СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программ_Русский язык_ 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ_Русский язык_ 4 класс»





Российская Федерация

Московская область


Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов

(МОУ школа № 13 с УИОП)





УТВЕРЖДАЮ



Директор МОУ школа № 13 с УИОП

г. о. Жуковский

___________________/Е.Ф.Тебякина/



Приказ № 255 от 01 . 09 . 2016 г.





Приложение к Основной Образовательной Программе

Начального Общего Образования

учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК

(базовый уровень)


Учителя: Гусева С.С., Кирилина Т.М., Кочубеева Е.В.



Классы:

4-А, 4-Б, 4-В

Количество часов:

Всего 136ч.

в неделю 4ч.

На основе

авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык», изд-во М.: Астрель, 2014.


УМК: «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»









2016-2017 учебный год



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

• восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

• внимание к мелодичности народной звучащей речи;

• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении язы­ковыми средствами в устной и письменной речи. Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению само­бытности языка родного народа;

  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:

• различать основные языковые средства (слова, словосо­ четания, предложения, текста);

• различать и называть: а) значимые части слов (корень приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности
(вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);

• применять при письме правила орфографические (право­писание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков пре­пинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложе­ния);

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с по­мощью толкового словаря;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • определять грамматические признаки имён существи­тельных, имён прилагательных, глаголов;

  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, сою­зы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и пи­сать под диктовку тексты (в 70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этике­та и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

соблюдать нормы русского литературного языка в собст­венной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике ма­териала);

проверять правильность постановки ударения или про­изношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

подбирать антонимы для точной характеристики пред­метов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и пере­носном значении (простые случаи);

оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

определять назначение второстепенных членов предло­жения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

осознавать место возможного возникновения орфогра­фической ошибки;

при работе над ошибками осознавать причины появле­ния ошибки и определять способы действий, помогаю­щих предотвратить её в последующих письменных рабо­тах;

составлять устный рассказ на определённую тему с ис­пользованием разных типов речи: описание, повествова­ние, рассуждение;

корректировать тексты с нарушениями логики изложе­ния, речевыми недочётами;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерак­тивном общении (зшз-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);

использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/выска­зывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, разде­ла, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого вы­сказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учите­ля и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исп­равлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложе­ние;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изу­ченный материал по плану, по таблице;

  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

  • выделять существенную информацию из читаемых текс­тов;

строить речевое высказывание с позиций передачи ин­формации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с ис­пользованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установ­ление причинно-следственных связей;

  • критически оценивать получаемую информацию.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

с учётом целей коммуникации достаточно точно, после­довательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотруд­ничестве необходимую взаимопомощь;

. адекватно использовать речь и речевые средства для эф­фективного решения разнообразных коммуникативных задач.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС»

Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 4-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на четыре учебных часа в неделю, что составляет136 учебных часов в год. 

Целью данного курса является:

  • организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.

Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:

1) дать представление о богатстве и выразительности средств русского языка;

2) обеспечить усвоение знаний в области лексики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

3) сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас и способствовать развитию познавательных, творческих способностей детей.

Основными целями изучения курса Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина, «Русский язык 4класс»: учебник: в 2 ч. – М. : АСТ : Астрель, 2014.

Количество часов в год – 136.

Количество часов в неделю – 4.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений

Речь Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем?зачем?при каких условиях?о чём?как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет* : извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение . Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение ( Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

— сжато (краткий пересказ);

— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.



3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел, тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий) по теме

Плановые

сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения


ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (17 ч)

Особенности устной речи (2 ч)


Произносим правильно, читаем выразительно.

Осознавать задачи изучения предмета в целях общения.

Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп.

Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров.

Связно высказываться о событиях (лето, 1 сентября)

05.09.-09 .09


Наблюдение над свойствами русского ударения.



Итого


2



Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (4 ч)


О нормах произношения и правописания гласных в словах.

Оценивать правильность звучащей

речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм.

Классифицировать типы орфограмм в словах.

Решать орфографические задачи при записи слов.

Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета).

Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания.

Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств



О нормах произношения и правописания гласных и согласных в словах.


Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твердый знак.

12.09.-16 .09


Упражнения в написании слов с разными типами гласных и согласных орфограмм.



Итого


4







В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (10 ч)


Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение

Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь.

Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания.

Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор).

Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух.

Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц.

Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.

Правильно использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения



Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.Словарный диктант


Уточняем смысл высказывания.

19.09.-23 .09


Выделяем этикетные слова и фразы.


Творческая работа с текстом (Мастерская слова).


