СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Литературное чтение. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основно образовательной прграммы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Литературное чтение. 4 класс.»

МБОУ «Туринская средняя школа»

Эвенкийского муниципального района Красноярского края



«Рекомендовано»

МО учителей начальных классов

Протокол № ___

от _________________2018г.

Руководитель МО:


«Утверждено»

Заместитель директора по УВР:

______________ /Пивоварова Е.В./

______________2018г.











Рабочая программа

Литературное чтение. 4а класс







Учитель: Владимирова Ольга Владимировна





















2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений авторов: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011г., ООП НОО МБОУ ТСШ

Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2017.


Место предмета в образовательном процессе

Изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 102 часов в год ( 3часа в неделю)

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижения четвероклассникам необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания, в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Обучающийся научится:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);

- понимать содержание прочитанного произве­дения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объ­яснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фак­тами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.


Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.



Содержание учебного предмета

Раздел курса

Кол-во часов

Содержание

Вводный урок

1 час

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.

Летописи. Былины. Жития.

8 часов

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского»

Чудесный мир классики


17 часов

П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь


8 часов

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зим­ние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад»

Литературные сказки

12 часов

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час


6 часов

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». 3. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Страна детства

6 часов

Б. С. Житков «Как я ловил человеч­ков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловы­ми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»

Поэтическая тетрадь

4 часа

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Природа и мы

9 часов

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан» В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Поэтическая тетрадь


6 часов

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь».

С.А.Есенин «Лебёдушка»

Родина


5 часов

И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. 8. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Страна Фантазия

5 часов

Е. С. Велтистов «Приключения Элек­троника». К. Булычёв «Путешествие Алисы»


Зарубежная литература

15 часов

Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В На­зарете»



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

урока


Тема

Дата

Первая четверть – 27 часов

Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1 час)

1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

03.09


Летописи, былины, жития (8 часов)

2

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

06.09


3

2

Входной тест

07.09


4

3

«И вспомнил Олег коня своего»

10.09


5

4

Былина – жанр устного народного творчества. «Иль­ины три поездочки»

13.09


6

5

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры

14.09


7

6

«Житие Сергия Радонежского».

17.09


8

7

Проект: «Создание календаря исторических событий»

20.09


9

8

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения

21.09


Чудесный мир классики (17 часов)

10

1

П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок»

24.09


11

2

Вн. чт. «М.М.Пришвин – певец русской природы»

27.09


12

3

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

28.09


13

4

А.С.Пушкин. Вступительная статья.

01.10


14

5

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

04.10


15

6

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

05.10


16

7

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

08.10


17

8

Вн. чт. Творчество А.С. Пушкина. Сказки.

11.10


18

9

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

12.10


19

10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

15.10


20

11

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

18.10


21

12

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

19.10


22

13

Л.Н. Толстой Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом

Л.Н. Толстой «Детство»

22.10


23

14

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Вн. чт. Творчество Л.Н.Толстого

25.10


24

15

А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове

А.П. Чехов «Мальчики». Тест

26.10


25

16


А.П. Чехов «Мальчики».

Проверка навыка чтения

29.10


26

17

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Контрольная работа

01.11


Поэтическая тетрадь (8 часов)

27

1

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

02.11


2 четверть (21 час)

28

2

А.А. Фет. «Весенний дождь, «Бабочка».

12.11


29

3

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

15.11


30

4

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

16.11


31

5

И.С. Никитин « В синем небе голубом»

Вн.чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов о зиме)

19.11


32

6

Н.А. Некрасов «Школьник»

«В зимние сумерки нянины сказки...»

22.11


33

7

И.А. Бунин «Листопад». Тест

23.11


34

8

Картины природы Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа

26.11


Литературные сказки (12 часов)

35

1

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

29.11


36

2

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

30.11


37

3

Вн.чт. «Необычный календарь» (В.Бианки «Лесная газета»)

03.12


38

4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

06.12


39

5

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

07.12


40

6

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

10.12


41

7

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

13.12


42

8

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

14.12


43

9

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Диагностическая работа

17.12


44

10

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Проверка навыка чтения

20.12


45

11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа

21.12


46

12

КВН «Литературные сказки»

24.12


Делу время – потехе час (6 часов)

47

1

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

27.12


48

2

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Вн.чт. Рассказы Н.И. Сладкова

28.12


3 четверть (27 часов)

49

1

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

10.01


50

2

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

11.01


51

3

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

14.01


52

4

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Контрольная работа

17.01


Страна детства (6 часов)

53

1

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

18.01


54

2

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Вн.чт. Сказки писателей о детях.

21.01


55

3

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

24.01


56

4

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

25.01


57

5

М.М. Зощенко «Елка». Тест

28.01


58

6

Обобщение по разделу «Страна детства».

Контрольная работа

31.01


Поэтическая тетрадь (4 часа)

59

1

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

01.02


60

2

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

Вн.чт. Произведения о маме «От чистого сердца»

04.02


61

3

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

07.02


62

4

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа

08.02


Природа и мы (9 часов)

63

1

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

11.02


64

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

14.02


65

3

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

15.02


66

4

М.М. Пришвин «Выскочка»

18.02


67

5

Е.И. Чарушин «Кабан»

21.02


68

6

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

22.02


69

7

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тест

28.02


70

8

Проект «Природа и мы»

01.03


71

9

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Контрольная работа

04.03


Поэтическая тетрадь (6 часов)

72

1

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Вн.чт. Книги о сверстниках и школе.

07.03


73

2

С.А. Клычков «Весна в лесу»

11.03


74

3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

14.03


75

4

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

15.03


4 четверть (27 часов)

76

1

С.А. Есенин «Лебедушка» Проверка навыка чтения

25.03


77

2

Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа

28.03


Родина (5 часов)

78

1

С. Д. Дрожжин «Родине»

29.03


79

2

А.В. Жигулин «О, Родина в неярком блеске»

Вн.чт. «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет»

01.04


80

3

О Родине Проект: «Они защищали Родину»

04.04


81

4

Обобщение по разделу «Родина».

05.04


82

5

Контрольная работа

08.04


Страна фантазия (5 часов)

83

1

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

11.04


84

2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

12.04


85

3

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

15.04


86

4

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Вн.чт. «В путь, друзья»

18.04


87

5

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Контрольная работа

19.04


Зарубежная литература (15 часов)

88

1

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

22.04


89

2

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

25.04


90

3

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

26.04


91

4

Вн.чт. Сказки зарубежных писателей

29.04


92

5

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

03.05


93

6

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

06.05


94

7

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

10.05


95

8

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

13.05


96

9

М. Твен «Приключения Тома Сойера» Проверка навыка чтения

16.05


97

10

Итоговая диагностическая работа

17.05


98

11

С. Лагерлёф «Святая ночь»

20.05


99

12

С. Лагерлёф «Святая ночь»

23.05


100

13

С. Лагерлёф «В Назарете»

24.05


101

14

С. Лагерлёф «В Назарете»

27.05


102

15

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

28.05