Рабочая программа по предмету «Математика» в 8-ом класс ориентирована на учащихся 8 класса В и реализована на основе следующих документов:
1)Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МР и НРФ от 5.03.2004 года №1089 ).
2)Примерная программа по математике .
3)Учебный план МБОУ «СОШ № 6» НМР РТ на 2011-2012 учебный год.
1. Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков,С.Б.Суворова Алгебра 8 класс. 2010г 2.Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. «Геометрия 7-9» 2006г. 3. Ю.А.Глазков, М.Я. Гаишвили. Тесты по алгебре 8 класс. 2011г 4. В.М.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Д. Дидактические материалы по алгебре 10 класс. 2009г 5. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. Дидактические материалы по геометрии 8 класс 6. А.В.Фарков. Тесты по геометрии 8 класс 2009г
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Математика нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Курс математики построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе 8-го класса продолжается применение формул сокращенного умножения в преобразованиях дробных выражений. Главное место занимают алгоритмы действий с дробями. Формируются понятия иррационального числа на множестве действительных чисел, арифметического квадратного корня. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, содержащих квадратные корни. Даются первые знания по решению уравнений вида
, где
, по формуле корней, что позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемый для решения текстовых задач. Продолжается изучение числовых неравенств, на которых основано решение линейных неравенств с одной переменной. Вводится понятие о числовых промежутках. Изучаются свойства функций
, при
и
, и
. Выявляется связь функции
с функцией
, где
. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Продолжаются решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Для более широкого знакомства с математикой введен курс «Элементы статистики и теории вероятностей» в количестве часов. На этом этапе продолжается решение задач путем перебора возможных вариантов, изучается статистический подход к понятию вероятности. Дается классическое определение вероятности, формируются умения вычислять вероятности с помощью формул комбинаторики. Особое внимание уделяется правилу сложения вероятностей.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
уравнения, Решение рациональных уравнений. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно- линейных неравенств.
Функции, описывающие обратную пропорциональную зависимости, их графики. Гипербола.
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Понятие о геометрическом месте точек.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока |
план | факт |
| Рациональные дроби | |
1 | Повторение Рациональные выражения. | целые и дробные выражения, рациональные выражения, допустимые значения переменной | -уметь отличать целые и дробные выражения; -уметь находить допустимые значения переменной | 1 нед.09 | 1.09 |
2 | Повторение Рациональные выражения. | 1 нед.09 | 2 |
3 | Повторение Рациональные выражения. | 1 нед.09 | 3 |
4 | Рациональные выражения. | 2 нед.09 | 5 |
5 | Рациональные выражения. | 2 нед.09 | 7 |
6 | Рациональные выражения. Входной контроль. | 2 нед.09 | 8 |
7 | Рациональные выражения. Анализ входного контроля. | 2 нед.09 | 9 |
8 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | основное свойство дроби, сокращение дробей, тождественные преобразования, формулы сокращенного умножения (ФСУ) | -уметь применять ФСУ; -уметь сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя | 2 нед.09 | 10 |
9 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 3 нед.09 | 12 |
10 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 3 нед.09 | 14 |
11 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 3 нед.09 | 15 |
12 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 3 нед.09 | 16 |
13 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | -знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; -уметь пользоваться этим правилом при упрощении выражений -знать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;-уметь пользоваться этим правилом при упрощении выражений -уметь сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя; -знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями | 3 нед.09 | 17 |
14 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 4 нед.09 | 19 |
15 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 4 нед.09 | 21 |
16 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 4 нед.09 | 22 |
17 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 4 нед.09 | 23 |
18 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 5 нед.09 | 24 |
