СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа литература                                            

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБОСОБЛЕНННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ» ГОУ ВПО «ДОНАГРА»





УТВЕРЖДАЮ:


Директор ОСП «АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»


__________________Т. В. Алексеева


«____»__________2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ЛИТЕРАТУРА»

по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»





















2017

Программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее- ГОСТ) по профессии среднего профессионального образования (далее -СПО) 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»



Организация – разработчик: ОСП «АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»


Разработчики :


Белоусова Е.А.




Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

ПЦК_________________________________

Протокол №____от «____»______20______г.

Председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин

_____________



Рабочая программа переутверждена

на 20__/20__ учебный год

В программу внесены изменения

Протокол №____от «____»______20___г.

(см. Приложение_____,стр.____ )

Председатель ПЦК

____________________________________





Рабочая программа переутверждена

на 20__/20__ учебный год

В программу внесены изменения

Протокол №____от «____»______20___г.

(см. Приложение_____,стр.____ )

Председатель ПЦК

____________________________________




СОДЕРЖАНИЕ



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1Область применения программы


1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


2.2.Темы докладов и рефератов.


2.3.Тематический план.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Информационное обеспечение обучения.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС для специальностей: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»,  и составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для специальностей среднего профессионального образования (базовый уровень). Дисциплина «Литература» тесно связана с такими дисциплинами, как «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Всемирная история», « Вступление в литературоведение», «Культурология», «Религиоведение»

Данная рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) для специальностей: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»,  в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов».

Рабочая программа учебной дисциплины предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Литература занимает особое место в системе общего образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов, она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение обучающегося с произведениями искусства слова на занятиях литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В данном курсе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы, углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность студентов в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики писателя и его роли в развитии русской литературы.



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины 

Литературное образование как результат можно представить в виде единства трех компонентов:

  • становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);

  • усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;

  • литературно-художественное и литературно-критическое творчество.

Целью курса «Литература» является привлечение студентов к золотому фонду литературы, а через него – к фундаментальным ценностям культуры во взаимодействии их конкретно-историчных и общечеловеческих значений. Предлагая студентам лучшие образцы художественной литературы, курс литературы должен дать общее представление о ходе литературного процесса, репрезентовать самые важные этапы развития культуры, а также ознакомить с национальным своеобразием и общечеловеческими ценностями, включенных в программу произведений. Согласно современным приоритетам «Литература» призвана содействовать формированию личности, её духовно-ценностным ориентациям, культурно-познавательным интересам, эстетичного вкуса.

Курс «Литература» должен решать такие основные задачи:

  • ознакомить с духовными достижениями и художественными открытиями литературы; содействовать преобразованию духовных ценностей, внедренных в литературных произведениях, в индивидуальный опыт студентов;

  • учить студентов воспринимать литературное произведение как художественное явление, понимать его художественное своеобразие, особенности индивидуального стиля автора, рассматривать его в контексте развития культуры;

  • развивать чувства и мышление студентов, их читательскую культуру и творческие способности, содействовать их индивидуальному самовыявлению;

  • расширять читательский опыт студентов, прививать критерии для ориентации на рынке современных печатных изданий, учить самостоятельно выбирать книжку и общаться с ней, знакомить студентов с лучшими переводами и украинскими мастерами перевода;

  • воспитывать у обучающихся толерантность относительно другой точки зрения, уважение к другим национальным традициям, формировать умение видеть мировой контекст зарубежной литературы и через него – на новом уровне осознавать ее национальное своеобразие, ее достижения и взнос в развитие мировой культуры; готовить студентов к жизнедеятельности в поликультурном пространстве.

Данный курс предоставляет возможность студенту постигнуть сложные закономерности общего культурного и литературного развития Европы 1860-х гг., рубежи ХІХ-ХХ ст.. установить основные эстетичные характеристики руководящей художественной системы времени – реализма, определить его связь с предыдущими литературными направлениями, ознакомиться с творчеством величайших представителей европейской литературы указанного периода.

