Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы (НОО) для детей с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учебного плана МБОУ «СОШ № 26» на 2017-2018 учебный год, с учётом рабочей программы «Rainbow English» 3 класс: О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой - М.: Дрофа – 2017.
Рабочая программа разработана для __________, обучающегося 3 «в» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1).
Срок реализации программы 1 год.
Учёт особенностей обучающегося.
Росляков Семен обучается в 3 «в» классе. Развитие ребенка соответствует возрастной норме и имеет положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. У Семена средний уровень кругозора, имеет достаточный запас слов, что позволяет ему точно и связно выражать свои мысли, интеллектуальные умения и общеучебные навыки сформированы на базовом уровне. В связи особенностями заболевания двигательная (физкультурная) активность ограничена теоретической частью программой.
Основанием индивидуального обучения Семена является медицинское заключение № 1 врачебной комиссии № 151 от 15.08.2017 г.
Коррекционная работа
медицинская коррекция и реабилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
психологическая коррекция познавательных процессов;
психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
психологическая коррекция социально-психологических проявлений; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение английскому языку в начальной школе строится на основе преимущественного использования активных и интерактивных форм работы, призванных не только способствовать коммуникативному развитию школьника, но и создавать условия для развития его свободы в общении на английском языке и в деятельности с помощью этого языка, его положительных эмоций и позитивного настроения.
Учебный процесс призван развить у школьников на доступном для них уровне системные языковые представления об английском языке, расширить их лингвистический кругозор, приобщить их к новому для них миру, развить их эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные и креативные способности. При этом их новый социально-коммуникативный опыт приобретается ими средствами игры, драматизации, фольклора, песни, моделирования типичных и адекватных возрасту жизненных ситуаций, а также в ходе групповой и проектной работы.
Большое значение на начальном этапе играют:
обязательность повторения фонетического, орфографического, лексического и грамматического материала;
постепенное нарастание сложности изучаемого материала;
взаимосвязь и единство фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного аспектов;
ориентация на современный английский литературныйязык в его британском варианте;
многообразие типов упражнений, развивающих творческий потенциал учащихся;
коммуникативно-когнитивная направленность всех компонентов.
Цели обучения английскому языку
Иностранный язык как учебный предмет, наряду с русским языком, родным языком и литературным чтением, входит в предметную область «Филология». Основными задачами реализации ее содержания согласно ФГОС начального общего образования являются:
приобретение начальных навыков общения в устнойи письменной форме с носителями иностранного языка наоснове своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений,необходимых для овладения на элементарном уровне устнойи письменной речью на иностранном языке; расширениелингвистического кругозора;
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомствас жизнью своих сверстников в других странах, с детскимфольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Интегративной целью обучения английскому языку в учебных комплексах серии "RainbowEnglish" является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетенций. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в соответствующих его жизненному опыту ситуациях. Элементарное общение на английском языке в начальной школе возможно при условии достижения учащимися достаточного уровня владения:
речевой компетенцией — готовностью и способностьюосуществлять элементарное межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении,чтении и письме);
языковойкомпетенцией — готовностью и способностью применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в Примерной программе по иностранному языку для начальной школы;
социокультурной компетенцией — готовностью и способностью учащихся строить свое межкультурное общениена основе знаний культуры народа страны/стран изучаемогоязыка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем,сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам
учащихся начальной школы;
компенсаторной компетенцией — готовностью и способностью выходить из затруднительного положения в процессемежкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств;
• учебно-познавательной компетенцией — готовностьюи способностью осуществлять самостоятельное изучениеиностранных языков, в том числе с использованием современных информационных технологий, владением элемен
тарными универсальными учебными умениями.
Коммуникативная цель. Коммуникативная цель является ведущей на уроках английского языка на основе учебно-методических комплексов серии "RainbowEnglish". Однако в процессе ее реализации осуществляется воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников.
Воспитательная цель. В процессе соизучения языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей, представленных в содержании учебников, осуществляется духовно-нравственное воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок. Благодаря совместной деятельности, межличностному общению формируется эмоционально-оценочное отношение к миру, развивается культура общения.
Образовательная цель. Использование иностранного языка как средства получения информации способствует расширению общего кругозора младших школьников, достижению образовательной цели. Наряду с общим образованием (приобретением знаний об окружающей их действительности посредством иностранного языка) младшие школьники расширяют свой филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями.
Развивающая цель. Процесс изучения английского языка организован таким образом, что он способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, которые учатся воспринимать, запоминать, осмысливать новую информацию. В процессе участия в моделированных ситуациях общения, ролевых играх у младших школьников развиваются речевые способности, личностные качества, а также творческое мышление и воображение.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. 3189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №1993);
УМК О.В. Афанасьевой «Английский язык» Дрофа, 2017
Место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Согласно концепции коммуникативного обучения, интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения ИК. Интеллектуальнаянагруженность достигается за счет информативной насыщенности уроков. Каждый раздел цикла познавательный и сталкивает альтернативные мнения, создавая тем самым условия для взаимообогащающего общения.
