Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Восяховская средняя общеобразовательная школа «Образовательный Центр»
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»
основного общего образования
5-9 классы, базовый уровень
Разработано Н.П.Коневой,
учителем истории и обществознания
первой квалификационной категории
2017 год
с.Восяхово
1.Аннотация.
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Сроки реализации программы – 5 лет.
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд. 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Цели изучения курса «Обществознания»
Знание о человеке и обществе, особенностях общественных сфер (экономической, социальной, политико-правовой и духовной), о социальных ролях, социальных отношений и их способов регулирования, о видах деятельности, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизни и деятельности граждан, государственных органов и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. Формирование гражданственности, свободной и социально ответственной личности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащийся только начинает систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), имеющего пропедевтический характер, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. Данный этап ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностные
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные
познавательные
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовые
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Критерии оценивания предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебного предмета в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объёме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно её раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- не увидел проблему, не смог её сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
3. Содержание программы с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
5 класс (35 ч)
Организационный модуль (2 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (5 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность. Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум: Человек
Тема 2. Семья. (6 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум: Семья
Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Практикум: Школа
Тема 4. Труд (5 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум: Труд
Тема 5. Родина (9 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум: Родина
Итоговый модуль (2 ч). Повторение и обобщение курса.
Итоговое контрольное тестирование
6 класс.
Организационный модуль (1 ч.) Повторение курса за 5 класс
Тема 1. Человек в социальном измерении (13 ч.)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Тема 2. Человек среди людей (10 ч.)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Тема 3. Нравственные основы жизни (8 ч.)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение (2ч.) Повторение и обобщение. Итоговое тестирование
Резерв (1ч.)
7 класс (35 ч)
Организационный модуль. (1) Повторение курса за 6 класс
Тема 1. Человек и закон (13 ч) Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Практикум: Конституция РФ
Практикум: Человек и закон
Тема 2. Человек и экономика (14 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Практикум: Человек и экономика
Тема 3. Человек и природа (5 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Практикум: человек и природа
Итоговое повторение. Итоговый контроль - 2 часа
Резерв – 1 час.
8 класс (35 часов)
Организационный модуль (1ч) Повторение курса за 7 класс
Тема 1. Личность и общество (7 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Практикум: Личность и общество
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Практикум:Сфера духовной культуры
Тема 3. Социальная сфера (4 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум: социальная сфера
Тема 4. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Практикум: экономика
Итоговое обобщение (2ч.) Повторение и обобщение курса. Итоговое тестирование
9 класс (34 часа)
Тема 1. Политика (11 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Практикум: политика
Тема 2. Право (21 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Практикум: право
Итоговое обобщение (2 ч.) Повторение и обобщение курса. Итоговое тестирование
Формы организации познавательной деятельности обучающихся в 5-9 классах:
Индивидуально-обособленная форма.
Фронтальная форма познавательной деятельности.
Групповая форма организации познавательной деятельности.
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.
Применение современных образовательных технологий обеспечивает личностных и метапредметных результатов обучения. На уроках используются технологии:
проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
Возможные темы проектов.
Возможен стенд, плакат, постер, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мое село — село для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего района и округа (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга — кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.
14. Моя семья- малая группа
15. Роли и статусы личности в группе.
16. Как улучшить жизнь моего поселка?
17. Собственность –это благо или бремя?
