Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Золотухинская основная общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области.
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор школы
Протокол № 2 ____________М.Н. Монастырёва
от « 30» августа 2015г. Приказ №
от « 30 » августа 2015г.
Рабочая программа
по физической культуре
для 6 класса.
Составитель:
Учитель физической культуры
Баландина Елена Дмитриевна
Категория первая
Дата составления 29.08.2015г.
Подпись_______________
Содержание программы
1. Пояснительная записка_____________________________________ 3
2.Основное содержание программы____________________________8
3. Учебно-тематический план__________________________________ 10
4. Календарно-тематическое планирование_______________________11
5. Учебно-методический комплекс_______________________________15
6. Список литературы__________________________________________16
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010г.) в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры.
Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет и на его преподавание отводится 102 часа в год, при трехразовых занятиях в неделю.
Рабочая программа создана на основе основных разделов физической культуры: теория, гимнастика (с элементами акробатики), легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка с учетом материально-технической базы учебного учреждения. Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Большой удельный вес приходится на организацию и проведение занятий на свежем воздухе. Содержание данного календарно – тематического планирования при 3 (трех) учебных занятиях в неделю и 105ч в год основного общего образования по физической культуре, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого обучающего.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания программного материала, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, возможностей материальной физкультурно – спортивной базы школы, включена дифференцированная (вариативная) часть физической культуры. Она направлена на изучение раздела «Спортивные игры» (футбол, баскетбол, лапта). Программа составлена на основе спортивно-материальной базе школы.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания обучающихся 6 классов
Решение задач физического воспитания направленно на:
содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Требования к уровню физической подготовленности обучающихся
В результате изучения предмета «Физическая культура» обучающийся 6 класса основной школы должен:
знать/понимать
— роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
— основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
— способы закаливания организма .
уметь
— составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
— выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
— выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;
— осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
— соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
— осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
Демонстрировать физические способности:
- скоростные;
- силовые;
- скоростно-силовые; выносливости, гибкости, координации.
Уровень физической подготовленности
№ п/п | Контрольное упражнение (тест) | Возраст (лет) | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Бег на 30 м (сек.) | 12 13 | 6,0 5,9 | 5,8–5,4 5,6–5,2 | 4,9 4,8 | 6,2 6,3 | 6,0–5,4 6,2–5,5 | 5,0 5,0 |
2 | Челночный бег 3 по10 м (сек.) | 12 13 | 9,3 9,3 | 9,0–8,6 9,0–8,6 | 8,3 8,3 | 10,0 10,0 | 9,6–9,1 9,5–9,0 | 8,8 8,7 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 12 13 | 145 150 | 165–180 170–190 | 200 205 | 135 140 | 155–175 160–180 | 190 200 |
4 | 6 минутный бег (м) | 12 13 | 950 1000 | 1100–1200 1150–1250 | 1350 1400 | 750 800 | 900–1050 950–1100 | 1150 1200 |
5 | Наклон вперед из положения сидя, см | 12 13 | 2 2 | 6-8 5-7 | 10 9 | 4 5 | 9-11 10-12 | 16 18 |
6 | Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из положения лежа (девочки), кол-во раз |
12 13 |
1 |
4-6 5-6 |
7 8 |
4 5 |
11-15 12-15 |
20 19 |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по физической культуре
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Оценка «5»
За выполнение, в котором движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. Чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив.
Оценка «4»
За тоже выполнение, если: при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.
Оценка «3»
За выполнение, в котором двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.
Оценка «2»
За выполнение, в котором движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.
Критерии и нормы оценки уровня физической подготовленности учащихся
Оценка «5»
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.
Оценка «4»
Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.
Оценка «3»
Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.
Оценка «2»
Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.
2.Основное содержание программы
Каждый из практических разделов рабочей программы составлен в соответствии с задачами обучения и имеет единую структуру: теоретические сведения по виду спорта, умения, навыки, составляющие содержание обучения, упражнения для развития двигательных качеств и навыков, требования к учащимся.
Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности. Теория изучается на уроках, лекциях при прохождении материала соответствующего раздела программы. Методы сообщения теоретических знаний определяют учитель. При изучении вопросов теории используется учебник «Физическая культура», программно-методический материал.
Уроки легкой атлетики направлены на закрепление основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы. Продолжается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить гимназистов проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.
В разделе «Спортивные игры» в 6 классе продолжается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр баскетбола и волейбола. Обучение сложной технике игр основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным развитием ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, способность к согласованию отдельных действий и др.) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных). Спортивные игры благоприятно влияют на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств. На учебных занятиях закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико – тактических взаимодействий в нападении и защите.