В то же время обучение английскому языку в начальной школе по предлагаемым учебно-методическим комплексам закладывает основу для последующего формирования универсальных учебных действий. Учащимися впервые осознаются суть, смысл и ценность учебной деятельности. Младшие школьники учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что является основой для последующего саморазвития и самосовершенствования, и эффективности процесса школьного иноязычного образования.
Место предмета в учебном плане лицея
Настоящая программа предусматривает изучение английского языка в начальной школе (2—4 классы) общеобразовательных организаций. Всего на изучение английского языка отводится 204 учебных часа, соответственно по 68 часов ежегодно.
Содержание учебной программы
Содержание обучения включает следующие компоненты:
сферы общения (темы, ситуации, тексты);
навыки и умения коммуникативной компетенции:
речевая компетенция (умения аудирования, чтения,говорения, письменной речи на начальном уровне);
языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования имина начальном уровне);
социокультурная компетенция (социокультурныезнания и навыки вербального и невербального поведения наначальном уровне);
учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);
компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).
Тематическое планирование (68 часов)
Предметное содержание | Тематика общения | Количество часов |
1. Знакомство, основные элементы речевого этикета | Политкорректность при характеристике людей, предметов или явлений | 2 |
2. Я и моя семья | Семейные увлечения. Возраст членов семьи. Что мы делаем хорошо, плохо, не умеем делать. День рождения и подарки. Выходные дни | 7 |
3. Мир вокруг нас. Природа. Времена года | Время. Местоположение предметов в пространстве. Физические характеристики предметов. Цветовая палитра мира. Дикие животные разных континентов. Времена года и погода, их описание. Названия месяцев. Красота окружающего мира | 23 |
4. Мир увлечений, досуг | Спортивные игры в разные дни недели и времена года. То, что мы любим и не любим. Времяпрепровождение сказочных персонажей. Пикник. Излюбленные места отдыха англичан. Любимые занятия на отдыхе. Любимые фильмы. Планы на выходные | 7 |
5. Городские здания, дом, жилище | Моя комната. Предметы сервировки стола. Загородный дом | 3 |
6. Школа, каникулы | Школьный день. Школьные друзья. Настоящий друг. Предметы школьного обихода | 3 |
7. Человек и его мир | Возраст человека. Физические характеристики человека. Адрес, телефон. Профессиональная деятельность | 7 |
8. Здоровье и еда | Самочувствие человека. Фрукты | 2 |
9. Города и страны. Страны изучаемого языка. Родная страна | Континенты. Названия некоторых европейских языков. Названия государств, их флаги. Отдельные достопримечательности России, Британии, Франции. Символы стран | 2 |
Планируемые результаты
Работа по учебно-методическим комплексам "RainbowEnglish" призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате изучения английского языка в начальной школе у учащихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и его важности для современного поликультурного мира. Школьники приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Содержание учебно-методических комплексов "RainbowEnglish" позволяет заложить основы коммуникативной культуры у младших школьников. Они учатся самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства, соблюдая речевой этикет. Содержание обучения представлено в учебно-методических комплексах занимательно и наглядно, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Работа по УМК данной серии будет способствовать дальнейшему формированию у учащихся интереса к английскому языку, к истории и культуре страны изучаемого языка. Это будет способствовать развитию познавательных мотивов, поможет усилить желание изучать иностранный язык в будущем.
Метапредметные результаты
Деятельностный характер освоения содержания учебно-методических комплексов серии "RainbowEnglish" способствует достижению метапредметных результатов, то есть формированию универсальных учебных действий. Разделы учебников «Учимся самостоятельно» развивают умение учиться, приучают самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию при сравнении планируемого и полученного результатов. Способы презентации нового языкового материала показывают учащимся, каким образом необходимо структурировать новые знания, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков и синтезировать информацию, самостоятельно выстраивая целое на основе имеющихся компонентов. Однако наибольшее внимание в данных учебно-методических комплексах уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий, а именно: формированию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству речевых партнеров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.
Предметные результаты
Основными предметными результатами освоения предлагаемой рабочей программы являются: формирование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и письменной речи и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи и навыков оперирования данными знаниями; знакомство с общими сведениями о странах изучаемого языка.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.
Ожидается, что выпускники начальной школы смогут демонстрировать следующие результаты в освоении иностранного языка.
Речевая компетенция
Говорение
Выпускник научится:
участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
рассказывать о себе, своей семье, друге;
кратко излагать содержание прочитанного текста.