19 | Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание дробей» | 5 нед.09 | 26 |
20 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | числитель, знаменатель, сокращение дробей, ФСУ, правило умножения, возведение в степень | -знать правило умножения дробей; -знать правило возведения в степень; -уметь умножать дроби и возводить их в степень | 5 нед.09 | 28 |
21 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 5 нед.09 | 29 |
22 | Деление дробей. | правило деления дробей | -знать правило деления дробей; -уметь делить дробь на дробь; -уметь делить дробь на многочлен | 5 нед.09 | 30 |
23 | Деление дробей. | 1 нед.09 | 1.10 |
24 | Преобразование рациональных выражений. | рациональная дробь, сложение, вычитание, умножение, деление рациональных дробей | -уметь упрощать рациональные выражения, используя арифметические действия с рациональными дробями | 2 нед.10 | 3 |
25 | Преобразование рациональных выражений | 2 нед.10 | 5 |
26 | Преобразование рациональных выражений | 2 нед.10 | 6 |
27 | Функция и её график. | обратно пропорциональные функции, график функции, гипербола | -уметь определять обратно пропорциональную функцию; -уметь строить график функции; -уметь определять знак числа k, зная расположение графика функции -уметь упрощать рациональные выражения, используя арифметические действия с рациональными дробями;-уметь строить и работать с графиком функции  | 2 нед.10 | 7 |
28 | Контрольная работа №2 по теме: «Рациональные дроби и их свойства» | | 2 нед.10 | 8 |
| Четырехугольни ки | |
29 | Многоугольники. | многоугольник, элементы многоугольника, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника | -уметь строить выпуклый многоугольник; -знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника | 3 нед.10 | 10 |
30 | Многоугольники. | 3 нед.10 | 12 |
31 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | четырехугольник, параллелограмм, свойства параллелограмма | -уметь доказывать свойства параллелограмма; -уметь решать задачи | 3 нед.10 | 13 |
32 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 3 нед.10 | 14 |
33 | Признаки параллелограмма. | параллелограмм, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма | -уметь доказывать признаки параллелограмма;-уметь решать задачи | 3 нед.10 | 15 |
34 | Признаки параллелограмма. | 4 нед.10 | 17 |
35 | Трапеция. | трапеция, элементы трапеции, равнобедренная и прямоугольная трапеция | -знать, что называют трапецией; -уметь решать задачи на доказательство | 4 нед.10 | 19 |
36 | Трапеция. | 4 нед.10 | 20 |
37 | Прямоугольник. | прямоугольник, свойства прямоугольника, признак прямоугольника | -уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника; -уметь решать задачи на их применение; | 4 нед.10 | 21 |
38 | Ромб и квадрат. | ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата | -уметь доказывать свойства ромба и квадрата; -уметь решать задачи | 4 нед.10 | 22 |
39 | Ромб и квадрат. | 5 нед.10 | 24 |
40 | Осевая и центральная симметрии. | осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии | -уметь строить симметричные точки; -уметь распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией | 5 нед.10 | 26 |
41 | Решение задач. | параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии | -уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства | 5 нед.10 | 27 |
42 | Контрольная работа №3 по теме: «Четырёхугольник» | | -уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе; -уметь доказательно решать задачи | 5 нед.10 | 28 |
| Квадратные корни . | |
43 | Рациональные числа. | целые и дробные числа, рациональные числа | -четко знать определение рационального числа; -уметь представлять рациональное число в виде бесконечной десятичной дроби; -уметь сравнивать рациональные числа | 5 нед.10 | 29 |
44 | Иррациональные числа. | действительные числа, иррациональные числа | -уметь приводить примеры иррационального числа; -уметь находить приближенное значение; -знать, что множество действительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел | 6 нед.10 | 31 |
45 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | квадратный корень, арифметический квадратный корень, подкоренное выражение | -знать таблицу квадратов чисел от 1 до 25; -уметь извлекать арифметический квадратный корень; -знать в каком случае выражение имеет смысл; -уметь выполнять преобразования с арифметическим квадратным корнем | 2 нед.11 | 9.10 |
46 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 2 нед.11 | 10 |
47 | Уравнение . | корень уравнения, график функции  | -знать когда уравнение не имеет корней, имеет один корень, имеет два корня; -уметь строить график функции ; -уметь решать уравнение графически | | 11 |
