Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ермаковская начальная школа – детский сад»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО начальных Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Ермаковская классов ___________/М.В.Бабская/ __________ /О.Н.Богомаз/ начальная школа – детский сад» Протокол № __ от «___»_________ «____»__________ 2017 года _______________/Г.А.Бочарова/ 2017 года Приказ № ___ от «____»______2017 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»
для 3 класса
социальное направление
Составитель: Бородина Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Срок действия программы 2017 – 2018год
Пояснительная записка
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности в 3 классе.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 3 класса общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 34 часа в 3 классе.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука дорожного движения» является сформированность следующих умений:
Третий год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | 1 | 1 |
4-5 | Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия ) | 2 | | 2 |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | 1 | |
7-8 | Пешеходные переходы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
10 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | 1 | |
11-12 | Проект № 1 «Регулируемая дорога». | 2 | 1 | 1 |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | 1 | |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | 1 | |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | 1 | |
16 | Дорога в школу. | 1 | 1 | |
17-18 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | 2 | 1 | 1 |
19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 1 | |
20 | Ты – велосипедист. | 1 | 1 | |
21 | Поездка за город. | 1 | 1 | |
22 | Дорога глазами водителей. | 1 | 1 | |
23 | Учусь читать дорожные знаки. | 1 | 1 | |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | 1 | 1 |
26 | Кодекс выживания городского пешехода. | 1 | 1 | |
27 | КВН «Клуб внимательный пешеход». | 1 | | 1 |
28 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. | 1 | 1 | |
29-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 2 | 1 | 1 |
31 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | | 1 |
32-33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | 2 | 1 | 1 |
34 | Итоговое занятие в «Автогородке». | 1 | | 1 |
| Итого: | 34 | 23 | 11 |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия |
План | Факт |
1 | 06.09 | | Вводное занятие. |
2-3 | 13.09 20.09 |
| Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
4-5 | 27.09 04.10 |
| Экскурсии в «Автогородок» По (микрорайону). Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся практическое занятие. Почему на улице опасно? |
6 | 11.10 | | Остановочный путь и скорость движения. |
7-8 | 18.10 25.10 |
| Пешеходные переходы. |
9 | | | Нерегулируемые перекрёстки. |
10 | 08.11 | | Регулировщик и его сигналы. |
11-12 | 15.11 22.11 |
| Проект № 1 «Регулируемая дорога» |
13 | 29.11 | | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
14 | 06.12 | | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
15 | 13.12 | | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
16 | 20.12 | | Дорога в школу. |
17-18 | 27.12 10.01 |
| Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» |
19 | 17.01 | | Где можно и где нельзя играть. |
20 | 24.01 | | Ты – велосипедист. |
21 | 31.01 | | Поездка за город. |
22 | 07.02 | | зависимости от времени года, Д суток и погодных условий. о Особенности работы водителя. р Опасные ситуации, о возникающие с пешеходами на г проезжей части, глазами водителей. |
23 | 14.02 | | Учусь читать дорожные знаки. |
24-25 | 21.02 28.02 |
| Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» |
26 | 07.03 | | Кодекс выживания городского пешехода. |
27 | 14.03 | | КВН «Клуб внимательный пешеход» |
28 | 28.03 | | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта |
29-30 | 04.04 11.04 |
| Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» |
31 | 18.04 | | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. |
32-33 | 02.05 16.05 |
| Почему дети попадают в дорожные аварии. |
34 | 23.05 | | Итоговое занятие. |
2