Гимнастика с основами акробатики. Начиная с 6 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при дозировке гимнастических упражнений. После овладения от дельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках. Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма
Лыжная подготовка посвящена изучению поперечного двухшажного и одновременного бесшажных ходов. Подъем "елочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции до 3 км без учета времени. В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2- 3 км (вкатывание).Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих во время выполнения занятий. Переход с хода на ход, тренировка комбинированных ходов, формирование правильного дыхания.
3. Учебно-тематический план по физической культуре в 6 классе
Виды программного материала | четверть кол-во часов | 1 | 2 | 3 | 4 |
Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
Базовая часть | 75 | | | | |
Лёгкая атлетика | 21 | 11 | - | - | 12 |
Спортивные игры (волейбол) | 10 | 10 | - | - | - |
Спортивные игры (баскетбол) | 8 | - | - | 8 | |
Гимнастика с элементами акробатики | 18 | - | 18 | - | - |
Лыжная подготовка | 18 | - | 3 | 15 | - |
Вариативная часть | 27 | | | | |
с элементами баскетбола | 7 | | | 7 | - |
с элементами лапты | 10 | 6 | - | - | 4 |
с элементами футбола | 11 | - | - | - | 11 |
Всего | 105 | 27 | 21 | 30 | 27 |
4. Календарно-тематический план
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата | примечание |
план | факт |
1. | Лёгкая атлетика (11ч) | Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетике. Спринтерский бег. | 1 | | | |
2. | Спринтерский бег | 1 | | | |
3. | Бег 60 метров (зачёт) | 1 | | | |
4. | Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега. | 1 | | | |
5. | Прыжки в длину с разбега. | 1 | | | |
6. | Прыжки в длину с разбега ( зачёт) | 1 | | | |
7. | Метание мяча на дальность. | 1 | | | |
8. | Метание мяча на дальность. | 1 | | | |
9. | Метание мяча на дальность( зачёт) | 1 | | | |
10. | Бег в равномерном темпе. | 1 | | | |
11. | Бег 1500м(зачёт). | 1 | | | |
12. | Лапта( 6ч) | Инструктаж по технике безопасности на уроках лапты. Правила игры в лапту. | 1 | | | |
13. | Подачи и удары по мячу. | 1 | | | |
14. | Ускорения и пробежки. | 1 | | | |
15. | Осаливание и самоосаливание. | 1 | | | |
16. | Ловля мяча с лёта. | 1 | | | |
17. | Учебная игра. | 1 | | | |
18. | Волейбол(10ч) | Инструктаж по технике безопасности на уроках волейбола. Стойка игрока и перемещения. | 1 | | | |
19. | | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. | 1 | | | |
20. | | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. | 1 | | | |
21. | | Передача мяча над собой. Тоже через сетку. | 1 | | | |
22. | | Передача мяча над собой. Тоже через сетку. | 1 | | | |
23. | | Нижняя прямая подача через сетку. | 1 | | | |
24. | | Нижняя прямая подача через сетку. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. | 1 | | | |
25. | | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | 1 | | | |
26. | | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из освоенных элементов: прием, передача, удар. | 1 | | | |
27. | | Тактика свободного нападения. Игра по упрощённым правилам. | 1 | | | |
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | При меча ние |
план | факт |
28. | Гимнастика с элементами акробатики (18ч) | Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастике. Строевые упражнения. | 1 | | | |
29. | Два кувырка слитно. Строевые упражнения. | 1 | | | |
30. | Два кувырка слитно. Строевые упражнения. | 1 | | | |
31. | Два кувырка слитно. Строевые упражнения. | 1 | | | |
32. | Мост из положения стоя с помощью. | 1 | | | |
33. | Мост из положения стоя с помощью. | 1 | | | |
34. | Акробатическое соединение. | 1 | | | |
35. | Акробатическое соединение | 1 | | | |
36. | Акробатическое соединение | 1 | | | |
37. | Акробатическое соединение | 1 | | | |
38. | Акробатическое соединение (зачёт) | 1 | | | |
39. | Опорный прыжок: прыжок ноги врозь | 1 | | | |
40. | Опорный прыжок: прыжок ноги врозь | 1 | | | |
41. | Опорный прыжок: прыжок ноги врозь | 1 | | | |
42. | Опорный прыжок: прыжок ноги врозь | 1 | | | |
43. | Опорный прыжок: прыжок ноги врозь (зачёт) | 1 | | | |
44. | Поднимание туловища за 30 секунд | 1 | | | |
45. | Поднимание туловища за 30 секунд ( зачёт) | 1 | | | |
