СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Босова 5 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС. Босова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Босова 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 4 города Благовещенска»




УТВЕРЖДЕНА


Директор школы

______________Н.К.Фурсова

«______»_____________2016 год




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Информатике


предмет



учитель Доломанова Анастасия Алексеевна




II ступень, 5 класс


ступень образования, класс







Рассмотрена на заседании Проверена

кафедры учителей________________________ зам. директора по УВР

________________________________________

«_____»______________2016 г. «_____»___________2016 г.

Протокол №1

Рук. кафедры ___________________________ ____________Е.Н. Абрамова




г. Благовещенск, 2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний»).



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

• Компьютер

• Проектор

• Принтер

• Модем

• Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.

• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

• Интернет.

• ОС Windows.






Структура курса информатики в 5 классе


Тема

Количество часов

1

Компьютер для начинающих

8

2

Информация вокруг нас

15

3

Информационные технологии

10

4

Повторение

2


Основное содержание курса



Общее число часов – 35 ч.

1. Компьютер для начинающих (8 ч).

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.



2. Информация вокруг нас (15 ч).

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше.Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.



3. Информационные технологии (10 ч).

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.

Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ПРОГРАММЫ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.








КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ


Оценка устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 


Оценка практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка «5»: ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка «4»: ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  • или не более двух недочетов.

Оценка «3»: ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок,

  • или не более одной грубой ошибки и одного недочета.

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,

  • или не более двух-трех негрубых ошибок,

  • или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2»:ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.


Оценка тестовых работ

Оценка «3» (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка «4» (“хорошо”) может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка «5» (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов.


Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5»: ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

Оценка «4»: ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:

а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,

б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3»: ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:

а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,

в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2»: ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.


Ошибки и недочёты

ГРУБЫМИ считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений и единиц их измерения;

  • незнаниенаименованийединицизмерения:

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применить в ответе знания для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  • неумение загрузить нужную программу или рабочую среду;

  • неумение пользоваться учебником и справочниками по информатике и технике;

  • нарушение техники безопасности при работе за компьютером;

  • небрежное отношение к компьютеру и программному обеспечению компьютера.


К НЕГРУБЫМошибкам относятся:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

  • ошибки, вызванные несоблюдением, условий работы программы (неправильно выставлено начальное положение исполнителя, не точно определена точка отсчета);

  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, измерение угла поворота) и т. д.;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

  • неумение решать задачи в общем, виде (для учащихся 9-11 классов).



НЕДОЧЕТАМИявляются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований;

  • ошибки в вычислениях (арифметические);

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

  • орфографические и пунктуационныеошибки.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.



Iтриместр

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Программное обеспечение

д/з

Дата проведения

план

факт

1

Компьютер для начинающих

Введение в предмет. Информация и информатика

1


Актуализация знаний.

Объяснение нового материала


ТБ, информация способы восприятия информации

Виды информации

Познакомить учащихся с правилами ТБ.

Ввести понятие информатики и классифицировать информацию.

беседа



§ 1, вопросы



2


Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.


1

Изложение нового материала

Основные устройства ПК, компьютер,

Дополнительные устройства

Познакомить учащихся с основными устройствами информации и их назначением

Виды представления информации



§ 2, вопросы



3


Ввод информации в память компьютера.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Познакомить с основными правилами работы на клавиатуре

Практическая работа №1.

Ввод информации с помощью клавиатурного тренажера

Клавиатурный тренажер

§2.1, вопросы



4


Основная позиция пальцев на клавиатуре.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Клавиатура. Группы клавиш

Познакомить с основными правилами работы на клавиатуре

Практическая работа

Ввод информации с помощью клавиатурного тренажера

Клавиатурный тренажер

§2.3, вопросы, реферат










5


Программы и файлы.


1

Изложение нового материала,

Клавиатура. Группы клавиш

Познакомить с основными правилами работы на клавиатуре

Практическая работа

Ввод информации с помощью клавиатурного тренажера

Клавиатурный тренажер

§2.4, вопросы,



6


Рабочий стол. Управление мышью.


1

Изложение нового материала,

учащихся

Рабочий стол,

Элементы окна рабочего стола


Практическая работа №2 «Осваиваем мышь»


§2.5 – 2.6




7


Главное меню. Запуск программ.


1

Изложение нового материала


Правила перевода из десятичной системы счисления и обратно.

Познакомить с типами окон в Windows.

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна»


§2.7




8


Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.


1

Тест

Умение выполнять тест

Проверить степень усвоения пройденного материала.

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню»


§2.8



9

Информация вокруг нас

Действия с информацией. Хранение информации

1

Изложение нового материала

Действия с информацией. Хранение.

Формировать представление о хранении действиях с информацией.

беседа


§1.2, 1.3 вопросы



10


Носители информации.


1

Изложение нового материала. Практическая работа


Познакомить учащихся со структурой и составом памяти ПК. Освоение клавиатуры

Практическая работа

Работа с клавиатурным тренажёром

Клавиатурный тренажёр

§1.4, вопросы



II триместр

11


Передача информации.

