Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» в 2 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по физической культуре, и на основе программы, разработанной В. И. Ляхом и А. А. Зданевичем , утвержденных МО РФ («Физическая культура», 1-4 классы. Рабочие программы. 1-4 класс» М.: «Просвещение», 2014г) и в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №21» на 2016-2017 учебный год.
В гимназии для преподавания физической культуры используется типовая программа для общеобразовательных школ, которая обеспечивается базовым компонентом. Данная рабочая программа для 2 класса разработана на 105 учебных часа (3 часа в неделю) в соответствии с ФГОС НОО, на основе примерной программы по предмету «Физическая культура», утвержденной Министерством образования РФ, и в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия № 21» на 2015-2016 учебный год.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
Программа состоит из следующих разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), «Правила ТБ».
1). Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
2). Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
3). Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: упражнения в висе; кувырки; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика.
Прыжки в длину с разбега и с места, метания мяча.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах: скользящий шаг, ступающий шаг, чередование скользящего шага с ступающим, ознакомление с попеременным двухшажным ходом.
Поворот переступанием.
Подвижные игры.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
4). Содержание раздела «Правила ТБ» включает в себя беседы по ТБ на уроках физической культуры при выполнении различных упражнений, а также ТБ на воде и оказание первой медицинской помощи утопающему.
№ | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Дата Проведения |
Метапредметные | Предметные | Личностные | | План | Факт |
Легкая атлетика(12 часов) |
1 | Техника безопасности во время занятий физической культурой. Строевые упражнения. | 1 | Вводный | Познавательные Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Коммуникативные. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Регулятивные Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений Умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. Умение характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. Умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. | Знать основы ТБ, профилактика травматизма. Обучение строевых упражнений: построение в колонну по 1, в шеренгу. Обучение навыков ходьбы, ходьбы на носках, на пятках. Обучение навыков бега, бега в чередовании с ходьбой. Упражнения на общее развитие. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. | Определять и кратко характеризовать физич. культуру как занятия физ. упражнениями,подвижными и спортивными играми Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений Осваивать технику бега различными способами Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений | | |
2 | О РУ. Ходьба. Обычный бег. Бег с ускорением (30м). Беседа о значении занятий физ. упражнениями | 1 | Изучение нового материала | Продолжить обучение строевых упражнений: построение в колонну по 1, в шеренгу, повороты направо, налево. Ходьба, ходьба на носках, на пятках, коротким, средним, длинным шагом. | | |
3 | Подготовка к бегу на длинные дистанции. Игры | 1 | Изучение нового материала | Бег с изменением направления, в чередовании с ходьбой, с преодолением препятствий. О РУ (в кругу) Игры: «Кто быстрее», «Пятнашки». | | |
4 | Бег 500м ОРУ без предметов. Игра: « Метание на точность» | 1 | Комплексный | Игра: «Метание на точность» | | |
5 | Обучение технике прыжка в длину с места. Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | Подвижные игры: «Метко в цель», «Кто дальше прыгнет». ОРУ с мячом. | | |
6 | Закрепление техники прыжка с места. Теория- строевые упражнения. | 1 | комплексный | ОРУ со скакалкой. Какие строевые упражнения выполняются на месте. | | |
7 | Совершенствование техники прыжка с места Подтягивание на перекладине | 1 | Совершенствование ЗУН | ОРУ со скакалкой в парах. Игра: «Через кочки и пенечки». | | |
8 | Учет техники прыжка с места Эстафеты | 1 | Контрольный | правильно выполнять основные движения в прыжках; | | |
9 | Бег 1000 метров Игра «Через кочки и пенечки». | 1 | комплексный | Равномерный бег (3мин) Чередование ходьбы и бега. Игра «Третий лишний» | Описывать технику метания малого мяча, Осваивать технику метания малого мяча Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при метании малого мяча Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча | | |
10 | О бучение техники метания мяча на дальность. Подвижные игры: «Метко в цель», «Кто дальше бросит». | 1 | Изучение нового материала | правильно выполнять основные движения в метании. | | |
11 | Закрепление техники метания мяча на дальность. Игры | 1 | Совершенст вование ЗУН | Подвижные игры: «Метко в цель», «Кто дальше бросит». | | |
12 | Учет техники метания мяча на дальность. Подтягивание на перекладине | 1 | Контрольный | Игра: «Через кочки и пенечки». | | |
Подвижные игры (15 часов) |
13 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | Познавательные Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Коммуникативные. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений. Умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность Регулятивные Умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. Умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Умение видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека. | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
| Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр Осваивать технические действия из спортивных игр Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности Моделировать технические действия в игровой деятельности Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой и учебной деятельности Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр Излагать правила и условия проведения подвижных игр Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр | | |
14 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
15 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
16 | Подвижные игры | 1 | Совершенствование ЗУН | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
17 | Подвижные игры | 1 | Совершенствование ЗУН | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
18 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
19 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
20 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
21 | Подвижные игры | 1 | Совершенствование ЗУН | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
22 | Подвижные игры | 1 | Комплексный | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
23 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
24 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
25 | Подвижные игры | 1 | Изучение нового материала | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
26 | Подвижные игры | 1 | Совершенствование ЗУН | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
27 | Подвижные игры | 1 | Совершенствование ЗУН | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | | |
Гимнастика (18 часов) |
28 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Роль акробатических упражнений для физического развития. | 1 | Изучение нового материала | Познавательные Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением организующих упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых акробатических комбинаций и упражнений. Осмысление правил безопасности (что можно делать и что опасно делать) при выполнении акробатических, гимнастических упражнений, комбинаций. Коммуникативные. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений Регулятивные Формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Строевые упражнения. О.Р.У. Группировка, перекаты в группировке; лазание по гимнастической стенке. | Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
| Описывать технику разучиваемых строевых упражнений Осваивать технику строевых упражнений и комбинаций Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении строевых упражнений Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении строевых упражнений и комбинаций Выявлять характерные ошибки в технике выполнения строевых упражнений Соблюдать правила техники безопасности при выполнении строевых упражнений Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений Различать и выполнять команды: «Смирно!», «Вольно», «шагом марш», «На месте», «Равняйсь», «Стой» | | |
29 | Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. | 1 | Изучение нового материала | | | |
