Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______2015г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.Ф.Вольф «____» ________ 20__г | Утверждаю: Директор школы ________З.И.Петрова Приказ № ______ от ______ 20__ |
Рабочая программа по биологии
6 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
Пасечник В.В., В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. Биология 5-9 классы: программа основного общего образования. Г.М.Пельдяева. М. – Дрофа, 2012г |
Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений» // В.В. Пасечник. М. – Дрофа, 2012 г
Составитель: учитель 1квалификационной категории Кормакова Е.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология .5-9 классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Программа рассчитана на 35ч. в год (1 час в неделю).
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых на итоговый контроль.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2012.
Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, сейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования.
Требования к уровню освоения обучающимися программы биология в 6 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 6 классе отражают достижения:
Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметных результатов: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметных результатов: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Место предмета в базисном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается в 6 классе -35часов (1 час в неделю)
Учебно - методическое обеспечение
Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.
Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2013 г.
Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.
Дополнительная литература для учителя:
1.Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001
2.Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998
3.Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001
4.Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
5.Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008
6.Красная книга Омской области. Н.Н. Воронцов,Л.Н. Сухорукова . Эволюция органического мира. – М; «Просвещение» 1991
7.Биологический эксперимент в школе. –М; «Просвещение» 1991.
8.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996
9.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004
10.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
11.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
12.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
13.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
14.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
15. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
Учебно-тематический план 6 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Лабораторно-практические работы | Обобщающие и контрольные работы |
1 | Строение покрытосеменных растений | 14+1 рез | 12 | 1 |
2 | Жизнь растений | 10 | 3 | |
3 | Классификация растений | 6 | | 1 |
4 | Природные сообщества | 3+1рез. | | 1 |
| Итого | 33+2рез. | | |
Содержание предмета
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) +1 рез.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)+1 рез.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени — 2 часа.
Календарно – тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Форма контроля | Основное содержание темы, термины и понятия | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | |
предметные | метапредметные УУД | личностные | Д\З | дата |
Ученик научится / Ученик получит возможность научиться |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)+ 1 рез. | | |
1 | Строение семян двудольных растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | л/р №1 Изучение строения семян двудольных растений | Строение семян Особенности строения семян двудольных растений | Ученик научится: Определять понятия «двудольные и однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»; функции корня, виды стержневой системы; определять понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни»; Ученик получит возможность научиться — различать и описывать органы цветковых растений; — объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; — изучать органы растений в ходе лабораторных работ; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | §1 | |
2 | Строение семян однодольных растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа№2 Изучение строения семян однодольных растений | Особенности строения семян однодольных растений | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | §1 | |
3 | Виды корней. Типы корневых систем Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. | Познавательные УУД: Анализируют виды корней и типы корневых систем Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает, | §2 | |
4 | Строение корней Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски | Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. проведения». | Ученик научится: Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона | Познавательные УУД: . умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря Коммуникативные УУД умение работать в составе групп | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | §3 | |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | | Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней дыхательные корни». | Ученик научится: Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные; Ученик получит возможность научиться Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами; | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | §4 | |
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа№5 Строение почек. Расположение почек на стебле | Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. | Ученик научится: Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Ученик получит возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. Регулятивные УУД: Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе | §5 | |
7 | Внешнее строение листа Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа№6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. | Ученик научится: Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное Регулятивные УУД: Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его | Эстетическое восприятие природы | §6 | |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторные работы №7 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. | Ученик научится: Определять понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: . Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное Регулятивные УУД: Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты Коммуникативные УУДУ умеют слушать и слышать друг друга | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | §7,8 | |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа №8 Внутреннее строение ветки дерева | Строение стебля. Многообразие стеблей | Ученик научится: определять понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». | Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | формирование бережного отношения к окружающей природе | §9 | |
10 | Видоизменение побегов Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа №9 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Строение и функции видоизмененных побегов | Ученик научится: Определять понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | §10 | |
11 | Цветок и его строение. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа №10 Изучение строения цветка | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. | Ученик научится: Определять понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Ученик получит возможность научиться: Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: : умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Эстетическое восприятие природы | §11 | |
12 | Соцветия. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа №11 Ознакомление с различными видами соцветий | Виды соцветий. Значение соцветий | Ученик научится: Оформлять результаты лабораторной работы в тетради. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Эстетическое восприятие природы | §12 | |
13 | Плоды и их классификация. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа №12 Ознакомление с сухими и сочными плодами | Строение плодов. Классификация плодов. | Ученик научится: Определять понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Ученик получит возможность научиться: Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | Познавательные УУД: Знакомятся с классификацией плодов Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды Коммуникативные УУД Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья | §13 | |
