СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс (по "Инновационной школе)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочую программу входят планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс (по "Инновационной школе)»

Планируемые результаты освоения биологии в 5 классе

Личностные результаты

  • Познавательный интерес к естественным наукам.

  • Понимание значимости научного исследования природы.

  • Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии.

  • Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе.

  • Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

  • Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов.

  • Понимание принципов современной классификации организмов.

  • Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

  • Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами.

  • Осознание важности растений в природе и жизни человека.

  • Представление о значении растений и животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека.

  • Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

  • Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету.

  • Представлений о необходимости вести здоровый образ жизни.

  • Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода.

  • Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству.

  • Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

  • Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению.

  • Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человек.

  • Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.

  • Принятие правил поведения в живой природе.

  • Принятие правил здорового образа жизни.

  • Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной.

  • Помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.

  • Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.

  • Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных.

  • Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.

  • Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

  • Осознание влияния факторов среды на живые организмы.

  • Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.

  • Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека.

  • Принятие правил поведения в природе.

  • Представление о многообразии природных сообществ как следствии разнообразия природных условий на поверхности планеты.

  • Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ.

  • Осознание роли Мирового океана на планете.

  • Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

  • Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

  • умение выделять главное в тексте.

  • овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

  • приобретение элементарных навыков работы с приборами.

  • умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

  • умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

  • грамотно формулировать вопросы.

  • устанавливать причинно - следственные связи.

  • самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

  • готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

  • освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

  • умение проводить элементарные исследования.

  • сравнивать и анализировать информацию, делать выводы,

Личностные УУД:

  • умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

  • умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

  • умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

  • осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

  • потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

  • умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

  • знание основных составляющих здорового образа жизни.

  • умение видеть прекрасное в природе.

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД:

  • умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

  • умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

  • развитие навыков самооценки и самоанализа.

  • развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

  • умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:

  • умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

  • умение работать в составе творческих групп.

  • умение обмениваться информацией с одноклассниками

  • умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

  • умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

  • овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Предметные результаты

  • Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

  • Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

  • Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

  • Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки

  • Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом

  • Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

  • Выделение существенных особенностей представителей царства живой природы и их роли в круговороте веществ.

  • Знание наличия различных способов общения между животными.

  • Знание особенностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных.

  • Знание основных способов размножения живых организмов.

  • Знание о значении гена и его местоположении в клетке.

  • Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека

  • Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.

  • Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.

  • Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.

  • Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных, правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

  • Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной, наземно – воздушной, почвенной, организменной сред и выявление приспособлений организмов к обитанию в них.

  • Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами.

  • Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов.

  • Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране.

  • Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи.

  • Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне.

  • Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.











Содержание программы

Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология); методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Основные образовательные идеи

Биология – наука о живой природе;

Биология располагает большим количеством разнообразных научно- исследователь-ских методов

Метапредметные умения

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно-следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умения объяснить:

Специфику биологии как науки;

Специфику методов биологических исследований

Умение определять:

Отличительные особенности биологических методов исследования;

Рациональность использования источников биологических знаний в конкретной учебной ситуации

Практические работы

Составление схемы наук о природе;

Организация, проведение наблюдений за домашними животными

Глава 1. Мир биологии (19 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарлз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи

Многообразие биологических наук;

Сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их многообразии, сис­теме органического мира, растениях, животных, грибах, бак­териях и лишайниках; процессы их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах;

Человек как биосоциальное существо, строение человечес­кого организма, процессы жизнедеятельности, особенности психических процессов, социальной сущности, роли в окружа­ющей среде.

Метапредметные умения

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно-следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умения объяснить:

Особенности клеточного строения;

Для чего классифицируют живые организмы;

Отличительные признаки живых организмов, как представителей разных царств живой природы;

Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

Процесс размножения и наследственности живых организмов;

Значение биологии в жизни человека, последствия его воздействия;

Необходимость здорового образа жизни;

Осознанное соблюдение основных принципов и правил отношения к живой природе;

Умение определять:

Отличительные особенности клеточного строения;

Отличительные особенности в классификации представителей двух царств: животных и растений, проводить классификацию;

Роль биологии в жизни человека и других живых организмов;

Приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных, правила поведения в природе;

И выделять эстетические достоинства объектов живой природы

Практические работы

Изучение устройства увеличительных приборов;

Знакомство с клетками растений;

Роль бактерий в природе + составить список правил позволяющих избежать заражение болезнетворными бактериями;

Роль плесневых грибов в природе + список приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воду Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ

Основные образовательные идеи

Знакомство и изучение об­щебиологических закономерностей

Метапредметные умения

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно-следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умения объяснить:

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах;

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды;

Какие организмы входят в состав природных сообществ, и каков характер их взаимоотноше­ний друг с другом и окружающей средой;

Многообразие живого мира нашей планеты.

Умение определять:

Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни;

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Примеры экологических факторов;

Приспособленность организмов к условиям своего обитания в данной среде. Приводить примеры;

Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь;

Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Приводить примеры.

Практические работы

Изучение приспособленности водных животных к среде обитания (на примере аквариумных рыбок)

Определение влажности почвы, механического состава почвы

Приспособленность животных к обитанию в почве (на примере дождевого червя)

Организмы – паразиты (на примере спорыньи, головни, фитофторы, повилики, аскариды)
























Тематическое планирование по биологии 5 класс

(1 час в неделю)

Тема урока

Кол-во часов



Дано

Сроки проведения

По

программе

Дано

Глава 1. Введение (2ч.)




1/1

Науки о природе. Входная диагностика. Практическая работа №1 «Составление схемы наук о природе»

1



2/2



Методы изучения природы. Практическая работа№2 «Организация, проведение наблюдений за домашними животными»

1



Глава 2. Мир биологии (19ч.)




1/3

Что изучает биология.

1



2/4

Из истории биологии. Практическая работа №3 «Изучение устройства увеличительных приборов»



1



3/5

Экскурсия в мир клеток. Практическая работа №4 «Знакомство с клетками растений»


1



4/6

Как классифицируются организмы


1



5/7

Живые царства. Бактерии. Практическая работа №5 «Роль бактерий в природе»

1



6/8

Живые царства. Грибы. Практическая работа №6 «Роль плесневых грибов в природе»

1



7/9

Живые царства. Растения.


1



8/10

Живые царства. Животные.

1



9/11

Жизнь начинается.


1



10/12

Жизнь продолжается.

1



11/13

Почему дети похожи на родителей.


1



12/14

Нужны все на свете.

1



13/15

Как животные общаются между собой


1



14/16

Биология и практика

1



15/17

Биологи защищают природу.

1



16/18

Растения и животные Красной книги Ульяновской области

1



17/19

Биология и здоровье


1



18/20

Живые организмы и наша безопасность


1



19/21

Мир биологии. Обобщение знаний.

1



Глава 3. Организм и среда обитания (14ч.)




1/22

Водные обитатели. Практическая работа №7 «Изучение приспособленности водных животных к среде обитания»

1



2/23

Между небом и землей.


1



3/24

Кто в почве живет. Практическая работа №8 «Приспособленность животных к обитанию в почве»


1



4/25

Кто живет в чужих телах. Практическая работа №9 «Организмы – паразиты»


1



5/26

Экологические факторы. Абиотические


1



6/27

Экологические факторы: биотические и антропо­генные.


1



7/28

Природные сообщества.

1



8/29

Жизнь в Мировом океане.

1



9-10/

30-31





Путешествие по материкам

2



11/32

Организм и среда обитания. Обобщение знаний

1



12/33

Выходная диагностика

1



13-14/

34-35

Обобщение курса «Введение в биологию

2