30 | Кувырок вперед из упора присев. Стойка на лопатках с поддержкой. | 1 | Изучение нового материала | Группировка, перекаты в группировке. Упражнения на равновесии. Игра на внимание. | | |
31 | Обучение технике кувырка в сторону. Кувырок вперед. Стойка на лопатках с поддержкой. | 1 | комплексный | | | |
32 | Лазание по гимнастической стенке. Стойка на лопатках, кувырок вперед. Строевые упражнения | 1 | Совершенствование ЗУН | Игра с построением в одну шеренгу: «Кто быстрее» | | |
33 | Стойка на лопатках с помощью страховки. Кувырок вперед на оценку. | 1 | контрольный | выполнять упражнения в равновесии | | |
34 | ОРУ с гимнастической палкой. Перекаты в группировке - кувырок назад. Лазание по наклонной скамейке | 1 | Изучение нового материала | Игра «Гимнасты» с элементами акробатики. | | |
35 | ОРУ с гимнастической палкой. «Мост» со страховкой. Лазание по гимнастической наклонной скамейке. Кувырок вперед, назад. | 1 | Совершенст вование ЗУН | Подвижная игра: «Гимнасты». | | |
36 | Перелазание через препятствия. Упражнение в равновесии. «Мост» со страховкой. | 1 | Изучение нового материала | выполнять строевые упражнения и упражнения в равновесии | | |
37 | Теория: «выполняем физкультминутки» | 1 | Изучение нового материала | Для чего необходимо проводить и при каких случаях физкультминутки Подвижные игры | | |
38 | О РУ с гимнастической палкой. Продолжить обучение: висы на гимнастической стенке и на перекладине, подтягивание в висе; «Мост» лежа на спине; стойка на лопатках. | 1 | Совершенствование ЗУН | выполнять упражнения в равновесии | | |
39 | ОРУ со скакалкой. «Мост», оценить кувырок назад. Подтягивание в висе. | 1 | контрольный | Игра: «Попрыгунчики- воробушки» | | |
40 | ОРУ со скакалкой. «Мост» без помощи помощника. Упражнения в висе на гимнастической стенке. | 1 | Совершенствование ЗУН | Специальные упр. на развитие мышц пресса и плечевого пояса. Мальчики: подтягивание в висе на перекладине; девочки - подтягивание в висе лежа. Подвижная игра: «У медведя во бору» | | |
41 | ОРУ со скакалкой. «Мост» из положения лежа. Ходьба на низком бревне ( на носках, пере-менный шаг, шаг с подскоком).прыжок, лазание, упражнения в равновесии | 1 | комплексный | Подвижная игра: «Скалолазы». | | |
42 | ОРУ со скакалкой. Упражнения на пресс, на плечевой пояс. Ходьба по бревну (на носках, переменный шаг равновесие) Стойка на лопатках. | 1 | Совершенствование ЗУН | Подвижная игра «У медведя во бору». | | |
43 | Акробатика-мост и стойка на лопатках. Упражнения на бревне. | 1 | Совершенствование ЗУН | Подвижная игра: «Воробьи и вороны» | | |
44 | Комплекс подводящих упражнений для разучивания переворота боком: «Колесо». | 1 | Комбинированный | Подвижная игра: «Через кочки и пенечки» | | |
45 | Теория: «одежда для занятий физическими упражнениями» | 1 | Комплексный | Игра на внимание «Так и так». Какой должна быть одежда на уроке физической культуры в спортивном зале на стадионе | | |
Подвижные игры с элементами спортивных игр (2 часа) |
46 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 1 | Изучение нового материала | Познавательные Осмысление правил игры. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации. Коммуникативные. Умение объяснять свой выбор и игру. Формирование умения взаимодействовать в группах. Регулятивные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр | | |
47 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 1 | Изучение нового материала | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | | |
Лыжная подготовка (21 час) |
48 | ТБ на уроках лыжной подготовки. Обучение техники надевания и переноски лыж. | 1 | Вводный | Познавательные Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Коммуникативные. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений. Умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность Регулятивные Умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. Умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. | надевать лыжи | Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели | Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъемов. Осваивать технику поворотов, спусков и подъемов. Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов | | |
49 | Передвижение ступающим шагом в шеренге. Передвижение скользящим шагом без палок в шеренге и в колонне. | 1 | Изучение нового материала | Игра «Кто быстрее» | | |
