СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложения к рабочей программе по биологии 6 класс Пономарева Н. И.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложения к рабочей прграмме по биологии 6 класса к учебнику Пономаревой Н. И. включают разработки лабораторных работ и формы отчета.

Просмотр содержимого документа
«Лаб.раб 3»

Лабораторная работа № 3

Тема: Строение вегетативных и генеративных почек

Цели: Изучить внутреннее строение почек

Оборудование и материалы: 1) лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель;

2) годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная);

Ход работы

1. Рассмотреть на побеге боковые и верхушечную почки. Отметить внешний вид почек (форму, окраску), оценить их размеры.

2. Отделить от побега одну почку. Разрезать ее вдоль. Положить разрезанные части на предметное стекло.

3. Пользуясь лупой и рисунком 47 учебника, найти почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Определить какую почку рассматриваете – вегетативную или генеративную.

4. Рассмотреть вегетативную и генеративную почки. Описать чем они отличаются друг от друга.

5. Сделать схематический рисунок строения почки и подписать ее части.

6. Сделать выводы.

















Форма отчета

Лабораторная работа № 3

Тема: Строение вегетативных и генеративных почек

Цели: Изучить внутреннее строение почек

Оборудование и материалы: 1) лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель;

2) годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная);


Ход работы

1. Побег – это часть стебля с расположенными на нем почками, листьями, если есть цветками и плодами.

2 1. стебель

  1. 2. верхушечная почка

3 3. боковая почка

2. Если почку разрезать и рассмотреть под лупой, то можно увидеть:

1. почечные чешуи

2. зачаточный стебель

3. конус нарастания

4. зачаточная почка

5. зачаточные листья

Это вегетативная почка, т.к. в ней находятся зачаточные листья.

3. Если в почке находится зачаточный бутон – это генеративная почка

1. почечные чешуи

2. зачаточный стебель

3. конус нарастания

4. зачаточная почка

5. зачаточный бутон

Вывод: Почка – это зачаточный орган растения.



















Просмотр содержимого документа
«Лаб.раб. 4»

Лабораторная работа № 4

Тема: Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

Цели: изучить строение подземных побегов

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла

2) клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого;

Ход работы

1. Рассмотреть в гербарии пырей и его корневище. Найти узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделать вывод о значении корневища растения.

2. Рассмотреть клубень картофеля. Найти его глазки. Описать признаки, по которым их определили.

3. Рассмотреть глазки под лупой, найти в них почки.

4. Разрезать луковицу вдоль и рассмотреть ее. Найти у нее стебель и листья. Определить, чем отличается луковица от корневища и клубня.

5. Сделать выводы.



















Форма отчета

Лабораторная работа № 4

Тема: Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

Цели: изучить строение подземных побегов

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла

2) клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого;

Ход работы

1. Если рассмотреть растение – пырей, то можно увидеть:

1. стебель растения

2. корневище

3. узлы 4. почки

5. придаточные корни

5

Корневище – это видоизмененный подземный побег.

2. Клубень картофеля – видоизмененный побег

1. росток

2. глазки (пазушные почки)

3. основание клубня (стебель)

4. верхушечная почка


3. Луковица имеет:

1. Придаточные корни

2. Донце (укороченный стебель)

3. Почки

4. Листья

Луковица – это видоизмененный побег.


Выводы: Корневище, клубень, луковица – это видоизмененные побеги т.к. имеют такие же органы, как и надземные, побеги. Служат для запасания питательных веществ.


Просмотр содержимого документа
«Лаб.раб. 5»

Лабораторная работа № 5

Тема: Черенкование комнатных растений

Цели: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения

Оборудование и материалы:1) три склянки с водой.

2) скальпель

3) комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус.

Ход работы

Задание 1. Черенкование стеблей.

1. Внимательно рассмотреть побеги традесканции, колеуса, бегонии металлической.

2. Разрезать побег на черенки с 2 – 3 листьями (узлами) на каждом. Удалить нижний лист.

3. Поставить черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

Задание 2. Черенкование листьев.

1. Срезать у сенполии листовую пластинку вместе с черешком и поставить в воду.

2. Разрезать длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5 – 7 см каждый.

3. Поставить их в воду (неглубоко, иначе клетки задохнуться). При этом не спутайте верх и низ черенков!

Задание 3. Наблюдение за развитием корней у черенка.

1. Все сосуды с черенками поставить в светлое нежаркое место.

2. После развития корней посадить черенки в цветочные горшки с почвой и поливать их.

3. Наблюдения за развитием корней записать в таблицу


№ п/п

Растение

Дата черенкования

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной

1,5 – 2 см

Дата посадки в почву














Выводы:



Форма отчета

Лабораторная работа № 5

Тема: Черенкование комнатных растений

Цели: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения

Оборудование и материалы:1) три склянки с водой.

2) скальпель

3) комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус.

Ход работы

Задание 1. Черенкование стеблей.


Задание 2. Черенкование листьев.

Задание 3. Наблюдение за развитием корней у черенка.