Этот курс требует привлечения знаний, полученных студентами в процессе изучения таких курсов: « Вступление в литературоведение», (который является теоретической базой изучения истории литературы), «Культурология», «Религиоведение» (что формируют представление об основных детерминантах специфики литературы указанного периода), «Мировой литературы» от античности до первой половины ХІХ ст. (актуальными являются вопросы о соотношении реализма и романтизма, реализма и литературы времени Просвещения в Англии, проблема взаимовлияния литературных направлений, эволюции руководящих литературных жанров); «История философии»; «Всемирная история».

Цель лекционных и практических занятий – сформировать у студентов четкое представление об основных социокультурных и эстетических особенностях историко-литературного процесса второй половины ХІХст. - ХХст.















  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессионального образовательного учреждения в соответствии с ГОС для специальностей: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Дисциплина «Литература» относится к общегуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин для специальностей: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», и представляет его профессиональную часть. Данная дисциплина изучается в 1,2 семестрах. Изучение дисциплины «Литература» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курса (школьного) «Литература».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

  • самые важные сведения о историко-культурном времени;

  • основные литературные направления и течения;

  • основные этапы жизненного и творческого пути писателей;

  • сюжет, особенности композиции, системы образов изученных произведений;

  • жанровые особенности прочитанных произведений;

  • характерные особенности индивидуального стиля писателя;

  • основные признаки теоретических понятий, определенных программой;

  • тексты, рекомендованные программой для изучения наизусть.

уметь:

  • вдумчиво читать и критически анализировать программные произведения;

  • определять основную проблематику, сюжет, композицию, систему образов и выразительно-изобразительных средств речи;

  • характеризовать героев произведения (анализировать и обсуждать логику их взглядов и поступков, их представления о смысле жизни), раскрывать смысл этико-психологических коллизий;

  • осуществлять авторскую оценку героев, событий произведения;

  • характеризовать концепцию и самые важные особенности поэтики художественного произведения;

  • сравнивать произведения, которые принадлежат к разным национально-культурным традициям (на уровне отдельных образов, сюжетов, тем, проблематики, поэтики, литературно-эстетических систем);

  • обосновывать свою оценку прочитанных произведений;

  • составлять простой и сложный план собственного высказывания;

  • создавать устные и письменные работы, разные по объему, характеру и жанру;

  • составлять план и конспект литературно-критических статей;

  • готовить доклад или реферат на литературную тему (по нескольким источникам).

Предполагается, что усвоение предложенных тем позволит сформировать у студентов способность на достаточно высоком уровне анализировать художественные произведения, устанавливать необходимые взаимосвязи, проводить типологические сопоставления (в том числе и вне рубежа данного литературного периода), а также в пределах собственной художественной картины мира конкретизировать образ мирового литературного процесса и яснее осознать место в нем родной литературы.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:

- лекций – 124 часа;

- практических занятий – 32 часа.








  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

І семестр

ІІ семестр

Всего

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

92

156

Содержательных модулей

1

7

8

Лекции

32

92

126

практические занятия

32

-

32

контрольные работы

4

5

9

контрольное сочинение

3

2

5

литература родного края

1

1

2

внеклассное чтение

2

3

5

Итоговая аттестация в форме проводится в виде экзамена



2.2.Темы докладов и рефератов

1. Реализм как художественное направление

2. Основные этапы работа Тургенева над романом «Отцы и дети»

3. Обзор на тему «Роман «Отцы и дети» в литературной критике современников»

4. Биография И.С. Тургенева и автобиографические мотивы в его творчестве

5. Роль Тургенева как писателя первопроходца в русской литературе второй половины 19века

6. Три романа И.А. Гончарова как одно произведение о России

7. Женские образы в романах И.А. Гончарова

8. Подробное сообщение об участии Островского в этнографической экспедиции по заданию Морского ведомства