50 | Ступающий шаг. Передвижение ступающим шагом 30 м и скользящим шагом без палок. | 1 | Изучение нового материала | Игра - эстафета «Кто быстрее» без палок. | | |
51 | Подводящие упражнения на месте: Передвижение по кругу, чередуя ступающий и скользящий шаг без палок. | 1 | Изучение нового материала | поднимание согнутой ноги, удерживая лыжу горизонтально над лыжней; прыжки на месте; приставные шаги в сторону. Игра «Чей веер лучше», Игра «Кто быстрее» | | |
52 | Передвижение ступающим шагом с широкими размахиваниями руками; с небольшого разбега ступающим шагом длительное скольжение на одной лыже | 1 | Изучение нового материала | Передвижение скользящим шагом под пологий уклон. Игра «У кого красивее снежинка», «Нарисовать гармошку», «Самокат» | | |
53 | Передвижение под пологий уклон скользящим шагом без палок. Передвижение скользящим шагом по разметке. | 1 | Изучение нового материала | То же под пологий уклон с размахиваниями руками, То же с палками держа их за середину Игра «Кто быстрее?» | | |
54 | Передвижение скользящим шагом без палок- 30 м. Подъем ступающим шагом, спуск в основной стойке. | 1 | Изучение нового материала | Поворот переступанием вокруг пяток лыж. Передвижение скользящим шагом с палками по кругу, обгоняя с переходом на соседнюю лыжню | | |
55 | Передвижение скользящим шагом с палками до 500 м в умеренном темпе. Подъем ступающим шагом, спуск в основной стойке | 1 | Совершенствование ЗУН | Игра - эстафета «Кто самый быстрый?». | | |
56 | Спуск в основной стойке на оценку. Теория: «закаливание». | 1 | контрольный | Игра «С горки на горку», «кто дальше проскользит» | | |
57 | Передвижение ступающим шагом в шеренге. Передвижение скользящим шагом без палок в шеренге и в колонне за Повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж. | 1 | Совершенствование ЗУН | Игра « по местам», «кто быстрее» | | |
58 | Ступающий шаг. Передвижение ступающим шагом 30 м и скользящим шагом без палок | 1 | Совершенствование ЗУН | Игра - эстафета «Кто быстрее» без палок. | | |
59 | Подводящие упражнения на месте: Передвижение по кругу, чередуя ступающий и скользящий шаг без палок. | 1 | Совершенствование ЗУН | Упр: поднимание согнутой ноги, удерживая лыжу горизонтально над лыжней; прыжки на месте; Игра «Чей веер лучше», Игра «Кто быстрее» | | |
60 | Передвижение ступающим шагом с широкими размахиваниями руками; с небольшого разбега ступающим шагом длительное скольжение на одной лыже; «Самокат» | 1 | Совершенствование ЗУН | Передвижение скользящим шагом под пологий уклон. Игра «У кого красивее снежинка», «Нарисовать гармошку». | | |
61 | Передвижение под пологий уклон скользящим шагом без палок. Передвижение скользящим шагом по разметке | 1 | Совершенствование ЗУН | Скользящим шагом под пологий уклон с широкими размахиваниями руками. То же с палками держа их за середину. Подъем ступающим шагом на небольшую горку, спуск в основной стойке | | |
62 | Передвижение скользящим шагом без палок - 30 м. Передвижение скользящим шагом с палками по кругу, обгоняя с переходом на соседнюю лыжню. | 1 | Совершенствование ЗУН | Поворот переступанием вокруг пяток лыж. Подъем ступающим шагом, спуск в основной стойке. | | |
63 | Скользящий шаг с палками на отрезке до 100 м | 1 | Совершенствование ЗУН | Игра «Кто дальше проскользит?» Лыжные ходы | | |
64 | Ознакомление с попеременным двухшажным ходом: Спуск в основной стойке, подъем «Лесенкой». Эстафеты. | 1 | Изучение нового материала | Согласованность движений рук и ног. Передвижение 3050 м. | | |
65 | Передвижение скользящими ступающим шагом на время на дистанции 1 км. | 1 | контрольный | Игра «С горки на горку». Игры «Не задень», «Биатлон», «Подними». | | |
66 | Преодоление подъема ступающим шагом и «лесенкой» наискось, опираясь на лыжные палки; спуск в основной стойке. | 1 | Совершенствование ЗУН | Игра «кто быстрее» | | |
67 | Командные эстафеты | 1 | Совершенствование ЗУН | Игра « по местам» | | |
68 | Теория - «что делать если ты плохо себя чувствуешь?». | 1 | Совершенствование ЗУН | Признаки плохого самочувствия, и правильные шаги для его устранения. | | |
Гимнастика (4 часа) |