46. | Лыжная подготовка (18ч) | Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Одновременный двухшажный ход. | 1 | | | |
47. | | Одновременный двухшажный ход. | 1 | | | |
48. | Одновременный двухшажный ход. | 1 | | | |
|
49. | | Одновременный двухшажный ход. | 1 | | | |
50. | Бесшажный ход. | 1 | | | |
51. | Бесшажный ход. | 1 | | | |
52. | Бесшажный ход. | 1 | | | |
53. | Бесшажный ход. | 1 | | | |
54. | Подъём « ёлочкой». | 1 | | | |
55. | Подъём « ёлочкой». | 1 | | | |
56. | Торможение и поворот упором. | 1 | | | |
57. | Торможение и поворот упором. | 1 | | | |
58. | Торможение и поворот упором. | 1 | | | |
59. | Торможение и поворот упором. | 1 | | | |
60. | Прохождение дистанции 3,5км. | 1 | | | |
61. | | Прохождение дистанции 3,5км. | 1 | | | |
62. | Прохождение дистанции 3,5км. | 1 | | | |
63. | | Лыжные гонки ( зачёт). | 1 | | | |
64. | Баскетбол (15ч) | Инструктаж по технике безопасности на уроках баскетбола. Стойка игрока. | 1 | | | |
65. | | Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. | 1 | | | |
66. | | Остановка двумя шагами. | 1 | | | |
67. | | Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из освоенных элементов. | 1 | | | |
68. | | Ловля и передача мяча двумя руками от груди. | 1 | | | |
69. | | Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника. | 1 | | | |
70. | | Ведение мяча в низкой стойке, средней и высокой. | 1 | | | |
71. | | Ведение мяча на месте, в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. | 1 | | | |
72. | | Ведение мяча без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. | 1 | | | |
73. | | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ловли, после ведения). | 1 | | | |
74. | | Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов. | 1 | | | |
75. | | Тактика свободного нападения. | 1 | | | |
76. | | Нападение быстрым прорывом. Позиционное нападение. | 1 | | | |
77. | | Взаимодействие двух игроков « отдай мяч и выйди». | 1 | | | |
78. | | Игра по упрощённым правилам. | 1 | | | |
|
79. | Русская лапта( 4ч) | Подачи и удары по мячу. Учебная игра. | 1 | | | |
80. | Ускорения и пробежки. Учебная игра. | 1 | | | |
81. | Осаливание и самоосаливание. Учебная игра. | 1 | | | |
82. | Ловля мяча с лёта. Учебная игра. | 1 | | | |
83. | Лёгкая атлетика ( 12ч) | Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетике. Кросс до 15 минут | 1 | | | |
84. | | Кросс . | 1 | | | |
85. | | Спринтерский бег | 1 | | | |
86. | | Бег 60 метров (зачёт) | 1 | | | |
87. | | Прыжки в длину с разбега | 1 | | | |
88. | | Прыжки в длину с разбега | 1 | | | |
89. | | Прыжки в длину с разбега | 1 | | | |
90. | | Прыжки в длину с разбега (зачёт) | 1 | | | |
91. | | Метание мяча на дальность | 1 | | | |
92. | | Метание мяча на дальность | 1 | | | |
93. | | Метание мяча на дальность | 1 | | | |
94. | | Метание мяча на дальность ( зачёт) | 1 | | | |
95. | Футбол (11ч) | Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой. | 1 | | | |
96. | | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. | 1 | | | |
97. | | Удары по воротам указанным способами на точность ( меткость) попадание в цель. | 1 | | | |
98. | | Вырывание и выбивание мяча. Игра вратаря. | 1 | | | |
99. | | Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар, остановка, удар по воротам, техника перемещения. | 1 | | | |
100. | | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение. | 1 | | | |
101. | | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение. | 1 | | | |
102. | | Нападение в игровых заданиях с атакой и без атаки на ворот. | 1 | | | |
103. | | Нападение в игровых заданиях с атакой и без атаки на ворот. | | | | |
104. | | Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. | | | | |
105. | | Игра по упрощённым правилам | | | | |
5.Учебно-методический комплекс
Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2010 г.
Лях В.И. Мой друг – физкультура: / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2009.
Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура : учебник для учащихся 1-2 классов начальной школы./ Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Сайты:
http://www.standart.edu.ru
http://www.vgf.ru
6.Список литературы
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010г.
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО зам. директора по УВР
учителей ГМЦ _________Н.П.Карпова
Протокол №____ «_____» августа 2014г.
«_____»августа 2014г.
Руководитель МО
____________Е.Л. Золотухина