48 | Уравнение  | 2 нед.11 | 12 |
49 | Нахождение приближенных значений квадратного корня. | приближенные значения | -уметь находить приближенные значения арифметического квадратного корня с любой точностью | 3 нед.11 | 14 |
50 | Функция и её график. | функция и её свойства, график функции | -уметь строить график функции ; -уметь по графику находить значения x и y; -уметь сравнивать числа, используя свойства функции  | 3 нед.11 | 16 |
51 | Квадратный корень из произведения и дроби. | квадратный корень, корень из произведения, корень из дроби | -уметь пользоваться теоремой о корне из произведения и дроби; -уметь находить значение выражений | 3 нед.11 | 17 |
52 | Квадратный корень из степени. | квадратный корень, корень из степени, правило возведения степени в степень | -уметь пользоваться тождеством при нахождении значений выражений | 3 нед.11 | 18 |
53 | Обобщающий урок по теме: «Квадратные корни» | | -уметь представлять рациональное число в виде бесконечной десятичной дроби; -уметь применять теоремы о квадратном корне из произведения, дроби и степени; -уметь строить графики функций и  | 3 нед.11 | 19 |
54 | Контрольная работа №4 по теме: «Квадратные корни» | 4 нед.11 | 21 |
55 | Вынесение множителя из-под знака корня. | квадратный корень, вынесение множителя из-под знака корня | -уметь раскладывать подкоренное выражение на множители; -уметь извлекать квадратный корень из числа | 4 нед.11 | 23 |
56 | Внесение множителя под знак корня. | квадратный корень, внесение множителя под знак корня | -уметь вносить множитель под знак корня | 4 нед.11 | 24 |
57 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | корни из произведения, дроби и степени, умножение и деление корней, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня | -уметь применять все тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни, в комплексе; -уметь освобождаться от иррациональности в знаменателе | 4 нед.11 | 25 |
58 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 4 нед.11 | 26 |
59 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 5 нед.11 | 28 |
60 | Контрольная работа №5 по теме: « Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». | | -уметь применять все тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни, в комплексе | 5 нед.11 5 нед.11 | 30 |
| Площадь | |
61 | Площадь многоугольника. | единицы измерения площадей, площадь прямоугольника, основные свойства площадей | -уметь вывести формулу площади прямоугольника; -уметь решать задачи на применение формулы | 1 нед.12 | 1.12 |
62 | Площадь многоугольника. | 1 нед.12 | 2 |
63 | Площадь прямоугольника. | прямоугольника, площадь прямоугольника | -знать формулу площади прямоугольника -уметь выводить формулу площади прямоугольника | 1 нед.12 | 3 |
64 | Площадь прямоугольника. | 2 нед.12 | 5 |
65 | Плщадь параллелограма | параллелограмм, основание и высота параллелограмма, площадь параллелограмма | -знать формулу площади параллелограмма; -уметь выводить формулу площади параллелограмма | 2 нед.12 | |
66 | Плщадь параллелограма | 2 нед.12 | |
67 | Площадь треугольника. | треугольник, основание и высота, площадь треугольника, соотношение площадей | -знать формулу площади треугольника; -уметь находить площадь прямоугольного треугольника; - уметь находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол | 2 нед.12 | |
68 | Площадь треугольника. | 2 нед.12 | |
69 | Площадь трапеции. | трапеция, высота трапеции, площадь трапеции | -знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции; -уметь решать задачи на применение формулы | 3 нед.12 | |
70 | Площадь трапеции. | 3 нед.12 | |
71 | Теорема Пифагора. | прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора | -уметь доказывать теорему Пифагора; -уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике | 3 нед.12 | |
72 | Теорема Пифагора. | 3 нед.12 | |
73 | Решение задач. | площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора | -уметь находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам; -уметь применять теорему Пифагора при решении задач -уметь применять полученные знания в комплексе | 3 нед.12 | |
74 | Контрольная работа №6 по теме: «Площадь» | 4 нед.12 | |
| Квадратные уравнения. | |
75 | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. | квадратное уравнение, коэффициенты квадратного уравнения, неполное квадратное уравнение | -уметь распознавать квадратные уравнения по их виду; -уметь решать неполные квадратные уравнения | 4 нед.12 | |
76 | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. | 4 нед.12 | |
77 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. | квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение, выделение квадрата двучлена, ФСУ | -уметь выделять полный квадрат; -уметь решать неполные квадратные уравнения | 4 нед.12 | |