69- 70 | Ритмическая гимнастика. Освоение танцевальных упражнений. и развитие координации | 2 | Изучение нового материала | Познавательные Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением организующих упражнений. Коммуникативные. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании танцевальных упражнений. Регулятивные Формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Уметь правильно выполнять танцевальные шаги. | Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении танцевальных упражнении. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении упражнений и комбинаций. | | |
71 | Ритмическая гимнастика. Освоение танцевальных упражнений | 1 | Комплексный | Уметь правильно выполнять танцевальные шаги. | | |
72 | Ритмическая гимнастика. | 1 | контрольный | Уметь правильно выполнять танцевальные шаги. | | |
Подвижные игры с элементами спортивных игр (15 часов) |
73 | Техника безопасности на уроках подвижных игр. Бросок мяча снизу на месте. ОРУ. | 1 | Вводный | Познавательные Осмысление правил игры. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации. Анализ игровой ситуации. Коммуникативные. Умение объяснять свой выбор и игру. Формирование умения взаимодействовать в группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемной ситуации в игре. Умение организовать и провести игру. Регулятивные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Перемещения в шаге и беге, прыжок вверх толчком двумя ногами. Ловля и передача мяча двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр Осваивать технические действия из спортивных игр Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности Моделировать технические действия в игровой деятельности Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой и учебной деятельности | | |
74 | Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. | 1 | Изучение нового материала | Перемещения: ловля и передача мяча двумя руками от груди, после подбрасывания над собой, с отскоком от пола, с расстояния до 3 м. Игра «Играй-играй мяч не теряй» | | |
75 | Ведение мяча с изменением направления. | 1 | Изучение нового материала | Перемещения в баскетбольной стойке. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, двумя руками, с отскоком от пола, над головой сверху. | | |
76 | Ведение мяча с изменением направления. Теория: «тело человека». | 1 | комплексный | Перемещения; подводящие Перемещения в баскетбольной стойке. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, двумя руками, с отскоком от пола, над головой сверху. Зачем нам нужен скелет. | | |
77 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. | 1 | Изучение нового материала | Ведение мяча на месте и в движении правой и левой рукой. Игры «Пятнашки с освобождением»,«мяч в корзину» | | |
78 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу. | 1 | комплексный | Передвижение по прямой: бег по длине зала на полусогнутых ногах; свободный бег, ускорение, свободный бег (по звуковому сигналу). Ловля мяча двумя руками. Игра «Мяч водящему», «догонялки» | | |
79 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Учебная игра в «мини-баскетбол» | 1 | Изучение нового материала | ОРУ с мячом. Остановка в широком шаге по сигналу при беге в среднем темпе. Ловля и передача мяча в парах. Ведение мяча на месте правой, левой рукой. Игра «Мяч водящему» | | |
80 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | 1 | Изучение нового материала | ОРУ с мячом. Передача и ловля мяча в парах двумя руками от груди. Ведение мяча на месте, ведение мяча в движении (правой и левой). Игра «У кого меньше мячей» | | |
81 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах | 1 | Комплексный | ОРУ с мячом. Эстафеты с ведением и передачей мяча. Игра «Школа мяча» | | |
82 | Ведение мяча с изменением направления | 1 | Контрольный | Ведение мяча на месте и в движении (правой, левой рукой). | | |
83 | Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу | 1 | комплексный | Передача мяча в парах. Ведение мяча на месте. Передачи в колоннах двумя руками, одной слева, одной справа. Эстафеты с ведением мяча. | | |
84 | Учебная игра в «Пионербол» | 1 | Изучение нового материала | Передача мяча в парах, по кругу. Правила игры. Перебрасывание мяча через сетку. | | |
85 | передачи мяча на месте и в движении. | 1 | Контрольный | Передача мяча в парах, по кругу. | | |
86 | Учебная игра в «Пионербол» | 1 | Комплексный | Передача мяча в парах, по кругу. Правила игры. Перебрасывание мяча через сетку. | | |
