СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа УМК "Планета знаний"
Российская Федерация
Московская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов
(МОУ школа № 13 с УИОП)
|
| УТВЕРЖДАЮ |
|
| Директор МОУ школа № 13 с УИОП г. о. Жуковский ___________________/Е.Ф.Тебякина/ |
|
| Приказ № 255 от 01 . 09 . 2016 г.
|
Приложение к Основной Образовательной Программе
Начального Общего Образования
учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК
(базовый уровень)
Учителя: Гусева С.С., Кирилина Т.М., Кочубеева Е.В.
| | ||||
Классы: | 4-А, 4-Б, 4-В | ||||
Количество часов: | Всего 136ч. | в неделю 4ч. | |||
На основе авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык», изд-во М.: Астрель, 2014. | |||||
УМК: «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
|
|
2016-2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
К концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• внимание к мелодичности народной звучащей речи;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи. Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:
• различать основные языковые средства (слова, словосо четания, предложения, текста);
• различать и называть: а) значимые части слов (корень приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности
(вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (зшз-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
. адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС»
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 4-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на четыре учебных часа в неделю, что составляет136 учебных часов в год.
Целью данного курса является:
организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.
Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:
1) дать представление о богатстве и выразительности средств русского языка;
2) обеспечить усвоение знаний в области лексики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
3) сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас и способствовать развитию познавательных, творческих способностей детей.
Основными целями изучения курса Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина, «Русский язык 4класс»: учебник: в 2 ч. – М. : АСТ : Астрель, 2014.
Количество часов в год – 136.
Количество часов в неделю – 4.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речикак основе формирования речевых умений
Речь Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* : извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности(коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я, н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение . Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение ( Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (17 ч) Особенности устной речи (2 ч)
| |||||
| Произносим правильно, читаем выразительно. | Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров. Связно высказываться о событиях (лето, 1 сентября) | 05.09.-09 .09 |
| |
| Наблюдение над свойствами русского ударения. |
| |||
| Итого |
| 2 |
| |
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (4 ч)
| |||||
| О нормах произношения и правописания гласных в словах. | Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм. Классифицировать типы орфограмм в словах. Решать орфографические задачи при записи слов. Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета). Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств |
|
| |
| О нормах произношения и правописания гласных и согласных в словах. |
| |||
| Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твердый знак. | 12.09.-16 .09 |
| ||
| Упражнения в написании слов с разными типами гласных и согласных орфограмм. |
| |||
| Итого |
| 4 |
| |
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (10 ч)
| |||||
| Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух. Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц. Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста. Правильно использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения |
|
| |
| Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.Словарный диктант |
| |||
| Уточняем смысл высказывания. | 19.09.-23 .09 |
| ||
| Выделяем этикетные слова и фразы. |
| |||
| Творческая работа с текстом (Мастерская слова). |
| |||
| Перечисляем… |
| |||
| Используем средства пунктуации. | 26.09.-30.09. |
| ||
| Контрольный диктант |
| |||
| Анализ и коррекция ошибок |
| |||
| Контрольное списывание с грамматическим заданием |
| |||
| Итого |
| 10 |
| |
Уроки творчества (1 ч)
| |||||
| Составление текста поздравления с днем рождения. Контрольный словарный диктант | Решать орфографические задачи при записи слов. Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета). Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей | 10.10.-14.10 |
| |
| Итого |
| 1 |
| |
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Выражаем мысли и чувства……Предложение ( 3 ч)
| |||||
| Выражаем мысли и чувства. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению. Наблюдать над строением предложений.
|
|
| |
| Свободный диктант. | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей |
| ||
| Анализ и коррекция работ. |
|
| ||
| Итого |
| 3 |
| |
Части речи и члены предложения (1 ч)
| |||||
| Части речи и члены предложения. | Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений). Синтезировать: составлять предложения.
| 17.10-21-10 |
| |
| Итого |
| 1 |
| |
Формы изменения и правописание глаголов (22ч) | |||||
| Формы глаголов и их работа в качестве сказуемого. Неопределенная форма глагола. | Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола. Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы. Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола. Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке. Анализировать содержание и контролировать правильность записей. Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников
|
|
| |
| Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. |
| |||
| Формы глаголов в настоящем и будущем времени. |
| |||
| Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения. | 24.10-28.10 |
| ||
| Спряжение глаголов будущего времени. |
| |||
| Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. |
| |||
| Мягкий знак после шипящих в глаголах. Глаголы в повелительном наклонении. |
| |||
| Сопоставление правил написания глаголов и существительных с шипящими на конце. Самостоятельная работа. | 31.10- 04.11 |
| ||
| Подготовка к контрольному диктанту. |
| |||
| Контрольный диктант |
| |||
| Анализ и коррекция ошибок. |
| |||
| Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. |
Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.
