СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прграмма по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 7 кл. учителя биологии МБОУ Сариновской ООШ Подгорновой Е.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма по биологии 7 класс»

Ростовская область Кашарский район с.Сариновка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сариновская основная общеобразовательная школа







«Утверждаю»

Директор МБОУ Сариновской ООШ

Приказ от _______№____



_______ /Е.Н.Подгорнова/.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету: биология

Ступень обучения: основное общее, 7 класс

Количество часов: 3 часа в неделю, всего 102 часа




учителя биологии 1 категории Подгорновой Елены Николаевны.


Программа разработана на основе: программы основного общего образования по биологии; авторской программы основного общего образования по биологии «Биология.5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров), по учебнику «Биология. Человек.» Н.И. Сонин, М.Р.Сапин издательство Дрофа, 2012г.

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основании следующих нормативных документов:



  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (ФГОС ООО), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1810. 3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Сариновской ООШ. 4. Положение о разработке рабочей программы, принятое на педагогическом совете.

5. Примерная программа основного общего образования по биологии.

6. Авторская программа основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) 7. Учебный план МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г. 8. Календарный учебный график работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 уч.г.

9. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.» (в ред. Приказов Минобрнауки россии от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38)



Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 1 час выделен за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год предусмотрено изучение биологии в объёме 3 часов в неделю, в соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Сариновской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа предусматривает изучение предмета 102 часа.



Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета учащие­ся 7 класса должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, много­образие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области приме­нения биологических знаний в практике сельско­го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья чело­века;

уметь

  • пользоваться знанием биологических законо­мерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жиз­ни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой ин­формации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять про­стейшие препараты для микроскопических иссле­дований;

  • работать с учебной и научно-популярной лите­ратурой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и полу­чения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает­ся выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и озна­комления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».











СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

(102 часа, 3 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (4 часа)

Тема 1.1.

Многообразие, особенности строения

и происхождение прокариотических организмов (4 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообра­зие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоцено­зах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

  • Демонстрация. Схемы возникновения однокле­точных эукариот, многоклеточных организмов; раз­витие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

  • Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное обо­лочкой ядро. Клетка - элементарная структур­но-функциональная единица всего живого.

  • Умения. Объяснять с материалистических пози­ций процесс возникновения жизни на Земле как ес­тественное событие в цепи эволюционных преобра­зований материи в целом.

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы (8 часов)

Тема 2.1.

Общая характеристика грибов (6 часов)

Происхождение и эволюция грибов. Особеннос­ти строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особен­ности жизнедеятельности, распространен­ность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности, распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

■ Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различ­ные представители царства Грибы. Строение плодо­вого тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2. Лишайники (2 часа)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика ли­шайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологи­ческая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

  • Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бакте­рии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

  • Умения. Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности прокари­от, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (28 часов)

Тема 3.1.

Общая характеристика растений (3 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низ­шие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показываю­щие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схе­мы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2.

Низшие растения (3 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Об­щая характеристика водорослей. Особенности стро­ения тела. Одноклеточные и многоклеточные водо­росли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распростра­нение в водных и наземных биоценозах, экологиче­ская роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей раз­личных отделов.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3.

Высшие растения (7 часов)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуаль­ного развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, про­исхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­нозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации,
жизненного цикла. Распространение и роль в биоце­
нозах. ,v

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизнен­ный цикл папоротников. Распространение папорот­ников в природе и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные пред­ставители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные предста­вители папоротников.

Тема 3.4.

Отдел Голосеменные растения (5 часов)

Происхождение и особенности организации голо­семенных растений; строение тела, жизненные фор­мы голосеменных. Многообразие, распространен­ность голосеменных, их роль в биоценозах и практи­ческое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители го­лосеменных.

  • Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (10 часов)

Происхождение и особенности организации по­крытосеменных растений; строение тела, жизнен­ные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйст­венной деятельности.

■ Демонстрация. Схема строения цветкового рас­тения; строения цветка. Цикл развития цветковых
растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы
Строение семени двудольного и однодольного растения.

