Рабочая программа по информатике в 5 классе

Категория: Информатика

Аннотация 

к рабочей программе Информатика в 5 классе.

Рабочая программа по Информатике в 5 классе составлена в соответствии с  рабочей  программой  к УМК линии учебников по информатике под редакцией Л.Л.Босова/Информатика. Программа для старших классов: 5-6 классы/ Л.Л.Босова БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.,  Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.

 

Изучение элективного курса по информатике на уровне среднего общего образования должно:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное
  • достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности,  получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения  правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

 

Место предмета в учебном плане.

 В учебном плане МКОУ Устьянцевской СОШ на проведение информатике для учащихся 5 класса по 1 часу  в неделю, по 35 часа в год

 

Перечень  учебных  изданий элективного курса Информатика 

на уровне среднего  общего образования.

 

Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета):

- электронное приложение Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru/)

- комплекс виртуальных лабораторий для учащихся 2-6 класса. ООО  «БИНОМ.  Лаборатория  знаний».

- «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»

- учебно-методический  комплекс  «Компетентность. Инициатива.  Творчество.  5–6  классы»  (ГОУ  ВПО  «Томский  государственный

университет»).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

  1. Босова Л.Л  Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  2. Босова Л.Л.  Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  3. Детская компьютерная энциклопедия – Информатика. Леонтьев В. П. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Образование Год: 2006

 

Для учителя:

  1. Авторская  программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г. 
  2. Методическое пособие для учителя. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Автор: Бородин М. Н. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;
  3. Учебник (ФГОС) «Информатика» 5 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;
  4. Босова Л.Л.  Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;
  5. Интернет-газета «Лаборатория знаний»( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

 

 

Структура рабочей программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое  планирование
  5. Календарно – тематическое планирование

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике в 5 классе»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Устьянцевская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области




Согласовано на заседании ШМО

естественно – математического цикла:

Протокол_№_____от ___________

Руководитель ________Шпилевская О.А..


Принято на педсовете:

Протокол № ___ от ________________



Утверждено:

Директор школы______/Т.М.Наурусов/

Приказ № ____от _____________





Рабочая программа

по Информатике в 5 классе

на 2018 – 2019г

уровень: основное общее образование (ФГОС ООО)







Учитель информатики:

Бирюкова Раиса Андреевна.






Аннотация

к рабочей программе Информатика в 5 классе.

Рабочая программа по Информатике в 5 классе составлена в соответствии с рабочей программой к УМК линии учебников по информатике под редакцией Л.Л.Босова/Информатика. Программа для старших классов: 5-6 классы/ Л.Л.Босова БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г., Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.


Изучение элективного курса по информатике на уровне среднего общего образования должно:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное

  • достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Место предмета в учебном плане.

В учебном плане МКОУ Устьянцевской СОШ на проведение информатике для учащихся 5 класса по 1 часу в неделю, по 35 часа в год


Перечень учебных изданий элективного курса Информатика

на уровне среднего общего образования.


Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета):

- электронное приложение Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru/)

- комплекс виртуальных лабораторий для учащихся 2-6 класса. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».

- «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»

- учебно-методический комплекс «Компетентность. Инициатива. Творчество. 5–6 классы» (ГОУ ВПО «Томский государственный

университет»).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

  1. Босова Л.Л Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  3. Детская компьютерная энциклопедия – Информатика. Леонтьев В. П. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Образование Год: 2006


Для учителя:

  1. Авторская программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г.

  2. Методическое пособие для учителя. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Автор: Бородин М. Н. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;

  3. Учебник (ФГОС) «Информатика» 5 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;

  4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;

  5. Интернет-газета «Лаборатория знаний»( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)



Структура рабочей программы:

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  3. Содержание учебного предмета

  4. Тематическое планирование

  5. Календарно – тематическое планирование









Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике в 5 классе составлена на основании следующих документов:

1. Закона Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2015 г. № 1577. / Министерство образования и науки Российской Федерации№ 08-1786 от 28.10.2015 зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937, на основе Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015.

3. Санитарно-эпидемиологический требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.

4. Примерной основной образовательной программы ООО, размещенной на официальном сайте http://fgosreestr.ru/http://, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.)

5. Рабочей программы к УМК линии учебников по информатике под редакцией Н.В. Матеевой/Информатика. Программа для основного общего образования: 5-6 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015.

6. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ отводит на изучение информатики в 5 классе 1 урок в неделю, что составляет 35 часов в учебный год. Срок реализации данной программы – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа

создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.


Общая характеристика учебного процесса

Программа обучения информатике в 5 классе предусматривает такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, с учетом требований стандарта нового поколения. Основной формой обучения является урок, в ходе которого обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели и задачи, осуществляют исследовательскую деятельность, выполняют компьютерный практикум с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующего возраста, используют групповую, парную и индивидуальную формы работы на уроке, осуществляют оценочную деятельность по определению успешности усвоения учебного материала на каждом уроке.