9. Драма «Гроза» в оценках современников. Отражение общественных и эстетических взглядов критика в его суждениях о пьесе А.Н. Островского

10. Купечество в пьесах А.Н. Островского 1850-х и в драме «Гроза»

11. Малый театр как «Дом Островского»

12. Музей-усадьба А.Н. Островского Щелыково

13. Ф.И. Тютчев – поэт, дипломат, философ

14. Своеобразие «денисьевского цикла» в контексте любовной лирики Тютчева

15. Песня как универсальный прием самораскрытия героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

16. Роль сказочных мотивов в художественном мире поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

17. Документальные источники образов поэмы Некрасова

18. А. Фет как переводчик

19. Восприятие Поэзии А.А. Фета современниками и потомками

20. Образы античной культуры в поэзии А.А. Фета

21. Сумеречная фантастика А.К. Толстого в контексте европейской и русской литературной традиции

22. Фольклор как источник вдохновения и художественных идей в творчестве А.К. Толстого

23. Жанр сатирической сказки в русской литературе 18-19 веков

24. Чужие литературные герои в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина

25. М.Е. Салтыков-Щедрин как редактор журнала «Отечественные записки»

26. Ф.М. Достоевский как издатель и публицист

27. Пушкинские и лермонтовские мотивы в прозе Достоевского

28. Изображение пограничных состояний психики как художественный прием в прозе Достоевского

29. Диалектика характеров любимых героев Л.Н. Толстого

30. Л.Н. Толстой как педагог и детский писатель

31. Исторические взгляды Л.Н. Толстого

32. Религиозно-эстетическое учение Л.Н. Толстого

33. Эволюция «мысли семейной» в прозе Л.Н. Толстого (по 2-3 произведениям)

34. Активное служение людям – главное свойство праведников Лескова (напримере 1-2 произведений по выбору учащихся)

35. Политическая и театральная деятельность Г. Ибсена

36. Подробное сообщение о биографии Ги де Мопассана

37. Подробное сообщение о семье Чеховых, об отношениях писателя с родителями, братьями и сестрой. (Иллюстративный материал для презентации)

38. Женские образы в прозе А.П. Чехова

39. «Медицинская тема» в рассказах и повестях Чехова (по 2-3 произведениям)

40. Записные книжки А.П. Чехова и их роль в творческом процессе создания рассказов

41. Драматургия А.П. Чехова в контексте становлений европейской драмы конца 19 - начало 20 века

42. А.П. Чехов и Московский Художественный театр

43. Традиции русской классики в творчестве А.И. Бунина

44. Традиции Толстого в произведениях Куприна

45. Национально-историческая проблематика произведений И.С. Шмелева

46. Проект «Проблема добра и зла в творчестве писателей Серебряного века»

47. Новаторство автобиографических повестей Горького

48. Особенности драматургии М. Горького

49. Дно жизни – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»

50. Блок и символизм

51. Дорога жизни в трех шедеврах русской лирики. М.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»; А. Блок «Осенняя воля»; С. Есенин «Устал я жить в родном краю»

52. Образ С. Есенина в поэзии Н. Клюева

53. «Корявый говор миллионов» и библейская лексика в поэтике Маяковского (лексический анализ дореволюционных произведений поэта)

54. Маяковский и футуризм

55. Проблема времени и пространства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

56. Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

57. М. Цветаева и В. Брюсов (очерк М. Цветаевой «Герой труда»)

58. И. Бродский о М. Цветаевой («Поэт и проза» об одном стихотворении)

59. Особенности поэтики Мандельштама

60. Трагические мотивы в стихах Мандельштама

61. Особенности поздней лирики Пастернака (напримере 2-3 стихотворений по выбору)

62. Образ Юрия Живаго как воплощение представлений Пастернака о назначении человека

