СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 8 лет с умственной отсталость легкой степени
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Пояснительная записка……………………..…………………….………….........2
2. Организация образовательной деятельности…………………………………….3
6. Литература……………………………………………………………………...…19
7. Приложение ……………………………………………………………………....20
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 8 лет с умственной отсталость легкой степени.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Гулькевичи обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей, укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннего воспитания, на основе организации разнообразных видов творческой деятельности.
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;
-Конвенцией о правах ребенка ООН;
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
-Устава Учреждения, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 28.05.2015 № 659.
Рабочая программа разработана на период 2017-2018 учебного года (с
01.09.2016 по31.08.2017 года)
Рабочая программа группы разработана на основе следующих образовательных программ:
Адаптированная программа коррекционной работы в группе для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы «Особый ребенок»
«Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б. Баряева, СПб, 2012.
Коррекционная программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина),
Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с
нарушением интеллекта (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.),
Особенности развития детей с особыми возможностями здоровья.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью легкой степени 3-8 лет.
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. Дети с легкой степенью умственной отсталости, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается индивидуально.
Побуждаемые педагогом, дети с легкой умственной отсталостью проявляют желание принимать участие в совместной деятельности, а иногда и непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой. В свободной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны. Без организующей помощи взрослого они редко могут найти себе занятие. Они редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры или совместных переживаний каких-либо событий. Многие проявляют безразличие ко всему происходящему, не замечают трудности и переживания сверстников, не пытаются самостоятельно предложить свою помощь. Практически все не организованны.
Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи, которое имеет весьма широкий диапазон: от полного ее отсутствия у детей с проблемами в интеллектуальном развитии четвертого-пятого года жизни, до небольших грамматических ошибок в речевых высказываниях, имеющих место у детей с ЗПР. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения. Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники, как правило, действуют молча. Они не сопровождают свои действия речью или иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера в связи с выполняемыми действиями. Речевая активность некоторых детей может быть несколько выше, но, как правило, в тех случаях, когда нет грубого недоразвития речи (дизартрия, алалия). Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т.д.
2. Организация образовательной деятельности.
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы:
Обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи программы:
• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения —диалога и монолога;
• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Принципы формирования программы.
-Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы.
-Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений.
-Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
-Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
-Принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-Принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии используемые в программе.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических
условий жизнедеятельности детей на занятиях;
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Психогимнастика;
Артикуляционная гимнастикатки;
Физминутки.
Технические средства и наглядный материал обучения.
1. Магнитофон.
2. СД и аудио материал.
3. Дидактический материал.
4. Раздаточный материал.
5. Игровые атрибуты.
6. Рабочие тетради.
Организация режима пребывания детей в группе «Особый ребенок».
Организация жизнедеятельности воспитанников группы компенсирующей направленности «Особый ребенок».
время | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||||||||
1 половина дня (с 7.00 до 13.00) | |||||||||||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||||||||
7.00. – 7.50 | Утренняя прогулка воспитанников на свежем воздухе ( в соответствии с рекомендациями по продолжительности прогулок в Д0У зимой, при неблагоприятных погодных условиях в группе организуются сюжетно-ролевые, дидактические игры, проводится индивидуальная работа с детьми) - наблюдения на участке за погодой, прохожими, за живой и неживой природой, развитие психических процессов (воображения, памяти, мышления, слухового и зрительного внимания), двигательной активности, координационных способностей при проведении подвижных и хороводных игр. Образовательные области: социально-коммуникативное, физическое, познавательное развитие | ||||||||||||
7.50 – 8.10 | Возвращение с утренней прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к утренней гимнастике . Образовательные области: физическоеразвитие | ||||||||||||
8.10 – 8.25 | Утренняя гимнастика с включением упражнений на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, развитие опорно – двигательного аппарата, координационных способностей, мелкой моторики, слухового внимания. Образовательные области: физическое развитие | ||||||||||||
8.25 – 8.40 | Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку (знакомство с меню), завтрак детей. Образовательные области: физическое развитие | ||||||||||||
Образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, самостоятельная деятельность детей | |||||||||||||
