Рабочая программа учебного курса «Химия» для 9 класса составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2010 г.).
Авторской программе соответствует учебник: Химия.9 класс. О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ– М.: Дрофа, 2009г.
Настоящий рабочая программа рассчитана на 2часа в неделю на протяжении учебного года, т.е.68 часов в год, в том числе 4 часа для проведения контрольных работ по следующим темам: «Вводный контроль», «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и 6 часов для проведения практических работ: « Осуществление цепочки химических превращений металлов», «Получение и свойства соединений металлов», «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». Также программа предусматривает проведение лабораторных опытов в темах: «Металлы», «Неметаллы» и «Органические соединения» и проектную работу учащихся по темам, предложенным учителем. Предусмотренные в курсе химии основной школы темы-модули «Химия и экология», «Химия и сельское хозяйство» и «Химия и экология» в предлагаемой рабочей программе исключены.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость
внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, в Рабочей программе практические работы Практикума № 2 распределены соответственно темам курса.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
• в 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого уровня усвоения знаний выделены курсивом
В содержании курса 9 класса более подробно изучается химия элементов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народно-хозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых понятий и максимального использования знаний из других учебных дисциплин. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической стороне явлений окружающего мира.
При проведении уроков химии значительное место отводиться химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы проводятся в процессе изучения темы, как средство наглядного подтверждения свойств изучаемых веществ.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Тема 1. Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Тема 3. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
№п/п | Тема урока (тип урока) | Элементы содержания | Информ.-методич. обеспечение. Эксперимент (Д-дем. Л-лаб.) | Характерис-тика деятельности учащихся (виды учебной деятельности) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее зада-ние | Дата |
План | Факт |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе. (УПЗУ)-вводное повторение | ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Группы и периоды ПС. Строение атома. Ядро. Строение электронных оболочек первых 20 элементов ПС | ПСХЭ. Слайд-презентация по теме «ПСХЭ и ПЗ» | Фронтальная , индивидуальная. Работа в тетради, у доски. | Самостоятельная работа. По учебнику: с.8. №5 | Знать : -важнейшие химич.понятия: химический элемент, атом, основ. законы-периодич. закон; Уметь: -объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода, -объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойств их оксидов и гидроксидов, -характеризовать химич. элемент на основе его положения в ПС и особенностей строения атома | §1, §3, упр.5,6(п), 9,10(у) | 4.09. 2017 | |
2 | Генетические ряды металлов и неметаллов. (УПЗУ) | Основные классы неорганических веществ. Простые вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | Д.:магний+соляная кислота горение серы, взаимодействие оксида со щелочью | Фронтальная, индивидуальная , анализ демонстрац. опытов, выводы | Текущий контроль. Работа по карточкам: проверочная работа по сборнику (4): с.8 №1,2,3,4 | Знать : классификацию неорганических веществ; понятия: окис-ль, восст-тель, окисление, восстановление; уметь: определять принадлежность веществ к определенному классу, составлять уравнения реакций, доказывающих генетическую связь неорганических веществ. | §1,упр.1,10,3,4(по уч.9кл) §42,43 (повт. по уч 8 кл.) | 6.09. 2017 | |
3 | Химические свойства оксидов, кислот, оснований. Реакции ионного обмена. (семинар-практикум) | Основные классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена. | Д.:хим.свойства оксидов,кисл, оснований Таблица«Механизм дисс-ции веществ»
