СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право). для профессии СПО 35.01.14 "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины 

ОУД.10  Обществознание (включая экономику и право).

для профессии СПО 35.01.14 "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право). для профессии СПО 35.01.14 "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка"»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ветлужский лесоагротехнический техникум»












Рабочая программа дисциплины

ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право).экзаменфилософия_________________________нту автомобильного транспорта"а00000000000000000000000000000000000000000000000000000000



для профессии СПО 35.01.14 "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка"



базовой подготовки

очное обучение













Ветлужский район

2016

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право) разработана по специальности 35.01.14 "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка» на основе примерной программы, рекомендуемой Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования от 21 июля 2015 года.





Рассмотрена на методической Утверждаю:

комиссии общеобразовательных Зам. директора по УПР

дисциплин Мерлугов Ю.Н.

Протокол заседания №­­­ 1 от 19 сентября 2016 г.

Председатель____________ / Т. Б. Александрова / ________________



Разработчик:


Ясинская И.В. – преподаватель ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»

























1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ



1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.01.14 "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка». Программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Москва, 2015.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

-воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-овладение системой знаний

об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

-овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать:

-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм механизмы правового регулирования;

-особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

-характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 243 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;

самостоятельной работы обучающегося 72 часов.







2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

243

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



























2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 10 «Обществознание»

Наименование

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровни усвоения


1

2

3

4


Введение

1

Социальные науки


2





2


2


2

Специфика объекта их изучения


3

Методы исследования


4

Значимость социального знания.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, составление опорного конспекта по вопросу «Социальные науки».



Раздел 1. Человек и общество


20



Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества


1


Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессио­нальной деятельности. Потребности, способности и интересы.














12
























8














2








2

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.


3


Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человече­ских знаний.


4

Мировоззрение. Типы мировоззрения.



5

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаи­модействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.



6

Меж­личностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме; работа с вопросами и заданиями к теме 1.2 учебного пособия по обществознанию «Человек и общество» под редакцией Л.Н.Боголюбова, .Ю.Лазебниковой.М.,2007

Самостоятельное изучение вопросов темы «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»:

1.Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

2.Проблема познаваемости мира. Мировоззрение Типы мировоззрения.

3. Свобода как условие самореализации личности.

4. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания.

5. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности.


Тема.1.2. Общество как сложная система


1


Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.














8



















6














2


2

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриаль­ной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду


3

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, ин­дустриальное, постиндустриальное (информационное).



4

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.



Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

1. Творческое сочинение (эссе) «Роль насилия в жизни общества» или международный терроризм» (см. п. 4).

2. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика разных типов обществ».


Раздел 2. Духовная культура чело­века и общества


24




Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества


1


Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культу­ра — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формиро­вание ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.










2











6









2
















Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся : выполнение домашнего задания по теме; изложить аргументы с собственными суждениями по проблеме «Особенности молодежной субкультуры».

Самостоятельное изучение вопросов темы «Духовная культура личности и общества»

  1. . Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

  2. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет



Тема 2.2

Наука и образование в современном мире


1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено­го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обще­ством.








8











2







2


2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни со­временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении об­разования. Профессиональное образование.



Изложение собственных суждений о роли образования в жизни каждого человека в форме эссе


Тема 2.3.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры







1


Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал


14












2



2






2

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современ­ном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с философскими и публицистическими источниками, заполнение сравнительной таблицы по мировым религиям



Раздел 3. Экономика.

35





Тема 3.1.

Экономика и экономическая

наука.

Экономические системы.

Экономика семьи


1

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.



8












4



2


2

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.


3

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: решение задачи – рассчитать семейный бюджет на месяц.

Определение алгоритма поведения при реализации прав потребителя, опираясь на «Закон о правах потребителя»



Тема 3.2.

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике


1

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга






12
























8








2




2

Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.


3

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.


4

Виды на­логов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.




Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по темам на выбор – «Предпринимательство. История развития предпринимательства в России», «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике»


Тема 3.3.

Рынок труда и безработица

1

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.





10









4







2


2

Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.


3

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.


4

Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номиналь­ный доход. Сбережения.



Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Работа с изученными понятиями – составление тестовых заданий, кроссвордов


Тема 3.4.

Основные проблемы экономики России.

Элементы международной экономики


1

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.





5











2




2


2

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.



Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания; подготовка сообщения по экономике Нижегородской области


Раздел 4. Социальные отношения

30





Тема 4.1.

Социальная роль и стратификация.


1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.



8















2





2


2


Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.


3

Соци­альные роли человека в семье и трудовом коллективе

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: анализ типичных социальных ситуаций, решение задач с актуальным социальным содержанием, определение алгоритма исполнения основных социальных ролей


Тема 4.2.

Социальные нормы и конфликты


1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.






12












2






2



2

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма.


3

Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.


4

Социальный конфликт.


5

Причины и истоки возникновения социальных конфлик­тов. Пути разрешения социальных конфликтов.


Самостоятельная работа студентов: работа над конспектом лекций; анализ конкретных ситуаций по теме «Социальные нормы и конфликты».


Тема 4.3.

Важнейшие социальные общности и группы


1

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Россий­ской Федерации.








10


















8












2


2

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфлик­ты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.



3

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений.


4

Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения роди­телей и детей. Опека и попечительство.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ правовых источников по теме «Важнейшие социальные группы». Подготовка реферата на тему «Общество и его регуляторы»


Раздел 5. Политика как общественное явление

22



Тема 5.1.

Политика и власть. Государство в политической системе


1

Понятие власти. Типы общественной власти.











10
























4











2


2

Политика как общественное явление


3

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.


4

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на­значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной по­литической системы.



5

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устрой­ство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа с опорным конспектом; изложение собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни из средств массовой коммуникации. Заполнение сравнительной таблицы политических режимов


Тема 5.2.

Участники политического процесса


1

Личность и государство. Политический статус личности.






12
























2


2

Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России


3

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.


4

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его при­чины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.



5

Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.


6

Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.


7

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над опорным конспектом; подготовка реферата по темам на выбор: «Четвертая власть, ее роль в политической жизни», «Свободные выборы – утопия или реальность»




8



Раздел 6. Право

38




Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

















1

Юриспруденция как общественная наука.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.




10














2


2

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права.


3

Нормативные правовые акты и их характеристика. По­рядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их струк­тура.


4

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.


5

Юридическая ответственность и ее задачи.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся работа над конспектом лекций; Работа с нормативными актами – решение познавательных задач



4



Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации


1

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Феде­рации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.











16
























2

2

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

3

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

4

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

5

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций, анализ нормативно-правовых актов по теме «Основы конституционного права в РФ» , работа с Конституцией РФ.

4


Тема 6.3.

Отрасли российского права


1

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.










12







































2

2

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.


3

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое ре­гулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.


4

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

5

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Со­став преступления. Уголовная ответственность

6

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: работа над конспектом лекций; анализ нормативно-правовых документов по теме «Отрасли российского права», решение познавательных и ситуационных задач

9


Всего:

243


3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин; мастерских не требует; лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места (30);

-рабочее место преподавателя (1);

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением (1 шт.)

-мультимедийный проектор (1 шт.);

-ноутбук (1 шт.);

- экран (1 шт.);

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.

Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.

Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.

Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.

Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Для преподавателей

Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.

Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.

Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.


Интернет - источники:

  1. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

  2. Российский образовательный портал www.edu.ru

  3. ФГОУ Федеральный институт развития образования

http://www.firo.ru/

  1. Федеральное агентство по образованию РФ www.ed.gov.ru

  2. Департамент образования Тверской области www.edu.tver.ru

  3. Тверской областной институт усовершенствования учителей www.tiuu.ru.

  4. ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург)

www.petrocollege.ru




4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2



Знание:

Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.

Умение:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: доклад, сообщение, реферат, презентация).


Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Знание:

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

Умение:

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.

Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов.


Оценка публичного выступления перед аудиторией.













Знание:

Особенности социально-гуманитарного познания.

Умение:

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы по выбору студентов.

Итоговый дифференцированный зачет.


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

75÷ 89

4

хорошо

51 ÷ 75

3

удовлетворительно

менее 51

2

не удовлетворительно





26