8.40 – 9.00 | пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики, беседы. | пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, рассматривания альбомов, игры на развитие мелкой моторки, беседы. | пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, настольно-печатных игр, игры малой подвижности, беседы. | пальчиковая, артикуляционная дыхательная гимнастика, чтение худ литературы, игры на развитие мелкой моторики, беседы. | пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, беседы. | ||||||||
Образовательная область: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие | |||||||||||||
Организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | |||||||||||||
9.00 – 10.30 | Непосредственно образовательная деятельность воспитанников в соответствии с расписанием, рабочей программой педагогов. Во время непосредственно образовательной деятельности обязательное соблюдение ортопедического и речевого режима. В зависимости от вида деятельности – трехминутная физминутка на коррекцию осанки: растяжка и расслабление позвоночника, профилактика плоскостопия, пальчиковая и зрительная гимнастики, релаксация, музыкотерапия, элементы сказкотерапии (развитие и коррекция психических процессов, развитие эмоциональной сферы). Перерыв между непосредственно образовательной деятельностью10 минут. Один раз в две недели игры с психологом на коррекцию психических познавательных процессов в сенсорной комнате, два раза в неделю– лечебная физкультура. Индивидуальная работа педагогов с детьми (после организованной образовательной деятельности), дидактические игры, сюжетно-ролевые, строительные игры. Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие | ||||||||||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||||||||
10.30-11.40 | Физиопроцедуры по назначениям педиатра, врача-ортопеда. Воздушные ванны во время переодевания, босохождение в группе по коррекционным массажным дорожкам. БОС – коррекция дыхательных навыков, снятие эмоционального напряжения, развитие дыхания. Прогулка на свежем воздухе детей (ежедневные наблюдения за объектами живой и неживой природы, опыты, сюжетно-ролевые и дидактические игры природоведческого характера, коллективный труд, индивидуальная работа по развитию координационных способностей, коммуникативной стороны речи, развитию и коррекции психических познавательных процессов, закаливающие мероприятия организма во время прогулки, свободная двигательная активность, снятие мышечного напряжения.). Образовательные области: познавательное, физическое развитие | ||||||||||||
11.40-12.00 | Возвращение детей с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к обеду. Образовательные области: физическая культура, здоровье | ||||||||||||
12.00-12.30 | Обед воспитанников, подготовка к дневному сну. Образовательные области: познавательное, физическое развитие | ||||||||||||
2 половина дня (с 13.00 до 17.00) | |||||||||||||
Перед засыпанием чтение медитативных сказок – переход от активной деятельности ко сну, релаксация. Пробуждение под музыку – выравнивание фаз пробуждения, эмоционально положительный настрой детей на дальнейшую деятельность. | |||||||||||||
12.30-15.00 | Дневной сон детей (режимный момент не входит в образовательную деятельность). | ||||||||||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||||||||
15.00-15.30 | Постепенный подъем детей, закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры, подготовка к полднику (знакомятся с меню). Ежедневная гимнастика пробуждения проводится с использованием коррекционно-профилактических упражнений, направленных на развитие мелкой и общей моторики, коррекцию дыхания, осанки, формирование способности к ориентировке в пространстве в течение 5-10 минут. Точечный массаж, закаливающие процедуры (контрастное обливание ног водой), босохождение по массажным коррекционным дорожкам (профилактика плоскостопия). Приём лечебно – профилактических мероприятий по назначению врача. Образовательныеобласти: физическоеразвитие | ||||||||||||
15.30-15.45 | Прием пищи (полдник) детей, гигиенические процедуры после полдника. Образовательныеобласти: здоровье | ||||||||||||
15.45 -16.30 | Непосредственно образовательная деятельность воспитанников в соответствии с расписанием, рабочей программой педагога. Индивидуальная работа с детьми, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, чтение худ. Литературы | ||||||||||||
Работа педагога с детьми по заданию психолога, сюжетно-ролевые игры детей | Работа педагога с детьми по заданию учителя-логопеда, строительные игры, развитие мелкой моторики, конструирование, опытно-экспериментальная деятельность | Работа педагога с детьми по заданию муз. рук-ля, Творческая деятельность (рисование, аппликация) | Работа педагога с детьми по заданию учителя-логопеда, чтение художественной литературы, с\ролевая игра досуги, развивающие дидактические игры | Работа педагога с детьми по заданию психолога, муз.рук-ля, праздники, Театрализованная деятельность | |||||||||
Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие | |||||||||||||
16.30-17.00 | Организация прогулки воспитанников. Спортивные игры, подвижные игры на развитие координационных способностей. Игры малой подвижности и подвижные игры. Взаимодействие с семьями (работа с родителями) детей (консультации, беседы, рекомендации). Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие |
Технология реализации рабочей программы
Технология реализации рабочей программы учителя – логопеда включает три взаимосвязанных этапа.
Диагностический этап
В начале и в конце учебного года (1—30 сентября и 15—30 мая) проводится диагностическое обследование:
уровня развития речи (понимание речи, обращенной речи, состояние связной речи — например, пересказ текста из нескольких предложений);
поведения и эмоциональной сферы (например, сразу ли и как легко ребенок вступает в контакт);
слухового восприятия (например, узнавание и различение контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов);
зрительного восприятия (например, узнавание и различение ребенком цветов);
восприятия пространственных представлений (например, выявление навыков ориентировки в пространстве — показ предметов, которые находятся внизу, вверху, впереди и сзади по отношению к нему);
общей моторики (например, как ребенок прыгает на двух ногах);
ручной моторики (например, умение держать карандаш).