78 | Решение квадратных уравнений по формуле. | квадратное уравнение, формула дискриминанта квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения | -знать алгоритм нахождения корней квадратного уравнения; -определять сколько корней имеет данное квадратное уравнение; -уметь находить корни квадратного уравнения | 4 нед.12 | |
79 | Решение квадратных уравнений по формуле. | 5 нед.12 | |
80 | Решение квадратных уравнений по формуле. | 5 нед.12 | |
81 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | квадратное уравнение, формула дискриминанта квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения, решение текстовых задач | -уметь составлять уравнение по условию задачи; -уметь правильно решить квадратное уравнение по формуле | 5 нед.12 | |
82 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 5 нед.12 | |
83 | Теорема Виета. | приведенное квадратное уравнение, теорема Виета | -уметь с помощью теоремы Виета находить корни в простых квадратных уравнениях | 3 нед.01 | |
84 | Теорема Виета. | 3 нед.01 | |
85 | Контрольная работа №7 по теме: «Квадратное уравнение и его корни» | | -уметь решать квадратное уравнение по формуле; -уметь применять теорему Виета при нахождении корней в простых квадратных уравнениях; -уметь решать задачи | 3 нед.01 | |
86 | Решение дробных рациональных уравнений. | рациональное уравнение, целое и дробное рациональное уравнение, алгоритм решения дробных уравнений | -уметь распознавать рациональные уравнения по их виду; -уметь решать дробные рациональные уравнения, используя алгоритм решения | 3 нед.01 | |
87 | Решение дробных рациональных уравнений. | 4 нед.01 | |
88 | Решение дробных рациональных уравнений. | 4 нед.01 | |
89 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | рациональное уравнение, решение задач | -уметь решать текстовые задачи с использованием рациональных уравнений | 4 нед.01 | |
90 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 4 нед.01 | |
91 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 4 нед.01 | |
92 | Графический способ решения уравнений. | график функции, графический способ решения уравнений | -уметь строить графики функций; -уметь по графику определять корни уравнения | 5 нед.01 | |
93 | Графический способ решения уравнений. | 5 нед.01 | |
94 | Решение задач | | -уметь использовать алгоритм при решении дробных уравнений; -уметь решать задачи; -уметь графически решать уравнения | 5 нед.01 | |
95 | Контрольная работа №8 по теме: «Дробные рациональные уравнения» | | 5 нед.01 | |
| Подобные треугольники | |
96 | Определение подобных треугольников. | пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники, коэффициент подобия, отношение площадей | -уметь определять подобные треугольники; -уметь доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников | 5 нед.12 | |
97 | Определение подобных треугольников | 1 нед.01 | |
98 | Первый признак подобия треугольников. | подобие треугольников, первый признак подобия | -уметь доказывать первый признак подобия треугольников; -уметь применять признак при решении задач | 1 нед.02 | |
99 | Первый признак подобия треугольников. | 1 нед.02 | |
100 | Второй признак подобия треугольников. | подобие треугольников, второй признак подобия | -уметь доказывать второй признак подобия треугольников; -уметь применять признак при решении задач | 1 нед.02 | |
101 | Второй признак подобия треугольников | 2 нед.02 | |
102 | Третий признак подобия треугольников. | подобие треугольников, третий признак подобия | -уметь доказывать третий признак подобия треугольников; -уметь применять признак при решении задач | 2 нед.02 | |
103 | Контрольная работа №9 по теме: « Подобные треугольники» | | -уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач | 2 нед.02 | |
104 | Средняя линия треугольника. | теорема о средней линии треугольника | -уметь определять среднюю линию треугольника; -уметь доказывать теорему о средней линии треугольника; уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника | 2 нед.02 | |
105 | Средняя линия треугольника. | 2 нед.02 | |
106 | Средняя линия треугольника. | 3 нед.02 | |
107 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | среднее пропорциональное, утверждения о среднем пропорциональном | -уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач | 3 нед.02 | |
108 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 3 нед.02 | |
109 | Практические приложения подобия треугольников. | метод подобия, построение треугольника по данным двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла | -уметь решать задачи на построение методом подобия; -применять подобия к доказательству теорем и решению задач | 3 нед.02 | |