8 классе - Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
В.И. Пискарев История Татарстана (XIXвек) Казань “Хәтер”2005
В учебном плане отведено не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века - 28 часа. История России с древнейших времен до конца ХIX в.- 40 и История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XIX в. комбинированно с историей России
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Сроки реализации рабочей программы 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, при 2 часах в неделю.
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс».Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг. Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи. Европа и мир накануне Первой мировой войны. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже 19-20 века. Начало борьбы за передел мира Технический прогресс и развитие научной картины мира в 19 в. Культурное наследие 19-начала 20 века. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Культурное наследие 19-начала 20 века. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Наш край в первой половине 19 века. Казанская губерния в 1801-1860 годах: социально- экономическое развитие губернии. Край в Отечественной войне 1812 г. Декабристы. Культура края в первой половине 19 века. Казанская губерния в пореформенный период: крестьянская реформа 60-х г.г.: надежды и разочарования. Социально-экономическое развитие Казанской губернии в пореформенной период. Общественное движение 70-90-х г.г. Наш край во второй половине 19 века. Развитие нашего края во второй половине 19 века. Татарское национальное движение. Наука, образование, культурная жизнь края во второй половине 19 века. Итоговое повторение по курсу история.
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
№ п/п | Тема раздела, урока | | |
| |
1 | Введение. Индустриальная революция | Называть хронологические рамки нового времени, объяснять новые понятия, называть и сравнивать черты традиционного и индустриального общества | | |
Тема 1. Становление индустриального общества |
2 | Индустриальное общество | Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников | | |
3 | Индустриальное общество | Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников | | |
4 | Наука в XIX веке | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки | | |
5 | Искусство XIX века | Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры | | |
6 | Либералы, консерваторы, социалисты | Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи | | |
7 | Либералы, консерваторы, социалисты | Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи | | |
8 | Индустриальное общество: рассвет. Подведем итоги | Рассказывать о изобретениях и открытиях, их влиянии на повседневную жизнь людей. | | |
Тема 2. Строительство новой Европы |
9 | Образование наполеоновской империи (11 пар) | Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом | | |
10 | Падение империи Наполеона. Венский конгресс (12 пар) | Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | | |
11 | Англия в первой половине XIX в. | Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом | | |
12 | Франция: от революции 1830 г. к новому политическому кризису | Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания | | |
13 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно- следственные связи | | |
14 | Германия: на пути к единству | Называть причины необходимости объединения Германии. Называть этапы борьбы за объединение. Давать характеристику деятельности «железного канцлера» | | |
15 | Италия в первой половине XIX в. (17пар) | Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей | | |
16 | Франко-прусская война. Парижская коммуна ( 18 пар) | Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений | | |
17 | Новая Европа XIX в. (подведем итог) | | | |
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества |
18 | Германская империя в конце XIX-начале ХХ в. Борьба за место под солнцем | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии | | |
19 | Великобритания: конец Викторианской эпохи | Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | | |
20 | Третья республика во Франции | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | | |
21 | Италия: время реформ и колониальных захватов | Рассказывать о развитии страны после объединения, этапах развития модернизации. Давать оценку роли государства в процессе индустриализации. | | |
22 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса (подведем итог) | Называть причины крушения империи Габсбургов, рассказывать о событиях, приведших к началу Первой мировой войны | | |
Тема 4. Две Америки |
23 | США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | Сравнивать разницу в развитии Севера и Юга, называть этапы Гражданской войны, давать оценку отмене рабства. Называть причины быстрого экономического развития, признаки монополистического капитализма, особенности политического развития. Характеризовать этапы включения США в мировую политику | | |
24 | Латинская Америка в XIX-начале XX в.: время перемен | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона | | |
Тема 5. Традиционные общества XIX века: новый этап колониализма |
25 | Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики. Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу | | |
26 | Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка | Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь делать сообщения. Рассказывать об особенностях развития африканских государств, причинах их завоевания европейскими странами. Назвать этапы борьбы за независимость. | | |
27 | Международные отношения в конце XIX-начале XX вв | Давать характеристику международным отношениям рубежа 19-20 вв. называть противоречия, приведшие к Первой мировой войне. Называть военно-политические блоки, давать оценку факту их создания. | | |
28 | Урок обобщения изучения истории нового времени в 8 классе | Завершение изучения разделов, систематизация и обобщение материала | | |