№ п/п

Растение

Дата черенкования

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной

1,5 – 2 см

Дата посадки в почву








Выводы: Вегетативное размножение растений очень широко распространено в природе. При вегетативном размножении растение наследует признаки материнского организма, это используют для сохранения ценных сортов культурных растений.

Просмотр содержимого документа
«лаб.раб. 1»

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цели: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла,

2) боб фасоли с семенами

3) набухшие семена фасоли

Ход работы

1. Рассмотреть плоды фасоли – бобы. Раскрыть их. Рассмотреть, как прикреплены в бобе семена – фасолины.

2. Рассмотреть внешний вид семени фасоли, отметить их форму и окраску.

3. Найти рубчик и семявход.

4. Пользуясь препаровальной иглой, снять с набухшего семени кожуру.

5. Найти зародыш семени. Изучить его строение. Рассмотреть части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

6. Определить, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7. Зарисовать семя, обозначить и надписать его части.

8. Сделать выводы и записать их в тетрадь.















Форма отчета

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цели: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование и материалы:1) лупа ручная, препаровальная игла,

2) боб фасоли с семенами

3) набухшие семена фасоли

Ход работы

1. Плод фасоли – боб, длиной 7 – 9 см, светло золотистого цвета. При вскрытии обнаружили семена –прикреплены к створкам боба.


2. Фасолины, до 1 см длиной, вогнутой формы, коричневого цвета .


3. На вогнутой стороне имеется рубчик – след от семяножки. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход.



4. С набухшего семени легко снимается семенная кожура.



5. Между двумя семядолями находится зародыш, который состоит из 1) семенная кожура

1 2) семядоли

3) зародышевый корешок

5 4 3 2 4) зародышевый стебелек

5) почечка с листочками

6. Запасные питательные вещества находятся в семядолях.

Выводы: Семя – орган размножения растений. Состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш – зачаток будущего растения.



Просмотр содержимого документа
«лаб.раб. 2»

Лабораторная работа № 2

Тема: Строение корня проростка

Цели: Изучить внешнее строение корня

Оборудование и материалы:1) лупа ручная

2) проросшее семя тыквы (редиса, гороха)

Ход работы

1. Рассмотреть невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Измерить его длину, толщину. Описать окраску.

2. Определить тип корневой системы.

3. Рассмотреть под лупой главный корень.

4. Изучить внешнее строение кончика корня. Найти корневой чехлик и корневые волоски.

5. Измерить длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.

6. Зарисовать корень и надписать виды корней.

7. Сделать выводы и записать результаты работы в тетрадь



















Форма отчета

Лабораторная работа № 2

Тема: Строение корня проростка

Цели: Изучить внешнее строение корня

Оборудование и материалы:1) лупа ручная

2) проросшее семя тыквы (редиса, гороха)

Ход работы

  1. Корешок проросшего семени беловатого цвета, длиной 2 см, толщиной 3 мм

Виден один главный корень, корневая система – стержневая.







  1. На кончике главного корня видно утолщение – это корневой чехлик, он защищает корень от повреждений. Длина корневого чехлика 2 – 3 мм.



  1. Немного выше, расположены корневые волоски.

Зона, где находятся корневые волоски длиной 1см.





  1. Стержневая корневая система имеет:

1) главный корень

2) боковые корни

3) придаточные корни

4) стебель



Выводы: корневая система, в которой выделен один главный корень, называется стержневой. Корневая система, в которой все корни одинаковые, называется мочковатой.

Корень имеет несколько зон: 1) зона деления (под корневым чехликом), 2) зона роста, 3) зона всасывания (корневые волоски), 4) зона проведения.

Просмотр содержимого документа
«лаб.раб. 6»

Лабораторная работа № 6

Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений

Цели: знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование и материалы: 1) Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.

2) Кукушкин лен (гербарий и раздаточный материал), сфагнум.

Ход работы

1. Изучить особенности строения зеленого мха (например кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определить мужское или женское это растение.

2. Изучить строение коробочки. Снимите колпачок.

3. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.

4. Подуйте слегка на споры. Отметьте как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.

5. Сравните кукушкин лен и сфагнум. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвления растения.

6. На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.





















Форма отчета

Лабораторная работа № 6

Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений

Цели: знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование и материалы: 1) Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.

2) Кукушкин лен (гербарий и раздаточный материал), сфагнум.

Ход работы

1. Кукушкин лен – зеленый мох. Имеет коричневатые стебельки, покрыты маленькими темно-зелеными листочками. На верхушках женских растений расположена коробочка на длинной ножке, покрытые волосистыми заостренными колпачками

На мужских растениях коробочки – нет.

2. Коробочка закрыта крышечкой, если ее открыть, то будут высыпаться споры.

3.Споры очень мелкие.

4. Если на споры слегка подуть, то они разлетаются, таким образом, происходит расселение растений.







5. Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листьями.



Если кусочек сфагнума положить в каплю с водой, то он ее будет впитывать, за счет мертвых клеток.





Выводы: Изучив строение мхов, мы убедились в том, что мхи имеют стебель, листья, но размножаются спорами.