ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2015
Одобрено на заседании цикловой комиссии
ПРОТОКОЛ №_____________
От «_____»___________20 г.
Председатель_______________
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Организация-разработчик: ГБПОУ «Новошахтинский индустриально – технологический техникум» (НИТТ).
Разработчик: преподаватель дисциплины «Основы предпринимательства» Медведева Ольга Владимировна.
Рецензенты: ___________________________________________________________
___________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» (далее программа) - является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 23.01.03 Автомеханик 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ. 19.01.17 Повар, кондитер; как вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Ростовской области.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина является общей гуманитарной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;
- выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
- формировать пакет документов, необходимых для предпринимательской деятельности;
- разрабатывать бизнес-план;
- осуществлять технико – экономическое обоснование бизнес-идеи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами;
- нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
- состояние экономики и предпринимательства в Ростовской области;
- структуру и функции бизнес-плана.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
из них практических занятий - 4 часа;
самостоятельной работы обучающегося -18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: презентации составление таблиц и схем защита проекта подготовка к практическим занятиям работа с основной, дополнительной, нормативно-правовой литературой, с Интернет-ресурсами. | 2 2 2 6 6 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | 0 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Темы разделов | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа. | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Предпринимательство в России. | Содержание учебного материала: История Российского предпринимательства. Зарождение предпринимательства IX - XIII вв. Предпринимательство во второй половине XV – XVIII вв. Эпоха Петра I - стремительное развитие предпринимательства. Развитие предпринимательства в период XIX – начало XIX века. Реформа 1861 года. Послереволюционное предпринимательство. Предпринимательство в постсоветский период. Российское предпринимательство на современном этапе. Предпринимательство в Ростовской области. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: работа с основной, дополнительной, нормативно-правовой литературой, с Интернет-ресурсами на тему: «Современное состояние развития малого бизнеса в Ростовской области». | 2 |
Раздел 2. Содержание предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала: Феномен и определение предпринимательства. Основные экономические ресурсы. Определение предпринимательства. Предпринимательство – как экономическое явление. Предпринимательская среда. Сущность предпринимательской среды. Конкуренция. Предпринимательство и экономическая свобода. Бизнес- идея. Объекты и субъекты предпринимательства. Цели предпринимательской деятельности. Права и обязанности предпринимателей. Понятие системы предпринимательства, ее структура. Цели предпринимательской деятельности. Понятие объекта, субъекта предпринимательства. Физические и юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности. Права и обязанности предпринимателей. Признаки и свойства, характеризующие статус юридического лица. | 5 | 2 |
Практическое занятие №1. Выбор «Бизнес-идеи». | 1 |
Самостоятельная работа: Выбор «Бизнес-идеи». Как организовать своё дело. Подготовка к практическому занятию. Конспект по темам: Коммерческие и некоммерческие организации. Индивидуальное предпринимательство - форма соединения предпринимательства и менеджмента. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Индивидуальный бизнес - права и преимущества. Порядок создания, регистрации, реорганизация и ликвидация юридического лица. Правовой статус предпринимателя, порядок регистрации и ликвидации ИП. | 3 |
Раздел 3. Организационно – правовые формы предпринимательства. | Содержание учебного материала: Нормативно – правовые основы предпринимательства. Характеристика организационно – правовых форм предпринимательства, регламентированных российским законодательством, и их классификация. | 2 | 2 |
Практическое занятие №2. Тренинг «профиль предпринимателя» Практическая работа №3. Анализ организационно – правовой формы регистрации предприятия. | 1 1 |
| Самостоятельная работа: работа с основной, дополнительной, нормативно-правовой литературой, с Интернет-ресурсами, подготовка к практическому занятию. Работа с базами правовой информации Консультант - плюс, Гарант. Поиск информации по вопросам практического занятия по теме: «Оформление документов по открытию предприятия и регистрации собственного дела в форме общества с ограниченной ответственностью » (типового устава, учредительных документов, заявлений на государственную регистрацию юридического лица. | 2 | |
Раздел 4. Социально – психологические аспекты предпринимательства. | Содержание учебного материала: Функции предпринимателя. Личностные качества предпринимателя. Различие психологий работник и собственник. Принципы начала и ведения предпринимательской деятельности. Этапы создания собственного дела. Предпринимательская идея. Требования к бизнес – плану. Успешные предприниматели. Уоррен Эдвард Баффет. | 8 | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовить презентацию по теме: «Деловые люди Ростовской области». Подготовить сообщение по теме: Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности. Самоанализ и самооценка профессиональных и личных качеств. Составление резюме. | 4 |
