ПРОГРАММА
центра развития и коррекции
для детей 2 класса
со сложной структурой дефекта
ЧТЕНИЕ
(2 часов в неделю)
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Образование и чтение простых структур. Практическое различение при чтении согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
Составление и чтение слогов и слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками.
Осознание и правильное чтение слов по слогам.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин. Элементарная оценка прочитанного.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к относительно самостоятельному пересказу.
Разучивание коротких стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Небольшие по объему тексты, отрывки из произведений о жизни детей в школе, о хороших и плохих поступках детей; о дружбе; о семье, о труде взрослых и детей; о знаменательных событиях; о природе; о жизни животных и растений в разное время года; русские народные сказки, сказки русских и зарубежных писателей в адаптированном варианте.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
читать по слогам слова;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3-4 коротких стихотворения, читать их перед классом.
ПИСЬМО
(2 часа в неделю)
ЗВУКИ И БУКВЫ
Соотнесение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Звуки гласные и согласные, их различение.
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, Ы, Лл, Вв, Ии.
Написание слов с этими буквами (по обводке или с помощью учителя «рука в руке»).
Согласные твердые и мягкие, их различение. Обозначение мягкости согласных буквой и.
СЛОВО
Слово, слог как часть слова.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове.
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
различение основных частей хорошо знакомых предметов;
умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке;
заканчивание простого предложения;
составление предложения из слов, данных в нужной форме в разбивку.
Написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Совершенствование техники письма по обводке, по необходимости с помощью учителя «рука в руке». Нахождение заданных букв, слогов, коротких слов и самостоятельная обводка их. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Списывание с классной доски, списывание с рукописного и печатного текстов слов по слогам (по возможности самостоятельно или с помощью учителя).
Нахождение слов, начинающихся с определенной буквы, слога и т.д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов и их запись (обводка).
УСТНАЯ РЕЧЬ
Составление простых предложений по вопросам учителя, по предметным и сюжетным картинкам.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответе на вопросы учителя и составление предложений. Использование предлогов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие на слух, в написании (с помощью учителя);
писать по обводке, списывать по слогам с рукописного и печатного текста слова (с помощью учителя), простые по структуре предложения после предварительного анализа (с помощью учителя);
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением (с помощью учителя);
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку (с помощью учителя);
составлять предложения по вопросам учителя, по предметным и сюжетным картинкам.
Устная речь.
(3 часа в неделю)
Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.
Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.
Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их.
Для того чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.
Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в школе, в школьной столовой и т.д. Чтобы ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.
Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, пробуждают у умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.
Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования и других уроках.
Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.
Задачи курса:
формирование умений: повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть свое имя и фамилию, называть имя и отчество учителя, называть имя и отчество родителей, называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы и желания;
обучение детей: пересказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения; называть предметы, находящиеся в классе; называть и применять слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Извините»; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти) , «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.; обучать отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?
называть и показывать части тела;
осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова;
упражнять в построении простейших фраз по картинкам.
Проведение кратких бесед о назначении предметов обихода, обучение построению фраз, характеризующих действия учителя и учащихся.
Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны по произнесенной фамилии уметь узнавать учеников и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен мотивировать повторение за ним отдельных слов, коротких фраз, выражающих просьбы. Должна проводиться работа над пониманием коротких простых рассказов путем разыгрывания их на игрушках.
Заучивание коротких стихотворений, чистоговорок.
Тематика .
Игрушки (кукла, машинка, мячик, кубики,)
Классная комната и ее назначение (стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парта, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.
Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.
Школа. Ознакомление со школьным помещением: классы, коридор, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские, кабинет врача. Школьный двор.
Сказки (русские народные).
Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочки, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.
Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.
Экскурсии по школе, на школьный двор, в огород, парк, сад для наблюдения за сезонными изменениями в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы. Сбор природных материалов.
СЧЁТ
(2 часа в неделю)
Название, обозначение чисел от 1 до 5. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Присчитывание, отсчитывание по 1 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно. Счет от заданного числа до заданного.
Состав чисел из двух слагаемых.
Приемы сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пр. 5
Число 0 как компонент сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Единицы (меры) стоимости - копейка, рубль.
Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты 1 к., 5 к., 1 р., 2 р., 5 р.
Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги (с помощью учителя). Прямая, отрезок. Длина отрезка (длинный, короткий).
Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение длины отрезка. Вычерчивание отрезка заданной длины (с помощью учителя).
Единицы времени – сутки. Неделя – семь суток, порядок дней недели.
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам (с помощью учителя).
Часы, циферблат, стрелки. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
счет в пределах 5 по единице;
количественные числительные в пределах 5;
состав числа 3, 4, 5 из двух слагаемых;
линии – прямую, кривую, отрезок;
математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на».
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пр. 5, присчитывать, отсчитывать по 1;
определять состав однозначных чисел с помощью предметов;
решать простые задачи на нахождение суммы, остатка (с помощью учителя, после предварительного разбора);
чертить прямую линию, чертить и измерять отрезки с помощью учителя;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным учителем вершинам (с помощью учителя);
узнавать монеты, заменять одни монеты другими (с помощью учителя);
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Игротерапия (предметная деятельность)
Предметно – манипулятивные действия.
Фиксирование взора на предметно – манипулятивной деятельности педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная от 10- 15 сек. до 2-3 мин. (Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте).
