СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Проектирование ремонтно-механического цеха"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа  МДК.02.01. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА          профессионального модуля

ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ    для обучающихся по специальности  15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки

При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)  (№ 344 от 18 апреля 2014 г.)

                                                                                                        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Проектирование ремонтно-механического цеха"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тюменский индустриальный университет»

Колледж информатики и связи








Рабочая программа

МДК.02.01. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА профессионального модуля

ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ



15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки



При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (№ 344 от 18 апреля 2014 г.)




Рабочую программу разработал:

Преподаватель высшей квалификационной категории, инженер-технолог

__________ И.А. Жгурова





Тюмень

ТИУ

2017


1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Разработка технологических процессов изготовления деталей машин



1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация и проведение работ по монтажу, испытанию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования; организация работы структурного подразделения, участие во внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.

ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.

ПК 2.3. Организовывать работу по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.

ПК 2.4. Применять различные методы регулировки и наладки промышленного оборудования.

ПК 2.5. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • выбора эксплуатационно-смазочных материалов при обслуживании оборудования;

  • методов регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов;

  • организации работы по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования;

  • применения различных методов регулировки и наладки промышленного оборудования;

  • составления документации для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования;


уметь:

  • учитывать предельные нагрузки при эксплуатации промышленного оборудования;

  • пользоваться оснасткой и инструментом для регулировки и наладки технологического оборудования;

  • выявлять и устранять недостатки эксплуатируемого оборудования;

  • выбирать эксплуатационно-смазочные материалы;

  • пользоваться оснасткой и инструментом для смазки;

  • применять современные методы регулировки и наладки промышленного оборудования;

  • выполнять регулировку смазочных механизмов;

  • контролировать процесс эксплуатации оборудования;

  • выбирать и пользоваться контрольно-измерительным инструментом;


знать:

  • правила эксплуатации оборудования;

  • технологические возможности оборудования;

  • допустимые режимы работы механизмов промышленного оборудования;

  • основы теории надежности и износа машин и аппаратов;

  • классификацию дефектов при эксплуатации оборудования и методы их устранения;

  • методы регулировки и наладки технологического оборудования;

  • современные виды регулировки и наладки промышленного оборудования;

  • классификацию эксплуатационно-смазочных материалов;

  • виды и способы смазки промышленного оборудования;

  • оснастку и инструмент при смазке оборудования;

  • виды контрольно-измерительных инструментов и приборов.



2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Внедрение технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.

ПК 2.2.

Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.

ПК 2.3.

Организовывать работу по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.

ПК 2.4.

Применять различные методы регулировки и наладки промышленного оборудования.

ПК 2.5.

Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий

в профессиональной деятельности.




3.2. Содержание обучения МДК.02.01. Проектирование ремонтно-механического цеха по профессиональному модулю (ПМ.02)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ

Объем часов

1

2

3

МДК.02.01.

Проектирование ремонтно-механического цеха


Введение

Содержание учебного материала


1

1

Состав проектного задания и стадии проектирования.

2

Технико-экономическое обоснование проектирования производственного цеха.

Раздел 1

Общие сведения по проектированию машиностроительных заводов

15

Тема 1.1

Основные задачи проектирования


Содержание учебного материала


1



1

Производственная программа.

2

Состав технической, технологической и строительной частей проекта.

3

Производственное деление завода и состав машиностроительного завода.

Самостоятельные работы

4

Самостоятельная работа № 1. Домашнее задание.

Сообщение на тему: «Технические задачи проектирования».

2

Самостоятельная работа № 2. Сообщение на тему: «Организационные задачи проектирования».

2

Тема 1. 2

Основные принципы разработки генплана


Содержание учебного материала

4

1

Понятие о генплане – генеральном плане строительства.


2

2

Основные положения разработки генплана.

3

Противопожарные разрывы между зданиями.

2

4

Функциональные зоны участков цеха.

Практическая работа № 1. Вычерчивание габаритов станков.

2

Самостоятельные работы

4

Самостоятельная работа № 3. 1. Конспект на тему «Условия компактности для компоновки генерального плана строительства завода».

2

Самостоятельная работа № 3. 2. Конспект на тему «Технико-экономические показатели использования площади участка».

2

Раздел 2

Планировка РМЦ – ремонтно-механического цеха

46

Тема 2.1

Задачи ремонтной службы

Содержание учебного материала

8

1

Основные положения по организации рабочего места.

2

2

Задачи ремонтной службы цеха.

3

Понятие об объекте ремонта.

2

4

Планово-предупредительная система ремонта.

5

Формы организации ремонтных работ.

2

6

Состав ремонтно-механического цеха.

7

Структура ремонтного цикла для металлорежущих станков.

2

8

Назначение и состав ремонтных баз на заводе.

Практическое занятие № 2. Выявление структуры ремонтного цикла и построение графика планово-предупредительных работ.

2

Самостоятельные работы

4

Самостоятельная работа № 4. Конспект на тему «Система планового ремонта на машиностроительных заводах».


2

Самостоятельная работа № 5. Конспект на тему: «Применение форм организации ремонтных работ».