| Работа в группах переменного состава | Устный опрос. Самостоятельная работа. Для закрепления – по учебнику : с.19, №2 | Уметь: объяснять сущность реакций ионного обмена; характеризовать свойства основных классов неорг.в-в; определять возможность протекания реакций ионного обмена; составлять уравнения реакций. | §1, упр.2,6 после §3упр7 Повт по уч 8кл. §38-41 | 11.09. 2017 | |
4 | Переходные элементы. Амфотерность. (УОНМ) | Амфотерность оксидов и гидроксидов | ЛР №1. «Получение гидроксида цинка и исследование его свойств». | Фронтальная Самостоятельная работа | Текущий контроль по карточкам | Уметь составлять уравнения химических реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов | §2, упр.2,3; §3 упр.8 | 13.09. 2017 | |
5 | Решение упражнений (УПЗУ) | | | Самостоят. работа, работа в парах | Текущий контроль | Подготовка к контрольной работе | §§1-3 | 18.09. 2017 | |
6 | Контрольная работа №1 по повторению (К) | | Карточки –задания разного уровня сложности | | Контроль знаний. Индивид. работа по карточкам | | повторение | 20.09. 2017 | |
Тема 1. Металлы | |
7 | Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства. (УОНМ) | Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка | Д. образцы металлов, кристаллические решетки ЛР №2. Ознакомление с образцами металлов. | Работа с таблицами, с коллекциями | С.26 №2,3,4 | Уметь находить Ме в ПСХЭ, уметь объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические св-ва в связи со строением кристаллической решетки. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -для безопасного обращения с металлами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту | §4, §5,6 упр.2,с.23, упр.1,3,4,с.28 | 25.09. 2017 | |
8 | Общие химические свойства металлов. (КУ) | Восстановительные свойства металлов:взаимодействие с неметал, кислотами,солями. Ряд напряжений металлов. | Д. химические свойства металлов ЛР №3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | Фронтальная, индивидуальная | Устный опрос. Работа по карточкам. С.41 №2 Проверочная работа по карточкам | Уметь записывать уравнения р. (ок-вос) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности. | §8, упр.6 | 27.09. 2017 | |
9 | Коррозия металлов. Сплавы (КУ) | Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии Сплавы, их классификация. Черная металлургия. Цветные сплавы. Хар-ка сплавов, свойства, значен. | Д. коррозия металлов Слайд-лекция Д. коллекции сплавов Презентация | Фронтальная индивидуальная, в парах Работа в парах. Доклады, рефераты | Решение задач и упражнений из раздела «Металлы» Устный опрос. С.38 №2 | Знать причины и виды коррозии. Уметь объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии Знать классификацию сплавов на черные и цветные. Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов | §10, упр.4,6 §7 упр.2 | 2.10. 2017 | |
10 | Металлы в природе, общие способы их получения (КУ) | Самородные металлы. Минералы.Руды. металлургия,ее виды | Таблицы, коллекции ЛР №4. Ознакомление с образцами природных соединений. | Фронтальная, работа в парах, индивидуальная | Опрос | Знать основные способы получения металлов в промышленности. Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов | §9,упр.4,5 | 4.10. 2017 | |
11 | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы(щелочные металлы) (КУ) | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: натрий, калий | Д. свойства щелочных металлов Видеофильм | Фронтальная индивидуальная | Текущий контроль – опрос Работа по карточкам | Уметь давать характеристику щелочного металла по плану. Записывать ур-р. (ок-вос) химических свойств. в сравнении (в группе) с другими металлами | §11(с.44-45), упр.1(а),9 | 9.10. 2017 | |
12 | Соединения щелочных металлов (КУ) | Обзор соединений щелочи, соли. Природные соединения щелочных металлов | Д. свойства щелочей Распознавание солей K+ и Na+ по окраске пламени Карточки, задания. | Фронтальная индивидуальная | Задания разного уровня сложности | Знать важнейших представителей соединений щелочных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов | §11,(с.46-48), упр.1(б), 5 | 11.10. 1017 | |
