Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено Согласовано Утверждено:
на заседании ТЛ Заместитель директора по УВР Приказом МБОУ «СОШ №24»
Руководитель ТЛ г. Чебоксары № 244 от 30.08.2019г.
______________ ___________ Директор школы:
Т.Н.Шишова Г. Н. Пичужкина 29.08.2019г. _____________Л.А.Иванова
Протокол № 4 от 28.08.2019г.
Рабочая программа
Предмет: технология
Класс- 2в
Срок реализации программы: 2019 - 2020 учебный год
Учитель: Моисеева Алина Геннадьевна
г
. Чебоксары- 2019г.
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК, основной образовательной программы начальной школы МБОУ «СОШ №»24 г. Чебоксары.
Рабочая программа разработана с учетом:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)- 1-4 классы;
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары;
примерной образовательной программы по технологии;
учебного плана МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары;
календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 24» г.Чебоксары на 2019-2020учебный год;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе УМК «Перспектива». В данной рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам и темам курса в соответствии с авторской программой «Технология», рекомендованной Министерством просвещения РФ. Учебники по данной программе входят в Федеральный перечень на основании приказа Министерства просвещения России от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения обучающихся сведениями о «технико-технологической картине мира». В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.
Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
Сроки реализации рабочей программы: 2019 - 2020 учебный год.
Формы и методы, технологии обучения.
Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, Формы обучения: беседа, дискуссия¸ практическая работа, работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Технология » изучается с 1 по 4 класс. Примерная программа рассчитана на 1 час в неделю( 34ч.). Рабочая программа составлена на основе примерной программы с расчётом 1 час в неделю(34ч.) и отличий от примерной программы не имеет.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
Обучающийсяполучит возможность научиться:
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание предмета «Технология», у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающиеся научатся:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающиеся научатся:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Обучающиеся получат возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающиеся научатся:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
Обучающиеся получат возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающиеся научатся:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающиеся научатся:
создавать движущиеся модели;
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Здравствуй, дорогой друг (1 час)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Человек и земля (24 часа)
Земледелие (1 час).
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивание овощных культур. Значение овощных культур для человека.Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растений и оформление записей о происходящих изменениях.
Посуда (4 часа)
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы сохранения продуктов. Плетение корзин. Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природного материала.
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из текста.
Изготовление изделий из пластичных материалов. Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина. Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы.
Народные промыслы (7 часов).
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие.
Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги.
Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином.
История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника. Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская, полховско-майдановская, авторская.
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков пластилина.
Домашние животные и птицы (3 часа).
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадки.
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Приём нанесения разметки при помощи кальки.
Изготовление объёмных изделий на основе развёртки.
Строительство (1 час).
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотника. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слов «родина», «родной». Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы.
В доме (4 часа).
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой.
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы её использования. Сравнения русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи их пластичных материалов. Самостоятельное составление плана изготовления по иллюстрации.
Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Знакомство со структурой ткани, переплетение нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений.
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкция стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы»: создание и оформление композиции «Убранство избы».
Новый год (1 час).
История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный труд.
Народный костюм (3 часа).
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Внешние признаки тканей из натуральных волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приёмов плетения в три нити.
Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону.
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Виды ниток и их назначение. Правила работы с иглой, правила техники безопасности при шитье.
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков.
Человек и вода (3 часа)
Рыболовство (3 часа).
Вода и её роль в жизни. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Изонить.
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок.
Человек и воздух (3 часа)
Птица счастья (1 час).
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Использование ветра (2 часа).
Использование силы ветра человеком. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки.
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Фольга. Свойства фольги. Использование фольги.
Человек и информация (3 часа)
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг.
Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации.
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.
Раздел 3. Тематическое планирование во 2 классе по технологии.
№ п/п | Изучаемый материал | Кол- во часов |
1 | Здравствуй, дорогой друг | 1ч |
2 | Человек и земля | 24 ч |
3 | Человек и вода | 3 ч |
4 | Человек и воздух | 3 ч |
5 | Человек и информация | 3ч |
№ п/п | Тема | Кол. часов | Дата | Примечание |
1 | Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Как работать с учебником. | 1 | | |
2 | Земледелие. Выращивание лука. | 1 | | |
3 | Посуда. Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». | 1 | | |
4 | Работа с пластичными материалами (пластилин). Композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне». | 1 | | |
5 | Работа с пластичными материалами (тестопластика). Магнит из теста | 1 | | |
6 | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин). Проект «Праздничный стол» | 1 | | |
7 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше | 1 | | |
8 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. | 1 | | |
9 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.. | 1 | | |
10 | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись». | 1 | | |
11 | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин). Дымковская игрушка. | 1 | | |
12 | Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование). Матрешка из картона и ткани. | 1 | | |
13 | Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Пейзаж «Деревня». | 1 | | |
14 | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Игрушка «Лошадка» | 1 | | |
15 | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы» | 1 | | |
16 | Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» | 1 | | |
17 | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба» | 1 | | |
18 | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. " Домовой". | 1 | | |
19 | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Композиция «Русская печь». | 1 | | |
20 | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Коврик. | 1 | | |
21 | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Стол и скамья. | 1 | | |
22 | Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц. Проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц). | 1 | | |
23 | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица» | 1 | | |
24 | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы Ани и Вани. | 1 | | |
25 | Работа с ткаными материалами. Вышивание. Салфетка. | 1 | | |
26 | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка». | 1 | | |
27 | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка» | 1 | | |
28 | Работа с бумагой. Аппликационные работы. Аппликация «В море» | 1 | | |
29 | Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья» | 1 | | |
30 | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Ветряная мельница. | 1 | | |
31 | Использование ветра. Работа с фольгой. Флюгер. | 1 | | |
32 | Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Композиция «Карта на глиняной дощечке». | 1 | | |
33 | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Книжка-ширма. | 1 | | |
34 | Подведение итогов | 1 | | |
13