Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
города Славгорода Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ___ от «___» ____ _____ 20__ г. | «Согласовано» с заместителем директора по УВР МБОУ «СОШ № 10» «___» ____ _____ 20__ г. | «Утверждено» Приказом МБОУ «СОШ № 10» № ___от «___» ____ _____ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметная область «Технология»
учебный предмет «Ручной труд»
для 1 класса (надомного обучения)
Срок реализации программы 2016 - 2017 учебный год.
Составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (протокол от 22 декабря 2015г №4/15)
На основе программы Воронкова В.В. Коломыткина И.В. Ручной труд 1 класс, Специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вид), Просвещение, 2008
Составитель:
Власенко Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 10»
г. Славгород
2016г.
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Ручной труд»
В результате изучения учебного предмета «Ручной труд» обучающейся должны быть достигнуты определенные Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
I.I Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающей, которые она должна приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Ручной труд»:
осознание себя как ученика, как как члена семьи;
воспитание уважительного отношения к иному мнению;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
сформированость установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных ситуациях.
I.II. Коммуникативными результатами изучения предмета
«Ручной труд» является формирование следующих умений:
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением взаимодействия с окружающими
I.III.Регулятивными результатами изучения предмета
«Ручной труд» является формирование следующих умений:
контролировать свои действия;
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
I.IV Познавательными результатами изучения предмета
«Ручной труд» является формирование следующих умений:
сформированность умения использовать основные приемы лепки: разминать, отщипывать, раскатывать, скатывать;
сформированность умения правильно располагать детали композиции, соблюдать размеры и пропорции;
знать название, назначение материалов (пластилин, глина, тесто) и приёмы работы с ними;
умение правильно сидеть за столом;
сформированность умения работать с бумагой: мять, разглаживать, отрывать небольшие кусочки, сгибать бумагу пополам и разглаживать);
I.V Предметными результатами изучения предмета «Ручной труд» является формирование следующих умений:
знание правил организации рабочего места и умение его организовать в зависимости от характера выполняемых работ
Умение использовать в работе доступных материалов (пластилина, природного материала, бумаги, ниток);
показывать инструменты, необходимые на уроках ручного труда;
II. Cодержание учебного предмета
Наименование разделов учебного предмета | Количество часов, отведенных на изучение разделов учебного предмета | Содержание тем учебного предмета |
| 8,25 | |
Работа с пластичным материалом | 3,25 | Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Лепка по образцу стилизованной фигуры человека., макета на тему сказки «Колобок» |
Работа с природными материалами | 1,75 | Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Заготовка природных материалов. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.. Изготовление игрушек из шишек (аппликация, объемные изделия). |
Работа с бумагой и клеем | 2,5 | Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой:- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятия: «линейка», применение и устройство; Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). |
Работа с текстильными материалами | 0,75 | Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок. |
II.IКоличество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Рабочая программа разработана для индивидуального обучения на дому по Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития утвержденной решением федерального объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г №4/15)
Рабочая программа разработана для индивидуального обучения на дому по учебному предмету «Ручной труд» на 8,25 часа в год (0,25 часов в неделю, 33 недели)
III. Календарно тематическое планирование
учебного предмета «Ручной труд»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Дата по факту |
|
1 четверть2,25 | | | |
|
| Работа с пластичными материалами. | | | |
1. | Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча. | 0,25 | 02.09 | |
2 | Лепка по образцу предметов шаровидной формы: куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | 0,25 | 09.09 | |
3 | Лепка по образцу предметов шаровидной формы: овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; | 0,25 | 16.09 | |
4 | Составление композиции из изготовленных овощей и фруктов | 0,25 | 23.09 | |
| Работа с природным материалом. | | | |
5. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький) | 0,25 | 30.09 | |
6. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы. | 0,25 | 07.10 | |
7. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы. | 0,25 | 14.10 | |
8. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием горшочка. | 0,25 | 21.10 | |
9. | Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Букет». | 0,25 | 28.10 | |
| 2 четверть 1,75ч | | | |
| Работа с пластичными материалами. | | | |
10 | Изготовление по образцу бабочки из пластилина и природного материала ( крылаток клена, мелких листьев). | 0,25 | 11.11 | |
11 | Изготовление по образцу бабочки из пластилина и природного материала ( крылаток клена, мелких листьев). | 0,25 | 18.11 | |
12 | Лепка по образцу моркови, перца. | 0,25 | 25.11 | |
| Работа с бумагой с применением клея. | | | |
13 | Упражнение в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, заготовка листов для книжечки. | 0,25 | 02.12 | |
14 | Изготовление книжечки из заготовленных листов. | 0,25 | 09.12 | |
15 | Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги. | 0,25 | 16.12 | |
16 | Изготовление гирлянд змейка. ( разрезание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.) | 0,25 | 23.12 | |
| 3 четверть | | | |
Работа с пластилином с применением инструментов | |
17 | Лепка по образцу груши, грибов. | 0,25 | 13.01 | |
18 | Лепка по образцу предметов овальной формы: огурца, картофеля: составление композиции (овощи на тарелке) | 0,25 | 20.01 | |
| Работа с бумагой с применением клея | | | |
19 | Составление по образцу композиции из геометрических фигур (Снеговик). | 0,25 | 27.01 | |
20 | Составление по образцу композиции из геометрических фигур (Домик с крышей). | 0,25 | 03.02 | |
| Работа с природными материалами (многодетальные изделия). | | | |
21 | Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза). | 0,25 | 10.02 | |
22 | Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза). | 0,25 | 17.02 | 24.02 |
| Работа с бумагой. Аппликации | | | |
23 | Аппликация «Цветок» | 0,25 | 03.03 | |
24 | Объемная аппликация «Гусеница» | 0,25 | 10.03 | |
25 | Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям. | 0,25 | 17.03 | |
26 | Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. | 0,25 | 24.03 | |
| 4 четверть1,75 | | | |
| Работа с пластилином. Макеты. | | | |
27 | Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему сказки «Колобок» | 0,25 | 07.04 | |
28 | Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему сказки «Колобок» | 0,25 | 14.04 | |
29 | Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему сказки «Колобок» | 0,25 | 21.04 | |
30 | Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на тему сказки «Колобок» | 0,25 | 28.04 | |
| Работа с нитками | | | |
31 | Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. | 0,25 | 05.05 | |
32 | Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. | 0,25 | 12.05 | |
33 | Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги. | 0,25 | 19.05 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист внесения изменений
Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Средства мониторинга и оценка динамики обучения планируемых результатов.
Уровень сформированности действий/операций |
Уровень сформированности представлений |
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет). 1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью. 2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной). 5 – выполняет действие самостоятельно. | Представление отсутствует - Не выявить наличие представлений ? Представление на уровне: - «узнает объект по прямой подсказке» пп - «узнает объект с косвенной подсказкой» (ситуативно) п - «узнает объект самостоятельно» + |