13 | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы(щелочно-земельные металлы | Строение атомов, физические, химические свойства | Д. свойства щелочно-земельных металлов | Фронтальная. Индивидуальная. Исследовательская | Самостоятельная работа по сборнику «К.и П. работы» с.154-155, работа по вариантам 1-2, №1,2 | Уметь давать характеристику щелочноземельных металлов по плану, уметь записывать ур-р (ок-вос) Хим. св-ва кальция, магния | §12(с.50-52) | 16.10. 2017 | |
14 | 8. Соединения щелочно-земельных металлов и магния | Важнейшие соед. щелочно-земельных металлов. Применение.Роль кальция, магния | Д. свойства соединений щелочно-земельных металлов Презентация | Фронтальная индивидуальная | Задания разного уровня сложности | Знать важнейших представит.соединений щелочнозем. Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превр. Знать способы смягчения воды | §12(с.52-56), упр.4,5 | 18.10.2017 | |
15 | Алюминий: его физические и химические свойства | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: алюминий | Д. свойства алюминия | Фронтальная индивидуальная | Текущий контроль. | Уметь давать характеристику эл-та алюминия, объяснять наличие переходных св-в Уметь записывать ур-р алюминия с H2O, NaOH, кислотой | §13(с.57-59), упр.1 повт. §2 | 23.10.2017 | |
16 | Соединения алюминия. | Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.Соли. Применение | ЛР №5. Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств. | Работа в парах | Задания разного уровня сложности | Уметь записывать ур-р алюминия, оксида и гидроксида с кислотой и щелочью Знать природные соединения алюминия.Знать применение Al и его соединений | §13.(60-62) упр.5,6 | 25.10.2017 | |
17 | Решение задач на расчет выхода продукта от теоретически возможного | Вычисления по химическим уравнениям | Инструкционные карты Слайды презентации | Фронтальная самостоятельная | Задания разного уровня сложности | Уметь вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции | С.8№.8 с37№3; с.49№2 с.62№7 | 08.11.2017 | |
18 | Железо. Физические и химические свойства | Железо-элемент побочной подгруппы 8 группы.Строение атома, физич., химич. Свойства. применение | Презентация | Индивидуальная | Самостоятельная работа по карточкам | Уметь объяснять строение атома железа ,уметь записывать уравнения реакции хим. св-в железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа( П ) | §14(с.63-65) | 13.11. 2017 | |
19 | Соединения Fе2+ и Fе3+. | Соединения железа(II) (III) Железо – основа современной техники. Роль железа в жизне-деятельности организмов | ЛР №6. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.
| Исследовательская работа в парах, | Задания разного уровня сложности | Знать химические св-ва соединений железа (II) и (III)( Р ). Уметь определять соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+ с помощью качественных реакций. Уметь осуществлять цепочки превращений( Т ) | §14 (до конца) упр.1,5 | 15.11. 2017 | |
Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений | |
20 | Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов». | Правила техники безопасности. Объяснять результаты и записывать уравнения | П.Р.№1 Набор реактивов и оборудования | Исследовательская работа в группах | Отчет | Уметь: -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; - Прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений.( Т ) | оформление | 20.11. 2017 | |
21 | Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов | Правила техники безопасности. Объяснять результаты и записывать уравнения | П.Р. №2 Набор реактивов и оборудования | Исследовательская работа в группах | Отчет | Уметь экспериментально доказывать свойства соединений металлов ( П ) | Оформление, индивид. задания | 22.11.2017 | |
22 | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». | Правила техники безопасности. Объяснять результаты и записывать уравнения | П.Р. № 3 Набор реактивов и оборудования | Исследовательская работа в группах | Отчет | Предлагать на практике способы получения и распознавания веществ( Т ) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами | Оформление работы | 27.11.2017 | |
23 | Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов». (УПЗУ) | Повторение ключевых моментов темы «Металлы»: физич. и химич. свойства металлов и их важнейших соединений. | | Индивидуальная работа | Текущий контроль-опрос выборочная проверка тетрадей с д/з. Задания разного уровня сложности | Знать строение атомов металлических элементов. Химические свойства и применение алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений( П ). | Повторить тему«Металлы», §§8-14 | 29.11.2017 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме «Металлы» (К) | Контроль знаний по теме | | Индивидуальная работа по карточкам | | Знать строение атомов металлов, физические и химич.свойства. Применение металлов и их соединений. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, объяснять ОВР металлов и их соединений. | повторение | 04.12.2017 | |
Тема 3. Неметаллы | |
25 | Общая характеристика неметаллов. (УИНМ) | Положение неметалловПСХЭ, строение атома, свойства и строение простых в-в неметаллов. Аллотропия. Состав воздуха | Д. Образцы неметаллов Презентация | Групповая | Самостоятельная работа | Уметь давать характеристику элементам неметаллам на основании их положения в ПСХИ. Знать основные соединения, физические св-ва (П). уметь сравнивать неметаллы с металлами | §15, упр.4, § 20 | 04.12.2017 | |
26 | Водород. (КУ) | Положение в ПСХЭ Строение атома и молекулы. Физич. и химич. свойства ,получение и применение. | Презентация | Поисковая организация совместной деятельности | Текущий контроль-опрос | Уметь характеризовать химический элемент водород по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения реакций (ок-вос) химических свойств водорода( П ). | §17, №1,2,4 | 06.12.2017 | |
27 | Галогены (КУ) | Строение атомов, завис-сть от строения атомов свойств элементов Физич., химич. свойства. Изменение ОВР у галогенов | Д. Образцы галогенов. | Поисковая организация совместной деятельностиПары переменного состава | Устный опрос. Самостоятельная работа | Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов в электронных слоях.На основании строения атомов объяснять изменения свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с Ме; солями( П ). | §18, №1 | 11.12. 2017 | |
28 | Соединения галогенов. (УПЗУ) | Галогеноводороды . галогениды. Свойства и применение, качеств. реакции, природные соед. галогенов Получение галогенов электролизом расплавов и растворов солей. Биологическое значение, применение | Опорный конспект по теме"Галогены. ЛР №7. Качественная реакция на хлор – ион. | Групповая | Проверочная работа Текущий контроль . Сообщения | Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов( П ). Знать способы получения галогенов. Уметь вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки осуществления цепочек превращений, составления уравнений реакций. | §19, с.115, №3,4 §20 | 13.12. 2017 | |
29 | Кислород. Строение атома, аллотропия, свойства и применение . (КУ) | Роль кислорода в природе, получение и применение кислорода, св-ва кислорода. Горение, медлен. окисление. Фотосинтез, дыхание | Схема круговорота кислорода в природе. Опорный конспект по теме "Кислород" Д: 1)получение О2 2)горение S, P, Fe, CH4 В кислороде | Пары переменного состава | Текущий контроль | Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знать способы получения( Р ). | § 21 упр. 1,2,8 | 18.12.2017 | |
30 | Сера, ее физические и химические свойства. (КУ) | Химические свойства серы , атомное строение и возможные степени окисления, природные соединения серы. Аллотропия. Демеркуризация Сера в природе. Биологическое значение . применение | Образцы природных соединений серы. Получение пластич.серы. Д.Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. | Групповая | Текущий контроль. Самостоятельная работа по карточкам | Уметь характеризовать химический элемент серу по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атома. Уметь записывать уравнения реакций с Ме и кислородом, *другими неМе, знать физические и химические св.-ва H2S, качественные реакции на S2-( П ) | §22,упр.2,3 | 20.12.2017 | |
31 | Соединения серы: сероводород и сульфиды, оксид серы(IV), сернистая кислота и ее соли (КУ) | Свойства важнейших соединений серы: сероводорода, оксидов серы | Д. свойства оксидов серы, сернистой кислоты и ее солей Образцы солей | Групповая | Самостоятельная работа по карточкам | Знать и уметь записывать хим. свойства оксидов - как кислотных оксидов | §22, | 25.12.2017 | |