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. (Ожидать появление его в двух определенных местах.)
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движение рук, кистей.
Выполнение подражательных действий со сменой вида движения («Стучим – прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя).
Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с флажком»).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
-катание шариков в определенном направлении ;
-бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком;
-перекладывание предметов из одной коробки в другую;
-складывание предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;
-открывание и закрывание коробок, деревянных яиц матрешек;
-заполнение отверстий втулками, грибками;
-закручивание руками (без инструментов)крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой ;
-нанизывание предметов с отверстиями на стержень;
-нанизывание шаров на шнур (бусы)
-использование в наглядных ситуациях предмета, как орудия действия;
-доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета;
-сталкивание палкой предмета со стола;
-использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), из 8 12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов)
Три цвета: красный, синий, желтый. Уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик» из 8 – 12 предметов всех указанных форм (без названия форм).
Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм.
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами :шарик, кубик, круг, квадрат.
Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой»
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку больших предметов, в маленькую маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных (больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине подходящие крышки к коробкам, баночки, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а кокой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.
Дидактические игры.
«Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.
«Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный –синий – красный –синий и т.д.).
«Грибки»: подбор втулочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветковому полю игрового столбика, окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика.
«Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов: (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). (Игра дается во II полугодии).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3-5 фигур на доске).
«Разложи в ряд» (по форме, величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб – конус –куб -конус и т.д., круг – квадрат-круг – квадрат и т.д.), чередование предметов по по величине через один, накладывая их в ряд (большой – маленький – большой – маленький и т.д.).
«Шароброс»: опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия .
«Бирюльки»: сопоставление натуральных предметов с их маленькими моделями («бирюльками»).
«Поиск в окружающем»:
-быстро находить предмет спрятанный на виду у детей за экран или какой – либо предмет; находить в обстановке сада и приносить учителем предметы, игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем;
-находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке – принести мяч – игрушку);
-находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком – определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводиться параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление).
«Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
«Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на месте, красного – останавливаться).
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известный детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т.п.):
-узнавать на ощупь предметы положенные в матерчатый мешок;
-находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких положенных в мешок;
-различать на ощупь величину предметов (из двух предметов, резко контрастных по величине ). (II полугодие).
Все действия уметь выполнять как правой так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой затем левой рукой.
«Что убрали», «Что изменилось» запомнить и назвать предметы , игрушки или значительные изменения в них.
Деятельность с разборными игрушками.
Собирание вкладных кубов (3 куба разных по величине).
Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение частей ее (не переворачивая вниз головой и т.п.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень , подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 и 5 колец): заканчивать работу, не бросать ее, не доделав, не терять принципа подбора « по величине», окончив, контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки.
Элементарное конструирование.
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу (молоток, ворота, домик для собачки, окно).
По возможности учить детей строить эти фигуры по словесной инструкции.
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3- х частей разрезанных по вертикали или горизонтали.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет и величину фигур.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции совместно с учителем):
Башня из 4-х кубов одинакового размера;
Дорожка из брусков одинакового размера;
Башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); ворота; гараж;
дом; стол, стул; забор.
Выполнить эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная).
По окончании работы постройки обыгрываются.
Работа с мозаикой.
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов .
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий -красный – синий и т.д.
Выкладывание по показу , по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:
«Курочки и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);
«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент);
«Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него шесть элементов белого цвета).
Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.
Ручной творчество.
Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.
Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются таким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом.
Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда. Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.
Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.
(2 часа в неделю).
Лепка.
Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.
Дети должны получить следующие навыки в работе с пластилином:
Разминать пластилин;
Раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
Раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
Вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
Делить пластилин на части;
Сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
Соединять две части (баранки, гриб со шляпкой, снеговик);
Лепить буквы: Буквы: А, О, У, М, П, Н, Т, Р, Ш, Л, Х.
Уметь в лепке использовать правильные представления о величине и форме: при задании слепить большой и маленький шарики (мячи, яблоки, палочки) делить пластилин на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин). Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия.
Работа с бумагой.
Выработка умений и навыков работы с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно, отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать ее и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Изготовление изделий: коллекция цветной бумаги (2-3 цвета); «книжечка» (из двух листов бумаги), «закладка».
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету или чередуя); на листе бумаги, образуя определенный рисунок.
Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т.д., правильно соотнося части.
Гигиена.
Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «Гигиена. Самообслуживание» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.
Уроки гигиены являются средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.
Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий, — это формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых, привитие детям навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.
(2 часа в неделю)
Навыки, связанные с гигиеной тела.
Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:
- части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);
- предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;
- действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Объяснить воспитанникам в доступной их пониманию форме, что быть чистым - красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.
Совершать под присмотром взрослого утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту или порошок, расческу, полотенце.
Навыки одевания и раздевания.
Закрепить приобретенное умение различать и называть предметы одежды и обуви: носки, рубашки, платье, пальто и т.д.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром взрослого. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.
Навыки приема пищи.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка и т.д.).
Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты.
Навыки культурного поведения.
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собою стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь ходить попарно и знать свое место в классе, на прогулке. Участвовать в физкультзарядке. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
В данной программе использованы:
- Программа специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга (региональная экспериментальная площадка по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость).
- Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» / под ред. к.п.н., профессора И. М. Бгажноковой. – М. «Владос», 2010 г.