МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Вельский экономический колледж»
(ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж»)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ___________ Н.В. Ларионова «____»_____________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж» _____________ Н.Б. Дрань «____»_____________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Вельск
2015
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.01 Русский язык и литература. Литература по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 09.02.03 Программирование в компьютерных системах разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрированного в Минюсте России от 07 июня 2012 г. № 24480.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Вельский экономический колледж»
Разработчик:
Карелина Е.Г. преподаватель ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Протокол № от «_____» ___________ 201___ г. Председатель _____________ И.А. Поплавская |

СОДЕРЖАНИЕ
| |
- Пояснительная записка рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 15 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 54 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 58 |
1. пояснительная записка рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 Русский язык и литература. Литература.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Литература реализуется в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, и Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального профессионально образования по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), относящимся к укрупненной группе 38.00.00 Экономика и управление, соответствующим социально-экономическому профилю, и специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, относящейся к укрупненной группе 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, соответствующей техническому профилю.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования.
1.2.Общая характеристика учебной дисциплины
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний, и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования она изучается более углубленно.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).
Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
.
Обязательным условием допуска, обучающегося к экзамену является выполнение всех практических работ, предусмотренных рабочей программой по ОУД 01. Русский язык и литература. Литература.
1.3. Место дисциплины в структуре ППССЗ: базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к планируемым результатам освоения дисциплины:
Содержание программы дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы; основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Результаты | Требования к результатам (по ФГОС СОО) | Планируемые результаты изучения дисциплины |
Личностные | - воспитание уважения к русской литературе, которая сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи литературы и истории, культуры русского и других народов; - понимание роли литературы как основы успешной социализации личности; - осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского литературного языка как явления национальной культуры; - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; |
-Метапредметные | - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа текста художественного произведения; - применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; |
Предметные | - сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; - сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; - владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; - владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка художественной литературы; - сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; - способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | Обучающийся должен знать: - общие закономерности анализа текста художественного произведения, - нормы современного литературного языка определение типа, стиля, жанра текста, -основные периоды развития литературы в России, -основные теоретико-литературные понятия, .- Обучающийся должен уметь: - применять нормы современного литературного языка в речевой практике, - определять тип, стиль, жанр текста,его композицию - анализировать структуру текста и его содержание, - проводить анализ текста, - применять изобразительно-выразительные средства лексики в речевой практике, - анализировать текст с учетом стилистической и жанровой специфики; - осознавать художественные картины жизни, созданные в литературном произведении в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания, - писать сочинения, составлять план, конспект, тезисы, рецензии и аннотации, -создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности. |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Литература.
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | 1 | Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы. Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО.. Личностные результаты: осознавать роль литературы в жизни общества и государства, в развитии национальной культуры. Познавательные УУД: использовать разные источники для получения информации; Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно делать выводы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Коммуникативные УУД: работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга. | 2 | Аудирование, участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. |
Раздел № 1 Русская литература 19 века. | | | 50 | |
Тема № 1 Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века. | 2 3 | Личностные результаты: осознавать значение и роль писателей и поэтов первой половины 19 века для дальнейшего развития русской литературы. Познавательные УУД: использовать тексты литературных произведений, другие источники для получения информации, включая Интернет-ресурсы. Регулятивные УУД высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно делать выводы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Коммуникативные УУД: работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами -Практическая работа №1 «Лирика Байрона» А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. М.Ю.Лермонтов.Сведения из биографии, этапы творчества. Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. Самостоятельная работа обучающихся. -Чтение сказок Гофмана, стихов Батюшкова, баллад Жуковского, повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина». Темы индивидуальных исследовательских работ: - Пушкин в Михайловском - Пушкин и декабристы. -Болдинская осень в творчестве Пушкина. -Адресаты любовной лирики Пушкина. -Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова. - Лермонтов-художник. -Тайна смерти Н.В.Гоголя. | 8 4 | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание |
| | | | |
Тема №2 Развитие русской литературы во второй половине 19 века. | 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Личностные результаты: осознавать красоту, богатство, выразительность русской литературы, ее роль и значение для развития мировой культуры. Познавательные УУД: использовать тексты литературных произведений, литературно-критические статьи, литературоведческие словари для получения информации о жизни творчестве писателей и поэтов. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно делать выводы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Коммуникативные УУД: работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга. -Особенности развития литературы во второй половине 19 века. -А.Н.Островский.Литературно-театральная деятельность. -И.А.Гончаров.Жизнь и творчество. -И.С.Тургенев.Жизнь и творчество. «Отцы и дети» -Образ Базарова в романе «Отцы и дети» -Русская лирика второй половины 19 века. Обзор. -Н.А.Некрасов.Жизнь и творчество. -Гражданские мотивы в поэзии Некрасова. -Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. -М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» -Ф.М.Достоевский.Жизнь и творчество -Образ Раскольникова. Социально-психологические и философские истоки преступления. -Практическая работа №2 «Двойничество в творчестве Достоевского. Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» -Л.Н.Толстой.Жизнь и творчество. «Севастопольские рассказы» - «Война и мир» - великое наследие Толстого. История создания. -Духовные искания героев романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов. -Женские образы в романе. Наташа Ростова- любимая героиня Толстого. -Кутузов и Наполеон-смысл их противопоставления. Мировое значение романа. - А.П.Чехов.Жизнь и творчество. Рассказы. - «Вишневый сад» -тема судьбы России. Самостоятельная работа обучающихся. -А.Н.Островский- «Бесприданница» Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, И. Анненский-статьи о романе «Обломов». И.С.Тургенев- «Рудин», «Первая любовь» -А.Н.Майков, А.А.Григорьев А. Полонский, К. Хетагуров. Ф.М.Достоевский- «Преступление и наказание» Темы индивидуальных исследовательских работ: - Островский и театр. -Тургеневские женщины. -Роман Толстого «Война и мир» в истории мировой кинематографии. -Актуальность романа Гончарова «Обломов» сегодня. -Роль журналов «Современник» и «Отечественные записки» в литературе и общественной жизни 19 века. | 40 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 | Аудирование, конспектирование, чтение,, подготовка сообщений и докладов, самостоятельная работа с источниками информации(дополнительная литература,энциклопедии,словари,в том числе интернет-источники), устные и письменные ответы на вопросы, участие в беседе, аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей, написание различных видов планов, реферирование, участие в беседе, работа с иллюстративным материалом, написание сочинений, выразительное чтение и чтение наизусть, подготовка сообщения. |
Раздел № 2 Литература 20 века. | 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 | Личностные результаты: Осознавать богатство и значение русской литературы для мировой культуры. Познавательные УУД: использовать тексты художественных произведений , литературно-критические статьи, Интернет-ресурсы для получения информации о жизни и творчестве писателей и поэтов. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно делать выводы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Коммуникативные УУД: работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга. -Характеристика литературы конца 19- начала 20 века. Жизнь и творчество И.А.Бунина. -А.И.Куприн.» Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок». -А.М.Горький.Жизнь и творчество. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. -Практическая работа №3 «Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»). - «И много чар и много песен…» - обзор поэзии «серебряного века». -А.А.Блок.Жизнь и творчество. Тема России в поэзии. Практическая работа №4 «Художественные особенности поэмы Блока «Двенадцать» -С.А.Есенин.Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике. -В.В.Маяковский.Жизнь и творчество. -Литература 20-х годов. Обзор. -Практическая работа №5. «Социальные и нравственные истоки сатирических рассказов М.М.Зощенко». -Советская литература 30-х годов. Основные направления -М.И.Цветаева.Жизнь и творчество. -О.Э.Мандельштам.Жизнь и творчество -М.А..Булгаков. Жизнь и творчество. «Мастер и Маргарита» - история создания. -А.П.платонов.Жизнь и творчество. «Сокровенный человек». -М.А.Шолохов.Жизнь и творчество. «Тихий Дон » -роман-эпопея. -Тема гражданской войны в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». -Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенныхлет.Обзор. -Проза и публицистика периода войны. -Поэзия периода Великой Отечественной войны. -А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. -Б.Л.Пастернак.Жизнь и творчество. -А.Т.Твардовский.Жизнь и творчество. -Литература русского Зарубежья. Обзор. -Художественные поиски в литературе 50-х-80-х годов. Обзор. -А.И.солженицын- «Один день Ивана Денисовича» -В.М.Шукшин.Жизнь и творчество. -Н.М.Рубцов.Жизнь и творчество. - «Поэт в России больше, чем поэт» - семинар о творчестве современных поэтов. -Русская литература последних лет. Обзор. -Зарубежная литература. Обзор. Самостоятельная работа обучающихся. - работа со словарем литературоведческих терминов -А.Т.Аверченко - «Дюжина ножей в спину революции» -Тэффи – И стало так» -Саша Черный - «Сатиры» -Работа над рефератом по творчеству одного из поэтов «серебряного века» -А.А.