Коррекционный этап
Содержание работы:
Подготовительный этап.
Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на этом этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики, пальчиковая гимнастика;
- укрепление физического здоровья (применение методов лечебной педагогики, массажа, самомассажа).
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
- Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из двух-трех слов.
III. Совершенствование слухового, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие речевого дыхания.
VI. Целенаправленное развитие и обогащение словарного запаса:
работа над накоплением пассивного и активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы, понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий;
расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных;
формирование понимания простых предлогов, формирование понятия слово и умение оперировать им;
обучение умению группировать предметы по признакам.
VII. Развитие и совершенствование связной речи и речевого общения:
развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца, повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого;
формирование навыков пересказа, составления рассказов-описаний.
VIII. Сенсорное развитие:
обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствование осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния;
освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей;
развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умения сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.
IX. Развитие высших психических функций:
развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков, зрительного внимания и памяти при работе с разрезными картинками, мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов.
XII. Развитие общей и мелкой моторики:
выполнение упражнений на физкультурных минутках, совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике, изобразительных навыков, умения передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
Консультационно-просветительское направление.
Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам
Включение родителей в образовательный процесс
Комплексно-тематическое планирование работы
Месяц | Тема |
Сентябрь | Оценка индивидуального развития детей |
Октябрь | Овощи |
Фрукты | |
Ноябрь | Семья |
Части тела | |
Декабрь | Игрушки |
Новый год | |
Январь | Зимние забавы |
Одежда, обувь | |
Февраль | Дикие животные |
Домашние животные | |
Март | Мебель |
Посуда | |
Апрель | Птицы |
Транспорт | |
Май | Насекомые |
Летние забавы |
Перспективное планирование (первый год обучения).
Задачи обучения и воспитания
1. Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.
2. Учить детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами.
3. Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих действий.
5. Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать Что с ним можно делать?).
6. Формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.
7. Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.
8. Учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.
Квартал | Основное содержание работы |
I | Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду») Давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребенка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поет песенку, можно класть руку ребенка на губы взрослого) Учить детей воспроизводить звукоподражания (му-му, би-би и пр.) Учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки») Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем со сверстником: «Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину») Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это? |
II | Продолжать учить детей понимать и выполнять простые инструкции («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделай») Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди Учить составлять фразу из двух слов по действиям с игрушками («Мишка топает», «Ляля идет», «Машина едет», «Зайка прыгает») Учить детей строить фразы со словами дай, на, иди Учить детей понимать действия, изображенные на картинке (девочка умывается, мальчик бежит, тетя кушает) Подводить детей к пониманию несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушками Разучивать потешку «Киска» А. Барто, разыгрывать ее содержание, используя игрушки и «живые» картинки Знакомить детей с произведениями русского фольклора Знакомить детей со сказкой «Колобок», обыгрывать ее эпизоды с помощью игрушек Учить детей отвечать на вопросы: Как зовут маму? Как зовут папу; тетю? |
III | Учить детей понимать рассказ, созданный по результатам реальных событий из жизни детей в группе Учить детей отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом детей («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты пил?», «Куда идем?») Учить детей понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает? — Девочка пьет, мальчик идет, зайчик прыгает и т. д.») Учить детей инсценировать небольшие рассказы и стихи с использованием игрушек Знакомить детей со сказками «Курочка Ряба», «Река», закрепляя знакомые звукоподражания и лепетные слова в пассивной и активной речи Учить детей составлять фразы по картинкам из двух слов («Машина едет», «Самолет летит», «Собачка бежит», «Мальчик кушает», «Дядя рисует», «Кошка спит» и т. д.) Учить детей слушать адаптированные тексты и рассматривать иллюстрации к ним (С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Л. Толстой. «Рассказы для детей») |
Перспективное планирование (второй год обучения).
Задачи обучения и воспитания
1. Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
2. Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из двух-трех слов.
3. Учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам.
4. Воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях.
5. Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.
6. Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.
7. Учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица в единственном числе и 3-го лица во множественном числе («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»).
8. Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных).
9. Учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в.
10. Развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками.
11. Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам.
12. Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на них: «Где кошка? - Вот она!»
13. Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
Квартал | Основное содержание работы |
I | Учить детей высказывать в речи свои потребности («Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет») Учить детей отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога на, употреблять этот предлог в речевых высказываниях Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек («Кто в домике живет?», «Куда Маша идет в гости?») Учить детей описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов) |
II | Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога под, употреблять этот предлог в речевых высказываниях Учить детей дифференцировать предлоги на, под (выполнение инструкции и составление фразы) Учить детей составлять фразу на основе выполнения инструкции, заданной взрослым Учить детей составлять фразу на основе действия с двумя игрушками (развитие диалогической речи) Разучивать с детьми стихотворение А. Барто «Снег» Знакомить детей с взаимодействием персонажей из сказки «Теремок» Продолжать учить детей понимать текст с показом на игрушках Учить детей составлять небольшие описательные рассказы по игрушке (неваляшка, заяц) Учить детей разучивать потешки и стихи («Водичка-водичка»; А. Барто. «Зайка») Учить детей составлять небольшой рассказ по двум игрушкам с использованием диалога («Кукла варит суп из овощей») Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных) Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка? |
III | Продолжать учить детей высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу играть с большой куклой», «Давайте играть в догонялки», «Почитайте сказку «Три медведя») Учить детей понимать изображение и действия персонажей, нарисованных на картинке, отвечать на вопросы по демонстрируемым картинкам («Что нарисовано на картинке?», «Маша, покажи, что делает девочка на картинке») Учить детей понимать рассказанный или прочитанный текст (В. Чарушин. «Кошка» и др.) Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному или рассказанному тексту (сказки В. Сутее Учить детей составлять рассказ из жизни детей по рисунку педагога Учить детей заучивать наизусть стихи, считалочки, поговорки (А. Барто, К. Чуковский; «Травка-муравка со сна поднялась» и другие произведения фольклора) Развивать у детей познавательную функцию речи в ходе ответов на вопросы («Как зовут мальчика?», «С кем ты пришел?») Продолжать формировать у детей грамматический строй речи (согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного) Закреплять использование детьми изученных предлогов в активной речи (в, на, под) Учить детей составлять короткие рассказы по двум-трем игрушкам (педагог демонстрирует игрушки - куклу и собачку, дети составляют рассказ с помощью педагога: «Жила-была девочка. Девочку звали Катя. У нее была собачка Жучка. Катя и Жучка вместе играли». Аналогичные рассказы можно составить по следующим наборам игрушек: мальчик и мячик; полянка, елочка, грибок; зайчик и лисичка) |
Планируемые результаты освоения детьми программы.
Показатели развития к концу I года обучения. | Показатели развития к концу II года обучения. |
Дети должны научиться: пользоваться невербальными формами коммуникации; использовать руку для решения коммуникативных задач; пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем; слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам; воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы; выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении. | Дети должны научиться: высказывать свои потребности в активной фразовой речи; узнавать и описывать действия персонажей по картинкам; строить фразу, состоящую из двух-трех слов; рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки; понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в; отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные; отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»; узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами. |
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед | Воспитатель |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Созд1 1.Создание обстановки эмоционального Благопо благополучия детей в группе.
|
2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2. Обс 2. 2.Обследование общего развития детей, состоя состояния их знаний и навыков по программе предшест предшествующей возрастной группы.
|
3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. | Заполнен 3.Заполнение протокола обследования, изучение изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы. |
4.Обсуждение результатов обследования | Составле 4.Составление психолого-педагогической характе- характер стики группы в целом.
|
5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5. Воспи 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, детей, включая работу по развитию слухового Вниман внимания. |
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей. |
7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 7.Уточнение имеющегося словаря детей, раширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).
|
9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.
|
10.Развитие фонематического восприятия детей. | 10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.
|
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.
| 11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на детьми на логопедических занятиях.
|
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. | 12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.
|
13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.
| 13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях. играх и |
Направления деятельности учителя - логопеда с педагогом – психологом.
1. |
Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. |
2. |
Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. |
3. |
Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами. |
4. |
Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. |
5. |
Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др. |
6. |
Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом. |
7. |
Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений). |
8. |
Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации. |
9. |
Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности. |
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями (или лицами, их заменяющими).
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
- обеспечение условий для устойчивости результатов логопедической коррекции.
Методическое обеспечение
1. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003.
2. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., М. «Просвещение», 2003
3. Подвижные игры «Азбука дошкольного воспитания» под ред. И.А. Гирченко М., 2008 г.
4. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста под ред. Теплюк С.Н., М., 2005г.
5. Сенсорное развитие Е.А. Янушко, М., 2011 г.
6. Развивающие игры с малышами до 3 лет, Т.В. Галанова, Ярославль, 1998 г.
7. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития под ред. Л.Б. Баряевой, СПб, 2001г.
8. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста под ред. Е.Е. Хомяковой, СПб, 2011 г.
9. Развивающие игры для детей раннего возраста, под ред. Е.Н. Соляник, СПб, 2010.
10. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью под ред. Л.Б. Боряевой, А.П. Зорина, СПб, 2000г.