Выпускник научится:
понимать на слух речь учителя и одноклассников принепосредственном общении и вербально / невербально реагировать на услышанное;
понимать основное содержание небольших сообщений,рассказов, сказок в аудиозаписи, построенных в основном назнакомом языковом материале;
использовать зрительные опоры при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
соотносить графический образ английского слова с егозвуковым образом;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношенияи соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать содержание небольшоготекста, построенного в основном на изученном языковом материале;
находить в тексте необходимую информацию в процессечтения.
Письмо и письменная речь
Выпускник научится:
выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
писать поздравительную открытку (с опорой на образец);
писать по образцу краткое письмо зарубежному другу(с опорой на образец).
Языковая компетенция
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник начальной школы научится:
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); устанавливать звуко-бук-
венные соответствия;
пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
списывать текст;
отличать буквы от знаков транскрипции; вычленятьзначок апострофа;
сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка;
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
оформлять орфографически наиболее употребительные слова (активный словарь).
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух и адекватно произносить все звукианглийского языка, соблюдая нормы произношения звуков(долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звон
ких согласных в конце слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными);
находить в тексте слова с заданным звуком;
вычленять дифтонги;
соблюдать правильное ударение в изолированном слове,фразе, не ставить ударение на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах);
соблюдать основные ритмико-интонационные особенности предложений (повествовательное, побудительное, общий и специальные вопросы);
членить предложения на смысловые группы и интонационно оформлять их;
различать коммуникативные типы предложений поинтонации;
соотносить изучаемые слова с их транскрипционнымизображением.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводитьи употреблять в речи лексические единицы (приблизительнов объеме 500 единиц), обслуживающие ситуации общенияв пределах тематики начальной школы, в соответствии
с коммуникативной задачей;
использовать в речи простейшие устойчивые словосочетания, речевые клише, оценочную лексику в соответствиис коммуникативной задачей;
использовать в речи элементы речевого этикета, отражающие культуру страны изучаемого языка;
узнавать простые словообразовательные деривационныеэлементы (суффиксы: -er, -teen, -y, -ty, -th, -ful, префикс un);
узнавать сложные слова, определять значение незнакомых сложных слов по значению составляющих их основ (bedroom, appletree, etc);
узнавать конверсивы, выводить их значение (chocolate —chocolatecake, water — towater);
опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
использовать в речи основные коммуникативные типыпредложений (повествовательное, побудительное, вопросительное), соблюдая правильный порядок слов;
оперировать вопросительными словами (who, what,when, where, why, how) в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письме);
оперировать в речи отрицательными предложениями;
формулировать простые (нераспространенные и распространенные) предложения, предложения с однороднымичленами, сложноподчиненные предложения;
оперировать в речи сказуемыми разного типа: а) простымглагольным (Hereads); б) составным именным (Heisapupil. Heis ten.); составнымглагольным (I can swim. I like to swim.);
оперировать в речи безличными предложениями (Itisspring.);
образовывать формы единственного и множественногочисла существительных, включая случаи man — men, woman — women, mouse — mice, fish — fish, deer — deer,sheep — sheep, goose — geese;
использовать в речи притяжательный падеж имен существительных;
использовать прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, включая и супплетивные формы (good — better — best; bad — worse — worst);
выражать коммуникативные намерения с использованием грамматических форм presentsimple, futuresimple, pastsimple (включая правильные и неправильные глаголы) —оборота tobegoingto, конструкции thereis/thereare, конструкции I'dliketo... модальных глаголов can и must;
использовать вспомогательные глаголы tobe и todo дляпостроения необходимых вопросительных, отрицательныхконструкций;
оперироватьвречинаречиямивремени (always, often,sometimes, never, usually, yesterday, tomorrow), степенииобразадействия (very, well, badly, much, little);
использовать наиболее употребительные предлоги дляобозначения временных и пространственных соответствий(by, on, in, at, behind, infrontof, with, from, of, into);
использовать в речи личные, указательные, притяжательные и некоторые неопределенные местоимения.
Социокультурная компетенция
Выпускники начальной школы знакомятся с названиями стран изучаемого языка, приобретают элементарные страноведческие знания о них, получают представление о реалиях и культуре носителей изучаемого языка. Также учащиеся овладевают элементарными нормами речевого этикета, распространенного в англоязычных странах, учатся опираться на эти нормы в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. Младшие школьники учатся представлять свою культуру посредством изучаемого иностранного языка.
Компенсаторная компетенция
Выпускники начальной школы умеют опираться на зрительную наглядность, языковую и контекстуальную догадку при получении информации из письменного или звучащего текста, переспрашивают в случае непонимания собеседника, могут заменить слова средствами невербальной коммуникации (жестами, мимикой).