Обобщать материал об изученных явлениях языка. Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов. Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов. Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли. Производить разносторонний анализ высказываний (предложений) Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания | 07.11- 11.11 |
| |
| Гласные а(я)-у(ю) в безударных окончаниях глаголов множественного числа. |
| |||
| Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-. |
| |||
| Гласные в ударных личных окончаниях глаголов. Тренинг. |
| |||
| Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы-исключения. | 21.11-25.11 |
| ||
| Проверочная работа. Списывание с орфографической задачей «Божья коровка». |
| |||
| Закрепление.* |
| |||
| Выражение сказуемого разными формами времени глаголов. |
|
| ||
| Выражение сказуемого повелительными формами глаголов в побудительных предложениях. | 29.11.-02.12 |
| ||
| Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов». |
| |||
| Анализ и коррекция ошибок. |
| |||
| Итого |
| 22 |
| |
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (18 ч) Используем второстепенные члены предложения (4ч)
| |||||
| Второстепенные члены предложения. |
| 29.11.-02.12 |
| |
| Падежные формы склоняемых частей речи. | 05.12.-09.12 |
| ||
| Падежи имен существительных, прилагательных. |
| |||
| Склонение имен существительных, прилагательных, местоимений. |
| |||
| Итого |
| 4 |
| |
Предложения с однородными членами (9 ч)
|
| ||||
| Однородные подлежащие и сказуемые. | Обобщать материал об изученных явлениях языка. Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов. Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов. Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли. Производить разносторонний анализ высказываний (предложений) Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания |
|
| |
| Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. | 12.12.-16.12 |
| ||
| Предложения с однородными членами, связанными союзами. |
| |||
| Однородные второстепенные члены предложения. |
| |||
| Связь слов в предложении с однородными членами. |
| |||
| Знаки препинания при однородных членах предложения. Самостоятельная работа. | 19.12-23.12 |
| ||
| Правила пунктуации. Закрепление. |
| |||
| Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». |
| |||
| Анализ и коррекция ошибок. |
| |||
| Итого |
| 9 |
| |
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (5 ч)
| |||||
| Строение текстов разных типов. | Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения, аргументировать выдвинутые положения, делать выводы. Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание. Собирать материал к письменному высказыванию, к раскрытию темы проекта. Анализировать и корректировать собственные высказывания | 26.12-30.12 |
| |
| Анализ и редактирование текстов. |
| |||
| Подготовка к изложению. |
| |||
| Изложение «Переправа». |
| |||
| Анализ и коррекция творческих работ. | 09.01-13.01 |
| ||
| Итого |
| 5 |
| |
ФОРМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 33 ч) Вспоминаем части речи ( 1 ч ) | |||||
| Вводный урок. Слово как часть речи. |
| 09.01-13.01 |
| |
| Итого |
| 1 |
| |
Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах. ( 1 ч )
| |||||
| Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах | Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению. Систематизировать сведения об изученных частях речи Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений Выявлять взаимосвязь форм слов и потребности связывать слова в высказывании
| 09.01-13.01 |
| |
| Итого |
| 1 |
| |
Изменение частей речи по числам и родам. ( 2 ч )
| |||||
| Изменение частей речи по числам и родам. | Устанавливать общее в изменении частей речи по числам. Различать особенности рода у существительных и других частей речи | 09.01-13.01 |
| |
| Изменение частей речи по числам и родам.Повторение. | 16.01-20.01 |
| ||
| Итого |
| 2 |
| |
Спряжение и склонение ( 4 ч )
| |||||
| Спряжение и склонение. Глагол и его личные формы. | Различать суть терминов «спряжение», «склонение». Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений. Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений | 16.01-20.01 |
| |
| Склонение имён существительных. Падежные формы. |
| |||
| Склонение имён прилагательных. |
| |||
| Склонение личных местоимений. | 23.01-27.01 |
| ||
| Итого |
| 4 |
| |
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи ( 2 ч)
| |||||
| Имена существительные 1, 2 и 3 склонений | Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных. Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов
| 23.01-27.01 |
| |
| Имена существительные 1, 2 и 3 склонений |
| |||
| Итого |
| 2 |
| |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе ( 6 ч )
| |||||
| Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе. | Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний. Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания
| 23.01-27.01 |
| |
| Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений | 30.01-03.02 |
| ||
| Как выбрать окончание: е или и? Выбор окончаний (тренинг) имен существительных. |
| |||
| Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) |
| |||
| Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» и его анализ |
| |||
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. |
| |||
| Итого |
| 6 |
| |
Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа ( 2 ч )
| |||||
| Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. |
| 06.02.-10.02 |
| |
| Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. |
| |||
| Итого |
| 2 |
| |
Безударные падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (закрепление, обобщение) (3 ч)
| |||||
| Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным. Наблюдать над особенностью склонения прилагательных | 06.02.-10.02 |
| |
| Проверочная работа по теме «Безударные падежные окончания существительных в единственном и множественном числе» | 13.02.-17.02 |
| ||
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. |
| |||
| Итого |
| 3 |
| |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных ( 7 ч)
| |||||
| Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа | Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний. Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений Выбирать буквы при обозначении падежных окончаний. | 13.02.-17.02 |
| |
| Проверка безударных окончаний | 13.02.-17.02 |
| ||
| Проверка безударных окончаний | 23.02.-03.03 |
| ||
| Проверка безударных окончаний |
| |||
| Закрепление написания падежных окончаний прилагательных |
| |||
| Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных. |
| |||
| Осложненное списывание (вариант — пересказ) текста с его предварительным анализом | 06.03.-10.03 |
| ||
| Итого |
| 7 |
| |
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений (5 ч)
| |||||
| Употребление и правописание падежных форм личных местоимений | Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным. Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений |
|
| |
| Употребление и правописание падежных форм личных местоимений |
| |||
| Урок-тренинг |
| |||
| Изложение. | 13.03.17.03. |
| ||
| Анализ. Работа над ошибками. Повторение пройденного. |
| |||
| Итого |
| 5 |
| |
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (систематизация изученного) ( 11 ч) Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств ( 6 ч)
| |||||
| Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей и чувств. | Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний. Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения. Узнавать в речи числительные, наречия
| 13.03.17.03. |
| |
| Части речи как члены предложения. Главные члены предложения. | 13.03.17.03. |
| ||
| Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных. | 20.03.-24.03 |
| ||
| Систематизация сведений о частях речи. Наречие (закрепление). |
| |||
| Диктант. |
| |||
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. |
| |||
| Итого |
| 6 |
| |
Изменение и правописание частей речи ( 5 ч)
| |||||
| Формы частей речи, или как изменяются части речи | Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц
| 27.03.31.03 |
| |
| Правописание слов разных частей речи. Правописание согласных и мягкого знака в различных частях речи. |
| |||
| Написание безударных гласных в различных частях слова. |
| |||
| Контрольное списывание текста с учебника («Мир» В.Берестов) |
| |||
| Служебные части речи. Написание частиц и союзов. | 10.04.-14.04 |
| ||
| Итого |
| 5 |
| |
Используем средства языка в речи ( повторяем, систематизируем) ( 31 ч ) Язык и речь. Слово. ( 2 ч )
| |||||
| Назначение слова. |
|
|
| |
| Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова. |
|
| ||
| Итого |
| 2 |
| |
Правописание слов ( 2 ч )
| |||||
| Орфограммы и способы их проверки | Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц
| 10.04.-14.04 |
| |
| Непроверяемые орфограммы | 17.04.-21.04 |
| ||
| Итого |
| 2 |
| |
Предложение. Текст ( 5 ч)
| |||||
| Основное назначение предложений, текстов. | Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении. Оценивать прочность усвоения знания о частях речи
|
|
| |
| Распространение мыслей и предложений в тексте. |
| |||
| Связи частей и предложений в тексте. |
| |||
| Сочинение на тему « Подснежник» | 24.04-28.04 |
| ||
| Работа над ошибками. Повторение изученного. |
| |||
| Итого |
| 5 |
| |
Язык мой — друг мой (итоговые уроки) ( 22 ч)
| |||||
| О роли языка в жизни человека | Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей. Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений. Распространять мысли в предложениях с помощью второстепенных членов. Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли. Воспроизводить содержание и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи. Составлять план при создании текста. Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину
|
|
| |
| Повторение правил составления текста письма |
| |||
| Изложение. | 01.05.-05.05 |
| ||
| Работа над ошибками. Повторение изученного |
| |||
| Диктант. |
| |||
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. |
| |||
| Особенности текста – описания, рассуждения. | 08.05.12.05 |
| ||
| Сочинение по картине. |
| |||
| Анализ.Повторение изученного. |
| |||
| Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге) | 08.05.12.05 |
| ||
| Правила составления текста письма | 15.05.19.05 |
| ||
| Контрольный диктант. |
| |||
| Работа над ошибками.Повторение пройденного. |
| |||
| Контрольное списывание с печатного текста. |
| |||
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 22.05. -26.05 |
| ||
| Повторение пройденного. |
| |||
| Повторение пройденного. |
| |||
| Повторение пройденного. |
| |||
| Повторение пройденного |
| |||
| Повторение пройденного |
| |||
| Повторение пройденного |
| |||
| Повторение пройденного |
| |||
| Итого |
| 22 |
|
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Рук. ШМО: _____________Афентьева О.А. Протокол № 1 от 30 августа 2016г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР ______________Трубенкова О.А. " 31" августа 2016 г. |