63. Портреты современников в прозе Пастернака

64. Становление лирического характера в поэзии Ахматовой

65. Место Ахматовой в русской поэзии

66. Ранний Заболоцкий – драматическое распутье: «полузвери, полубоги…на пороге новой жизни трудовой»

67. Философская лирика Заболоцкого

68. «Вечные законы» человеческого бытия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

69. Психологизм романа М. Шолохова «Тихий Дон»

70. Эволюция творческого пути А. Твардовского от «Страны Муравии» до создания поэмы «По праву памяти»

71. Образы Родины в поэзии военных лет

72. Лирический характер гражданской поэзии в годы войны

73. «Василий Теркин» как энциклопедия солдатской жизни на войне

74. Нравственная публицистика А. Солженицына («Бодался теленок с дубом», «Как нам обустроить Россию»)

75. Традиции русской классики в прозе А. Солженицына

76. Поэзия И. Бродского: архаическая или новаторская

77. Природа и цивилизация в современной поэзии
























2.3.Тематический план

І семестр

п/п


Тема


Количество часов

Примечания

Лекции

ПЗ

Содержательный модуль№1. Русская литература XIX века (64часа)

1


Лекция №1. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Классическая русская литература и ее мировое признание

1



2


Лекция №2. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Формирование национального театра

1



3


Лекция №3. Иван Александрович Гончаров.

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». «Обломовщина» как общественное явление

1



4


Лекция №4. Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». Авторская позиция и способы ее выражения в романе


1



5


ПЗ№1. Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.

Теория литературы. Обобщение в литературе.


1


6


ПЗ №2. Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.

Теория литературы. Типичное явление в литературе


1


7


Лекция №5. Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя

1



8


Лекция №6. Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза». Трагедийный фон пьесы. Жанровое своеобразие

1



9


ПЗ№3. Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия


1


10


ПЗ№4. Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза». Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.


1

Наизусть один из монологов главной героини

11


Лекция №7. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (обзор). Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе

1



12


Лекция №8. Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети».

Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева

1



13


ПЗ№5. Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа.


1


14


ПЗ№6. Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя


1


15


ПЗ№7. Контрольное сочинение. Письмо Е. Базарову


1


16


ПЗ№8. ТКР №1 по изученным произведениям

И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева


1


17


Лекция №9. Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма

1



18


Лекция №10. Федор Иванович Тютчев. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

1



19


ПЗ№9. Федор Иванович Тютчев. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...»


1


20


ПЗ№10. Федор Иванович Тютчев.

Стихотворения: «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...»


1

Наизусть 2 стихотворения

21


Лекция №11. Афанасий Афанасьевич Фет. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практичного помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа

1



22


Лекция №12. Афанасий Афанасьевич Фет. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык

1



23


ПЗ№11. Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...»


1


24


ПЗ№12. Афанасий Афанасьевич Фет. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях»


1

Наизусть 1-2 стихотворения

25


Лекция №13. Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого

1



26


ПЗ№13. Алексей Константинович Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»


1

Наизусть 1 стихотворение

27


Лекция №14. Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма

1



28


Лекция №15. Николай Алексеевич Некрасов. Сатира Некрасова. Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы

1



29


ПЗ№14. Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие


1


30


ПЗ№15. Николай Алексеевич Некрасов. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.



1


31


ПЗ№16. Николай Алексеевич Некрасов.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...»


1


32


ПЗ№17. Николай Алексеевич Некрасов.

Стихотворения: «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...»


1

Наизусть 2 стихотворения

33


ПЗ№18. Литература родного края


1


34


ПЗ№19. ТКР№2 по изученным произведениям Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова


1


35


Лекция №16. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» – ключевое художественное произведение писателя

1



36


Лекция №17. Салтыков-Щедрин. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Сатирическая сказка

1



37


ПЗ№20. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Сказки (по выбору).