Перечисляем…


Используем средства пунктуации.

26.09.-30.09.


Контрольный диктант


Анализ и коррекция ошибок


Контрольное списывание с грамматическим заданием



Итого


10



Уроки творчества (1 ч)


Составление текста поздравления с днем рождения. Контрольный словарный диктант

Решать орфографические задачи при записи слов.

Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета).

Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания.

Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей

10.10.-14.10



Итого


1



АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выражаем мысли и чувства……Предложение ( 3 ч)


Выражаем мысли и чувства. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению.

Наблюдать над строением предложений.




Свободный диктант.

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей


Анализ и коррекция работ.




Итого


3



Части речи и члены предложения (1 ч)


Части речи и члены предложения.

Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений).

Синтезировать: составлять предложения.


17.10-21-10



Итого


1


Формы изменения и правописание глаголов (22ч)

Формы глаголов и их работа в качестве сказуемого. Неопределенная форма глагола.

Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола.

Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.

Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола.

Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.

Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.

Анализировать содержание и контролировать правильность записей.

Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников




Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени.


Формы глаголов в настоящем и будущем времени.


Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

24.10-28.10


Спряжение глаголов будущего времени.


Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.


Мягкий знак после шипящих в глаголах. Глаголы в повелительном наклонении.


Сопоставление правил написания глаголов и существительных с шипящими на конце. Самостоятельная работа.

31.10- 04.11


Подготовка к контрольному диктанту.


Контрольный диктант


Анализ и коррекция ошибок.


Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.


Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников

Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.




Обобщать материал об изученных явлениях языка.

Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов.

Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли.

Производить разносторонний анализ высказываний (предложений)

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания

07.11- 11.11


Гласные а(я)-у(ю) в безударных окончаниях глаголов множественного числа.


Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.


Гласные в ударных личных окончаниях глаголов. Тренинг.


Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы-исключения.

21.11-25.11


Проверочная работа. Списывание с орфографической задачей «Божья коровка».


Закрепление.*


Выражение сказуемого разными формами времени глаголов.



Выражение сказуемого повелительными формами глаголов в побудительных предложениях.

29.11.-02.12


Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».


Анализ и коррекция ошибок.



Итого


22



РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (18 ч)

Используем второстепенные члены предложения (4ч)


Второстепенные члены предложения.


29.11.-02.12


Падежные формы склоняемых частей речи.

05.12.-09.12


Падежи имен существительных, прилагательных.


Склонение имен существительных, прилагательных, местоимений.



Итого


4



Предложения с однородными членами (9 ч)


Однородные подлежащие и сказуемые.

Обобщать материал об изученных явлениях языка.

Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов.

Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли.

Производить разносторонний анализ высказываний (предложений)

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания



Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

12.12.-16.12


Предложения с однородными членами, связанными союзами.


Однородные второстепенные члены предложения.


Связь слов в предложении с однородными членами.


Знаки препинания при однородных членах предложения. Самостоятельная работа.

19.12-23.12


Правила пунктуации. Закрепление.


Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».


Анализ и коррекция ошибок.



Итого


9



Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (5 ч)


Строение текстов разных типов.

Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения, аргументировать выдвинутые положения, делать выводы.

Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание.

Собирать материал к письменному высказыванию, к раскрытию темы проекта.

Анализировать и корректировать собственные высказывания

26.12-30.12


Анализ и редактирование текстов.


Подготовка к изложению.


Изложение «Переправа».


Анализ и коррекция творческих работ.

09.01-13.01



Итого


5



ФОРМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 33 ч)

Вспоминаем части речи ( 1 ч )

Вводный урок. Слово как часть речи.


09.01-13.01



Итого


1



Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах. ( 1 ч )


Связь слов в предложениях.

Употребление частей речи в разных формах

Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению.

Систематизировать сведения об изученных частях речи

Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений

Выявлять взаимосвязь форм слов и потребности связывать слова в высказывании


09.01-13.01



Итого


1



Изменение частей речи по числам и родам. ( 2 ч )


Изменение частей речи по числам и родам.

Устанавливать общее в изменении частей речи по числам.

Различать особенности рода у существительных и других частей речи

09.01-13.01


Изменение частей речи по числам и родам.Повторение.

16.01-20.01



Итого


2



Спряжение и склонение ( 4 ч )


Спряжение и склонение. Глагол и его личные формы.

Различать суть терминов «спряжение», «склонение».

Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений.

Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений

16.01-20.01


Склонение имён существительных. Падежные формы.


Склонение имён прилагательных.


Склонение личных местоимений.

23.01-27.01



Итого


4



Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи ( 2 ч)


Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.

Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов


23.01-27.01


Имена существительные 1, 2 и 3 склонений



Итого


2



Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе ( 6 ч )


Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе.

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.

Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания


23.01-27.01


Употребление гласных еи в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

30.01-03.02


Как выбрать окончание: е или и?

Выбор окончаний (тренинг) имен существительных.


Выбор: [а] — а, о;

[и] — и, е (обобщение)


Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» и его анализ


Работа над ошибками.

Повторение пройденного.



Итого


6



Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных

множественного числа ( 2 ч )


Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.


06.02.-10.02


Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.



Итого


2



Безударные падежные окончания существительных

в единственном и множественном числе (закрепление, обобщение) (3 ч)


Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.

Наблюдать над особенностью склонения прилагательных


06.02.-10.02


Проверочная работа по теме «Безударные падежные окончания существительных в единственном и множественном числе»

13.02.-17.02


Работа над ошибками.

Повторение пройденного.



Итого


3



Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных ( 7 ч)


Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа

Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний.

Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений

Выбирать буквы при обозначении падежных окончаний.


13.02.-17.02


Проверка безударных окончаний

13.02.-17.02


Проверка безударных окончаний

23.02.-03.03


Проверка безударных окончаний


Закрепление написания падежных окончаний прилагательных


Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных.


Осложненное списывание (вариант — пересказ) текста с его предварительным анализом

06.03.-10.03



Итого


7




Употребление и правописание падежных форм личных местоимений (5 ч)


Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.

Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений




Употребление и правописание падежных форм личных местоимений


Урок-тренинг


Изложение.

13.03.17.03.


Анализ. Работа над ошибками.

Повторение пройденного.



Итого


5



ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

(систематизация изученного) ( 11 ч)

Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств ( 6 ч)


Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей

и чувств.

Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний.

Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников

Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения.

Узнавать в речи числительные, наречия


13.03.17.03.


Части речи как члены предложения.

Главные члены предложения.

13.03.17.03.


Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных.

20.03.-24.03


Систематизация сведений о частях речи.

Наречие (закрепление).


Диктант.


Работа над ошибками.

Повторение пройденного.



Итого


6



Изменение и правописание частей речи ( 5 ч)


Формы частей речи,

или как изменяются части речи

Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с

помощью анализа и составления таблиц


27.03.31.03


Правописание слов разных частей речи. Правописание согласных и мягкого знака в различных частях речи.


Написание безударных гласных в различных частях слова.


Контрольное списывание текста с учебника («Мир» В.Берестов)


Служебные части речи. Написание частиц и союзов.

10.04.-14.04



Итого


5



Используем средства языка в речи ( повторяем, систематизируем) ( 31 ч )

Язык и речь. Слово. ( 2 ч )


Назначение слова.




Лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значение слова.




Итого


2



Правописание слов ( 2 ч )


Орфограммы и способы их проверки

Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц


10.04.-14.04


Непроверяемые орфограммы

17.04.-21.04



Итого


2



Предложение. Текст ( 5 ч)


Основное назначение предложений, текстов.

Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении.

Оценивать прочность усвоения знания о частях речи




Распространение мыслей и предложений в тексте.


Связи частей и предложений в тексте.


Сочинение на тему « Подснежник»

24.04-28.04


Работа над ошибками.

Повторение изученного.



Итого


5



Язык мой — друг мой (итоговые уроки) ( 22 ч)


О роли языка в жизни человека

Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей.

Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка

Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений.

Распространять мысли в предложениях

с помощью второстепенных членов.

Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте

Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли.

Воспроизводить содержание и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи.

Составлять план при создании текста.

Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину




Повторение правил составления текста письма


Изложение.

01.05.-05.05


Работа над ошибками.

Повторение изученного


Диктант.


Работа над ошибками.

Повторение пройденного.


Особенности текста – описания, рассуждения.

08.05.12.05


Сочинение по картине.


Анализ.Повторение изученного.


Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге)

08.05.12.05


Правила составления текста письма

15.05.19.05


Контрольный диктант.


Работа над ошибками.Повторение пройденного.


Контрольное списывание с печатного текста.


Работа над ошибками. Повторение пройденного.

22.05. -26.05


Повторение пройденного.


Повторение пройденного.


Повторение пройденного.


Повторение пройденного


Повторение пройденного


Повторение пройденного


Повторение пройденного



Итого


22


























«Согласовано»

на заседании ШМО

учителей ­­­­­начальных классов

Рук. ШМО: _____________Афентьева О.А.

Протокол № 1 от 30 августа 2016г.



«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________Трубенкова О.А.

" 31" августа 2016 г.