1

Изложение нового материала. Практическая работа

Действия с информацией. Передача

Формировать представление о передачи информации

Практическая работа

Работа с клавиатурным тренажёром

Клавиатурный тренажёр

§1.5



12


Кодирование информации

1

Изложение нового материала

Код, кодированиезнаки

Формировать представление о кодировании и декодировании информации

Беседа


§1.6



13


Формы представления информации Метод координат

1

Изложение нового материала Практическая работа

Координаты.Построение и нахождение точек на плоскости

Познакомить с системой координат

Беседа Практическая работа №5

Игра Морской бой


§1.7



14


Текст как форма представления информации

1

Изложение нового материала

Символ, слово, текст

редактирование

Формировать представление о кодировании и декодировании информации

Беседа


§1.9



15


Табличная форма представления информации

1

Изложение нового материала

Символ, слово, текст

редактирование

Формировать представление о текстовых редакторах и способах информации

Беседа Письменная практическая работа


§1.10



16


Наглядные формы представления информации.


1

Проверочная работа

Среда редактора, редактирование, панель, ниспадающее меню, команда

Познакомить учащихся с принципом хранения текста в файле и преимуществами данного способа хранения.

Письменная практическая работа


§1.11, вопросы












17


Обработка информации.

Практическая работа

1

Изложение нового материала Практическая работа

Среда калькулятора

Формировать навыки по обработки числовой информации

Практическая работа

№5

«Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»

Электронный калькулятор

§1.12, вопросы



18


Обработка текстовой информации

1

Изложение нового материала Практическая работа

Символ, слово,

Текст

Редактирование

Назначение клавиш

Формировать навыки ввода текста

Практическая работа

№6

«Вводим текст»

Текстовый редактор

MicrosoftWord.

§2.9 (1)



19


Обработка текстовой информации


1

Практическая работа

Текст

Редактирование

Вставка, удаление

Формировать навыки редактирования текста

Практическая работа №7 «Редактируем текст»

Текстовый редактор

MicrosoftWord.

§2.9 (2)



20


Редактирование текста. Работа с фрагментами.


1


Текст, форматирование

Формировать навыки редактирования текста

Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 1–5)»

Текстовый редактор

MicrosoftWord.

§2.9 (2)



21


Редактирование текста. Поиск информации.


1

Практическая работа

Элементы строки поиска, замена слов

Формировать навыки по поиску информации

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста (задания 6–7)»

Текстовый редактор

MicrosoftWord.

§2.9 (2)

§1.13 (2)



22


Изменение формы представления информации

1

Изложение нового материала

Практическая работа

Форматирование текста

Абзац, красная строка



Формировать навыки по форматированию информации

Практическая работа №9 «Форматируем текст»

Текстовый редактор

MicrosoftWord.

§ 1.13 (3) вопросы



III триместр


23


Систематизация информации

1

Изложение нового материала Практическая работа

Форматирование текста

Абзац, красная строка

Формировать навыки по форматированию информации

Практическая работа №9 «Форматируем текст»

Текстовый редактор

MicrosoftWord.

§ 1.13 (3) вопросы



24

Информационные технологии

Кодирование как изменение формы представления информацииКомпьютерная графика.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Компьютерная графика,

Виды графических редакторов

Пиксель


Формирования навыка работы с графическим редактором


Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора»

Графический редактор

PAINT

§2.10(1),вопросы



25


Инструменты графического редактора.


1

Практическая работа

Инструменты графического редактора

Формирования навыка работы с графическим редактором


Практическая работа №11 «Начинаем рисовать (задания 1, 2,3,4, 5)»

Графический редактор

PAINT

§2.10 (2),вопросы



26


Обработка текстовой и графической информации


1

Практическая работа

Инструменты графического редактора

Отработка навыков работы с графическим редактором


Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы»

Графический редактор

PAINT

§§2.9, §2.10 вопросы



27


Преобразование информации по заданным правилам.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Выделение фрагментов и работа с ними

Формирования навыка работы с графическим редактором


Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)».

Графический редактор

PAINT

§1.14(1)



28


Преобразование информации путем рассуждений.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Ввод текста, сохранение рисунка в файле

Отработка навыка работы с графическим редактором

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

Графический редактор

PAINT

§1.14(2)



29


Разработка плана действий и его запись.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Алгоритм, среда Хиты Роботландии

Формировать представление об алгоритмизации

Практическая работа №13 Логическая игра «Переливашки»

Хиты Роботландии

§1.14(3)



30


Разработка плана действий и его запись.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Алгоритм, среда Хиты Роботландии

Отработка навыка работы с алгоритмами

Практическая работа

№17

Переправа

Хиты Роботландии

§1.14



31


Контрольная работа по теме: «Технологии»

1









32


Создание движущихся изображений.


1

Изложение нового материала Практическая работа

Подбор материала, работа в системе


Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему»

ЭОР

§2.11










33




Создание движущихся изображений.


1

Практическая работа

Умение работа с графическими редакторами

Проверка полученных знаний и навыков работы

Практическая контрольная работа





34-35


Повторение

2











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!