■ Основные понятия. Растительный организм. Низ­шие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семе­ни; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосе­менные растения; значение появления плода; жиз­ненный цикл цветкового растения; спорофит и гаме­тофит.

■ Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить при­меры распространенности водорослей, споровых, го­лосеменных и цветковых растений и характеризо­вать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (55 часов)

Тема 4.1.

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Осо­бенности жизнедеятельности животных, отличаю­щие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2.

Подцарство Одноклеточные (5 часов)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики, споровики — паразиты че­ловека и животных. Особенности организа­ции представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

■ Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители раз­ личных групп одноклеточных.

Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3.

Подцарство Многоклеточные животные (2 часа)

Общая характеристика многоклеточных жи­вотных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточ­ных животных. Многообразие губок.



Тема 4.4.

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообще­ствах.

■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз коралло­вого рифа. Внешнее и внутреннее строение кишеч­нополостных.

Тема 4.5.

Трехслойные животные. Тип Плоские черви (4 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие рес­ничных червей и их роль в биоценозах. Приспособ­ления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жиз­ненном цикле; циклы развития печеночного сосаль­щика и бычьего цепня. Многообразие плоских чер­вей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схе­мы жизненных циклов печеночного сосальщика и
бычьего цепня.

Тема 4.6.

Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл разви­тия аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

■ Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7.

Тип Кольчатые черви (5 часов)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторич­ная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые „ черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоце­нозах.

  • Демонстрация. Схема строения многощетинко­вого и малощетинкового кольчатых червей. Различ­ные представители типа кольчатых червей.

  • Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя, поперечный срез дождевого червя.

Тема 4.8.

Тип Моллюски (5 часов)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых, и головоногих моллю­сков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различ­ные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9.

Тип Членистоногие (8 часов)

Происхождение и особенности организации чле­нистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и много­ножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Выс­шие и низшие раки. Многообразие и значение рако­образных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика па­укообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многооб­разие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Об­щая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Мно­гообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших рако­образных. Схема строения паука-крестовика. Раз­личные представители класса. Схемы строения на­секомых различных отрядов; многоножек.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия чле­нистоногих.

Тема 4.10.

Тип Иглокожие (2 часа)

Общая характеристика типа. Многообразие игло­кожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голо­турии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звез­ды, морского ежа и голотурии. Схема придонногобиоценоза.

Тема 4.11.

Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Под­тип Бесчерепные: ланцетник; особенности его орга­низации и распространения.

■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12.

Подтип Позвоночные (Черепные).

Надкласс Рыбы (4 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхож­дение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Мно­гообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное зна­чение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема стро­ения кистеперых и лучеперых рыб.

  • Лабораторная работа

Особенности строения рыб в связи с образом жизни.

Тема 4.13

Класс Земноводные (3 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; много­образие, среда обитания и экологические особеннос­ти. Структурно-функциональная организация зем­новодных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 4.14.

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характерис­тика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организа ция пресмыкающихся на примере ящерицы. Че­шуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокоди­лы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических систе­мах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся.
Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15.

Класс Птицы (5 часов)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бес­килевые, или бегающие; пингвины, или плаваю­щие птицы. Особенности организации и экологи­ческая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных про­странств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной де­ятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема стро­ения рептилий и птиц.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема 4.16.

Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). На­стоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитаю­щих на примере собаки. Экологическая роль млеко­питающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (круп­ный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяй­ственные животные).

■ Демонстрация схем, отражающих экологиче­скую дифференцировку млекопитающих. Многооб­разие млекопитающих. Схема строения рептилий
и млекопитающих.

  • Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

  • Основные понятия. Животный организм. Одно­клеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозво­ночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Луче­вая и двусторонняя симметрия;. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообраз­ных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечнос­ти, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и без­ногие амфибии. Приспособления к водному и назем­ному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмы­кающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи.

Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособле­ния к полету, форма тела, конечности, органы воз­душного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопи­тающих.