11.«Ребёнок отстаёт в развитии?» Учебно-методическое пособие Семейная школа под ред. О.П. Гаврилушкиной, М., 2010 г.
12. Дошкольная олигофренопедагогика. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, М.,1998.
12.Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. И.В.Чумакова, М. 2001г.
13.О.В. Закревская «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. 2008.
14.Матвеева Н.Н. «Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: Пособие для воспитателей и родителей.-М:АРКТИ, 2005.
15.Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком» - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997
16.Т.А.Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с ЗРР» -СПб, 2004.
17. Н.В Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» - Спб, «Детство-Пресс» 2016.
18. Н.В.Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Спб, «Детство-Пресс» 2014.
Приложение 1
Речевая карта (обследование неговорящего ребенка)
ФИ_________________________________________ВОЗРАСТ _______________________
ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ______________________________________________________
ДИАГНОЗ ___________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Губы (толстые, тонкие, вялые, укороченные, норма) __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Зубы (редкие, мелкие, кривые, лишние, крупные, нарушение зубного ряда, кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма)____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Язык (толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный, раздвоенный, распластанный, норма) _______________________________________________________________________
Подъязычная уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, норма) _______________________________________________________________________
Маленький язычок (отсутствует, укороченный, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняются в сторону)_____________________________________ _______________________________________________________________________
Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины, норма)__________________________________________________________________
Мягкое небо (длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, отклонение увули, норма) _________________________________________________________________
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма) _______________________________________________________________________
Саливация (наличие, отсутствие). _________________________________________
Гиперкинезы (наличие, отсутствие) ________________________________________
Синкинезии (наличие, отсутствие) _________________________________________
ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Удержание рта закрытым вне еды и речи ___________________________________
Подвижность губ
оскал ________________________________________________________________
вытягивание губ вперёд_________________________________________________
улыбка _______________________________________________________________
Подвижность языка
высовывание распластанного языка_________________________________________
подъём кончика языка на верхнюю губу_____________________________________
опускание кончика языка на нижнюю губу__________________________________
движения кончика языка вправо-влево ______________________________________
облизывание губ_________________________________________________________
высовывание узкого языка_________________________________________________
Подвижность мягкого неба
произнесение «А» с открытым ртом__________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Голос (сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный, дрожащий, немодулированный, норма) __________________________
Темп речи (замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма)
_______________________________________________________________________
Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная, монотонная) ________________________________________________________
Дыхание (свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма) ___________________________
______________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Удержание позы _______________________________________________________
2. Переключение при выполнении движений _________________________________
3. Выполнение движений обеими руками ____________________________________
4. Темп выполнения движений _____________________________________________
5. Качество выполнения движений _________________________________________
6.Напряжённость, скованность движений ____________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
1. Удержание позы _______________________________________________________
2. Переключение при выполнении движений _________________________________
3. Темп выполнения движений _____________________________________________
4.. Качество выполнения движений _________________________________________
5.Напряжённость, скованность движений ____________________________________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)
1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):
открой (закрой) ____________________________ сними (надень) ___________________
принеси (отнеси) ___________________________ завяжи (развяжи) __________________
2. Лексика
1)Предметный словарь
а) «Покажи предметы»:
девочка ________стол _______ книга ________ хлеб _______
телевизор _______ машина _________часы _______
б) «Покажи части тела»:
нос ______ голова _____ глаз ______ губы ______ уши _______ лоб ______
шея ________ рука ______ пальцы _____ колено _______
2) Предикативный словарь
«Покажи, где девочка»:
спит __________ ест (кушает) ____________ пьёт ____________
поёт _______________ танцует ________________ играет ______________
3) Словарь прилагательных
Покажи, где:
* большой (мяч) __________ маленький (мячик) __________
* высокий (дом) __________ низкий (домик) _____________
*длинная (лента) ____________ короткая (лента) ____________
* красный ______ * синий _______ * желтый ______ * зелёный _______
4) Исследование уровня обобщения
Покажи, где:
*Мама ____ папа ____ дочь _____ сын ____ бабушка ______ дедушка ____
*Помидор ___ огурец ____ морковь ____ лук ___ свёкла _____ репа _____
*Яблоко ____ груша _____лимон ____ апельсин _____ банан _____
*Тапочки ____ ботинки _____ туфли _____ сапоги _____ валенки _____
*Стол ____ стул ____ кровать _____ шкаф _____ кресло _____
*Платье _____ юбка ____ рубашка ____ брюки ____ куртка _______
*Тарелка ____ кастрюля ______ вилка _____ ложка ______ чайник _______
*Корабль _____ поезд ____ самолёт _______ автобус _______ машина ______
*Кошка ____ корова ____ собака____ коза_____ свинья_____ лошадь ______
*Лиса _____ заяц_____ медведь_____ белка______ ёж_____
2. Грамматический строй речи
Покажи, где:
* Мальчик играет _________________________________
* Мальчик бросает мяч _____________________________
* Мальчик гладит утюгом бельё _____________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
1. Звукопроизношение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Фонематический слух
*«Послушай внимательно и повтори за мной»:
а-у ___________ и-э ____________ у-о ___________ а-у-ы __________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
1 комплекс
Комплекс упражнений для свистящих звуков с, з, ц
1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.
2. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.
3. «Почистим зубки» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор».
4. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы, потом поднять широкий язык за верхние зубы. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Нижняя челюсть неподвижна.
5. «Улыбочка», «Заборчик». Удержание губ в улыбке, передние и верхние зубы обнажены, под счет от одного до пяти.
6. «Лягушка». Удержание губ в улыбке со сжатыми губами, под счет от одного до пяти
7. «Киска лакает молоко». Широко открыть рот, сделать 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко.
8. «Кто дальше загонит мяч?», «Футбол». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный конец стола.
9. «Орешек». Зубы сжать, губы в улыбке. При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз.
10. «Сердитый язычок». Толкать языком сжатые зубы, губы в улыбке.
11. «Горка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
12. Дуть на спичку беззвучно, затем с добавлением голоса.
2 комплекс
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
ш, ж, ч, щ
1. «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти
2. «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
3. «Остудить блинчик». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка).
4. «Приклей конфетку». Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами..
5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку). При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
6. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
7. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
8. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
9. «Индюшок». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
10. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается
11. «Экскаватор». Рот широко открыть, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой» и медленно поднять ее за верхние зубы.
12. «Киска лакает молоко». Широко открыть рот, сделать 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко.
13. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Для снятия гипертонуса языка:
1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.
2. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.
3 комплекс
Комплекс артикуляционных упражнений для звука л
1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.
2. «Часики». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы язык не касался нижней губы, нижняя челюсть неподвижна.
3. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы, потом поднять широкий язык за верхние зубы. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Нижняя челюсть неподвижна.
4. «Лесенка», «Ступеньки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Узкий кончик языка ставим на альвеолы, на верхние зубы, на верхнюю губу.
5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
6. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
7. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.
8. «Окошечко». Улыбнуться, приоткрыть рот на 4-5 мм, удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.
9. «Пароход гудит». Улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и произносить звук ы (как гудит пароход).
10. «Болтушка». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад с голосом.
11. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать под счет от 1 до 5.
12. «Сигнал», «Кучер» Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук ТПРУ.
13. «Чашечка». Рот открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается.
14. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
15. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
16. Прикусывать кончик языка, высунутый между губами, с голосом и без голоса.
4 комплекс
Комплекс артикуляционных упражнений для звука р
1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.
2. «Часики». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы язык не касался нижней губы, нижняя челюсть неподвижна.
3. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы, потом поднять широкий язык за верхние зубы. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Нижняя челюсть неподвижна.
4. «Лесенка», «Ступеньки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Узкий кончик языка ставим на альвеолы, на верхние зубы, на верхнюю губу.
5. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
6. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Задаем темп – старая, молодая, с закрытыми зубами.
7. «Кто дальше загонит мяч?», «Футбол». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный конец стола.
8. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
9. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз.
10. «Пойдем домой» - «Ступеньки» назад.
11. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.
12. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.
13. «Чьи зубы чище?». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
14. «Ложимся спать». Убрать язык за нижние зубы.
15. «Балалайка». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Прямым указательным пальцем водить по кончику языка влево – вправо. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.
Приложение 3
Примерное тематическое планирование пальчиковых игр.
Октябрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Осенние листья” | |||
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого | ||
Будем листья собирать. | Сжимание и разжимание кулачков | ||
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого | ||
Маме осенний букет отнесем. | «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками | ||
«Хозяйка однажды с базара пришла» | |||
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла | «Шаги» пальчиками по столу | ||
Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! | Загибание пальцев на обеих руках на строчку начиная с большого. Хлопок | ||
Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. | Попеременные удары кулачками и ладонями | ||
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! | Загибание пальчиков на обеих руках Хлопок | ||
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала | Отстукивание ребром каждой ладони по столу |
| |
Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! | Загибание пальчиков Хлопок | ||
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке | Ладони сложены крест-накрест на столе | ||
Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла. Ох! | Загибание пальчиков Хлопок | ||
И суп овощной оказался неплох! | «Едят» суп | ||
“Компот” | |||
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: | Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают» | ||
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Загибание пальцев по одному, начиная с большого
| ||
“За ягодами” | |||
Раз, два, три, четыре, пять, | Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших | ||
В лес идем мы погулять. | Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу | ||
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. | Загибание пальчиков, начиная с большого |
Ноябрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Моя семья” | |
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. | Пальцы сжаты в кулачки Разгибание пальцев, по одному, начиная с больших сначала на одной, затем на другой руке |
Наши мамы | Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Разводят руки, поднимают ладошками вверх. |
«Раз, два, три, четыре, пять» 1,2,3,4.5. Будем пальчики считать! Крепкие, дружные. Все такие нужные. На другой руке опять: 1.2.3,4.51 Пальчики быстрые. Хотя не очень… чистые | |
«Руки в стороны» Руки в стороны, в кулачок. Разожми и на бочок. Руки вверх, в кулачок. Разожми и на бочок. Руки вниз , в кулачок. Разожми и на бочок. | |
«Моем руки» Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! (моем ритмично руки) Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! (стряхиваем воду с рук) Полотенчиком пушистым Вытираем ручки очень быстро. (вытираем руки).