Информатика является метапредметной дисциплиной и становится все более востребованной, как вспомогательный инструмент при изучении математики, русского языка, природоведения, технологии. УМК авторского коллектива Л. Босовой, А. Босовой, наиболее полно обеспечен методическими и дидактическими материалами и предусматривает изучение информатики в 5 классе в объеме учебного плана образовательной организации. В ней представлена система метапредметных понятий, относящихся к формированию общеучебных действий, с учетом ступени обучения, а также наиболее актуальные знания по учебному предмету. В содержании учебников представлены ключевые понятия современных теорий и идей, фактов, относящиеся к области информатики, математики, русского языка, технологии, с учетом ступени обучения. Они содержатся в федеральном перечне рекомендованных к образовательному процессу учебных пособий на текущий учебный год.


Основной целью изучения информатики в основной школе является

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Изучение информатики в 5 классе направлено на решение следующих задач:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное

  • достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно- полезной,

  • учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий

  • безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «информация», «обработка информации» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты

  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные технологии;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Раздел 1. Информация вокруг нас.

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями.

Раздел 2. Компьютер

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность научиться:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий.

Раздел 3. Подготовка текста на компьютере

Выпускник научится:

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Раздел 4. Компьютерная графика

Выпускник научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Раздел 5. Создание мультимедийных объектов

Выпускник научится:

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.










Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности


Перечень и название раздела и тем

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Информация вокруг нас. (12 ч.)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Компьютер (5 ч.)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.


Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Подготовка текстов на компьютере (7 ч.)

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Компьютерная графика (5 ч.)

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами.

Создание мультимедийных объектов (4 часов).

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Резерв (2 ч.)













Содержание учебного предмета с указанием номера и темы уроков, основных видов деятельности


Содержание
предмета
(по разделам)

Номера и темы уроков

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Информация вокруг нас

(12 ч)

1. Информация вокруг нас. Техника безопасности.

5. Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

7. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

10. Текстовая информация

16. Табличный способ решения логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

22. Обработка информации

23. Изменение формы представления информации. Практическая работа №14 «Создаём списки».

24. Поиск информации Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

26. Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы

27. Преобразование информации путем рассуждений.

28. Разработка плана действий. Задачи о переправах.

29. Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

Урок изучение нового материала. Урок рефлексии.


Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.


Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Компьютер

(5 ч)

2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»

4. Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером».

6. Передача информации.

9. Кодирование информации


Урок изучение нового материала. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.


Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.


Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Подготовка текстов на компьютере

(6 ч)

11. Основные объекты подготовки текстов. Практическая работа №5 «Вводим текст»

12. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Практическая работа №6. «Редактируем текст»

13. Текстовый фрагмент и операции с ним.

.Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

14. Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

15. Представление информации в форме таблиц.

. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

17. Разнообразие наглядных форм представления информации

«Планируем работу в графическом редакторе»


Урок изучение нового материала.. Урок рефлексии.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Компью -

терная графика

(5 ч)

17. Разнообразие наглядных форм представления информации

18. Наглядные формы представления информации. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

19. Компьютерная графика. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

20. Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

21. Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»


Урок изучение нового материала. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами.

Создание мультимедийных объектов

(3 ч)

30. Создание движущихся изображений.Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

31. Создание анимации по собственному замыслу.Практическая работа №17 «Создаём анимацию»

32. Создание итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Урок изучение нового материала. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Контрольные работы

(4 ч)

8. К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».

18. К.р.№2 По теме «Формы представления информации».

К.р.№3 по теме «Обработка информации»

33. К.р.№4. Годовая контрольная работа

34. Итоговое повторение курса «Информатика», 5 класс.













Место предмета в учебном плане.

Колендарно-тематическое планирование по информатике в 5 классе рассчитано на 35 учебных часов. Количество часов в неделю: 1 час.




Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

В том числе

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

5

2

3

3

Подготовка текстов на компьютере

6

2

4

4

Компьютерная графика

5

1

4

5

Создание мультимедийных объектов

3

0

3

6

Контрольные работы

4

0

4


Итого

35

15

20

















Календарно-тематическое планирование для 5 класса


Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Тип урока / форма проведения

Планируемые результаты освоения материала


Формы организации учебно-познавательной деятельности

Оборудование, ЭОР

Система контроля

Д/з

Предметные

Метапредметные

Личностные

Информация вокруг нас. Техника безопасности.

Информатика и информация; Как человек получает информацию;

виды информации по способу получения; техника безопасности и организация рабочего места.