87 | Учебная игра в «Пионербол» Теория: «мышцы человека». | 1 | Изучение нового материала | Передача мяча в парах, по кругу. Правила игры. Перебрасывание мяча через сетку. Зачем человеку мышцы. | | |
Легкая атлетика (13 часов) |
88 | ОРУ в движении. Ходьба и бег. Прыжки через скакалку. | 1 | комплексный | Познавательные Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Коммуникативные. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Регулятивные Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений Умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. Умение характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. Умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. | Беговые упражнения. Прыжки через препятствия. Подвижные игры | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. | Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений Осваивать технику бега различными способами Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений Описывать и осваивать технику прыжковых упражнений, Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений Осваивать технику прыжков различными способами Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений | | |
89 | Различные виды ходьбы. Бег с изменением направления, ритма, темпа. Бег 30м | 1 | комплексный | Бег в заданном коридоре. Игра «Вороны и воробьи» Прыжки через скакалку. | | |
90 | ОРУ Прыжки в длину с места. Эстафеты. | 1 | Комплексный | Беговые упражнения Челночный бег 3х10 м. Игра «невод». Прыжок в длину с места: через обруч. Игра «Рыбаки и рыбки». | | |
91 | ОРУ Прыжки в длину с разбега, с отталкиваем одной ногой и приземлением на 2 ноги. Игры | 1 | Изучение нового материала | Прыжок в длину с разбега с мягким приземлением на обе ноги. Челночный бег (3х10 м). Подвижная игра «Лисы и куры». | | |
92 | ОРУ. Прыжок в длину с разбега. Теория: «развиваем быстроту» | 1 | Совершенствование ЗУН | Прыжок в длину с разбега с мягким приземлением на обе ноги. Развитие быстроты, с помощью упражнений. | | |
93 | Метание малого мяча в цель с 3-4м. Эстафеты. | 1 | Совершенствование ЗУН | ОРУ. Метание. Прыжки в длину с разбега (отталкиваться одной, приземляться на обе ноги). | | |
94 | Метание мяча на дальность. | 1 | Совершенствование ЗУН | ОРУ Метание Прыжки через скакалку. Прыжки через препятствия. | | |
95 | ОРУ в движении. Прыжки в длину с разбега | 1 | контрольный | Прыжки в длину с разбега (обратить внимание на отталкивание одной ногой). Бег на 200 м в умеренном темпе. Подвижная игра «Круг-кружочек». «Пятнашки». | | |
96 | ОРУ. Бег по пересечённой местности | 1 | комплексный | Равномерный бег 3 мин. Чередование ходьбы, бега (50м- бег, 100 м-ходьба) | | |
97 | ОРУ. Теория: «Как расслаблять мышцы» | 1 | Изучение нового материала | Равномерный бег для чего и как правильно расслаблять мышцы. | | |
98 | ОРУ в движении Медленный бег до 5 мин Эстафеты. | 1 | комплексный | Равномерный бег 5мин. Чередование ходьбы, бега (50м- бег, 100м-ходьба) Прыжки в длину с разбега. | | |
99 | Бег 1000 м без учета времени. Игры. | 1 | Комплексный | ОРУ в движении. Подвижные игры «К своим флажкам», «Кто дальше бросит», «Так и так». | | |
100-101 | Бег 30 м | 1 | контрольный | Подвижные игры «Пятнашки», «Попрыгунчики- воробушки» | | |
Плавание (5 часов) |
102-103 | Техника безопасности при купании. | 3 | Изучение нового материала | Познавательные Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Коммуникативные. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Регулятивные Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений | Знать правила безопасности у воды и в воде. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному к материальным и духовным ценностям | Называть правила техники безопасности у воды, называть необходимые гигиенические процедуры, проводимые перед началом и по окончании занятий плаванием, описывать технику движения при плавании кролем на груди и брассом | | |
104-105 | Оказание первой помощи утопающему | 2 | Изучение нового материала | Знать правила безопасности у воды и в воде. Уметь оказать первую помощь утопающему | | |
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
оказать первую медицинскую помощь утопающему.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Учитель – Крылова Е.Д.
Всего – 105 часов, на неделю – 3 часа.
Количество часов в 1 четверти – 27.
Количество часов во 2 четверти – 21.
Количество часов в 3 четверти – 30.
Количество часов в 4 четверти – 27.