МБОУ «Туринская средняя школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
«Рекомендовано» МО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________________2018г. Руководитель МО: | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: ______________ /Пивоварова Е.В./ ______________2018г. |
Рабочая программа
Литературное чтение. 4а класс
Учитель: Владимирова Ольга Владимировна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений авторов: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011г., ООП НОО МБОУ ТСШ
Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2017.
Место предмета в образовательном процессе
Изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 102 часов в год ( 3часа в неделю)
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижения четвероклассникам необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания, в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание учебного предмета
Раздел курса | Кол-во часов | Содержание |
Вводный урок | 1 час | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
Летописи. Былины. Жития. | 8 часов | «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» |
Чудесный мир классики | 17 часов | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» |
Поэтическая тетрадь | 8 часов | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад» |
Литературные сказки | 12 часов | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
Делу время - потехе час | 6 часов | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». 3. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
Страна детства | 6 часов | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» |
Поэтическая тетрадь | 4 часа | В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
Природа и мы | 9 часов | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан» В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
Поэтическая тетрадь | 6 часов | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка» |
Родина | 5 часов | И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. 8. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». |
Страна Фантазия | 5 часов | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы» |
Зарубежная литература | 15 часов | Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока | Тема | Дата |
Первая четверть – 27 часов |
Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1 час) |
1 | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 03.09 | |
Летописи, былины, жития (8 часов) |
2 | 1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 06.09 | |
3 | 2 | Входной тест | 07.09 | |
4 | 3 | «И вспомнил Олег коня своего» | 10.09 | |
5 | 4 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 13.09 | |
6 | 5 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 14.09 | |
7 | 6 | «Житие Сергия Радонежского». | 17.09 | |
8 | 7 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | 20.09 | |
9 | 8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения | 21.09 | |
Чудесный мир классики (17 часов) |
10 | 1 | П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок» | 24.09 | |
11 | 2 | Вн. чт. «М.М.Пришвин – певец русской природы» | 27.09 | |
12 | 3 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 28.09 | |
13 | 4 | А.С.Пушкин. Вступительная статья. | 01.10 | |
14 | 5 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | 04.10 | |
15 | 6 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 05.10 | |
16 | 7 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 08.10 | |
17 | 8 | Вн. чт. Творчество А.С. Пушкина. Сказки. | 11.10 | |
18 | 9 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 12.10 | |
19 | 10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 15.10 | |
20 | 11 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 18.10 | |
21 | 12 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 19.10 | |
22 | 13 | Л.Н. Толстой Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом Л.Н. Толстой «Детство» | 22.10 | |
23 | 14 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» Вн. чт. Творчество Л.Н.Толстого | 25.10 | |
24 | 15 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове А.П. Чехов «Мальчики». Тест | 26.10 | |
25 | 16 | А.П. Чехов «Мальчики». Проверка навыка чтения | 29.10 | |
26 | 17 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа | 01.11 | |
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
27 | 1 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 02.11 | |
2 четверть (21 час) |
28 | 2 | А.А. Фет. «Весенний дождь, «Бабочка». | 12.11 | |
29 | 3 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...» | 15.11 | |
30 | 4 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 16.11 | |
31 | 5 | И.С. Никитин « В синем небе голубом» Вн.чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов о зиме) | 19.11 | |
32 | 6 | Н.А. Некрасов «Школьник» «В зимние сумерки нянины сказки...» | 22.11 | |
33 | 7 | И.А. Бунин «Листопад». Тест | 23.11 | |
34 | 8 | Картины природы Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа | 26.11 | |
Литературные сказки (12 часов) |
35 | 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 29.11 | |
36 | 2 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 30.11 | |
37 | 3 | Вн.чт. «Необычный календарь» (В.Бианки «Лесная газета») | 03.12 | |
38 | 4 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 06.12 | |
39 | 5 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 07.12 | |
40 | 6 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 10.12 | |
41 | 7 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | 13.12 | |
42 | 8 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 14.12 | |
43 | 9 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Диагностическая работа | 17.12 | |
44 | 10 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Проверка навыка чтения | 20.12 | |
45 | 11 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа | 21.12 | |
46 | 12 | КВН «Литературные сказки» | 24.12 | |
Делу время – потехе час (6 часов) |
47 | 1 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 27.12 | |
48 | 2 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Вн.чт. Рассказы Н.И. Сладкова | 28.12 | |
3 четверть (27 часов) |
49 | 1 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 10.01 | |
50 | 2 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 11.01 | |
51 | 3 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | 14.01 | |
52 | 4 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Контрольная работа | 17.01 | |
Страна детства (6 часов) |
53 | 1 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 18.01 | |
54 | 2 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Вн.чт. Сказки писателей о детях. | 21.01 | |
55 | 3 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 24.01 | |
56 | 4 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 25.01 | |
57 | 5 | М.М. Зощенко «Елка». Тест | 28.01 | |
58 | 6 | Обобщение по разделу «Страна детства». Контрольная работа | 31.01 | |
Поэтическая тетрадь (4 часа) |
59 | 1 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 01.02 | |
60 | 2 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Вн.чт. Произведения о маме «От чистого сердца» | 04.02 | |
61 | 3 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 07.02 | |
62 | 4 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа | 08.02 | |
Природа и мы (9 часов) |
63 | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 11.02 | |
64 | 2 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 14.02 | |
65 | 3 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 15.02 | |
66 | 4 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 18.02 | |
67 | 5 | Е.И. Чарушин «Кабан» | 21.02 | |
68 | 6 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 22.02 | |
69 | 7 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тест | 28.02 | |
70 | 8 | Проект «Природа и мы» | 01.03 | |
71 | 9 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Контрольная работа | 04.03 | |
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
72 | 1 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» Вн.чт. Книги о сверстниках и школе. | 07.03 | |
73 | 2 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | 11.03 | |
74 | 3 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 14.03 | |
75 | 4 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 15.03 | |
4 четверть (27 часов) |
76 | 1 | С.А. Есенин «Лебедушка» Проверка навыка чтения | 25.03 | |
77 | 2 | Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа | 28.03 | |
Родина (5 часов) |
78 | 1 | С. Д. Дрожжин «Родине» | 29.03 | |
79 | 2 | А.В. Жигулин «О, Родина в неярком блеске» Вн.чт. «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет» | 01.04 | |
80 | 3 | О Родине Проект: «Они защищали Родину» | 04.04 | |
81 | 4 | Обобщение по разделу «Родина». | 05.04 | |
82 | 5 | Контрольная работа | 08.04 | |
Страна фантазия (5 часов) |
83 | 1 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 11.04 | |
84 | 2 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 12.04 | |
85 | 3 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 15.04 | |
86 | 4 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Вн.чт. «В путь, друзья» | 18.04 | |
87 | 5 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Контрольная работа | 19.04 | |
Зарубежная литература (15 часов) |
88 | 1 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 22.04 | |
89 | 2 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 25.04 | |
90 | 3 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 26.04 | |
91 | 4 | Вн.чт. Сказки зарубежных писателей | 29.04 | |
92 | 5 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 03.05 | |
93 | 6 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 06.05 | |
94 | 7 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 10.05 | |
95 | 8 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 13.05 | |
96 | 9 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Проверка навыка чтения | 16.05 | |
97 | 10 | Итоговая диагностическая работа | 17.05 | |
98 | 11 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | 20.05 | |
99 | 12 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | 23.05 | |
100 | 13 | С. Лагерлёф «В Назарете» | 24.05 | |
101 | 14 | С. Лагерлёф «В Назарете» | 27.05 | |
102 | 15 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 28.05 | |