18. Улучшим экологию нашего поселка
19.Учимся защищать свои права потребителя
20. Основные принципы конституционного строя Российской Федерации
21. Политические партии и их лидеры
22. Сильная личность
4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс. (35 часов годовых, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Вводное занятие | 2 |
1-2 | Что такое обществознание | 2 |
| Человек | 5 |
3 | Загадка человека | 1 |
4-5 | Отрочество - особая пора в жизни | 2 |
6 | Учимся общаться | 1 |
7 | Практикум по теме Человек | 1 |
| Семья | 6 |
8 | Семья и семейные отношения. | 1 |
9 | Семейное хозяйство. | 1 |
10 | Учимся помогать вести семейное хозяйство. | 1 |
11 | Свободное время. | 1 |
12 | Учимся распределять своё время | 1 |
13 | Практикум по теме Семья | 1 |
| Школа | 6 |
14 | Образование в жизни человека. | 1 |
15 | Образование и самообразование | 1 |
16 | контрольная работа | 1 |
17 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 |
18 | Учимся жить дружно в классе | 1 |
19 | Практикум по теме: Школа. Тестирование | 1 |
| Труд | 5 |
20 | Труд - основа жизни | 1 |
21 | Учимся трудиться и уважать труд | 1 |
22 | Труд и творчество | 1 |
23 | Учимся творчеству | 1 |
24 | Практикум | 1 |
| Родина | 9 |
25 | Наша Родина -Россия | 1 |
26-27 | Государственные символы России | 2 |
28 | Гражданин- Отечества достойный сын | 1 |
29 | Права и обязанности граждан РФ | 1 |
30 | Юные граждане России | 1 |
31 | Мы многонациональный народ | 2 |
32 | Практикум по теме: Родина | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа | 2 |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
35 | Повторение и обобщение. Работа над ошибками | 1 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
6 класс. (35 часов годовых, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Введение. | 1 |
1 | Повторение курса за 5 класс | 1 |
| Человек в социальном измерении | 13 |
2 | Человек - личность | 1 |
3 | Индивид. Индивидуальность. Личность | 1 |
4 | Входная контрольная работа | 1 |
5-6 | Человек познает мир | 2 |
7-8 | Человек и его деятельность | 2 |
9-10 | Потребности человека | 2 |
11-12 | На пути к жизненному успеху | 2 |
13 | Повторение и обобщение по теме: «Человек в социальном измерении» | 1 |
14 | Практикум по теме: «Человек в социальном измерении» | 1 |
| Человек среди людей | 10 |
15-16 | Межличностные отношения | 2 |
17-18 | Человек в группе | 2 |
19-20 | Общение | 2 |
21-22 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
23 | Повторение и обобщение по теме Человек среди людей | 1 |
24 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 1 |
| Нравственные основы жизни | 8 |
25-26 | Человек славен добрыми дела | 2 |
27-28 | Будь смелым | 2 |
29 | Человек и человечность | 2 |
30 | Повторение и обобщение по теме: «Нравственные основы жизни» | 1 |
31 | Практикум по теме Нравственные основы жизни | 1 |
| Итоговое повторение | 4 |
32-33 | Повторение и обобщение курса за 6 класс. | 2 |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
35 | Резерв | 1 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
7 класс. (35 часов годовых, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| вводное занятие | 1 |
1 | Человек и общество. Повторение курса за 6 класс | 1 |
| Человек и закон | 13 |
2 | Что значит жить по правилам | 1 |
3 | Входная контрольная работа | 1 |
4-5 | Права и обязанности граждан | 2 |
6-7 | Почему важно соблюдать законы | 2 |
8 | Защита Отечества | 1 |
9-10 | Для чего нужна дисциплина | 2 |
11-12 | Виновен - отвечай | 2 |
13 | Кто стоит на страже закона | 1 |
14 | Человек и закон. Практикум | 1 |
| Человек и экономика | 14 |
15 | Экономика и ее основные участники | 1 |
16 | Мастерство работника | 1 |
17-18 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 |
19-20 | Виды и формы бизнеса | 2 |
21-22 | Обмен, торговля, реклама | 2 |
23-24 | Деньги, их функции | 2 |
25 | Экономика семьи | 1 |
26 | Практикум по теме: Человек и экономика | 1 |
27 | Тест по теме: Человек и экономика | 1 |
28 | Человек и экономика. Обобщение | 1 |
| Человек и природа | 5 |
29-30 | Взаимодействие человека на природу | 2 |
31 | Охранять природу- значит охранять жизнь | 1 |
32 | Закон на страже природы | 1 |
33 | Практикум по теме: «Человек и природа» | 1 |
| Итоговая контрольная работа | 2 |
34 | Итоговое обобщение | 1 |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс. (35 часов годовых, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Вводное занятие. | 1 |