1

изучение нового материала

общие представления о целях изучения курса информатики;

общие представления об информации и информационных процессах

умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

лекция с беседой, решение упражнений в РТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

1) презентация «Информация вокруг нас»;

4) презентация «Техника безопасности»


самоконтроль

§1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. Дополнительное

задание: №11 в РТ, №7 на стр. 9 учебника.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности.

1

изучение нового материала, обобщение

знание основных устройств компьютера и их функций

основы ИКТ- компетентности

представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

беседа, решение упражнений в РТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;

2) презентация «Компьютер на службе у человека».

тематический контроль, внешний контроль

§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»


Устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев;


1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры

понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

презентация «Ввод информации в память компьютера».


тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

§3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36,

№37.

Управление компьютером Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером».

Главное меню. Запуск программ; окно программ и его компаненты Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.


1

изучение нового материала, практикум

общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером

основы ИКТ- компетентности; навыки управления

компьютером

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

презентация «Управление компьютером».


тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

§4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34

учебника.

Хранение информации Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем

файлы»

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки. Носители информации


1

изучение нового материала, практикум

общие представления о хранении информации как

информационном процессе; представления о многообразии носителей информации

понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

1) презентация «Хранение информации»;

2) презентация «Носители информации»;

3) презентация «Хранение информации: история и современность»



тематический контроль, внешний контроль

§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69.

Передача информации

Схема передачи информации. Источник, канал, приемник.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

общие представления о передаче информации как

информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации

понимание единой сущности процесса передачи информации

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Передача информации»;

2) презентация «Средства передачи информации»


тематический контроль, самоконтроль

§6; РТ: №70, №72, №74. Дополнительное задание: №75




Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Электронное письмо. Примеры передачи информации.

1

изучение нового материала, практикум, обобщение

общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран;

ПК учащихся

презентация «Передача информации».


тематический контроль, внешний контроль

§6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78.

К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».


К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».


1

Контрольная работа

общие представления о кодах и кодировании; умения

кодировать и декодировать информацию при известных правилах

кодирования;

умение перекодировать информацию из одной

пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений, контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Кодирование информации».

тематический контроль, внешний контроль

§7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя).

Кодирование информации

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

представление о методе координат

понимание необходимости выбора той или иной формы

представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики.

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Кодирование информации»

тематический контроль, внешний контроль

§7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100.

Дополнительное задание: №101.


Текстовая информация

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Правила ввода текста

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) презентация «Цепочки слов».

тематический контроль, внешний контроль

§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105.

Основные объекты подготовки текстов Практическая работа №5 «Вводим текст».

Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста.


1

изучение нового материала, практикум

понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке

основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Текстовая информация»

файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

тематический контроль, внешний контроль

§8 (2, 4); РТ: №111, №103.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов Практическая работа №6 «Редактируем текст»

текстовый документ;

редактирование текстового документа; операции.


1

изучение нового материала, практикум

представление о редактировании как этапе создания

текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке

основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов»;

3) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf,

Пословицы.rtf, Большой.rtf


тематический контроль, внешний контроль

§8 (5); РТ: №110, №112.

Текстовый фрагмент и операции с ним.


Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами

текста»

1

изучение нового материала, практикум

умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов;

3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf,

Медвежонок.rtf, 100.rtf.


тематический контроль, внешний контроль

§8 (5); РТ: №113, №114, №115.

Форматирование текста

Проверка правописании, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет. Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.)

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

изучение нового материала, практикум

представление о форматировании как этапе создания

текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы

основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Текстовая информация»;

2) плакат «Подготовка текстовых документов»;

3) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf.


тематический контроль, внешний контроль

§8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119.

Представление информации в форме таблиц.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

Структура

таблицы. Создание и форматирование списков.


1

изучение нового материала, практикум

представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

основы ИКТ-компетентности; умение применять

таблицы для представления разного рода однотипной информации

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Представление информации в форме таблиц».


тематический контроль, внешний контроль

§9 (1); РТ: №121, №123, №124.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

1

изучение нового материала, практикум

умение представлять информацию в табличной форме

основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Табличный способ решения логических задач».


тематический контроль, внешний контроль

§9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129.

Разнообразие наглядных форм представления информации

От текста к рисунку, от рисунка к схеме

Диаграммы.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

умение представлять информацию в наглядной форме

умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Наглядные формы представления информации»;

2) презентация «Поезда»;

3) презентация «Теплоходы».


тематический контроль, внешний контроль

§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137.

Наглядные формы представления информации. К.р.№2 По теме «Формы представления информации».


Создание диаграмм на компьютере. Диаграмма:

  • столбиковая;

  • круговая.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

К.р.№2 По теме «Формы представления информации».

