Пояснительная записка
Место предмета «алгебра» в учебном плане школы.
Рабочая программа «Алгебра» 8 класс соответствует требованиям ФГОС ООО.
Согласно учебному плану, на изучение алгебры в 8 классе отводится 105 часов в год :
- 3 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Программа реализуется в адресованных учащимся учебниках:
Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2015г.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 8 класс/Сост. В.В Черноруцкий.-2-е изд., перераб.-М.:ВАКО, 2014.-96с. – (Контрольно-измерительные материалы).
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по алгебре. 8 класс. К учебнику Ю.Н.Макрычева. ФГОС
Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. К учебнику Ю.Н.Макарычева «Алгебра. 8 класс» ФГОС., 2011г.
Цели и задачи обучения:
Обучение алгебры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных
стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
цивилизации и современного общества;
приобретения первоначального опыта математического моделирования;
познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби и их свойства»
Контрольная работа № 2 « Операции с дробями. Дробно - рациональная функция»
Контрольная работа № 3 «Понятие арифметического квадратного корня и его свойства»
Контрольная работа № 4 «Свойства квадратных корней »
Контрольная работа № 5 «Квадратные уравнения»
Контрольная работа № 6 «Дробно- рациональные уравнения. Текстовые задачи»
Контрольная работа № 7 «Числовые неравенства и их свойства»
Контрольная работа № 8 «Неравенства с одной переменной и их системы»
Контрольная работа № 9 «Степень с целым показателем и ее свойства»
Итоговая контрольная работа № 10
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Изучение алгебры в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
В направлении личностного развития:
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр.примеры;
Критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
Предметная область «Арифметика»
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную- в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;
Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
Составлять буквенные выражения и формулы по условию задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
Выполнять :основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
Решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
Изображать числа точками на координатной прямой;
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
Вычислять средние значения результатов измерений;
Находить чистоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
Распознавания логически некорректных рассуждений;
Записи математических утверждений, доказательств;
Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
Решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
Решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
Сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
Понимания статистических утверждений.
Содержание учебного предмета:
Рациональные дроби. Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у= k и ее график.
х
Квадратные корни. Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у=, ее свойства и график.
Квадратные уравнения. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Степень с целым показателем. Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. приближенные вычисления.
Элементы статистики. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
Обобщающее повторение.
Тематическое планирование |
№ | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
Рациональные дроби и их свойства |
1-2. | | | Повторение изученного курса 7 класса | 2 |
3. | | | Входящая контрольная работа | 1 |
4-5. | | | Рациональные выражения | 2 |
6-8. | | | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 3 |
Сумма и разность дробей |
9-11. | | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 |
12-14. | | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 3 |
15. | | | Контрольная работа № 1 по теме «Рациональные дроби и их свойства» | 1 |
Произведение и частное дробей |
16-18. | | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 3 |
19-20. | | | Деление дробей | 2 |
21-23. | | | Преобразование рациональных выражений | 3 |
24-25. | | | Функция у= k и ее график х | 2 |
26. | | | Контрольная работа № 2 « Операции с дробями. Дробно - рациональная функция» | 1 |
Действительные числа |
27. | | | Рациональные числа | 1 |
28. | | | Иррациональные числа | 1 |
Арифметический квадратный корень |
29. | | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 |
30. | | | Уравнение х² =а | 1 |
31. | | | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 |
32-33. | | | Функция у=, и ее график. | 2 |
Свойства арифметического квадратного корня |
34-35. | | | Квадратный корень из произведения и дроби | 2 |
36. | | | Квадратный корень из степени | 1 |
37. | | | Контрольная работа № 3 «Понятие арифметического квадратного корня и его свойства» | 1 |
Применение свойств арифметического квадратного корня |
38-40. | | | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | 3 |
41-44. | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 4 |
45. | | | Контрольная работа № 4 «Свойства квадратных корней » | 1 |
Квадратное уравнение и его корни |
46-47. | | | Неполное квадратное уравнение | 2 |
48-50. | | | Формула корней квадратного уравнения | 3 |
51-53. | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 3 |
54-55. | | | Теорема Виета | 2 |
56. | | | Контрольная работа № 5 «Квадратные уравнения» | 1 |
57-61. | | | Решение дробных рациональных уравнений | 5 |
62-65. | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 4 |
66. | | | Контрольная работа № 6 «Дробно- рациональные уравнения. Текстовые задачи» | 1 |
Числовые неравнства и их свойства |
67-68. | | | Числовые неравенста | 2 |
69-70. | | | Свойства числовых неравенств | 2 |
71-73. | | | Сложение и умножение числовых неравенств | 3 |
74. | | | Погрешность и точность приближения | 1 |
75. | | | Контрольная работа № 7 «Числовые неравенства и их свойства» | 1 |
Неравенства с одной переменной и их системы |
76. | | | Пересечение и объединение множеств | 1 |
77-78. | | | Числовые промежутки | 2 |
79-82. | | | Решение неравенств с одной переменной | 4 |
83-85. | | | Решение систем неравенств с одной переменной | 3 |
86.. | | | Контрольная работа № 8 «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 |
Степень с целым показателем и ее свойства |
87-88. | | | Определение степени с целым отрицательным показателем | 2 |
89-90. | | | Свойства степени с целым показателем | 2 |
91-92. | | | Стандартный вид числа | 2 |
93. | | | Контрольная работа № 9 «Степень с целым показателем и ее свойства» | 1 |
Элементы статистики |
94-95. | | | Сбор и группировка статистических данных | 2 |
96-97. | | | Наглядное представление статистической информации | 2 |
98. | | | Дроби | 1 |
99. | | | Квадратные корни | 1 |
100. | | | Квадратные уравнения | 1 |
101. | | | Неравенства | 1 |
102. | | | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 |
103-105. | | | Итоговое повторение | 3 |
Лист корректировки
№ | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |