Пояснительная записка
Рабочая программа « Разговор о правильном питании» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких. Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме кружка. Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст – фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 1 класса – 33 часа, 1 час в неделю.
Цель и задачи программы- воспитание у школьников культуры здорового образа жизни с выделением главного компонента – культуры питания
Задачи:
- Формирование и развитие у детей представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
- Обучение школьников правилам рационального питания, направленным на сохранение и укрепление здоровья
- Воспитание общей культуры школьников на основе представления о правилах этикета, связанных с питанием
- Пробуждение у детей интереса к народным кулинарным традициям, расширение знаний об истории и традициях родного края
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, расширение кругозора обучающихся
- Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ
личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тематический блок, раздел курса | Основные виды учебной деятельности |
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания.1 ч | Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Учиться строить беседу. Уметь называть полезные продукты. Использовать фантазию и воображение при проведении беседы. Уметь выбирать продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день |
2. | Путешествие по улице «правильного питания». Знакомство с вариантами полдника. 2 ч | Знать о пользе овощей; Уметь готовить витаминные салаты Знать о традициях своего народа; Знать о пользе овощей и фруктов. |
3. | Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов.2ч | Уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; Знать о роли питания и физической активности для здоровья человека. Беседа по теме |
4. | Если хочешь быть здоров. 2 ч. | Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены. Характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека; Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены. Характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». |
5. | Самые полезные продукты. 2ч | Уметь правильно составлять свой рацион питания. Знать какие продукты входят в рацион. Динамическая игра «Поезд» Тест «Самые полезные продукты» |
6. | Как правильно есть (гигиена питания). 2ч. | Уметь высказывать своё предположение (версию). Знать о пользе молока и молочных продуктах. Игра-обсужддение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»). |
7. | Кто жить умеет по часам.2 ч. | Участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем. Проявлять интерес к изучаемому предмету Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина» |
8. | «Путешествие зернышка». Блюда из зерна. 2ч. | Полезность продуктов, получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. Исследование «Путь от зерна к батону» |
9. | Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? 2ч | Знать о пользе сахара и соли. Работать по предложенному учителем плану. Работать по предложенному учителем плану. Праздник «Хлеб всему голова» |
10. | Удивительные превращения 2 ч. | Знать типовой режим питания школьника и уметь его соблюдать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; Знать о компонентах ежедневного меню и различных вариантах завтрака. Практическое занятие: «Поделки из соленого теста» |
11. | Всем весело гулять. 2ч. | Игра «Весело, задорно отдыхай». |
12. | Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. 2ч. | Дидактическая игра «Доскажи пословицу». |
13. | Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? 2ч. | Знать о пользе витаминов и их значении для организма человека. Принимать и сохранять полученный материал и активно включаться в учебную деятельность на занятии кружка. Литературный конкурс «Сочиним сказку о любимой Крупеничке» |
14. | Витаминный ералаш. 2ч. | Знать о пользе морепродуктов для улучшения здоровья детского организма Изготовление книжки «Витаминная азбука» |
15. | Дары моря. 1 ч | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Обобщить (осознать и формулировать) то новое, что получилось Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Конкурс рисунков «В подводном царстве» |
16. | Проект «Кулинарные рецепты». 2 ч. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Проект-демонстрация «Кулинарные рецепты» |
17. | Пора ужинать. 1 ч. | Формировать умения ориентироваться в разнообразных способах решения жизненных ситуаций, стремиться к сотрудничеству; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Игра- демонстрация « Как приготовить бутерброд» |
18. | Вкусные старты. 1.ч. | Знать о пользе овощей; Уметь готовить витаминные салаты. Викторина. Соревнование. |
Формы проведения занятий:
Игра, беседа, соревнования, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, проектная деятельность.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания. | 1 |
2. | Путешествие по улице «правильного питания».Знакомство с вариантами полдника. | 2 |
3. | Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов. | 2 |
4. | Если хочешь быть здоров. | 2 |
5. | Самые полезные продукты. | 2 |
6. | Как правильно есть (гигиена питания). | 2 |
7. | Кто жить умеет по часам. | 2 |
8. | «Путешествие зернышка». Блюда из зерна. | 2 |
9. | Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | 2 |
10. | Удивительные превращения. | 2 |
11. | Всем весело гулять. | 2 |
12. | Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | 2 |
13. | Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? | 2 |
14. | Витаминный ералаш. | 2 |
15. | Дары моря. | 1 |
16. | Проект «Кулинарные рецепты». | 2 |
17. | Пора ужинать. | 2 |
18. | Вкусные старты. | 1 |
Всего 33 ч
Календарно-тематическое планирование
1класс
№1 | Дата | Тема занятия | Количество часов |
| план | факт |
1 | | | Вводное занятие. Повторение правил питания. | 1 |
2 | | | Путешествие по улице «правильного питания».Знакомство с вариантами полдника. | 1 |
3 | | | Путешествие по улице «правильного питания».Знакомство с вариантами полдника. | 1 |
4 | | | Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов. | 1 |
5 | | | Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов. | 1 |
6 | | | Если хочешь быть здоров. | 1 |
7 | | | Если хочешь быть здоров | 1 |
8 | | | Самые полезные продукты. | 1 |
9 | | | Самые полезные продукты. | 1 |
10 | | | Как правильно есть (гигиена питания). | 1 |
11 | | | Как правильно есть (гигиена питания). | 1 |
12 | | | Кто жить умеет по часам. | 1 |
13 | | | Кто жить умеет по часам. | 1 |
14 | | | «Путешествие зернышка». Блюда из зерна. | 1 |
15 | | | «Путешествие зернышка». Блюда из зерна. | 1 |
16 | | | Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | 1 |
17 | | | Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | 1 |
18 | | | Удивительные превращения пирожка. | 1 |
19 | | | Удивительные превращения пирожка. | 1 |
20 | | | Всем весело гулять. | 1 |
21 | | | Всем весело гулять. | 1 |
22 | | | Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | 1 |
23 | | | Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | 1 |
24 | | | Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? | 1 |
25 | | | Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? | 1 |
26 | | | Витаминный ералаш. | 1 |
27 | | | Витаминный ералаш. | 1 |
28 | | | Дары моря. | 1 |
| | | | |
29 | | | Проект «Кулинарные рецепты». | 1 |
30 | | | Проект «Кулинарные рецепты». | 1 |
31 | | | Пора ужинать. | 1 |
32 | | | Пора ужинать. | 1 |
33 | | | Вкусные старты. | 1 |
Итого: 33 ч |