1

комбинированный урок

умение строить столбиковые и круговые диаграммы

умение выбирать форму представления информации,

соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые

данные

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Наглядные формы представления информации»


тематический контроль, внешний контроль

§10 (5); РТ: №134, №135, №136.

Компьютерная графика.

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Графический редактор. Устройства ввода графического редактора. Простейший графический редактор.


1

изучение нового материала, практикум

умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как

универсальном устройстве работы с информацией

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.


тематический контроль, внешний контроль

§ 11 (1, 2); РТ: №138, №139.

Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.


1

изучение нового материала, практикум

умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической

информации

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp.


тематический контроль, внешний контроль

§ 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144.

Создание графических изображений Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.


1

изучение нового материала, практикум

умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Компьютерная графика»;

2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе».


тематический контроль, внешний контроль

§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146.

Обработка информации

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

представление об информационных задачах и их

разнообразии; представление о двух типах обработки информации

умение выделять общее; представления о подходах к

упорядочению (систематизации) информации

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации».


тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150.

Изменение формы представления информации Практическая работа №14 «Создаём списки».

информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации.


1

изучение нового материала, практикум

представление о списках как способе упорядочивания

информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf.


тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (2); РТ: №151, №52.

Поиск информации Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации.


1

изучение нового материала, практикум, обобщение

представление о поиске информации как информационной задаче

умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации

первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) файл-заготовка Клавиатура.rtf.


тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155.

К.р.№3 по теме «Обработка информации»

информация; обработка информации; кодирование информации.

1

комбинированный урок

представление о кодировании как изменении формы представления информации

умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации».

тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162.

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы

Информация:

  • входная информация;

  • выходная информация;

обработка информации; правила обработки информации.

Калькулятор»

1

изучение нового материала, практикум

представление об обработке информации путём её

преобразования по заданным правилам

умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации».

тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173.

Преобразование информации путем рассуждений

информация; обработка информации;

логические рассуждения

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

представление об обработке информации путём логических рассуждений

умение анализировать и делать выводы

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) презентация «Задача о напитках»;

3) плакат «Обработка информации».


тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ.

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

информация;

обработка информации; план действий

1

развитие и закрепление умений и навыков

представление об обработке информации путём разработки плана действий

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»

тематический контроль, внешний контроль

§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

Информация;

обработка информации; план действий

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

представление об обработке информации путём разработки плана действий

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) логическая игра «Переливашки»

тематический контроль, внешний контроль

§12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ.

Создание движущихся изображений Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

информация;

обработка информации;

план действий;

сюжет,

видеосюжет.


1

изучение нового материала, практикум

представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

1) презентация «Обработка информации»;

2) плакат «Обработка информации»;

3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt»,

«Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»


тематический контроль, внешний контроль

§ 2.12, №21 в учебнике.

Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

План действий;

сюжет, анимация;

настройка анимации.


1

изучение нового материала, практикум

навыки работы с редактором презентаций

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

тематический контроль, внешний контроль

Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики.

Создание итогового мини-проекта Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

информация;информатика;действия с информацией; план действий;информационный объект; информационные технологии;текстовый редактор;графический редактор; редактор презентаций.


1

практикум

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

тематический контроль, внешний контроль

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

К.р.№4. Годовая контрольная работа

фронтальное повторение изученного материала.

К.р.№4. Итоговое тестирование

1

контроль знаний

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

итоговый контроль, внешний контроль

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

Итоговое повторение курса «Информатика», 5 класс.

Можно предложить ученикам выполнить следующие работы по собственному замыслу:

1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»;

2) создать рисунок в графическом редакторе;

3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ;

4) создать анимацию на свободную тему;

5) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса;

6) создать презентацию «История письменности».

1

практикум

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, практическая работа

ПК учащихся

тематический контроль, самоконтроль

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

Резерв учебного времени

На последнем уроке работы по собственному замыслу можно продемонстрировать, распечатать и вывесить для всеобщего обозрения.

1

практикум

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

выступления учащихся

ПК учащихся

тематический контроль, самоконтроль

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)

- электронное приложение Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru/)

- комплекс виртуальных лабораторий для учащихся 2-6 класса. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».

- «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»

- учебно-методический комплекс «Компетентность. Инициатива. Творчество. 5–6 классы» (ГОУ ВПО «Томский государственный

университет»).

Для учащихся:

  1. Босова Л.Л Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  3. Детская компьютерная энциклопедия – Информатика. Леонтьев В. П. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Образование Год: 2006


Для учителя:

  1. Авторская программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2015г.

  2. Методическое пособие для учителя. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Автор: Бородин М. Н. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;

  3. Учебник (ФГОС) «Информатика» 5 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;

  4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г;

  5. Интернет-газета «Лаборатория знаний»( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей