Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 11 декабря 2020 г.), (далее — ФГОС ООО),
Концепции преподавания родных языков народов России (Утверждена протоколом заседания Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2019 г. № ПК-3вн)
Авторской программы В.Я.Коровиной
Цель изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»:
приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
Задачами изучения курса «Родная литература (русская)» являются:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература (русская) как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в. и современности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО Родной (русской) литературЕ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Освоенность социальных норм, правил поведения.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература(русская) »:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 17 часов.
Содержание учебного предмета
Из древнерусской литературы (1 ч).
«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Особенности содержания и формы произведения. «Житие протопопа Аввакума» как уникальный памятник русской литературы XVII века.
Из русской литературы XVIII века (1 ч).
Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Сентиментально-романтическая повесть.
Из литературы XIX века (3 ч).
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Влияние случая на судьбу героя.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Урок выразительного чтения.
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
Из литературы XX века и современности (12 ч).
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
В.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека.
А.Грин. «Зелёная лампа». Нравственные уроки рассказа.
А.Толстой. «Русский характер». Рассуждение о русском человеке.
В.Закруткин. «Матерь человеческая». Сила материнской любви.
В.Распутин. «Уроки французского».
В.Шукшин. Рассказы.
Б.Екимов. «Ночь исцеления», «Живая душа» и др. Особенности прозы писателя.
Творчество писателей и поэтов Волгоградской области. Поэзия М.Агашиной и В.Овчинцева. Любовь к малой родине. Конкурс чтецов.
Т.Н.Толстая. «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.
Л.Улицкая. Рассказ «Подкидыш». Проблема ответственности за совершаемые поступки.
Е.Габова. «И отец мой, и мама моя». Проблемы в современной семье.
Проект «Книжный листопад» (представление своих литературных предпочтений).
Тематический план
Раздел 1 (тема, модуль) Из древнерусской литературы
Кол-во часов 1
Уроки:
№ | Тема урока | Планируемые результаты |
| «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Особенности содержания и формы произведения | Личностные: продолжать формировать способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества; Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; Предметные: знать содержание произведения «Житие Сергия Радонежского», понимать особенности содержания и формы жития; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств |
Раздел 2 (тема, модуль) Из литературыXVIII века
Кол-во часов 1
Уроки:
| Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Сентиментально-романтическая повесть | Личностные: продолжать формирование гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Метапредметные: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Предметные: знать содержание произведения «Наталья, боярская дочь»; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств |
Раздел 3 (тема, модуль) Из литературы XIX века
Кол-во часов 3
Уроки:
| А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Влияние случая на судьбу героя | Личностные: продолжать формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.; Метапредметные: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Предметные: знать содержание произведения «Пиковая дама»; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста |
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе | Личностные: продолжать формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Метапредметные: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; Предметные: знать содержание стихотворений в прозе, особенности данного жанра; определять актуальность произведений; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах |
| Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.) | Личностные: продолжать развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; Предметные: знать содержание произведений сборника «Народные рассказы»; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации |
Раздел 4 (тема, модуль) Из литературы XX века и современности
Кол-во часов 12
Уроки:
| В.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека | Личностные: продолжать формировать потребность в общении с художественными произведениями, активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Метапредметные: продолжать формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Предметные: знать содержание произведения «Парадокс»; осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций |
| А.Грин. «Зелёная лампа» | Личностные: продолжать формирование гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Метапредметные: продолжать формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Предметные: знать содержание произведения «Зелёная лампа»; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств |
| А.Толстой. «Русский характер». Рассуждение о русском человеке | Личностные: развивать стремление к самообразованию, формировать сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Предметные: знать содержание произведения «Русский характер»; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их |
| В.Закруткин. «Матерь человеческая». Сила материнской любви. Обзор русской литературы о войне | Личностные: продолжать формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Метапредметные: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; Предметные: знать содержание произведения «Матерь человеческая»; произведений русской литературы о войне; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста |
| В.Распутин. «Уроки французского» | Личностные: осознавать литературу как духовную, нравственную и культурную ценность народа; приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры; Метапредметные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; Предметные: знать содержание произведения «Уроки французского»; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах |
| В.Шукшин. Рассказы | Личностные: продолжать развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; Метапредметные: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; Предметные: знать содержание рассказов; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению |
| Б.Екимов. «Ночь исцеления», «Живая душа» и др. Особенности прозы писателя | Личностные: продолжать формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.; Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; Предметные: знать содержание произведений «Ночь исцеления», «Живая душа»; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации |
| Творчество писателей и поэтов Волгоградской области. Поэзия М.Агашиной и В.Овчинцева | Личностные: продолжать формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду; осознавать значение семьи в жизни человека и общества; Метапредметные: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Предметные: знать содержание стихотворных текстов данных авторов; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения |
| Т.Н.Толстая. «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы | Личностные: развивать стремление к самообразованию, формировать сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознавать литературу как духовную, нравственную и культурную ценность народа; Метапредметные: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; Предметные: знать содержание произведения «Соня»; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения |
| Л.Улицкая. Рассказ «Подкидыш». Проблема ответственности за совершаемые поступки | Личностные: продолжать формирование нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; Метапредметные: продолжать формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Предметные: знать содержание произведения «Подкидыш»; анализировать художественные особенности рассказа; понимать родную литературу как способ познания жизни |
| Е.Габова. «И отец мой, и мама моя». Проблемы в современной семье | Личностные: осознавать литературу как духовную, нравственную и культурную ценность народа; приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры; продолжать развитие интеллектуальных и творческих способностей; Метапредметные: выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные: знать содержание произведения «И отец мой, и мама моя», рассуждать о средствах выражения в произведении проблем в современной семье; осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ |
| Проект «Книжный листопад» (представление своих литературных предпочтений) | Личностные: продолжать формировать потребность в общении с художественными произведениями, активное отношение к традициям художественной культуры. Метапредметные: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Предметные: вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) |