СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая програма искусство 8классФГОС

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК:

Программа «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.Критской.

Просмотр содержимого документа
«рабочая програма искусство 8классФГОС»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Армянска Республики Крым




РАССМОТРЕНО

на заседании городского МО

Руководитель городского методического объединения

Э.Х.Хамитова ___________

Протокол №5

от «19»июня2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

М.В.Пивоварова

___________


«_____»___________2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

В.А.Виноходов

_____________

Приказ №_____


от «_____»________2015 г.






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСКУССТВУ

8 КЛАСС ФГОС

2015-2016 учебный год


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ











 

  


 Разработчик программы:

Чикалова Ирина Ивановна –

учитель МХК,

старший учитель, СЗД









г. Армянск – 2015 г.



Пояснительная записка

Адресность программы:

Рабочая программа учебного курса по искусству для 8 класса «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по искусству (базовый уровень), с учетом требований ФГОС НОО.

Объём программы:

данная программа рассчитана на 34 часа,1час в неделю. Пояснительная записка


Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:

  1. Конституция Российской Федерации от 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова,

  4. А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014№ 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  12. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

  13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2013 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

Региональный уровень:

1.Закон Республики Крым от 06.07.2015 года №131-ЗРК-2015 « Об образовании в Республике Крым».Принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015 года. Вступает в силу 01.01.2016 года.

2. Решение коллеги Министерства образования, науки и молодежи Крым от 22.04.2015г. №2/2 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях».

3.Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым на 2015-2016 учебный год от 11.06.2015 года №555;

4. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждений. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.

5. Инструктивно-методические рекомендации « Об особенностях преподавания учебных дисциплин в 2015/2016 учебном году», разработанные методистами КРИППО;

Муниципальный уровень:

1. Приказ Отдела образования города Армянска от 10.06.2015 г. № 429 «О создании единой системы подготовки и введения в учебно-воспитательный процесс рабочих программ учебных предметов и курсов вариативной части рабочего плана образовательных организаций г. Армянска»;

Школьный уровень:

1.Основная образовательная программа основного общего образования «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска Республики Крым, утвержденная педагогическим советом №1 от 27.08.2015г.

Для достижения целей ставятся задачи:

Развивающие:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

Образовательные:

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Характеристика учебного курса, его место в учебном плане;

Объем всего курса рассчитан на 34 часа, с разбивкой их по разделам и темам.

Часы на курс отводятся за счет федерального компонента учебного плана.

Новизна программы (внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование):

  • Внесены изменения в содержание программы в связи с тем, что в переходный период учащиеся не имели возможности получить знания по основам искусства и культуры заложенные в программах с 5 по 7 классы Федеральных государственных образовательных стандартов.

  • Изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ.

УМК:

Программа «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.Критской.

Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, (электронная версия).

Используемые технологии:

  • Технология проектного обучения

  • Информационные технологии 

  • Технологияпедагогического общения

Формы и средства контроля:

Наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, тестирование. Контроль дифференцированный, индивидуальный.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Рабочая программа для 8 класса разработана на основе программы образовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» авторовГ.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской: Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» 4-е издание. Москва, Просвещение, 2011 год.

Программа предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения – в 8 и 9 классах.Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенных согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Цели предмета «Искусство»:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства;

  • развитиекультурно-познавательной, коммуника­тивной, социально-эстетической компетентности и опыта эмоционально-ценно­стного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Задачи учебного предмета «Искусство»:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • воспитание художественного вкуса;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение знаниями о средствах художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки, создания творческих проектов;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.


Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Беседа, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, обучение работе с тестовыми заданиями, применение компьютерных технологий, творческие проекты.


Преобладающие формы контроля: наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, тестирование. Контроль дифференцированный, индивидуальный.

ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

с другими предметами

Предмет имеет межпредмнтные связи с вязи с:

Математикой, физикой, историей –

раздел 1.Искусство в жизни современного человека:

Урок№3 «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное»;

Математикой, историей –

радел 3.Искусство как универсальный способ общения:

Урок№15 «Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства»;

Урок №16 «Символы в жизни и искусстве».

Географией –

раздел 2.Искусство открывает новые грани мира:

Урок№4,5 «Искусство рассказывает о красоте Земли.Живопись, графика, архитектура»;

раздел 3.Искусство как универсальный способ общения:

Урок№16«Символы в жизни и искусстве;

Урок№27 «Как соотносится красота и польза»;

раздел 5.Прекрасное пробуждает доброе:

Урок №32 «Культура Запада и Востока»;

Историей -

раздел 2.Искусство открывает новые грани мира:

Урок№8 « Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея»;

Урок№9«Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино»;

раздел 4.Красота в искусстве и жизни . Художественные направления и стили

Урок№19 «Что такое красота. Античность»

Урок№20 «Откровенье вечной красоты. Романский, Готический стили»;

Урок№21 «Есть ли у красоты свои законы. Эпоха Возрождения»;

Урок№22 «Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Барокко. Классицизм»;

Урок№23 «Великий дар творчества: радость и красота созидания.Романтизм»;

Урок№24 «Как соотносится красота и польза. Импрессионизм»;

Урок№25 «Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Реализм»;

Урок№26 «Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Модернизм.»;

Урок№27 «Искусство постмодернизма»;

Литературой –

раздел 2.Искусство открывает новые грани мира:

Урок№8 «Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея»;

раздел 3.Искусство как универсальный способ общения.Роль искусства в сближении народов:

Урок№13 «Искусство художественного перевода – искусство общения. Экранные виды искусства, жанры кинематографа»;

Урок№17 «Художественные послания предков. Разговор с современником»;

Информатикой –

раздел 2.Искусство открывает новые грани мира

Урок№10 «Художественная фотография, компьютерная графика».


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы

Предмет «Искусство» объединяет в единую образовательную структуру познавательную и практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.


Ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах, в музыке.


Предмет изучается с 8 по 9 класс. Реализуется за счет инвариантной части учебного плана.

Годовое количество часов, отведённых на изучение данного учебного предмета - 34 часа, недельное количество – 1 час.


Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.


Освоение предмета «Искусство» в основной школе – это продол­жение художественно-эстетического образования учащих­ся, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.


Приоритетной целью изучения предмета «Искусство» в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.


Планируемые результаты освоения учебного предметав соответствии с требованиями, установленными ФГОС, основной образовательной программой образовательного учреждения:

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2)осозна­ние своей принадлежности к малой Родине Крыму, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

3)усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества и других народов мира;

4)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих правовых и этических норм;

6) эстетическое отношение к миру.

7)формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

8)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению






1)умение самостоятельно определять цели задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками;

5)работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов;

6)формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.



1)формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; 2)развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; 3)развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 4) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 5)освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);6)воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 7)развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; 8)осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.


Требования к уровню подготовкиобучающихся:

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.


Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  • освоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;


Обучаемые должны знать и уметь:

  • определять виды искусства;

  • иметь представление о художественных направлениях и стилях;

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Ученики научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

  • реализовывать творческий потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • вести диалог, аргументировать свою позицию.

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года:

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство»:

  • формирование у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретение умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Специфика программы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Отличительные особенности программы.

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

Реализация данной программы опирается на следующие методы образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения искусства;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Виды деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с искусством. Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных, экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведений искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание образный язык произведений разных видов искусства; применять художественно- выразительные средства разных искусств в своем творчестве. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Полна чудес могучая природа»; «Весенняя сказка «Снегурочка»; «Пушкин – наше всё».

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме - творческие домашние задания (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).


Содержание программы 8 класса (35 часов)


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека ( 3 часа)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей ( по выбору учителя на знакомом материале). Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.


Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (8 часов)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.


Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (13 часов )

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.


Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (5часов)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект. Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).





Тематический план



раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Практическая часть

1

Искусство в жизни современного человека

3

Творческие задания

2

Искусство открывает новые грани мира

7

Творческие задания

3

Искусство как универсальный способ общения. Роль искусства в сближении народов

8

Творческие задания

4

Красота в искусстве и жизни . Художественные направления и стили

12

Творческие задания

5

Прекрасное пробуждает доброе

5

Творческие задания


Итого:

34 часа





Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Дата проведения

Практическая часть: творческие домашние задания

план

факт

1.Искусство в жизни современного человека 3 ч.

1

Искусство вокруг нас.

Виды искусства

1




2

Художественный образ – стиль – язык.

1




3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1




2.Искусство открывает новые грани мира 7 ч.

4

Искусство рассказывает о красоте Земли.

Живопись, графика, архитектура.

2




5

Искусство рассказывает о красоте Земли.

Живопись, графика, архитектура.





6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Скульптура.

2




7

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Скульптура.





8

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

1




9

Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.

1




10

Художественная фотография, компьютерная графика

1




3.Искусство как универсальный способ общения.Роль искусства в сближении народов.8ч.


11

Мир в зеркале искусства. Сценические виды искусства:

Театр, хореография, музыкально-театральные жанры.

2




12

Мир в зеркале искусства. Сценические виды искусства:

Театр, хореография, музыкально-театральные жанры.





13

Искусство художественного перевода – искусство общения. Экранные виды искусства, жанры кинематографа.

2




14

Искусство художественного перевода – искусство общения. Экранные виды искусства, жанры кинематографа.





15

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1




16

Символы в жизни и искусстве.

1




17

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1




18

Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня.

1




4.Красота в искусстве и жизни . Художественные направления и стили.10 ч.

19

Что есть красота. Античность.

1




20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Романский,Готический стили

2




21

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Романский,Готический стили





22

Есть ли у красоты свои законы.

Эпоха Возрождения

2




23

Есть ли у красоты свои законы.

Эпоха Возрождения





24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.Барокко.Классицизм

2




25

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.Барокко.Классицизм





26

Великий дар творчества: радость и красота созидания.Романтизм

1




27

Как соотносится красота и польза. Импрессионизм.

1




28

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Реализм

1




29

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Модернизм.

1




30

Искусство постмодернизма.

1




5.Прекрасное пробуждает доброе 8 ч.

31

Преобразующая сила искусства.

Культура Запада и Востока

2




32

Преобразующая сила искусства.

Формы сохранения культурного наследия-музеи мира. Преобразующая сила искусства.

Культура родного края



3




33

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1




34

Итоговый урок

1





Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8класса:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • - осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

  • - воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • - личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • - перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


Нормы оценивания знаний учащихся:

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.

Ведение конспекта способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала и оценивается следующим способом:

  • отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;

  • отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;

  • отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;

  • отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию, а также за невыполнение задания.

Домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, оцениваются следующим способом:

  • отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;

  • отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание;

  • отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника, без осмысления и отсутствия собственной позиции;

  • отметка «2» ставится за невыполнение задания.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Учебно-методический комплект

  • Электронный учебник «Искусство 8-9 классы». Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, М., Просвещение, 2011

  • - CD диск с музыкальным, изобразительным материалом.

2. Методическая литература

  • «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  • Беседы о музыке. Программа для 5-8 классов. Составитель Е.А.Финченко. Владимир, 1995

  • Библиотека учителя музыки. Воспитание музыкой. Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. М., Просвещение, 1991

  • Библиотека учителя музыки. Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? М., Просвещение, 1989

  • Библиотека учителя музыки. Из истории музыкального воспитания., сост. О.А.Апраксина. М.,Просвещение, 1990

  • Бурая Л.В.Резервы урока искусства. Старый Оскол, 1995

  • Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  • Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008

  • История мировой культуры. Справочник школьника. Филологическое общество «Слово» АСТ Ключ-С. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ. М.1997.

  • Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Сборник научных трудов. Владимир, 1990

  • Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.,Владос, 2006

  • Рябцев Ю.С. Методическое пособие для учителя по курсу «История русской культуры XX-XXI в.в.». М.:Владос, 2002

  • Словарь музыкальных терминов

  • Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития. 2006.

  • Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. М., Просвещение, 1991

Художественная культура народов России 5-8 классы. Русская художественная 10-11 классы. Программа. М., Просвещение, 2002

  • «Шедевры архитектуры», М.: Вече, 2002

  • Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону, 2005

3.Техническое оснащение:

  • Фортепиано

  • Компьютер.

  • Мультимедийное оборудование (по необходимости).

  • Фонотека

  • Фонохрестоматия к программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.

  • Аудиозаписи детских, школьных, авторских песен

  • Аудиозаписи классической, джазовой и др. музыки

  • Классика в современной обработке

  • Сборник классической музыки «MusicSchule»

Наглядные пособия:

  • Портреты художников

  • Портреты композиторов

  • Репродукции картин русских и зарубежных художников

Электронные мультимедийные пособия

  • Презентации к урокам

Интернет-ресурсы

http://pedsovet.org/, http://1september.ru/, http://music.edu.ru/, http://www.russianculture.ru/, http://www.artclassic.edu.ru/,http://www.prosv.ru, http://musicandi.ru/, www.megabook.ru/, http://www.km.ru, www.prosv.ru, www.school.edu.ru, http://viki.rdf.ru/www.school-collection.edu.ru, http://school-russia.prosv.ru, http://www.classic-music.ru, http://www.world-art.ru, http://thl.narod.ru/3/index.htm, http://www.ychitel.com/, http://www.k-yroky.ru/  http://www.proshkolu.ru, http://www.it-n.ru,                 http://sozvezdieoriona.ru/publ, http://www.uchportal.ru/, http://vkmonline.com/; и др.