Учебно-познавательная компетенция
Результатом овладения учебно-познавательной компетенцией является формирование следующих специальных учебных умений:
пользоваться двуязычным словарем учебника (в томчисле транскрипцией);
пользоваться справочными материалами, представленными в виде таблиц, схем и правил;
вести словарь для записи новых слов;
систематизировать слова по тематическому принципу;
находить расхождения и сходства между родным и изучаемым языком на уровне отдельных грамматических явлений (например, употребление артиклей, структура предложения и т. д.);
извлекать нужную информацию из текста на основеимеющейся коммуникативной задачи.
Далее представим личностные, метапредметные и предметные результаты в познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой сферах.
В познавательной сфере:
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и построении самостоятельных письменных и устныхвысказываний;
умение работать с текстом с опорой на приобретенныеумения (например, прогнозировать содержание текста по заголовку, составлять план текста, выделять основную информацию).
В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств,эмоций, суждений, основе культуры мышления;
приобщение к национальным ценностям, ценностям мировой культуры, ценностям других народов.
В эстетической сфере:
овладение элементарными средствами выражения чувств, эмоций и отношений на иностранном языке;
развитие чувства прекрасного, ощущения красоты в процессе знакомства с плодами культуры родной страны и страныизучаемого языка.
В трудовой сфере:
Представляя в обобщенном виде планируемые результаты обучения английскому языку по учебно-методическим комплексам серии "RainbowEnglish" для начальной школы, отметим, что согласно требованиям Примерной программы по иностранному языку для начального общего образования у обучающихся:
сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция и общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
расширится лингвистический кругозор;
будут заложены основы коммуникативной культуры;
сформируются положительная мотивация и устойчивыйучебно-познавательный интерес к предмету «Иностранныйязык»;
а также необходимые универсальные учебные действияи специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.
Тематическое планирование
3 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | Алфавит. Указательные местоимения. | 1 |
2 | Английские имена. Притяжательные местоимения. Как тебя зовут? Меня зовут. У меня есть. | 1 |
3 | Домашние животные. Время суток. Мой день. | 1 |
4 | Контрольная работа № 1: Притяжательные местоимения | 1 |
5 | Работа с лексикой. Личные местоимения и притяжательные. Кто ты? Мне нравится. | 1 |
6 | Говорим о времени. | 1 |
7 | Английские имена. Я могу. | 1 |
8 | Джек и Стив. Формат диалогической речи. | 1 |
9 | Контрольная работа№ 2: Личные притяжательные местоимения. | 1 |
10 | Цвета. У меня есть. Какого цвета? | 1 |
11 | Цвета предметов и животных. Какого цвета. Вещи для дома.Диалогическая речь. | 1 |
12 | Боб и Лизи. Я могу, я не могу. Описание людей и предметов. | 1 |
13 | Обобщающий урок по теме «Вещи для дома. Цвета.» | 1 |
14 | Лексика. Сколько. Чтение. | 1 |
15 | Характеристика людей, животных и предметов. | 1 |
16 | Время. Который час. | 1 |
17 | Контрольная работапо теме №2. Ты можешь. Числительные. | 1 |
18 | С днем рождения! Сколько тебе лет? | 1 |
19 | День рождения. Правила чтения. Предлоги места. Обращения. | 1 |
20 | Рой и его игрушки. Не имею… Распорядок дня. | 1 |
21 | Контрольная работа № 2: «Предлоги места. Обращения». | 1 |
22 | Названия профессий. | 1 |
23 | Профессии. Какая твоя работа? | 1 |
24 | Человек и его состояние. Что случилось?Внешний вид человека. | 1 |
25 | Продукты. Спорт в нашей жизни. | 1 |
26 | Контрольная работа по теме № 3: Спорт в нашей жизни. | 1 |
27 | Описание человека. Настоящее время. Животные. | 1 |
28 | Повелительное наклонение. Вежливые слова. | 1 |
29 | Страны и континенты. Я люблю и не люблю. | 1 |
30 | Контрольная работа № 4 Повелительное наклонение. | 1 |
31 | Названия времен года. Чтение. | 1 |
32 | Времена года. Говорение. | 1 |
33 | Названия месяцев. Его/ ее день рождения. | 1 |
34 | Грамматика. Множественное число – исключения. | 1 |
Список литературы
Авторская программа по английскому языку к УМК «RainbowEnglish» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений/ O. В. Афанасьева, И. В. Михеева. - Москва: Дрофа, 2017. - 69 с.
Английский язык: Книга для учителя к учеб. для 3 кл. общеобразоват. учреждений/ O. В. Афанасьева, И. В. Михеева. - Москва: Дрофа, 2017. - 140 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Росийской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.