|
Декабрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Стул», «Стол” | ||
Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок | |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка | |
“Гром” | ||
Гром гремит на всю округу. | Ритмичные хлопки в ладоши | |
Грому рады словно другу. | Ритмичное отбивание по столу обеими ладонями | |
С треском, с грохотом гремит | Ритмичное отбивание по столу пальцами обеих рук | |
Так, что все вокруг дрожит. | Встряхивание кистями рук | |
Ну и треск! Вот это гром! | Кулачки сжимаются и разжимаются | |
Ох, гроза! Пожар кругом! | Повороты ладоней вверх-вниз | |
Так сверкнет вокруг вдруг ярко, | Резкое разведение пальцев в стороны | |
От грозы на небе жарко. | Обмахивать лицо ладошками | |
“Зверюшки” | ||
Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках, | Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными | |
Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня поблагодарил. | Четыре пальца последовательно сгибаются – «кланяются» | |
“На елке” | ||
Мы на елке веселились, | Ритмичные хлопки в ладоши | |
И плясали, и резвились. | Ритмичные удары кулачками | |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. | «Шаги» средним и указательными пальцами обеих рук по столу | |
Дао большущие пакеты, | «Рисование» руками большого круга | |
В них же вкусные предметы: | Ритмичные хлопки в ладоши | |
Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, Один золотистый мандарин. | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
Январь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Снежный ком” | ||
Взяли дети снежный ком, Лепить будем снежный дом, | Имитация движения, изображающего лепку домика | |
Мы польем его водой, Домик будет ледяной. | «Плескать» ладошками воду | |
Ком за комом мы кладем, Вот и вылепили дом. | Ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик | |
“Портниха” | ||
Вышивает, шьет иголка, | Имитация вышивания | |
Пальцу больно, пальцу колко. | Имитация укалывания пальца иголкой | |
А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! | Имитация надевания на палец наперстка | |
Говорит иголке: «Шей», | «Шьют» | |
А колоться ты не смей! | Грозить указательным пальцем | |
“Не плачь, куколка моя” | ||
Не плачь, куколка моя, | Имитация укачивания куклы | |
Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Не нужно мне перестирать: | Погрозить пальчиком | |
Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого | |
“Чья обувь” | ||
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. | Хлопки и удары ладошками друг об друга попеременно | |
Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | Загибание на обеих руках пальцев по одному начиная с больших | |
| Шагают по столу указательными и средними пальцами обеих рук |
Февраль
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Вертолет” | |
Вот готовится в полет | Поднять большие пальцы |
Винтокрылый самолет. | Вращение большими пальцами |
Ни разгона, ни разбега – | Движение «кулак – ладонь» |
Раскрутили винт – и в небо. | Вращение кулаков перед грудью, затем раскрыть ладони |
“Щенки” | |
Два щенка, щека к щеке, | 4 хлопка |
Щиплют щетку в уголке. | Щипковые движения кончиков пальцев |
Да у щетки половой Палка есть над головой. | Открытый и закрытый «замок» |
Палка щелк щенков с плеча | Сжимание кулачков |
Два щенка ушли ворча. | Разжимание кулачков |
«Дикие животные» | |
Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
| Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Вращают большим пальцем.
|
Кто спит зимой?
| |
Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится — Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял — и был таков!
| Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
|
Март
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Стул», «Стол” | |
Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка |
“Гром” | |
Гром гремит на всю округу. | Ритмичные хлопки в ладоши |
Грому рады словно другу. | Ритмичное отбивание по столу обеими ладонями |
С треском, с грохотом гремит | Ритмичное отбивание по столу пальцами обеих рук |
Так, что все вокруг дрожит. | Встряхивание кистями рук |
Ну и треск! Вот это гром! | Кулачки сжимаются и разжимаются |
Ох, гроза! Пожар кругом! | Повороты ладоней вверх-вниз |
Так сверкнет вокруг вдруг ярко, | Резкое разведение пальцев в стороны |
От грозы на небе жарко. | Обмахивать лицо ладошками |
“Ласточка” | |
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Где ты была, С чем ты пришла? – За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну -красну. | На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, затем на левой руке |
“Апельсин” | |
Яркий, сладкий, налитой, | Пересчет пальцев рук большими пальцами |
Весь в обложке золотой. | Чередование положений кулачки – ладошки |
Много долек в нем, друзья, | Пальчики «здороваются» |
Будем, есть и ты, и я. | Пальчики «здороваются» |
Апрель
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Перелетные птицы» | ||
Тили-тели, тили-тели С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка — Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж — Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрещивают большие пальцы, машут ладошками Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют». | |
«Вертишейки»
| ||
В дупле у пестрой вертишейки Птенцы покручивают шейкой. Язык высовывают клейкий, На всех шипят сердитой змейкой. А. Барто |
| |
В группу нам пора идти. | Шагать пальцами по столу | |
“Сигнальщики” | ||
Вот флажки – четыре цвета. | Показать 4 пальца | |
Нам игра знакома эта. | Хлопать по коленям | |
Вот я флажок желтый подниму – | Большой палец опущен вниз, остальные вместе | |
Мальчиков похлопать попрошу. | Хлопки в ладоши | |
Флаг зеленый подниму – | Большой палец опущен вниз, остальные вместе | |
Девочек похлопать попрошу. | Хлопки в ладоши | |
Синий – будем мы молчать. | «Флажок» Ладошками «прикрыть» рот | |
Красный – все «Ура!» кричать. | «Флажок» Ладошками сделать рупор | |
“Вертолет” | ||
Вот готовится в полет | Поднять большие пальцы | |
Винтокрылый самолет. | Вращение большими пальцами | |
Ни разгона, ни разбега – | Движение «кулак – ладонь» | |
Раскрутили винт – и в небо. | Вращение кулаков перед грудью, затем раскрыть ладони |
Май
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Флажок”, “Звездочка” | ||
В руки я флажок возьму И на праздник с ним пойду. | Выполнение фигурок из палочек | |
Звезды нам с небес сияют, Ночью путь нам освещают. | ||
“Пчела” | ||
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. | Машут ладошками | |
А за нею шмель - шмелёк И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, | На каждое название насекомого загибают один пальчик | |
Как фонарики глаза. | Кружочки из пальчиков – к глазам | |
Пожужжали, полетали, | Машут ладошками | |
От усталости упали. | Роняют ладони на стол | |
“Мастерим из песка” | ||
Все, что только захотим, Из песка мы смастерим. | Хлопки в ладоши | |
Коля лепит колобок, | Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок | |
А Иринка – теремок, | Соединить прямые ладони над головой («крыша») | |
Люба лепит разных рыб, | Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево | |
Ну а Вера – белый гриб. | Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью другой руки («шляпка гриба»0 | |
“Вышел дождик погулять” | ||
Раз, два, три, четыре, пять, | Ударами по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца | |
Вышел дождин погулять. | Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук | |
Шел неспешно, по привычке, | «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу | |
Вдруг читает на табличке? – По газонам не ходить! | Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу | |
Дождь вздохнул тихонько: | Часто и ритмично ударяют в ладошки | |
– Ох! | Один хлопок | |
И ушел. Газон засох. | Ритмичные хлопки по столу |
Приложение 4
Логопедическая документация.
В течение учебного года логопед оформляет:
• Речевую карту, которая является итогом индивидуального обследования.
• Индивидуальные тетради дошкольников, фиксирует в них комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата на длительный период. В доступной для родителей форме записываются практический материал для коррекционной работы дома. Логопед, таким образом, информирует родителей об особенностях нарушений у ребенка и привлекает их к коррекционно-педагогическому процессу.
• Журнал «Обследование речи детей».
• Журнал «Учет посещения детьми индивидуальных занятий», в котором на каждого ребенка отводятся страницы для учета посещаемости занятий и динамики работы.
• Индивидуальные образовательные маршруты.
• Индивидуальные перспективные планы работы, в котором отмечаются: содержание работы, учебно-коррекционные мероприятия, примерные сроки прохождения коррекции. Перспективный план выделяет и определяет все направления коррекционного воздействия.
• Годовой план работы учителя-логопеда, в котором должны быть предусмотрены следующие разделы:
- обследование состояния речи детей;
- зачисление детей в логопедический пункт;
- контакты с воспитателями и родителями;
- пропаганда логопедических знаний;
- консультационная работа;
- работа над дидактическим материалом;
- связь со специалистами детских учреждений города;
• Отчет о работе учителя-логопеда ДОУ.
35