Фадеев - «Разгром», -А. Платонов- «Чевенгур», -А. Толстой- «Хождение по мукам». (Одно из произведений). -В. Некрасов- «В окопах Сталинграда». -В.В.Набоков- «Машенька». -Р. Гамзатов-стихи, «Мой Дагестан» -Чтение произведений по собственному выбору (из литературы последних лет). -Чтение произведений 1-2-х произведений зарубежных авторов. Темы индивидуальных исследовательских работ: - Горький и революция. -Горький-драматург. Новаторство. -Горький на Капри. -Горький как создатель Союза Советских Писателей. -Тайна смерти Горького. -Тема коллективизации в литературе 30-х годов. -Тема индустриализации в литературе 30-х годов. -Тема формирования человека новой социалистической формации в литературе 30-х годов. -М.И.Цветаева в эмиграции. -Запрещенная литература в период культа личности. -М.А.Шолохов - лауреат Нобелевской премии. -Русские писатели- лауреаты Нобелевской премии. -Мой любимый современный поэт. -Литература и кинематография. | 63 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 4 2 4 4 4 4 8 6 | Аудирование, конспектирование, чтение,, подготовка сообщений и докладов, самостоятельная работа с источниками информации(дополнительная литература,энциклопедии,словари,в том числе интернет-источники), устные и письменные ответы на вопросы, участие в беседе, аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей, написание различных видов планов, реферирование, участие в беседе, работа с иллюстративным материалом, написание сочинений, выразительное чтение и чтение наизусть, подготовка сообщения, проектная и учебно-исследовательская работа. |
Раздел №3 Литература родного края | 57 58 | Личностные результаты: осознавать богатство и выразительность литературы родного края, воспитывать гордость за малую родину, Познавательные УУД: использовать материалы местных СМИ, сборники произведений писателей и поэтов родного края для получения информации о развитии литературного процесса родного края. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, самостоятельно делать выводы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Коммуникативные УУД: работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга. -О литературе родного края. Обзор. -Люди земли Вельской в творчестве В.Ф.Истомина «Деньги на соснах», «Смолокуры»). - Темы индивидуальных исследовательских работ: - Из истории Вельского литературного объединения. -Мой любимый Вельский поэт. -Тема Великой Отечественной войны в творчестве Вельских поэтов. -Какие темы волнуют Вельских поэтов и писателей сегодня? - | 4 2 2 | Аудирование и чтение, подготовка литературной композиции, подготовка сообщений и докладов, выразительное чтение, групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений, чтение наизусть, написание сочинений. |
| | | | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и литературы № 15
Оборудование учебного кабинета:
Доска классная -1 Столы для обучающихся – 16
Стол для учителя – 1 Стулья – 33
1.Натуральные образцы (учебные фильмы, презентации, аудио-видеозаписи)
2. Объемные средства (стенды)
3. Плоскостные средства (набор таблиц и плакатов по устной речи и грамматическому материалу)
4. Контрольно-диагностические материалы
Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю.
Комплект экзаменационных материалов.
5.Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий
для преподавателей
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Основные источники:
Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н. Сухих.- М., 2014.
Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).
10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).
10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б. А. Ланина — М., 2014.
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Михайлов О.Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П. Журавлева. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»). Обернихина Галина Аркадьевна,
Емельянова Татьяна Валентиновна,
Мацыяка Елена Владимировна,
Савченко Ксения Владимировна
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций
Редактор Г. Е. Конопля Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова Корректор Е. В. Кудряшов
4. Контроль и оценкА планируемых результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка планируемых результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Планируемые результаты обучения дисциплины (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки дисциплины |
Усвоенные знания: З1. Знать общие сведения о литературе как одном из видов искусства определение литературы. З2.Знать основные литературоведческие термины. З3.Знать периоды развития литературы. З4.Знать определения литературных направлений. З5.Знать оценку творчества писателей и поэтов в литературной критике. З6.Знать основные исторические события наложившие отпечаток на литературный процесс 19-20 веков. З7.Знать писателей и поэтов изучаемого периода.. З8.Знать историю создания произведений их проблематику художественные особенности. З9. Знать достижения в области литературы писателей и поэтов Архангельской области и Вельского района; писателей-земляков; их произведения. Освоенные умения: У1.Уметь объяснить понятия « гуманизм» «пафос» «идеал» «идейная направленность». У2.Уметь делать выводы о значении литературного произведения. У3.Уметь применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изучаемых произведений. У4.Уметь соотносить содержание произведений с литературными направлениями эпохи; со временем их написания и фактами жизни писателей и поэтов. У5.Уметь определять авторскую позицию в произведении. У6.Уметь определять литературно-художественные и композиционные особенности произведения. У7.Уметь соотносить высказывания литературных критиков о произведении и свои впечатленя от него. У8. Уметь рассказать о писателях-земляках и их произведениях. . | Текущий контроль: -Работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов). -Подготовка к семинарским занятиям; домашняя подготовка; занятия в библиотеке; работа с электронным каталогом и интернет-информацией. -Составление тестов для самоконтроля. -Составление хронологических таблиц по биографии и творчеству писателей и поэтов. -Подготовка рефератов сообщений и докладов. -Работа со словарями справочниками энциклопедиями. -Самостоятельные работы. -Блиц-опросы. -Сочинения эссе творческие задания. |

11