32 | Серная кислота и ее соли (КУ) | Свойства конц. серной кислоты и раствора, получение серной кислоты в промышленности и применение кислоты и ее соединений. Сульфаты . качественная реакция на сульфат-ион | ЛР №8. Качественная реакция на сульфат-ион. Презентация "Серная к.-та и её соли". Д. Образцы сульфатов | Групповая | Задания разного уровня сложности | Знать и уметь записывать ур.-р. хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентр-ной, получение в промышленности, качественные реакции на SO42- Уметь записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР | §23, упр.1,3,4 | 10.01.2018 | |
33 | Решение задач и упражнений . Обобщение и систематизация знаний по теме (УПЗУ) | Решение упражнений по теме «Подгруппа кислорода». Повторение ключевых понятий | Карточки. Алгоритмы Схемы | Индивидуальная | Текущий контроль-опрос. Выборочная проверка ДЗ. Проверочная работа по разноуровневым заданиям | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П ) Уметь писать уравнения реакций | Подготовиться к ПР №4 | 15.01.2018 | |
34 | 10. Практическая работа №4 «Решение эксперимент. задач по теме «Подгруппа кислорода».(УП) | | П.Р. №4 Наборы реактивов | Парная | Отчет | Уметь доказывать качественный состав серной к.-ты, практически док-ть химические св.-ва, проводить качественные реакции на ионы Cl-, J-, SO42-,S2-, осуществлять превращения( Т ) | Отчет | 17.01.2018 | |
35 | Решение задач , если одно из реагирующих веществ дано в избытке (УПЗУ) | Избыток, недостаток | Алгоритм решения задач | Индивидуальная | Карточки, задания разного уровня сложности | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П ) | Индивид. задания | 22.01.2018 | |
36 | Азот и его свойства (УИНМ) | Строение атома и молекулы азота, физические и хим. свойства азота, получение, роль азота в природе. | Презентация | Групповая | Проверочная работа по карточкам разного уровня сложности | Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях( П ). | §24, упр.1,2 | 24.01.2018 | |
37 | Аммиак. Соли аммония (КУ) | Строение молекулы NH3 водородная связь донорно – акцепторный механизмом, свойства аммиака. Физ. и хим. свойства солей аммония | Д. получение аммиак, его свойства ЛР№9. Распознавание солей аммония. | Групповая | Текущий контроль-опрос | Знать строение молекулы, донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония; основные хим. св-ва аммиака, гидроксида аммония, качественную реакцию на катион аммония.Уметь описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм | §25, упр.5 §26 , упр. 4,5 | 29.01.2018 | |
38 | Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его свойств» (Практикум) | Получить аммиак и изучить его свойства | П.Р. № 5 | Парная | Отчет о работе | Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие( П ). Качественно доказывать наличие катионов NH4+ и OH- ионов( Т ) | Оформление, индивид.задания | 31.01.2018 | |
39- 40 | Кислородные соединения азота. Азотная кислота и ее соли. (КУ) | Оксиды азота, свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Применение азотной кислоты. Нитраты, селитры | Д. Взаимодействие конц. Азотной кислоты с медью. Образцы мин. удобрений. | Групповая | Упр.1 | Знать основные химические свойства HNO3(взаимодействие с металлами и неметаллами)( Р ), — уметь приводить примеры азотных удобрений( П ). Уметь писать ионные уравнения и ОРВ | §26, упр.7 | 05.02.2018 | |
41 | Фосфор и его соединения. (КУ) | Строение атома на примере атома фосфора, аллотропия. Химич.свойства Фосфорная кислота и ее соли. Биологическое значение фосфора | Д. свойства фосфора Презентация | Групповая | Самостоятельная работа по сборнику по вариантам | Знать электронное строение атома фосфора, аллотропные видоизменения фосфора, хищнические свойства кислотных оксидов и фосфорной кислоты. Уметь записывать окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена( П ). | §27, упр.2,3,4 | 07.02.2018 | |
42 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота» | Решение упражнений по теме «Подгруппа азота». Повторение ключевых понятий | Карточки. Алгоритмы Схемы | Индивидуальная | Проверочная работа по сборнику по вариантам разного уровня сложности | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П ) | | 12.02.2018 | |