История России XIX в. |
29 | Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв . Социально-экономическое развитие губерни. | Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды | | |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. Александр I |
30 | Внутренняя политика Александра в 1801-1806 гг. | Знать годы царствования Александра 1; называть характерные черты внутренней политики Александра 1. | | |
31 | Внешняя политика России в 1811-1812 гг. | Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны; оценивать ее результативность | | |
32 | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | Определять пред- посылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского, причины их неполной реализации и последствия принятых решений | | |
33 | Отечественная война 1812 года Казанская губерния в Отечественной войне 1812г | Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | | |
34 | Внешняя политика Александра в 1813-1825 гг. | Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | | |
35 | Внутренняя политика Александра в 1815-1825 гг. | Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку внутренней политики | | |
36 | Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г. | Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | | |
37 | Общественное движение при Александре I | Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения | | |
Тема 2. Россия в первой половине XIX в. Николай I |
38 | Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. | Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | | |
39 | Внутренняя политика Николая | Знать годы царствования Николая 1; называть характерные черты внутренней политики Николая 1 | | |
40 | Социально-экономическое развитие страны в 20-50-е годы | Называть характерные черты социально- экономического развития; знать финансовую политику Е.Ф. Канкрина | | |
41 | Внешняя политика Николая в 1826-1849 гг. | Называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | | |
42 | Общественное движение при Николае | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | | |
43 | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | | |
44 | Наука и образование в первой половине XIX в. Русские первооткрыватели и путешественники | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки. Называть выдающихся путешественников и ученых, их открытия. | | |
45 | Художественная культура. Быт и обычаи. Культурное наследие губерни в первой половине 19 века | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры. Уметь давать сравнительную характеристику быту и образу жизни различных слоев населения | | |
| Тема 3. Россия во второй половине XIX в. Александр II | | | |
46 | Накануне отмены крепостного права | Знать предпосылки причины отмены крепостного права в России | | |
47 | Крестьянская реформа 1861 г. Крестьянские реформы 60-х.: надежды и разочировании | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права | | |
48 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; при водить оценки характера и значения социальных реформ | | |
49 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; при водить оценки характера и значения социальных реформ | | |
50 | Отмена крепостного права в России | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права | | |
51 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Социально-экономическая жизнь губернии после реформы | Называть основные направлении экономической политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства | | |
52 | Общественное движение: либералы и консерваторы | Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма | | |
53 | Зарождение революционного народничества и его идеология | Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения | | |
54 | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | Называть цели и методы народнических организаций, лидеров. Рассказывать об убийстве царя | | |
55 | Внешняя политика Александра | Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | | |
| Тема 4 . Россия во второй половине XIX в. Александр III | | | |
56 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | | |
57 | Внутренняя политика Александра | Приводить оценку личности Александра 111; называть основные черты внутренней политики Александра 111 | | |
58 | Внутренняя политика Александра | Приводить оценку личности Александра 111; называть основные черты внутренней политики Александра 111 | | |
59 | Экономическое развитие в годы правления Александра | Называть основные черты экономической политики Александра 111; сравнивать экономические программы Бунге и Вышнеградского; знать экономическую программу С. Ю. Витте; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности Бунге, Вышнеградского, Витте | | |
60 | Положение основных слоев российского общества | Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ. | | |
61 | Положение основных слоев российского общества | Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ. | | |
62 | Общественное движение в 80-90-х гг. Общественная жизнь 70-90 гг в губернии | Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | | |
| Внешняя политика Александра | Называть цели и Основные направления внешней поли- тики Александра 111 | | |
| Тема 5. «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. | | | |
64 | Просвещение и наука во второй половине XIX века. Просвещение, наука и культура во второй половине XIX века в губернии | Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи. | | |
65 | Литература и изобразительное искусство | Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи. | | |
66 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество | Называть стили архитектуры, имена выдающихся архитекторов, музыкантов, актеров. Знать народные промыслы. | | |
67 | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | Называть новые черты в жизни города и деревни, давать им сравнительную характеристику. | | |
68 | Урок-обобщение по разделу «Россия в XIX веке» | | | |
69-70 | резерв | | | |