки из высшего общества»
И. Матвиенко «Колечко»
А. Мон «Синий дирижабль»
«Влюбленный самолет»
Э. Гарнер «В тумане»
Дж. Мендел «Тень твоей улыбки»
Х. Кармайкл «Звездная пыль»
Э. Пресли «Люби меня нежно»
Б. Стрейзанд «Evergreen»
Дж. Кандер «Кабаре»
Ч. Чаплин «Это моя песня»
Б. Кемпферт «Странники в ночи»
Д. Модуньо «Любовь, любовь»
К. Франсуа и Ж. Рево «Мой путь»
Ст. Вандер «Я не решаюсь сказать»
«Я звоню тебе»
Э. Дмитров «Арлекино»
Б. Билан «На крыльях ветра»
Б. Джоел «Такая, как ты есть»
Дж. Дассен и Ж. Бодло «Тебе»
Дж. Хорнер «My heart will go on»
Макс Мартин «Baby one more time»
Из реп. М. Кэрри «Hero»
Песни из репертуара отечественных и зарубежных исполнителей
Четвертый год обучения
Ф. Абт Вокализы №№ 3, 4, 5, 7
В. Ровнер Вокально-джазовые упражнения №№ 1-7
Г.Гладков «Как в последний раз»
Ц.Кюи «Майский день»
А.Даргомыжский «Влюблен я, дева-красота»
«Мне грустно»
А.Бабаджанян «Лучший город земли»
«Верни мне музыку»
«Отражение»
«Королева красоты»
Т.Хренников «Московские окна»
А.Лепин «Песенка о хорошем настроении»
В.Сидоров «Дружба»
Ю.Саульский «Черный кот»
А.Петров «Я шагаю по Москве»
Неизвестный автор «Неудачное свидание»
Д.Тухманов «Последняя электричка»
В.Соловьев-Седой «Подмосковные вечера»
А. Зацепин «Есть только миг»
«Песенка про медведей»
«Разговор со счастьем»
А.Высотская «Вижу тебя»
О.Фельцман «Ландыши»
В.Гаваши «Люди встречаются»
Ю.Антонов «Для меня нет тебя прекрасней»
Б. Хебб «Sunny»
Г. Херман «Hello, Dolly»
П. Маккартни «Hey, Jude»
Дж. Леннон «Пусть будет так»
«Yesterday»
«Ob-la-di, Ob-la-da»
В. Добрынин «Ты мне не снишься»
«Клен»
«Кто тебе сказал»
«Прощай»
Е.Птичкин «Эхо любви»
М.Таривердиев «Где-то далеко»
М.Блантер «В городском саду»
С.Павлиашвили «Небо на ладони»
«Помолимся за родителей»
А.Островский «А у нас во дворе»
А.Пахмутова «Хорошие девчата»
А. Макаревич «Поворот»
«За тех, кто в море»
М. Минков «А знаешь, все еще будет»
«Не отрекаются любя»
«Эти летние дожди»
«Куда уходит детство»
«Нежность»
Г. Уоррен «Я знаю почему»
«Чем чаще вижу»
Р. Роджерс «Вновь весна»
«Мои любимые вещи»
Э. Бернет «Мария»
«Вестсайдская история»
«Сегодня ночью»
М. Глинка «Я помню чудное мгновение»
«Жаворонок»
«Попутная»
«В крови горит огонь желанья»
М. Балакирев «Догорает румяный закат»
А.Алмазова «На берегу»
«Осень»
«Танцуй»
«Старше на 10 минут»
«Русалка»
«Сережки»
«О любви»
«Мама»
О.Молчанов «Ясный мой свет»
«Электричка»
В.Добрынин «Ягода-малина»
Т.Снежина «Свеча»
«Позови меня с собой»
М.Леонидов «Девочка-виденье»
Ю.Варум «Зимняя вишня
«Ля-ля-фа»
«Мой сон»
В.Меладзе «Салют, Вера!»
«Самба белого мотылька»
«Ночь накануне Рождества»
«Девушки из высшего общества»
И.Матвиенко «Колечко»
А.Джобим «Девушка из Ипанемы»
Э.Гарнер «В тумане»
Дж.Мендел «Тень твоей улыбки»
Гл.Милляр «Лунная серенада»
Г.Херман «Hello, Dolly»
«Сегодня ночью»
Эл.Пресли «Люби меня нежно»
Б.Стрейзанд «Evergreen»
«Женщина, которая любит»
Дж.Кандер «Кабаре»
Б.Хебб «Sunny»
К.Франсуа и Ж.Рево «Мой путь»
Ст.Вантер «Я не решаюсь сказать»
«Я звоню тебе»
Э.Дмитров «Арлекино»
Б.Билан «На крыльях ветра»
А.Алмазова «Что если?»