43 44 | Углерод. 20.Оксиды углерода. Топливо (КУ) | Строение атома углерода, виды аллотропных модификаций, кристал.решетки Строение молекул СО и СО2, хим.свойства и получение. | Презентация. Д. образцы графита, камен.угля, активир. угля, кристаллич. решетки ЛР№10. Получение углекислого газа и его распознавание. | Групповая, индивидуальная | Задания разного уровня сложности | Знать аллотропные видоизменения углерода, химические свойства. Уметь записывать ОВР углерода с O2, Me, H2, оксидами металлов( П ); СО с кислородом, оксидами металлов, СО2 с водой и щелочами, получение. | §28 ,упр. 6,7,8 | 14.02. 2018 | |
45 | Угольная кислота. Карбонаты Жесткость воды. (КУ) | Биологическое значение углерода — это основной элемент живой природы. карбонаты, гидрокарбонаты. Жесткость воды, методы ее устран. | ЛР№11. Качественная реакция на карбонат-ион. | Групповая поисковая | Задания разного уровня сложности | Знать важнейшие свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на соли угольной кислоты( П ). Уметь распознавать карбонаты с помощью качественных реакций ( Т ) | §29, упр.7 | 19.02. 2018 | |
46 | Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. (КУ) | Кремний как хим.элемент и простое вещество, его соединения, свойства, значен. и применение. Силикатная промышленность. | ЛР№12. Ознакомление с природными силикатами. ЛР№13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | Групповая | Самостоятельная работа | Уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях. Знать свойства, применение кремния и оксида кремния( Р ) . | §30 упр.1,4, 3, 5 | 21.02.2018 | |
47 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода» (УПЗУ) | Решение упражнений по теме «Подгруппа углерода». Повторение ключевых понятий | Карточки. Алгоритмы Схемы | Индивидуальная | Проверочная работа по карточкам разного уровня сложности | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П ) | Подготовка к ПР №6 | 26.02.2018 | |
Тема 4. Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений | |
48 | Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода» (П) | Применить знания на практике ТБ | П.Р. № 6 | Парная | Текущий контроль по правилам ТБ | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать устройство прибора для получения газов, уметь им пользоваться( Р ), уметь определять карбонат – ион( П ). | Оформление, индивид. Задания | 28.02.2018 | |
49 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов». (УПЗУ) | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы» | Карточки. Алгоритмы Схемы | Пары переменного состава | Тематический контроль, фронтальный опрос | Знать: электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты( П ). | Повторить §15-30 . индивид. | 05.03.2018 | |
50 | Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» (К) | Контроль знаний, умений и навыков | | Индивидуальная работа | Контрольные и проверочные работы к учеб.О.С.Габриеляна «Химия 9», с.120 | Знать строение и свойства изученных веществ. Уметь выполнять упражнения и решать задачи. | повторение | 07.03.2018 | |
Тема 5. Первоначальные представления об органических веществах | |
51 | Предмет органической химии (УИНМ) | Первоначальные понятия о строении органич.веществ. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Значение орг. химии. Изомерия, гомология | Д. образцы орг. веществ, модели ЛР№14. Изготовление моделей молекул углеводородов. | Групповая | Упр.3-5, с.200 | Знать особенности органических соединений, классификацию и химическое строение. Знать основные положения теории химического строения A.M. Бутлерова( Р ).^ | §31, записи | 12.03.2018 | |
52 | Предельные углеводороды (КУ) | Строение алканов. Номенклатура. Углеводороды, особенности химич. и физич. свойств. | Модели, таблицы Презентация | Пары переменного состава | Текущий опрос, индивидуальная работа по карточкам | Знать понятия «предельные углеводороды», «гомологический ряд», «изомерия». Уметь записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия. | §32 , упр.4,5 | 14.03. 2018 | |