14 | Распространение плодов и семян. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | | Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения | Ученик научится: Работать с текстом и иллюстрациями учебника Ученик получит возможность научиться: Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | Познавательные УУД: Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | §14 | |
15 | Контрольная работа по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений. Тест в формате ГИА Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний Ученик получит возможность научиться: оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами | Учатся применять полученные на уроке знания на практике | | |
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) |
16 | Минеральное питание растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Устный опрос | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. | Ученик научится: Определять понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Ученик получит возможность научиться: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды | §15 | |
17 | Фотосинтез. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | тест | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.. | Ученик научится: Объяснять роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза Ученик получит возможность научиться: Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего | Познавательные УУД: .Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | §16 | |
18 | Дыхание растений Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | | «транспирация», «устьица» | Ученик научится: Описывать дыхание растений, его сущность Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Ученик получит возможность научиться: | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки дыхания Регулятивные УУД: Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | §17 | |
19 | Испарение воды растениями. Листопад. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | тест | Листопад, условия, влияющие на испарение, значение испарения | Ученик научится: Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | Познавательные УУД: Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | §18 | |
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа №13 Передвижение веществ по побегу растения | Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений | Ученик научится: Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений Выполнять лабораторную работу под руководством учителя. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Регулятивные УУД: Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Коммуникативные УУД Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | §19 | |
21 | Прорастание семян. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа №14 Определение всхожести семян растений и их посев | Роль семян в жизни растений.. | Ученик научится: Определять условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | Познавательные УУД: . Объясняют роль семян в жизни растений Регулятивные УУД: Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Коммуникативные УУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | §20 | |
22 | Способы размножения растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Устный опрос | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. | Ученик научится: Раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Ученик получит возможность научиться: Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли | Познавательные УУД: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Коммуникативные УУД | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | §21 | |
23 | Размножение споровых растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Работа с карточками | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». | Ученик научится: Характеризовать размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений Ученик получит возможность научиться: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Познавательные УУД: Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету | §22 | |
24 | Размножение семенных растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | тест | Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Ученик научится: Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Ученик получит возможность научиться: Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. | Познавательные УУД: Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | §23,24 | |
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Лабораторная работа№15 Вегетативное размножение комнатных растений | Способы вегетативного размножения. | Ученик научится: Определять понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами; Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием | Познавательные УУД: Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы | §25 | |
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) |
26 | Систематика растений. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Устный опрос | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений | Ученик научится: Определять понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Ученик получит возможность научиться: Обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений | Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений | §26 | |
27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Устный опрос | Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные; Ученик получит возможность научиться: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении | Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | §27 | |
28 | Семейства Пасленовые и Бобовые. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Устный опрос | Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые; Ученик получит возможность научиться: Работть по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | §28 | |
29 | Семейство Сложноцветные. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Устный опрос | Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейства Сложноцветные; Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | §28 | |
30 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Устный опрос | Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные | Ученик научится: Выделять основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные; Ученик получит возможность научиться: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД умение работать в составе творческих групп | Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | §29 | |
31 | Важнейшие сельскохозяйственные растения. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Защита проектов | Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком | Ученик научится: Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями, Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, | §30 | |
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) +1 рез. |
32 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | текущий | Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе | Ученик научится: Определять понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».; Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: . Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | §31 | |
33 | Развитие и смена растительных сообществ. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Экскурсия Природное сообщество и человек | Правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания | Ученик научится: Определять понятие «смена растительных сообществ» Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: Смена растительных сообществ. Типы растительности родного края Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет) | Узнавать и различать растения различных экологических групп | §32 | |
34 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Омской обасти» | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Ученик научится: Определять понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».; Ученик получит возможность научиться: Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | Познавательные УУД: Обсуждают отчет по экскурсии Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Выбирают задание на лето | формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; | § | |
35 | Итоговый контроль знаний за год | 1 | Подведение итогов за год. Летние задания | применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; | Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; | итоговый | Тестовая контрольная работа | Летние задания | |