Раздел 5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала: система государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности, характеристика концепции государственной политики. Стандартизация и сертификация. Технические регламенты. Государственная поддержка молодёжному предпринимательству. Государственные структуры обеспечивающие развитие и поддержку предпринимательству. Правовая грамотность предпринимателя. | 3 | 2 |
Практическое занятие №4 Процедура государственной регистрации предпринимательской деятельности. | 1 |
Раздел 6. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала: Понятие и функции налогов. Налогообложение в предпринимательской деятельности, Налоговый Кодекс РФ. Налоговые режимы для малого бизнеса (ЕНВД, УСН, патентная система). Налоговая отчетность малого бизнеса, виды, сроки, порядок сдачи. Книга учета доходов и расходов при УСН, ЕНВД. Выбор способа и базы налогообложения для предприятия. Порядок сдачи и заполнения налоговой отчетности при УСН. Порядок сдачи и заполнения налоговой отчетности при ЕНВД и патентной системе налогообложения. | 3 1 2 | 2 |
Практическая работа №5 Налоги и заработная плата. |
Самостоятельная работа: Подготовить памятку начинающему предпринимателю по порядку сдачи и заполнения налоговой отчетности в УФНС РФ |
Раздел 7. Предпринимательский риск. | Содержание учебного материала: Сущность предпринимательского риска. Функции предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Классификация. Управление предпринимательским риском. Понятия о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками в предпринимательской деятельности. Понятие о банкротстве как коммерческой несостоятельности собственника. | 1 | |
Раздел 8. Культура предпринимательства. | Содержание учебного материала: Культура и этика предпринимательской деятельности. Предпринимательская тайна. | 2 | |
Раздел 9. Бизнес и предпринимательство. Открытие и закрытие своего дела. | Содержание учебного материала: Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Особенности составления отдельных частей бизнес-плана: анализ рынка, финансово-экономический раздел, анализ рисков. Оценка эффективности бизнес-плана. Лицензирование бизнес – плана. Реклама и её роль в бизнесе. Формы ликвидации предпринимательских организаций. Реорганизация предпринимательских организаций | 5 | 2 |
Практическое занятие №6. Разработка элементов бизнес-плана по организации предприятия…(зависит от профессии студента) | 1 |
Дифференцированный зачет | | 1 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
• УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации,
видеофильмы, и т.п.).
Технические средства обучения:
• телевизор;
• DVD;
• видеокамера;
• компьютер;
• проектор;
• магнитофон.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1 Гражданский кодекс Российской Федерации.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации.
4 Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах
» (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.).
5 Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-Ф3, от 22.07.2008 № 159-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от
02.08.2009 № 217-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ).
6 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169- ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ).
7 Буров В.Ю. Основы предпринимательства; учебник, Чита 2012. – 489с.
8 Горфинкель, В.Я. Предпринимательство: учебник / В.Я. Горфин-
кель, Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 581 с.
9 Лапуста, М.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. - М.:
ИНФРА-М, 2002. - 520 с.
10 Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. -
М.: АКАДЕМИЯ, 2007.
Интернет-ресурсы:
1 http://do. rksi. ru/library/courses/osnpred/book. dbk Машерук Е. М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс.
2 http://www. petrograd. biz/business_manual/business_13.php Мельников М. М. Основы бизнеса - как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей.
3 http://www. mybiz. ru/ Свой бизнес/электронный журнал.
4 http://www. registriruisam. ru/index. html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с Ф3-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.
5 Консультант-плюс: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home.
6 Гарант: http://www.garant.ru.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» является ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | Формы контроля обучения: |
применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях; • определять объекты и субъекты предпринимательской деятельности; • оформлять основные формы документов по регистрации предпринимательской деятельности и в процессе её осуществления; • различать виды предпринимательства и организационно правовые формы, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики; • определять внешнюю и внутреннюю среду бизнеса, факторы её формирующие; • разрабатывать структуру этапов предпринимательской деятельности; • применять этические нормы предпринимательства; • выбирать экономически эффективные способы ведения бизнеса; • производить оценку предпринимательской деятельности. | - письменное тестирование; - домашнее задание творческого характера; - практические задания. - устный опрос; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | Методы оценки результатов обучения: |
• историю развития предпринимательства в России и Ростовской области; • понятие, содержание, сущность предпринимательской деятельности; • объекты, субъекты и цели предпринимательства; • нормативно-правовую базу регламентирующую предпринимательскую деятельность; • виды предпринимательства, организационно- правовые формы организаций; • внутреннею и внешнею среду предпринимательской деятельности; • характеристику и значение этапов предпринимательской деятельности; • типы предпринимательских решений и экономические методы принятия их; • предпринимательские риски и способы их снижения; • понятие культуры предпринимательства. | - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. |
Медведева О.В.