«Неприлично»
«Будешь рядом»
«Текила»
«Барышни северной столицы»
«Амстердам»
«Незнакомец»
Примерные переводные программы
При переходе на второй год обучения
1) И. Николаев «Хрустальное сердце Мальвины»
А. Пахмутова «Нежность»
2) А. Петров «Романс Настеньки»
А. Бабаджанян «Лучший город земли»
3) В. Добрынин «Бабушки-старушки»
А. Петров «Я шагаю по Москве»
4) С. Намин «Мы желаем счастья вам»
Русская народная песня «Ой, да не вечер»
5) В. Началов «Герой не моего романа»
Русская народная песня «Миленький ты мой»
6) К. Орбелян «Гляжу в озера синие»
РНП, сл. Державина «Пчелочка златая»
При переходе на третий год обучения
1) И. Резник «Признание»
М. Блантер «Катюша»
2) И. Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»
Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»
3) В. Меладзе «Ночь накануне Рождества»
С. Агабабов «Лесной бал» или
Дж. Кандер «Кабаре»
4) А. Мон «Синий дирижабль»
Ф. Лоу «Я танцевать хочу»
5) В. Зуйков «Падают листья»
Альбинони «Мгновения» или
Дж. Гершвин «Если ты со мною рядом»
6) Д.Тухманова «Кони в яблоках»
О.Фельцман «Манжерок»
При переходе на четвертый год обучения
1) А.Бабаджанян «Озарение»
И.Дунаевский «Звать любовь не надо»
2) Ю. Антонов «Если любишь ты»
Н. Богословский «Темная ночь»
3) А.Броневицкий «Хорошо»
Т. Хренников «Колыбельная Светланы»
4) А.Алмазова «Наполеоном»
А.Кравец «Цвети, моя земля»
5) П.Асдоницкий «Для тех, кто ждет»
Д.Тухманов «Дадим шар земной детям»
6) В.Добрынин «Ягода-малина»
А.Бабаджанян «Не спиши»
Примерные выпускные программы
1) Из реп. Валерии «Маленький принц»
Р. Горобец «До свидания»
Из реп. М. Кэрри «Hero»
А. Рыбников Ария звезды из спектакля «Жизнь и смерть Хоакина
Мурьеты»
2) А. Мон «Алмаз»
В. Кузьмин «Надо же»
Г. Уоррен «Я знаю почему»
А. Морозов «Маменька»
3) В. Чайка «Ты не ангел»
О. Газманов «Офицеры»
Б. Джоел «Такая, как ты есть»
П. Чайковский «Легенда»
4) Б.Хебб «Sunny»
А.Джобим «Девушка из Ипанемы»
5) Дж.Гершвин «Summertime»
А.Алмазова «На берегу»
6) Дж.Керн «All the things you are»
Дж.Ширинг «Lullaby of birdland»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагогов
1. Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном хоре. Из книги «Музыкальное воспитание в школе», вып.4. - М., 1965.
2. Апраскина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М., 1987.
3. Бандина А. Методика преподавания пения в школе - М., 1952.
4. Ветлугииа Н. Музыкальное развитие ребенка – М., 1968.
5. Гембицкая Е. Обучение мальчиков пению в хоре начальной школы. - М., 1950.
6. Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. - Уч. пособие для студентов театральных вузов. - М. 1990 г.
7. Горбунов Н. Зонная природа звуковысотного слуха - М.-Л., 1948.
8. Добровольская Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. - М.,1950.
9. Добровольская Н. Распевание в детском хоре начальной школы. - М., 1964.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. –М., 1996.
11. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. - Ярославль, 1997.
12. Переверзъев Н. Проблемы музыкального интонирования - М., 1966.
13. Соколова О. Двухголосное пение в младшем хоре – М., 1987
14. Станиславский К.С. Работа актёра над собой, ч. 1, т. 3. Работа актёра над собой, ч. 2. - М., 1954.
15. Система дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.. Под редакцией Щербакова М.В., М., 1998
16. Гонтаренко Н. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
для обучающихся и родителей
1. Клипп О.Я. Постановка голоса эстрадного певца/ О.Я. Клипп : учебно-методическое пособие.- М.: МПГУ, 2003.-18 с.
2. Клипп О.Я. Теоретические и методические основы эстрадной вокальной и инструментальной музыки/ О.Я.Клипп, О.И. Полякова: учебное пособие.- М.: МПГУ, 2003.- 46 с.
3. Менабени А.Г. Вокально - педагогические знания и умения/ А.Г.Менабени .-М.: Музыка, 1995.
4. И. Гликман «Теория и методика воспитания» «Владос» М..2002г.
5. Баталина- Корнева Е.В. Видеообраз и молодежная субкультура / Е.В.Баталина-Корнева // Музыка в школе. – 2001. - №5.- С. 54-56.
24