МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Протокол заседания МО учителей начальных классов Протокол от «27» августа 2014 г. №1 Руководитель МО ______Громенко В.В. | Согласована Заместитель директора по УВР: __________Раздобарова В.А. «30» августа 2014г | Принята Решение педагогического совета от 30.08. 2014г. протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2014г. №1- 55 директор школы _____________ Лобанова Т.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
1 класс
Количество часов 132
Базовый уровень
Учитель начальных классов: Пилипович Нина Павловна
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы О.В.Кубасовой: «Литературное чтение и Обучение грамоте и развитие речи »,авторов Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» образовательной области «Филология» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010) и авторской программы курса «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О.В. –Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2009г.). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издательство "Ассоциация XXI век", рассчитан на 92 часа. Смоленск 2011.Рабочая программа по курсу литературное чтение составлена на основе ФГОС в соответствии с авторской программой Литературное чтение О.В.Кубасовой Авторская прогорамма рассчитана на 40 часов .Общее количество 132 часа: 4 часа в неделю.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Основная цель курса – практическое изучения детьми основ фонетики и графики, начал орфографии, развития речи и культуры речевого поведения;
Главные задачи курса:
- знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления;
- формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целым словом;
- освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков;
- развитие речи и лингвистических способностей первоклассников;
- начальное литературно-эстетическое развитие учащихся.
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».
Содержание изучаемого материала.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Подготовительный период | 19 |
2. | Основной период | 70 |
3. | Завершающий период | 3 |
4. | Звенит звонок — начинается урок | 7 |
5 | Час потехи | 8 |
6 | «Что такое хорошо и что такое плохо» | 13 |
7 | «Там чудеса...» | 12 |
| Итого | 132 |
Круг чтения
Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Подготовительный период (19 ч)
Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Речь как способ общения людей; понятность и вежливость как главные качества речи; правила речи и их практическое освоение в различных ситуациях общения, в том числе на уроке. Виды речи: деловая и «картинная» (разговорно-художественная), устная и письменная; накопление детьми опыта разграничения этих видов речи и их практического использования. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи.
Первоначальное освоение языковых понятий. Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений и их квази-запись.
Слово как название чего-либо, разграничение слов и называемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фамилиях, кличках и т. д.
Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры.
Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приёмы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а также выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков.
Основной период (70ч)
Обучение чтению. Совершенствование умения выполнять полный и частичный звуковой анализ. Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. Поэтапное изучение букв.
Последовательное обучение ориентировке на буквы гласных при чтении прямых слогов и в целом становление механизма позиционного чтения. Обучение чтению слов с различными способами обозначения звука [й'].
Совершенствование слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, повышение его правильности, беглости и сознательности, обучение выразительному чтению. Формирование умения самостоятельно подготовиться к чтению отдельных слов сложной слоговой структуры.
Развитие речи. Совершенствование умения говорить и слушать, соблюдать правила поведения при общении в различных ситуациях.
Формирование диалогической и монологической речи – как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.
Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавливанию после уточнения темы и главной мысли (без терминов), участию в беседе по прочитанному.
Завершающий период (3ч)
Обобщение о звуках и буквах русского языка. Систематизация сведений о звуках и обозначающих их буквах (на основе схемы-опоры и «ленты букв»). Знакомство с другой системой расположения букв – с алфавитом; освоение алфавита.
Обучение чтению. Введение первоклассников в мир детских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения – рассматривание обложек книг, чтение отрывков, беседы о знакомых, любимых книгах, подведение к мысли: «Как хорошо уметь читать!»
Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)
Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»; Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...».
Час потехи (8 ч.)
В. Смит «Час потехи» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни; побасёнки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В. Берестов «Искалочка»; считалки; В. Берестов «За игрой», скороговорки; небылицы; С. Маршак «Я видел»; А. Босев «С нами Смех» (перевод С. Михалкова).
«Что такое хорошо и что такое плохо» (13 ч.)
Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки», В. Орлов «Кто первый», Э. Мошковская «Не»; Л. Н. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»; Л. Яхнин «Силачи».
«Там чудеса...» (12 ч.)
А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак», русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вот он, вор!», армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х.К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу», А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Планируемые результаты
Личностные результаты
Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
Формирование привычки к рефлексии.
Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
Развитие мышления, внимания, памяти.
Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные результаты
Формирование положительной мотивации к чтению.
Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
Развитие воссоздающего воображения.
Обучение адекватному восприятию читаемого.
Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
Совершенствование всех сторон навыка чтения.
Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
Развитие литературных способностей.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Читательские умения
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осмысленность чтения:
-Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
-Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);
-Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
-Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
-Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
-Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей
Правильность чтения:
-Работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
-Обучение соблюдению орфоэпических норм;
-Формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
-К концу учебного года – 20-25 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)
Выразительность чтения:
-Формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
-Работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
-Усвоение по ролям небольших произведений.
РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:
-Формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
-Озаглавливание прочитанного;
-Работа по восстановлению деформированного картинного плана;
-Составление картинного плана;
-Пересказ с опорой на картинный план;
-Обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
-Формирование умения понимать характер книги по её обложке.
Литературоведческая пропедевтика
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
-осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
-Выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
-Введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Развитие творческих способностей
Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
-Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
-Усвоение чтения по ролям;
-Элементарное словесное творчество по подобию.
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
Учебник (Кубасова О.В. «Любимые страницы», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011);
Книгу для чтения к учебнику по литературному чтению (Кубасова О.В. «Я хочу читать», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009),
Рабочую тетрадь (Кубасова О.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012),
Методические рекомендации (Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению. 1класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),
Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).
Медиа-презентации.
Медиапроектор.
Интернет – ресурсы