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык


1


38


Лекция№18. Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»

1



39


Лекция№19 Лев Николаевич Толстой. Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир


1



40


Лекция№20. Лев Николаевич Толстой. «Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля

1



41


ПЗ№21. Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея


1


42


ПЗ№22. Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.

Теория литературы. Внутренний монолог


1

Наизусть один из отрывков «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»

43


ПЗ№23. Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Толстовская мысль об истории. Изображение войны в романе. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления


1


44


ПЗ№24. Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Мысль народная и мысль семейная в романе.

Теория литературы. Психологизм художественной прозы


1


45


ПЗ№25. Контрольное сочинение по роману «Война и мир»


1


46


ПЗ№26. ТКР №3 по изученным произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого


1


47


Лекция №21. Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». Достоевский и его значение для русской и мировой культуры

1



48


Лекция №22. Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения

1



49


ПЗ№27. Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления


1


50


Лекция №23. Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений

1



51


Лекция №24. Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского

1



52


Лекция №25. Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество (обзор.). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники

1



53


Лекция №26. Николай Семенович Лесков. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

1



54


ПЗ№28. Внеклассное чтение Г.И.Успенский «Нравы Растеряевой улицы» или Н.Г. Помяловский «Очерки бурсы» (по выбору учащихся).


1


55


Лекция №27. Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова

1



56


Лекция №28. Антон Павлович Чехов. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь

1



57


Лекция №29. Антон Павлович Чехов. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. «Человек в футляре». «Ионыч»

1



58


Лекция №30. Антон Павлович Чехов. Сотрудничество в юмористических журналах. «Дама с собачкой»

1



59


Лекция №31. Антон Павлович Чехов. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов

1



60


Лекция №32. Антон Павлович Чехов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. «Вишневый сад»

1



61


ПЗ№29. Контрольное сочинение по изученным произведениям А.П. Чехова


1


62


ПЗ№30. ТКР №4 по изученным произведениям Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.П. Чехова


1


63


ПЗ№31. Литература родного края


1


64


ПЗ№32. Внеклассное чтение. Антон Павлович Чехов. «Палата №6»


1



















ІІ семестр

п/п


Тема


Количество часов

Примечания

Содержательный модуль №2. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)


1


Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм

1


2


Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами.

Теория литературы. Развитие понятий о новелле, композиции

1


3


Генрик Ибсен. Слово о писателе.«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Теория литературы. Понятие об аналитической драме

1


4


Генрик Ибсен «Кукольный дом». Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта

1


5


Артюр Рембо. Слово о писателе.«Пьяный корабль».Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим.

Теория литературы. Верлибр, общие представления о свободном стихе



6


Артюр Рембо. Слово о писателе.«Пьяный корабль».

ТКР №1. Из зарубежной литературы

1


Содержательный модуль №3. ВВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА.

ПИСАТЕЛИ-РЕАЛИСТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА

( 10 часов)

7


Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья

1


8


Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп

1


9


Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель» и др. Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина

1

Наизусть 1 стихотворение

10


Иван Алексеевич Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар» (2-3 рассказа по выбору). Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе

1


11


Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова. Пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа

1


12


Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Гранатовый браслет». Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). Традиции и новаторство в литературе

1


13


Максим Горький. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького

1


14


Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

Для внеклассного и семейного чтения.

Максим Горький. «По Руси», «Дети Солнца», «Варенька Олесова» (по выбору учащихся)

1


15


Максим Горький. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения

1


16


Максим Горький. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). «Новый реализм». Героическая концепция личности

ТКР №2. Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века

1


Содержательный модуль №4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

(14 часов)

17


Серебряный век русской поэзии. Символизм.

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов

1


18


Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». (Возможен выбор других стихотворений)

Рационализм, отточенность образов и стиля

1

Наизусть 1 стихотворение

19


Константин Дмитриевич Бальмонт

Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся)

1

Наизусть 1 стихотворение

20


Андрей Белый (Б.Н.Бугаев)

Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»),Философские раздумья поэта (сборник «Урна»)

1


21


Акмеизм

Статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузмина и др.