53 | Непредельные углеводороды. Этилен. Ацетилен. Бензол. (КУ) | Этилен, строение, двойная связь. Полимеризация, реакции присоединения. Ацетилен. бензол | Таблицы. Презентация | Пары переменного состава | Текущий опрос, индивидуальная работа по карточкам Самостоятельная работа | Уметь называть представителей разных классов углеводородов, записывать структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре.Уметь характеризовать химич.свойства органических соединений( П ) | §33, упр.4,5 §34, упр.4 | 19.03. 2018 | |
54 | Понятие об одноатомных и многоатомных спиртах. Понятие об альдегидах. (КУ) | Общая формула и гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, номенклатура. Этанол и метанол, их физиологич. свойства,значение Этиленгликоль глицерин, ,их значение. Окисление спиртов в альдегиды | ЛР№15. Свойства глицерина. Д. Образцы этанола и глицерина. Реакция «серебряного зеркала» | Групповая | Текущий опрос | Знать представителей кислородсодержащ их органических соединений: образование водородной связи. Знать о ядовитости спиртов( Р ). | §36, 37 упр.2 | 21.03.2018 | |
55 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты .Сложные эфиры. (КУ) | Карбоксильная группа. Общая формула. Муравьиная, уксусная кислоты, их строение, свойства . реакция этерификации. | Д. свойства уксусной кислоты Презентация | Групповая | Текущий опрос. Индивидуальная работа по карточкам | Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров | §38. Упр.6 | 02.04.2018 | |
56 | Понятие о сложных эфирах и жирах. Понятие об углеводах. (КУ) | Биологически важные орг.вещества: жиры, углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, её свойства и значение. Биологическая роль. Крахмал. целюлоза | Д. образцы Презентация ЛР№16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) . ЛР№17. Взаимодействие крахмала с йодом. | Групповая | Текущий опрос. Тест Индивидуальная работа по карточкам | Знать представителей углеводов и жиров и их значение в природе и жизни человека | §39,41 | 04.04.2018 | |
57 | Аминокислоты. Белки. (КУ) | Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков. | Д. свойства белка | групповая | Фронтальный опрос | Знать основные функции белков в живом организме, их значения и условия разрушения или денатурации | §40, упр.5 | 09.04.2018 | |
28 | Полимеры (КУ) | Основные понятия химии ВМС. Представл. о пластмассах, волокнах. | Коллекции | групповая | Текущий опрос ДЗ | Иметь первоначальные сведения о полимерах | §42 упр.2 | 11.04.2018 | |
59 | Обобщение сведений об органических веществах (УПЗУ) | Решение упр. по теме «Первонач. представления об орг.соединениях». повтор.ключевых понятий | | Пары переменного состава | Текущий опрос ДЗ | Уметь определять принадлежн. веществ к различным классам органических соединений; уметь характеризовать химические свойства изученных орг. Соединений | Повторить §§ 31-42 | 16.04.2018 | |
60 | Контрольная работа № 4 по теме «Органические вещества» (К) | Контроль знаний по теме | | Индивидуальная | Работа по карточкам | Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; уметь характеризовать хим.свойства изученных орг. соединений | Повторение | 18.04.2018 | |
Тема 6. Химия и жизнь | |
61-62 | ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Значение ПЗ | Обобщение и систематизация знаний | | Групповая Парная | | Знать: -важнейшие хим.понятия: хим.элемент, атом. Молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион; -периодический закон; качественные реакции. Уметь: Характеризовать хим.элемент (20) на основе положения в ПСХЭ и особенностей строения атомов; -составлять формулы неорг.соед. изученных классов, писать уравнения ОРВ и в ионом виде | Индивид. Задан. | 23.04.2018 | |
63 | Химическая связь и кристал. решётки. Взаимосвязь строение и свойств веществ. | Обобщение и систематизация знаний | | Групповая Парная | | Индивид. задания | 25.04.2018 | |
64 | Классификация химич.реакций по различным признакам. | Обобщение и систематизация знаний | | Групповая Парная | | Индивид. задания | 07.05.2018 | |
6566 | Простые и сложные вещества | Обобщение и систематизация знаний | | Групповая Парная | | Индив Задан. | 14.05.2018 | |
67 | Контрольная работа № 5, итоговая, за курс основной школы | | | Индивидуальная | Тестовый контроль | | | 16.05.2018 | |
68 | Итоговый урок | | | | | | | 21.05.2018 | |