1 | Что такое обществознание | 1 |
| Личность и общество | 7 |
2 | Что делает человека человеком | 1 |
3 | Человек, общество, природа | 1 |
4 | Входная контрольная работа | 1 |
5 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
6 | Развитие общества | 1 |
7 | Как стать личностью | 1 |
8 | Практикум по теме: Личность и общество | 1 |
| Сфера духовной культуры | 8 |
9 | Сфера духовной жизни | 1 |
10 | Мораль | 1 |
11 | Долг и совесть | 1 |
12 | Моральный выбор - это ответственность | 1 |
13 | Образование | 1 |
14 | Наука в современном обществе | 1 |
15 | Религия как одна из форм культуры | 1 |
16 | Практикум по теме: Сфера духовной жизни | 1 |
| Социальная сфера | 4 |
17 | Социальная структура общества | 1 |
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
19 | Отклоняющееся поведение | 1 |
20 | Практикум по теме: Социальная сфера | 1 |
| Экономика | 13 |
21 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 |
22 | Главные вопросы экономики | 1 |
23 | Собственность | 1 |
24 | Рыночная экономика | 1 |
25 | Производство - основа экономики | 1 |
26 | Предпринимательская деятельность | 1 |
27 | Роль государства в экономике | 1 |
28 | Распределение доходов | 1 |
29 | Потребление | 1 |
30 | Инфляция и семейная экономика | 1 |
31 | Безработица ее причины и последствия | 1 |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
33 | Практикум по теме: Экономика | 1 |
| Итоговое обобщение | 2 |
34 | Итоговое обобщение курса | 1 |
35 | Контрольная работа | 1 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
9 класс. (35 часов годовых, 1 час в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов |
| Раздел 1. Политика | 11 |
1- 2 | Политика и власть | 2 |
3 | Государство | 1 |
4- 5 | Политические режимы | 2 |
6 | Правовое государство | 1 |
7 | Гражданское общество и государство | 1 |
8 | Участие граждан в политической жизни | 1 |
9-10 | Политические партии и движения | 2 |
11 | Практикум к главе 1 | 1 |
| Раздел 2. Право (22 часа) | 21 |
12 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 |
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
15 | Правоохранительные органы | 1 |
16-17 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | 2 |
18-19 | Права и свободы человека и гражданина | 2 |
20-21 | Гражданские правоотношения | 2 |
22-23 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 |
24-25 | Семейные правоотношения | 2 |
26 | Административные правоотношения | 1 |
27-28 | Уголовно-правовые отношения | 2 |
29 | Социальные права | 1 |
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
32 | Практикум к главе 2 | 1 |
| Итоговое повторение | 2 |
33 | Итоговое повторение | 1 |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «обществознание». Интернет-ресурсы.
Учебные пособия:
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2015.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 208 с.
Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 111 с.
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2016.
Коваль Т.В. Тесты по обществознанию: 6 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.В. Коваль. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 240 с.
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 159 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Коваль Т.В. Тесты по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Т.В. Коваль. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 255 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 304 с.
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 207 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е., Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.В Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И., Кинкулькин А.Т. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.constitution.ru/
Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» http://www.hro.org
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации http://www.gdezakon.ru/
Правовая база данных «Гарант» http://www.garant.ru
Правовая база данных «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru
Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти www.gov.ru
«Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом. http://www.uznay-prezidenta.ru/
Сайт министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru
Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. http://danur-w.narod.ru/
Энциклопедии. Словари. Справочники. http://www.aonb.ru/iatp/guide/spravmain.html