1


22


Николай Степанович Гумилев

Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева

1

Наизусть 1 стихотворение

23


Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д.  Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм

1


24


Игорь Северянин (И.В.Лотарев)

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм

1

Наизусть 1 стихотворение

25


Александр Александрович Блок

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

1

Наизусть 1-2 стихотворения

26


Александр Александрович Блок

«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками.

1

Сочинение

27


НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Николай Алексеевич Клюев

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией

1


28


Сергей Александрович Есенин

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери»

1

Наизусть 1-2 стихотворения

29


Сергей Александрович Есенин

«Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст»

1


30


Сергей Александрович Есенин

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина

ТКР №3. Серебряный век русской поэзии

1


Содержательный модуль №5. ЛИТЕРАТУРА 20-30-Х ГОДОВ XX ВЕКА (24 часа)

31


Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ,«Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

1


32


Владимир Владимирович Маяковский

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»

1

Наизусть 1 стихотворение

33


Владимир Владимирович Маяковский

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех-пяти других стихотворений)

Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха)

1


34


Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

1


35


Михаил Афанасьевич Булгаков

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мастер и Маргарита»

История создания и публикации романа.

1


36


Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Своеобразие жанра и композиции романа

1


37


Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового)

1


38


Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Сочетание реальности и фантастики

1


39


Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака

Для внеклассного и семейного чтения.

М.А. Булгаков. «Бег», «Кабала святош», «Зойкина квартира», «Театральный роман», «Багровый остров» (по выбору учащихся)

1


40


Андрей Платонович Платонов

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Философская многозначность названия повести

1


41


Андрей Платонович Платонов

Повесть «Котлован». Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей

1


42


Андрей Платонович Платонов

Повесть «Котлован». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия)

1


43


Анна Андреевна Ахматова

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ник чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля»

1

Наизусть 2 стихотворение

44


Анна Андреевна Ахматова

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.)

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы

1

Отрывок из «Реквиема»

45


Осип Эмильевич Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Загремучую доблестьгрядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»

1

Наизусть 1 стихотворение

46


Осип Эмильевич Мандельштам

«Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий)



47


Марина Ивановна Цветаева

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...»

Уникальность поэтического голоса Цветаевой

1

Наизусть 1-2 стихотворения

48


Марина Ивановна Цветаева

Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину»(возможен выбор двух-трех других стихотворений)

1


49


Михаил Александрович Шолохов

Жизнь. Творчество. Личность (обзор). «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии

1


50


Михаил Александрович Шолохов

«Тихий Дон». История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования

1


51


Михаил Александрович Шолохов

«Тихий Дон». Герои эпопеи. Система образов романа

Образ главного героя.

1


52


Михаил Александрович Шолохов

«Тихий Дон». Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества

1


53


Михаил Александрович Шолохов

«Тихий Дон». Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе

1


54


Михаил Александрович Шолохов

Шолоховские традиции в русской литературе XX века

ТКР №4. ЛИТЕРАТУРА 20-30-Х ГОДОВ XX ВЕКА

1


Содержательный модуль №6. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (4 часа)

55


Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.

1


56


Песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского

1


57


Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др

1


58


Драматургия К. Симонова, Л.  Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века

1


Содержательный модуль №7. ЛИТЕРАТУРА 50-90-Х ГОДОВ (30 часов)

59


Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др

1


60


Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.)

1


61


Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др

1


62


«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканиии др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений

1


63


Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

1


64


Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова(«Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

1


65


Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин)

1


66


Авторская песня

Песенное творчество А.Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Литература родного края. Авторские песни Донетчины

1


67


Александр Трифонович Твардовский

Жизнь и творчество. Личность (обзор).Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...»

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина» (возможен выбор двух-трех других стихотворений).

1

Наизусть 1-2 стихотворения

68


Борис Леонидович Пастернак

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

1

Наизусть 1 стихотворение

69


Борис Леонидович Пастернак

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор двух других стихотворений.)