2

Тема 2.2

Компоновка ремонтно-механического цеха и планировка оборудования








Содержание учебного материала

8

1

Виды определения трудоёмкости ремонтных работ.

2

2

Понятие о единице ремонтосложности.

3

Нормативы при проектировании количества станков.

2

4

Состав минимального комплекта станков ремонтно-механического цеха.

5

Назначение и перечень вспомогательного оборудования ремонтно-механического цеха.

6

Планировка демонтажного, станочного и слесарно-сборочного отделений.

2

7

Планировка отделений горячей обработки металла.

8

Строительные элементы здания и размеры пролётов цеха.

2

Практические занятия

6

Практическое занятие № 3.

Расчёт количества оборудования ремонтно-механического цеха и установление состава минимального комплекта.

2

Практическое занятие № 4. Расчёт площади ремонтно-механического цеха на минимальный комплект станков.

2

Практическое занятие № 5. Компоновка ремонтно-механического цеха.

2

Самостоятельные работы

6

Самостоятельная работа № 6.

Сообщение на тему «Заполнение таблицы параметров станков основного комплекта».

2

Самостоятельная работа № 7. Сообщение на тему «Алгоритм расчёта площади цеха».

4

Тема 2.3

Подъёмно-транспортное оборудование цеха и складирование материалов


Содержание учебного материала

6

1

Основные подъёмно-транспортные механизмы ремонтно-механического цеха.


2

2

Виды подъёмно-транспортных работ в ремонтно-механическом цехе.

3

Понятие о графическом изображении грузопотоков на плане цеха.


2

4

Средства для хранения и перемещения деталей ремонтно-механического цеха.

5

Виды и типы складских помещений для ремонтно-механического цеха.

2

6

Виды материалов и готовых изделий для ремонтных работ.

Практическое занятие № 6. Определение потребного количества транспортных средств ремонтно-механического цеха.

2

Самостоятельные работы

4

Самостоятельная работа № 8. Сообщение на тему: «Виды складирования производственных материалов»

2

Самостоятельная работа № 9. Сообщение на тему: «Оборудование для механизированного перемещения производственных материалов».

2

Раздел 3

Общезаводские службы

26

Тема 3.1

Виды общезаводских служб

Содержание учебного материала.

6

1

Состав общезаводских служб.

2

2

Задачи и состав ОТК - отдела технического контроля.

2

3

Задачи и состав ЦЗЛ – центральной заводской лаборатории

2

Самостоятельная работа № 10. Сообщение на тему: «Обязанности службы контроля качества».

2

Тема 3.2

Заводские службы производственного быта

Содержание учебного материала

6

1

Назначение и классификация бытовых помещений.

2

2

Определение площади бытовых помещений.

2

3

Планировка бытовых помещений.

2

Самостоятельная работа № 11. Сообщение на тему: «Бытовые помещения ремонтно-механического цеха».

2

Тема 3.3

Проектирование энергетической части

Содержание учебного материала

4

1

Исходные данные для расчёта энергетической части проекта.


2

2

Применение воды для производственных и бытовых нужд.

3

Применение пара и сжатого воздуха для производства ремонтных работ.

2

Самостоятельные работы

6

Самостоятельная работа № 12. Сообщение на тему: «Применение воды при гидравлическом испытании приводов».

2

Самостоятельная работа № 13. Сообщение на тему: ««Пневматические механизмы с применением сжатого воздуха для ремонтных работ».

2

Самостоятельная работа № 14. Сообщение на тему: «Процесс подогрева охлаждающих смесей при ремонтных работах».

2

Раздел 4

Основные данные для проектирования зданий

20

Тема 4.1 Производственные здания

Содержание учебного материала

4

1

Последовательность расчёта высоты пролёта.

2

2

Назначение металлических конструкций в производственных зданиях.

3

Назначение железобетонных конструкций в производственных зданиях.

2

4

Устройство фундаментов под металлорежущие станки.

Практические занятия

12

Практическое занятие № 7. Расчёт высоты пролёта ремонтно-механического цеха.

2

Практическое занятие № 8. Расчёт ширины пролёта ремонтно-механического цеха.

2

Практическое занятие № 9. Архитектурно-строительные элементы на плане ремонтно-механического цеха.

2

Практическое занятие №10. Значения высотных отметок на вертикальной проекции ремонтно-механического цеха.

2

Практическое занятие № 11. Расстановка темплетов оборудования на плане ремонтно-механического цеха.

2

Практическое занятие № 12 .Условные обозначения на плане ремонтно-механического цеха.

2

Самостоятельные работы

4

Самостоятельная работа № 16. Домашнее задание.

Сообщение на тему: «Устройство фундаментов под строительные конструкции».

2

Самостоятельная работа № 15. Домашнее задание.

Сообщение на тему: «Таблица условных обозначений на плане цеха».

2

Обязательная учебная нагрузка:

Самостоятельная учебная нагрузка:

Максимальная учебная нагрузка:

72

36

108


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Монтажа, технической эксплуатации и ремонта оборудования».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Монтажа, технической эксплуатации и ремонта оборудования»:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект деталей, инструментов, приспособлений;

- комплект бланков технологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (планшеты по технологии машиностроения).

