![](https://fhd.multiurok.ru/d/8/6/d86d18ca342acf1b8a13914bf67d3285b91a48bd/rabochaia-proghramma-3-klass-informatika_1.jpeg)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Знать/понимать:
правила поведения в компьютерном классе;
правила использования коллективных носителей информации.
Уметь:
осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
фиксировать собранную информацию в виде списка;
упорядочивать короткие списки по алфавиту;
фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
находить нужную информацию в таблице;
находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
приводить примеры объектов и их свойств;
находить и конструировать объект с заданными свойствами;
выделять свойства, общие для различных объектов;
определять истинность сложных высказываний;
на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Изучение информатики в начальной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные результаты:
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно-этическое оценивание
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Метапредметные результаты:
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
Предметные результаты:
Содержание учебного предмета, курса:
Информационная картина мира (9 ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.) вручную и с помощью компьютера.
Объекты и их свойства (10 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Алгоритмы и исполнители (18 ч)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.
Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блоксхем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Тематический план
Информатика 3 класс
1 час в неделю. Всего 35 часов.
(по учебнику Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига, 2012)
№ | Темы разделов | Количество часов |
| III класс | 35 |
1 | Информационная картина мира | 9 |
2 | Объекты и их свойства | 7 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 18 |
4 | Резерв | 1 |
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год (с изменениями).
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник, 2012
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник, 2012
Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
Календарно-тематическое планирование по информатике
(по учебнику Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ » в неделю, Москва «Академкнига» от 2012 г. Всего 35 часов)
3 класс
№ урока | Основное содержание по темам | | Тип / форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения (план) | Примечание |
Освоение предметных знаний | УУД |
| III класс | 35 | | | | | | |
| | | | | | | | |
1 | Что мы знаем об информации? | 1 | ИНМ ЗИМ | информация – сведения об окружающем нас мире; основные источники информации; двоичный код; правила работы на компьютере. что компьютер – машина для обработки информации; устройство компьютера. понятия «объект», «свойства», «список» и «элемент»; что список состоит из элементов. понятия «имя свойства», «значение свойства». порядок перечисления объектов в списке; понятие «упорядоченный список». особенности составления упорядоченного списка объектов. понятия «многоуровневый список», «элемент первого уровня», «элемент второго уровня». | РЕГУЛЯТИВНЫЕ ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 1. Поиск и информации 2. Знаково-символическое моделирование 3. Смысловое чтение 4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 5. Постановка и формулирование проблемы КОММУНИКАТИВНЫЕ Работа в группах, парах | СП, ВП, УО, РК | | 6.09 |
2 | Что мы знаем о компьютере? | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | 13.09 |
3 | Объекты и их свойства | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | 20.09 |
4 | Объекты и их свойства | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | 27.09 |
5 | Порядок элементов в списке | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | 4.10 |
6 | Упорядоченные списки | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | 11.10 |
7 | Многоуровневый список | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | 18.10 |
8 | Обобщение по теме «Многоуровневые списки» | 1 | УОСЗ | СП, ВП, УО, РК | | 25.10 |
9 | Контрольная работа по теме «Многоуровневые списки» | 1 | КЗУ | КР | | |
10 | Классы объектов | 1 | ИНМ ЗИМ | понятия «класс объектов», «элемент класса». понятия «таблица», «строка», «столбец», «ячейка». понятия «запись», «порядок записей». виды таблиц. понятия «список» и «способы организации информации». понятия «список» и «способы организации информации». | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Планирование и целеполагание Контроль и коррекция ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 1. Поиск и выделение необходимой информации 2. Знаково-символическое моделирование 3. Смысловое чтение 4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности КОММУНИКАТИВНЫЕ 1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу. | СП, ВП, УО, РК | | 8.11 |
11 | Таблицы | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | 15.11 |
12 | Таблицы | 1 | СЗУН | СП, ВП, УО, РК | | 22.11 |
13 | Порядок записей в таблице | 1 | ИНМ ЗИМ |
СП, ВП, УО, РК | | 29.11 |
14 | Поиск информации в таблице | 1 | ИНМ ЗИМ |
15 | Обобщение по теме «Списки и таблицы» | 1 | УОСЗ | СП, ВП, УО, РК | | 6.12 |
16 | Контрольная работа по теме «Списки и таблицы» | 1 | КЗУ | КР | | 13.12 |
17 | Алгоритмы. Что ты о них знаешь? | 1 | ИНМ ЗИМ | алгоритм – это план решения задачи; важность порядка действий в алгоритме; понятие «система команд исполнителя»; новую форму записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений. понятия «переменная», «имя переменной», «значение». понятия «блок-схема», «условие», «блок проверки условия», «ветвление», «линейный участок»; что обозначают фигуры-блоки (начало, конец, шаг алгоритма, выбор следующего шага алгоритма). что высказывания бывают простыми и сложными; как получено сложное высказывание; понятия «логическое умножение» и «логическое сложение». | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Общеучебные универсальные действия 1. Поиск и выделение необходимой информации 2. Знаково-символическое моделирование 3. Смысловое чтение 4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий 5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности РЕГУЛЯТИВНЫЕ Планирование и целеполагание Контроль и коррекция Оценивание | СП, ВП, УО, РК | | |
18 | Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
19 | Имя и значение переменной | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
20 | Блок-схема алгоритма. Ветвление | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
21 | Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
22 | Простые и сложные высказывания | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
23 | Простые и сложные высказывания | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
24 | Простые и сложные высказывания | 1 | СЗУН |
25 | Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команды с параметрами | 1 | ИНМ ЗИМ | исполнителя алгоритмов Чертежника; понятия «команда с параметрами», «параметр». исполнителя алгоритмов Чертежника; понятия «команда с параметрами», «параметр». исполнителя алгоритмов Пожарного; команда «присваивание значения переменной». в одном алгоритме разные объекты имеют разные имена. как составить сложный алгоритм; понятия «укрупненный алгоритм», «метод последовательной детализации». как составить сложный алгоритм; понятия «укрупненный алгоритм», «метод последовательной детализации». | КОММУНИКАТИВНЫЕ 1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Планирование и целеполагание Контроль и коррекция Оценивание ЛИЧНОСТНЫЕ Нравственно-этическое оценивание Самоопределение и смыслообразование | СП, ВП, УО, РК | | |
26 | Обобщение по теме «Составление и выполнение алгоритмов» | 1 | УОСЗ | СП, ВП, УО, РК | | |
27 | Контрольная работа по теме «Составление и выполнение алгоритмов» | 1 | КЗУ | КР | | |
28 | Исполнитель алгоритмов Пожарный | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
29 | Свойства объектов Пожарный и Пожар | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
30 | Свойства объектов Пожарный и Пожар | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
31 | Метод последовательной детализации | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
32 | Простые и сложные условия в алгоритмах | 1 | ИНМ ЗИМ | СП, ВП, УО, РК | | |
33 | Итоговая контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 | КЗУ | КР | | |
34 | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | УОСЗ | СП, ВП, УО, РК | | |
35 | Резерв | 1 | | | | |
Принятые сокращения:
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
25