«Тамбовский политехнический техникум им. М.С.Солнцева»
для специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (на железнодорожном транспорте)»
Тамбов 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) для специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (на железнодорожном транспорте)».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тамбовский политехнический техникум им. М.С. Солнцева»
Косов Александр Владимирович - преподаватель спецдисциплин первой категории ТОГБОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им. М.С. Солнцева»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (на железнодорожном транспорте)»
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
| Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Виды трансформаторов. Устройство однофазного трансформатора. Принцип действия однофазного трансформатора. Режимы холостого хода и короткого замыкания однофазного трансформатора. КПД трансформаторов. |
Тема 1.9. Основы электропривода | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Понятие об электроприводе. | 2 | 2 |
2 | Нагрев и охлаждение электродвигателя. | 2 |
3 | Выбор мощности двигателя электропривода | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Виды электроприводов (постоянного, асинхронные, синхронные и т.д.). Средства энерго- и ресурсосбережения в электроприводе. Подготовка к опросу по теме раздела |
Тема 1.10. Передача и распределение электрической энергии | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Электроэнергетические системы | 2 | 2 |
2 | Электрические сети, распределение электрической энергии | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебных изданий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по теме. Подготовка к опросу по теме раздела Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Условные обозначения элементов схем электроснабжения. Схемы включения двигателей постоянного тока, назначение элементов схем. Схемы включения трехфазных асинхронных двигателей, назначение элементов схем. Защитное заземление и зануление. |
Лабораторный практикум по разделу 1 «Электротехника» | Лабораторные работы | 26 |
1 | Электроизмерительные приборы и измерения | 2 | 2 |
2 | Линейная и нелинейные электрические цепи постоянного тока | 2 | 2 |
3 | Экспериментальное определение параметров элементов цепей переменного тока | 2 | 2 |
4 | Электрическая цепь переменного тока с последовательным соединением элементов | 2 | 2 |
5 | Электрическая цепь переменного тока с параллельным соединением элементов | 2 | 2 |
| 6 | Трехфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда» | 2 | 2 |
7 | Трехфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда» | 2 | 2 |
8 | Нелинейная цепь переменного тока | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
Подготовка отчетов по лабораторным работам, подготовка к защите лабораторных работ |
Раздел 2. Электроника | | 49 |
Тема 2.1. Физические основы электроники | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Общие сведения о полупроводниках. | 2 | 2 |
2 | Физические свойства полупроводников. | 2 |
3 | Контактные явления в полупроводниках. | 2 |
4 | Электрические свойства n-p-перехода | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) История развития полупроводниковой электроники Образование электронно-дырочного перехода. Виды электронно-дырочных переходов. Свойства электронно-дырочного перехода при прямом и обратном включениях. Современные технологии получения p–n-переходов |
Тема 2.2. Полупроводниковые приборы | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Устройство, принцип работы и назначение полупроводниковых диодов | 4 | 2 |
2 | Устройство, принцип работы и назначение полупроводниковых транзисторов | 2 |
3 | Устройство, принцип работы и назначение полупроводниковых тиристоров. | 2 |
4 | Устройство, принцип работы и назначение фотополупроводниковых и оптронных приборов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Принцип действия полупроводникового диода, вольтамперная характеристика. Классификация, назначение, параметры полупроводниковых диодов, условные обозначения. Устройство, принцип действия биполярного транзистора. Классификация транзисторов, условные обозначения. Понятие о тиристорах, условные обозначения. Полупроводниковые приборы с внутренним фотоэффектом (фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, фототиристоры), светодиоды, обозначения, область применения |
Тема 2.3. Электронные выпрямители и стабилизаторы | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Выпрямители. | 4 | 2 |
2 | Сглаживающие фильтры. | 2 |
3 | Параметрический стабилизатор. | 2 |
4 | Компенсационные стабилизаторы. | 2 |
5 | Импульсные стабилизаторы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Назначение и классификация выпрямителей. Структурная схема выпрямителя. Однофазный однополупериодный выпрямитель: схема, принцип действия, применение. Однофазный двухполупериодный выпрямитель: схема, принцип действия, применение. Однофазный мостовой выпрямитель: схема, принцип действия, применение. Сглаживающие фильтры. Простейшая схема стабилизатора напряжения |
Тема 2.4. Общие принципы построения и работы схем электрических усилителей | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Общие сведения об усилителях. | 2 | 2 |
2 | Классификация усилителей. | 2 |
3 | Обратные связи в усилителях | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Назначение и классификация усилителей Основные технические показатели и характеристики усилителей Работа усилительного элемента с нагрузкой. |
Тема 2.5. Электронные генераторы и измерительные приборы | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Генераторы пилообразного напряжения | 2 | 2 |
2 | Управляемые импульсные генераторы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Погрешность измерительных приборов. Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов |
Тема 2.6. Устройства автоматики и вычислительной техники | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Общие сведения о логических элементах | 2 | 2 |