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа

1


70


Борис Леонидович Пастернак

Роман «Доктор Живаго»

Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго

1


71


Борис Леонидович Пастернак

Роман «Доктор Живаго»

«Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа

1


72


Борис Леонидович Пастернак

Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Для внеклассного и семейного чтения.

Б.Л. Пастернак. Стихотворения (по выбору учащихся)

1


73


Александр Исаевич Солженицын

Жизнь. Творчество. Личность (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести

1


74


Александр Исаевич Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

1


75


Александр Исаевич Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Образ Ивана Денисовича Шухова.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия)

1


76


Варлам Тихонович Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «На представку»

1


77


Варлам Тихонович Шаламов

Рассказ «Сентенция».

Теория литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

1


78


Николай Михайлович Рубцов

Основные темы и мотивы лирики Рубцова

1


79


Николай Михайлович Рубцов

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

1


80


Виктор Петрович Астафьев

Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»

1


81


Виктор Петрович Астафьев

Роман «Царь-рыба». Композиция романа

1


82


Валентин Григорьевич Распутин

Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок»

1


83


Валентин Григорьевич Распутин

Произведение «Последний срок»

Теория литературы. «Деревенская проза»

1


84


Иосиф Александрович Бродский

Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

1

Наизусть 1 стихотворение

85


Иосиф Александрович Бродский

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского.

Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия). Реминисценция, перенос, метафора, аллитерация, ассонанс, система рифмовки

1


86


Булат Шалвович Окуджава

Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…»(возможен выбор других стихотворений).

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений)

1


87


Юрий Валентинович Трифонов

Повесть «Обмен». Смысловая многозначность названия повести

Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств

1


88


Александр Валентинович Вампилов

Пьеса «Утиная охота»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Смысл финала пьесы

ТКР№5. ЛИТЕРАТУРА 50-90-Х ГОДОВ

1


Содержательный модуль №8. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX НАЧАЛА XXI ВЕКА.

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС (обзор).

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа)

89


Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А.  Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

1


90


Постмодернизм. Интертекстуальность. Литература «фэнтези». Постреализм

1


91


Джордж Бернард Шоу

Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Дом, где разбиваются сердца»

1


92


Эрнест Миллер Хемингуэй

Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя

1

Сочинение


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационное обеспечение

Основные источники:

1.Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2ч. Ч.1/Ю.В. Лебедев.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.

2. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2ч. Ч.2/Ю.В. Лебедев.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 368 с..

3. Русский язык и литература. Литература. 11 класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2ч. Ч.1/[О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Пронина]; под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с.

4. Русский язык и литература. Литература. 11 класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2ч. Ч.2/[О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Пронина]; под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 431 с.







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Оценивание знаний студентов осуществляется по результатам текущего модульного контроля (ТМК). Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, путем проверки результатов самостоятельной работы студентов, а также путем проведения двух промежуточных аттестаций (в виде экзамена).

1. Текущий контроль осуществляется в ходе повседневной работы студентов во время проведения практических занятий и имеет целью проверку уровня знаний студента по содержательным модулям. Такой вид контроля стимулирует у студентов стремление к систематической самостоятельной работе, выполнению практических задач, повышению интереса к учебной дисциплине, формированию чувства ответственности за результаты обучения.

Текущий контроль проводится, в частности, в таких формах:

  • устный опрос, письменный или тестовый экспресс-контроль на практических занятиях;

  • выполнение контрольных работ;

  • проверка выполнения индивидуальной работы;

В процессе текущего контроля к системе оценивания могут включаться также поощрительные баллы за отдельные виды самостоятельной работы студентов (участие в научных конференциях и олимпиадах, публикация тезисов доклада или научной статьи и т.п.).

2. Промежуточный модульный контроль предусматривает проверку, оценку и коррекцию усвоения системных знаний, умений и навыков.