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедиапроектор;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения;

- комплект учебно-методической документации.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Балашов, В. М. Проектирование машиностроительных заводов: учебник / В. М. Балашов, В. В. Мешков, А. Г. Схиртладзе, В. П. Борискин. – Старый Оскол: ТНТ, 2012. – 388 с.

  2. Иванов, В.А. Проектирование ремонтных и сборочных цехов и заводов нефтегазового производства: учебное пособие / В. А. Иванов, В. В. Новосёлов, Ю. И. Некрасов, А. В. Смирнов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 240 с.

  3. Балабанов, А.Н. Краткий справочник технолога-машиностроителя : учебник / А. Н. Балобанов. - М.: Изд-во стандартов, 2012. – 464 с.

  4. Данилевский, В. В.  Технология машиностроения : учебник Учеб. для техникумов / В. В. Данилевский. - М.: Высшая школа, 2014. – 416 с.


Дополнительные источники:

  1. Киселёв, Е. С. Практические и тренировочные задания по проектированию механосборочных, инструментальных и ремонтно-механических цехов: учебное пособие / Е. С. Киселёв — М.: Академия, 2014. — 496 с.

  2. Чарнко, Д. В.  Проектирование участков механических и механосборочных цехов. [Текст]: учебник / Д. В. Чарнко, Н. Н. Хабаров. – М.: Машиностроение, 2015. – 388 с.

  3. Егopoв, М.Г. Основы проектирования машиностроительных заводов: учебник / М. Г. Егopoв. - М.: Высшая школа, 2012, 499 с.


Информационные ресурсы:


  1. http://www.planer8.narod.ru/e_books.html;

  2. http://www.elektronik-chel.ru/books/detali_mashin.html;

  3. http://knigi.tr200.ru/v.php?id=150460;

  4. http://st-books.ru/item/20637;

  5. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=9053&p_page=1;

  6. http://studentam.net/content/view/519/60/;

  7. http://stroy-technics.ru/article/proektirovanie-osnovnykh-tsekhov-i-otdelenii-emontnogo-predpriyatiya.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего».

    1. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «ПМ.02. Организация работ по эксплуатации промышленного оборудования»

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Технология машиностроения»; «Технологическая оснастка»; «Процесс формообразование и инструменты», «Технологическое оборудование».


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.


Навык выбора эксплуатационно-смазочных материалов при обслуживании оборудования;

Умение выбирать эксплуатационно-смазочные материалы;

Умение пользоваться оснасткой и инструментом для смазки;

выполнять регулировку смазочных механизмов;

Экзамен, зачёт

ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.

Освоение методов регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов;

Умение контролировать процесс эксплуатации оборудования;

Умение выбирать и пользоваться контрольно-измерительным инструментом;

Умение применять современные методы регулировки и наладки промышленного оборудования;


ПК 2.3. Организовывать работу по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.

Навык организации работы по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования;

Умение выявлять и устранять недостатки эксплуатируемого оборудования;


ПК 2.4. Применять различные методы регулировки и наладки промышленного оборудования.

Навык применения различных методов регулировки и наладки промышленного оборудования;

учитывать предельные нагрузки при эксплуатации промышленного оборудования;

умение пользоваться оснасткой и инструментом для регулировки и наладки технологического оборудования;


ПК 2.5. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.

Навык составления документации для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.




Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы методы контроля и оценки

ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии.

-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, участие в конференциях и форумах и т.д.)

ОК 2. Организация собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества.

- умение формулировать цель и задачи предстоящей деятельности;

- умение представить конченый результат деятельности в полном объёме;

- умение планировать предстоящую деятельность;

- умение выбирать типовые методы и способы выполнения плана;

- умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат).

-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;

- практическая и лабораторная работа;

- самостоятельная работа;

- контрольная работа.

ОК 3. Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях;

- умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат;

- умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы.

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- лабораторная работа.

ОК 4. Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста;

- умение пользоваться словарями, справочной литературой;

- умение отделять главную информацию от второстепенной;

-умение писать аннотацию и т.д.

- интерпретация результатов наблюдения за обучающимися;

- самостоятельная работа;

- работа с текстами;

- практическая работа.

ОК 5. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;

-участие в семинарах, диспутах с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- умение грамотно ставить и задавать вопросы;

- способность координировать свои действия с другими участками общения;

- способность контролировать своё поведение, свои эмоции, настроение;

- умение воздействовать на партнёра общения и др.


- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;

- работа в группах.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

- умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объёме.

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации.

- демонстрация стремление к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию;

- умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения;

- владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений;

- умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью;

- умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- понимание роли повышения квалификации для саморазвития и самореализации в профессиональной и личностной сфере.

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;

- участие в семинарах, диспутах;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- лабораторная работа.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области в профессиональной деятельности;

- понимание роли модернизации технологии профессиональной деятельности;

- умение представить конченый результат деятельности в полном объёме;

- умение ориентироваться в информационном поле профессиональных технологи.

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися;

- участие в семинарах по производственной тематике.