■ Умения. Объяснять особенности животного орга­низма. Приводить примеры распространенности про­стейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многокле­точного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характери­зовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плос­ких и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и ха­рактеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоно­гих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых жи­вотных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выде­лять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, вы­делять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, вы­делять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой груп­пой — амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выде­лять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой груп­пой — рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитаю­щих, выделять прогрессивные изменения в их стро­ении и проводить сравнительный анализ с предко­вой группой — рептилиями.

РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их от­крытия. Строение вируса на примере вируса табач­ной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний чело­века. Профилактика заболевания гриппом. Проис­хождение вирусов.

  • Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи ин­фекции. Схемы, отражающие процесс развития ви­русных заболеваний.

  • Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимо­действие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

  • Умения. Объяснять принципы организации ви­русов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (1 час) Экскурсия (1час)























Приложение 1



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


















Календарно - тематическое планирование



урока

Кол-во часов

Наименование разделов и тем

По плану

По факту

Введение

1

1

Мир живых организмов.

Уровни организации живого.

05.09


2

1

Ч. Дарвин и происхождение видов.

06.09


3

1

Многообразие организмов и их классификация.

07.09


Раздел 1. Царство прокариоты


Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов


4

1

Прокариоты.

Общая характеристика и происхождение.

12.09


5

1

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот.

13.09


6

1

Архебактерии, их роль в природе и практическое значение.

14.09


7

1

Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и значение.

19.09


Раздел 2. Царство грибов

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

8

1

Царство грибы. Особенности строения грибов.

20.09


9

1

Особенности организации грибов, их роль в природе.

21.09


10

1

Отдел Настоящие грибы, их строение.

26.09


11

1

Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба»

27.09


12

1

Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы.

28.09


13

1

Лабораторная работа №2 «Съедобные и ядовитые грибы»

03.10


Тема 2.2. Лишайники


14

1

Отдел Лишайники. Особенности строения.

04.10


15

1

Виды лишайников. Их размножение.

05.10


Раздел 3. Царства растения


Тема 3.1. Общая характеристика растений


16

1

Общая характеристика царства Растения.

10.10


17

1

Подцарство Низшие растения. Водоросли.

11.10


18

1

Лабораторная работа №3 «Строение спирогиры»

12.10


Тема 3.2. Низшие растения


19

1

Размножение и развитие водорослей.

17.10


20

1

Многообразие водорослей.

Роль в природе и

их значение.


18.10


21

1

Многообразие водорослей, их роль в природе.

19.10


Тема 3.3. Высшие растения


22

1

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

24.10


23

1

Отдел Моховидные, особенности строения.

25.10


24

1

Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения кукушкина льна»

26.10


25

1

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности.

31.10


26

1

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности.

01.11


27

1

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.

02.11


28

1

Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения папоротника»

14.11


Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения


29

1

Отдел Голосемянные растения, особенности строения.

15.11


30

1

Особенности размножения голосеменных.

16.11


31

1

Лабораторная работа №6 «Строение мужских и женских шишек»

21.11


32

1

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе.

22.11


33

1

Лабораторная работа №7

«Изучение строения голосеменных»

23.11


Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные растения


34

1

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.

28.11


35

1

Отдел Покрытосеменные, особенности строения.

29.11


36

1

Отдел Покрытосеменные, особенности размножения.

30.11


37

1

Лабораторная работа №8

«Распознавание распространенных растений нашей местности»

05.12


38

1

Класс Двудольные.

06.12


39

1

Класс Двудольные.

07.12


40

1

Класс Однодольные.

12.12


41

1

Класс Однодольные.

13.12


42

1

Лабораторная работа №9 «Строение семени»

14.12


43

1

Повторение по темам: царства Прокариоты, Грибы.

19.12


Раздел 4. Царство животные


Тема 4.1. Общая характеристика животных


44

1

Общая характеристика царства Животные.

20.12


Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные


45

1

Особенности организации одноклеточных.

21.12


46

1

Тип саркожгутиконосцы. Класс саркодовые.

26.12


47

1

Тип саркожгутиконосцы. Класс Жгутиковые.

27.12


48

1

Тип Споровики. Тип Инфузории,или ресничные.

