СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложения к рабочей программе по биологии 7 класс Пономарева Н. И.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложения к рабочей программе по биологии для 7 класса к учебнику Биология - 7 Константинов В. М., Кумченко В. Г. содержат лабораторные работы.

Просмотр содержимого документа
«Приложения к рабочей программе по биологии 7 класс Пономарева Н. И.»

Лабораторная работа № 1

Тема: «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Цели: Изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки.

Оборудование: микроскоп, штативная лупа, предметное и покровное стекла, пипетка, вата, культура инфузории-туфельки в пробирке.

Ход работы.

1. Установите, видны ли невооруженным взглядом инфузории-туфельки в пробирке.

2. На предметное стекло нанесите из пробирки каплю воды с инфузориями-туфельками. Рассмотрите, с помощью лупы форму тела, внешнее строение, отличие передней части тела от задней, способ передвижения. Сосчитайте число инфузорий в капле воды.

3. Поместите две капли воды с инфузориями на предметное стекло, соедините их водяным «мостиком». На край одной капли положите кристаллик соли. Объясните происходящее явление.

4. В каплю воды положите два-три волоконца ваты (для замедления движения). Осторожно накройте покровным стеклом.

5. Поместите препарат под микроскоп. Внимательно рассмотрите микропрепарат вначале при малом, а затем при большом увеличении микроскопа.

6. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение инфузории-туфельки, пользуясь большим увеличением микроскопа. Сделайте необходимые обозначения.

7. На основе наблюдений перечислите признаки, характерные для инфузорий как представителей простейших.









Лабораторная работа № 2

Тема: «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость»

Цели: Изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения; провести наблюдения за реакцией червя на раздражение.

Оборудование: сосуд с дождевыми червями (на влажной пористой бумаге), бумажная салфетка, фильтровальная бумага, лупа, стекло(примерно 10 х 10 см), лист плотной бумаги, пинцет, кусочек лука.

Ход работы

1. Поместите дождевого червя на стекло. Рассмотрите спинную и брюшную сторону, переднюю и заднюю части, их отличие.

2. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя. Понаблюдайте, как он ползет по бумаге, и прислушайтесь, есть ли шуршание по мокрому стеклу.

3. Выясните реакцию дождевого червя на различные раздражители: прикоснитесь листочком бумаги; поднесите к передней части тела свежесрезанный кусочек лука.

4.Зарисуйте дождевого червя, сделайте необходимые обозначения и надписи к рисунку.

5. Сделайте выводы. На основе наблюдений за дождевыми червями назовите характерные внешние признаки класса Малощетинковые черви.



















Лабораторная работа № 3

Тема: «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Цели: Установить сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Оборудование: пинцет, раковины моллюсков: морской гребешок, мидия, перловица, беззубка, роговая катушка, большой прудовик и др.

Ход работы

1. Рассмотрите раковины морского гребешка и мидии. Выясните их сходство и различия. Объясните наличие выступов и углублений на спинной стороне раковин. Обратите внимание на форму и цвет наружного и внутреннего перламутрового слоя раковин.

2. Рассмотрите раковины перловицы (или беззубки), определите переднюю и заднюю части. Отметьте сходство и различия во внешнем строении. Определите возраст моллюсков по годичным кольцам, расположенным на раковине. Соскребите скальпелем часть рогового слоя до известкового. Рассмотрите внутренний перламутровый слой.

3. Рассмотрите раковины большого прудовика и роговой катушки. Отметьте сходство и различия во внешнем строении раковин. Подсчитайте число оборотов в завитке каждой раковины.



4. Зарисуйте по одной раковине из каждой пары. Обозначьте на рисунке основные части внешнего и внутреннего строения раковин. Надпишите названия этих частей.

5. Напишите основные отличительные признаки раковины каждого моллюска. Объясните, по каким признакам можно определить среду обитания, возраст и образ жизни моллюска.











Лабораторная работа № 4

Тема: «Внешнее строение насекомого»

Цели: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жукапознакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: лупа, ванночка, предметное стекло, пинцет, линейка, майский жук, коллекции членистоногих, или рисунки членистоногих разных классов.

Ход работы

1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

2. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко. 


3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.


4. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.


5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.


6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

7. Сделайте в тетради соответствующие записи.

8. Перечислите характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.




Лабораторная работа № 5

Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Цели: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.

Ход работы

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы. 
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы. 
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.



Лабораторная работа № 6

Тема: «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Цели: изучить  особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: набор перьев, чучело птицы или живая птица, лупа, рисунки с изображением птиц.

Ход работы

1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. 
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.  Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей. 


8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.



Лабораторная работа № 7

Тема: «Строение скелета птицы»

Цели: изучить особенности строения скелета птиц. Отметить черты связанные с полетом.

Оборудование: скелет птицы, пинцет.

Ход работы

1. Рассмотрите скелет птицы. Определите форму черепа. Рассмотрите костную основу клюва и большие глазницы, соединения нижней челюсти с черепом и черепа с позвоночником.

2. Рассмотрите отделы позвоночника.

Назовите их.

3. В шейном отделе обратите внимание на строение первых двух позвонков, на седловидную форму и подвижное соединение других позвонков. Отметьте значение этой особенности в жизни птицы.

4. Найдите грудной отдел позвоночника, обратите внимание на неподвижное соединение позвонков. Рассмотрите строение грудины и ребер.

5. Назовите кости пояса и свободных передних конечностей. Обратите внимание на кости плеча, предплечья, пряжки, пальцев.

6. Найдите пояс задних конечностей. Рассмотрите его, обратив внимание на прочность соединения костей таза с позвоночником. Объясните значение этой особенности строения скелета в жизни птицы.

7. Рассмотрите кости задних конечностей. Назовите их. Обратите внимание на цевку – длинную кость стопы. Подсчитайте число пальцев.

8. Отметьте в строении скелета птицы черты приспособленности, связанные с полетом. Запишите их в тетрадь.









Лабораторная работа № 8

Тема: «Строение скелета млекопитающих»

Цели: Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование: пинцет, лупа, скелет (и его части) кролика (кошки, крысы)

Ход работы

1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.

2. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки. Соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.

3. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.

4. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.

5. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей – передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.

6. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.

7. Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.