2 | Логические элементы на диодах и транзисторах | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу. Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Логические элементы И, ИЛИ, НЕ. Условные обозначения, таблица истинности. Основные базисные логические элементы И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Условные обозначения, таблицы истинности Область применения основных устройств автоматики |
Тема 2.7. Микропроцессоры и микро-ЭВМ | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Программируемые управляющие цифровые устройства | 2 | 2 |
2 | Микропроцессорные системы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тематика самостоятельной (внеаудиторной) работы (сообщений, презентаций) Современные направления развития микроэлектроники. Основные понятия цифровой электроники. Классификация устройств микроэлектроники. Применение микросхем |
Лабораторный практикум по разделу 2 «Электроника» | Лабораторные работы | 24 |
1 | Полупроводниковые диоды | 2 | 2 |
2 | Биполярный транзистор | 2 | 2 |
3 | Полевой транзистор | 2 | 2 |
4 | Однофазный выпрямитель | 2 | 2 |
5 | Исследование тиристоров и управляемых выпрямителей | 2 | 2 |
6 | Операционный усилитель | 2 | 2 |
7 | Исследование мультивибратора | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
Подготовка отчетов по лабораторным работам, подготовка к защите лабораторных работ |
| ИТОГО | 117 |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники; лаборатории электротехники.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
выполнять по заданным условиям расчёты несложных электрических цепей постоянного и переменного тока, магнитных цепей | Оценка результатов выполнения лабораторных работ |
собирать несложные электрические цепи по заданным принципиальным схемам | Оценка результатов выполнения лабораторных работ |
находить неисправности в электрических цепях | Оценка результатов выполнения лабораторных работ |
выбирать и пользоваться аппаратурой и контрольно-измерительными приборами | Оценка результатов выполнения лабораторных работ |
Знания: | |
основные электрические и магнитные явления, их физическую сущность и возможность практического использования; | Оценка результатов выполнения домашних работ Оценка результатов выполнения контрольных работ |
физические законы, на которых основана электротехника и вытекающие из этих законов следствия; | Оценка результатов выполнения домашних работ Оценка результатов выполнения контрольных работ |
правила и методы расчёта различных электрических цепей; | Оценка результатов выполнения домашних работ Оценка результатов выполнения контрольных работ |
наиболее употребительные термины и определения теоретической электротехники; | Оценка результатов выполнения домашних работ Оценка результатов выполнения контрольных работ |
условные графические обозначения элементов электрических цепей, применяемых в электрических расчётных схемах; | Оценка результатов выполнения домашних работ Оценка результатов выполнения контрольных работ |
единицы измерения и буквенные обозначения электрических и магнитных величин. | Оценка результатов выполнения домашних работ Оценка результатов выполнения контрольных работ |
Раздел 1 «Электротехника» |
1 | Электрическое поле. Закон Кулона. |
2 | Напряженность электрического поля. Потенциал |
3 | Проводники и диэлектрики. |
4 | Электрическая емкость. |
5 | Заряд и разряд конденсатора. |
6 | Устройство конденсаторов. Соединение конденсаторов. |
7 | Электрическая цепь постоянного тока. Электродвижущая сила. |
8 | Электрическое сопротивление |
9 | Закон Ома |
10 | Параллельное, последовательное и смешанное соединение резисторов |
11 | Законы Кирхгофа |
12 | Работа и мощность электрического поля. Закон Джоуля-Ленца. |
13 | Магнитное поле электрического тока. |
14 | Электромагнитная индукция. |
15 | Самоиндукция. Взаимоиндукция. |
16 | Переменная электродвижущая сила |
17 | Активное сопротивление в цепи переменного тока |
18 | Катушка индуктивности в цепи переменного тока |
19 | Емкость в цепи переменного тока |
20 | Трехфазные генераторы. Соединение обмоток генератора |
21 | Общие сведения об электрических приборах. Виды и методы электрических измерений. Погрешность измерений. |
22 | Основные характеристики электроизмерительных приборов. Классификация электроизмерительных приборов. |
23 | Генераторы постоянного тока |
24 | Двигатели постоянного тока |
25 | Асинхронные машины |
26 | Синхронные машины |
27 | Однофазные двигатели и двигатели малой мощности |
28 | Трехфазные трансформаторы. |
29 | Автотрансформаторы. Измерительные трансформаторы. |
30 | Понятие об электроприводе. Нагрев и охлаждение электродвигателя. |
Раздел 2 «Электроника» |
31 | Общие сведения о полупроводниках. Физические свойства полупроводников. |
32 | Контактные явления в полупроводниках. Электрические свойства n-p-перехода |
33 | Устройство, принцип работы и назначение полупроводниковых диодов |
34 | Устройство, принцип работы и назначение полупроводниковых транзисторов |
35 | Устройство, принцип работы и назначение полупроводниковых тиристоров. |
36 | Устройство, принцип работы и назначение фотополупроводниковых |
37 | Устройство, принцип работы и назначение оптронных приборов. |
38 | Выпрямители. |
39 | Сглаживающие фильтры. |
40 | Параметрический стабилизатор. |
41 | Компенсационные стабилизаторы. |
42 | Импульсные стабилизаторы. |
43 | Общие сведения об усилителях. |
44 | Классификация усилителей. Обратные связи в усилителях |
45 | Усилители на биполярном транзисторе. |
46 | Усилители на полевом транзисторе. |
47 | Операционные усилители. |
48 | Усилители мощности |
49 | Электрометрические и измерительные усилители |
50 | Многокаскадные усилители |
51 | Импульсные усилители |
52 | Избирательные усилители |
53 | Параметрические усилители |
54 | Генераторы синусоидальных напряжений. |
55 | Управляемые импульсные генераторы |
56 | Общие сведения о логических элементах |
57 | Логические элементы на диодах и транзисторах |
58 | Запоминающие устройства |
59 | Программируемые управляющие цифровые устройства |
60 | Микропроцессорные системы |