28.12


49

1

Лабораторная работа №10

«Внешнее строение инфузории – туфельки»

16.01


Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные


50

1

Особенности организации многоклеточных.

17.01


51

1

Губки как примитивные многоклеточные животные.

18.01


Тема 4.4. Двуслойные животные.

Тип Кишечнополостные




52

1

Особенности организации кишечнополостных.

23.01


53

1

Особенности организации кишечнополостных.

24.01


54

1

Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни.

25.01


Тема 4.5. Трехслойные животные.

Тип Плоские черви




55

1

Особенности организации плоских червей.

30.01


56

1

Класс Ресничные черви.

31.01


57

1

Класс Сосальщики.

01.02


58


1

Класс ленточные черви.

06.02


Тема 4.6. Первичнополостные.

Тип Круглые черви




59

1

Тип круглые черви, особенности их организации.

07.02


Тема 4.7. Тип Кольчатые черви


60

1

Особенности строения и жизнедеятельности червей.

08.02


61

1

Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые черви.

13.02


62

1

Многообразие кольчатых червей. Класс Малощетинковые черви.

14.02


63

1

Многообразие кольчатых червей. Класс Пиявки.

15.02


64

1

Лабораторная работа №11

«Внешнее строение дождевого червя»

20.02


Тема 4.8. Тип Моллюски

65

1

Особенности организации моллюсков, происхождение, значение.

21.02


66

1

Класс Брюхоногие моллюски.

22.02


67

1

Класс Двустворчатые моллюски.

27.02


68

1

Класс Головоногие моллюски.

28.02


69

1

Лабораторная работа №12 «Строение двустворчатого моллюска»

01.03


Тема 4.9. Тип Членистоногие


70

1

Класс Ракообразные.

06.03


71

1

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

07.03


72

1

Класс Паукообразные, особенности строения.

13.03


73

1

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

14.03


74

1

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.

15.03


75

1

Размножение и развитие насекомых

20.03


76

1

Многообразие насекомых, их роль в природе.

21.03


77

1

Лабораторная работа №13

Внешнее строение членистоногих»

22.03


Тема 4.10. Тип Иглокожие


78

1

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих.

03.04


79

1

Иглокожие, их многообразие и роль в природе

04.04


Тема 4.11. Тип Хордовые.

Бесчерепные животные




80

1

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

05.04


Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные).

Надкласс Рыбы




81

1

Подтип позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

10.04


82

1

Основные группы рыб, их практическое значение и роль в природе.

11.04


83

1

Основные группы рыб, их практическое значение и роль в природе.

12.04


84

1

Лабораторная работа №14

«Особенности внешнего строения рыб»

17.04


Тема 4.13. Класс Земноводные

85

1

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности.

18.04


86

1

Размножение и развитие земноводных, их многообразие, роль в природе.

19.04


87

1

Лабораторная работа №15

«Особенности внешнего строения лягушки»

24.04


Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся


88

1

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности.

25.04


89

1

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

26.04


Тема 4.15. Класс Птицы


90

1

Класс Птицы, особенности строения, жизнедеятельности.

02.05


91

1

Особенности организации птиц, связанные с полетом.

03.05


92

1

Размножение птиц. Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

08.05


93

1

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

10.05


94

1

Лабораторная работа №16

«Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

15.05


Тема 4.16. Класс Млекопитающие


95

1

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

16.05


96

1

Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

17.05


97

1

Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

22.05


98

1

Сумчатые и Первозвери.

23.05


Раздел 5. Царство Вирусы


99

1

Царство Вирусы. Общая характеристика, особенности строения и размножения.

24.05


100

1

Итоговая контрольная работа «Многообразие живых организмов»

29.05


101

1

Заключение. Урок обобщения по курсу биология за 7 класс.

30.05


102

1

Экскурсия «Просторы родного края»

31.05


Итого: 102 часа





























СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МО учителей

естественно-математического цикла

от « » августа 2016 г.

Руководитель МО

__________ /Л.Л.Афанасенко /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ А.В.Ерунова


« » августа 2016 г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!