СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для спецкурса "Литературное краеведение Ставрополья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе программы, разработанной О.П.Фесенко, к региональному учебнику «Литературное краеведение Ставрополья» для 5-11 классов.- Ставрополь :Изд-во СГУ,2003г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для спецкурса "Литературное краеведение Ставрополья"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса по литературе

«Литература Ставрополья»

11 класс

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

               Составлена на основе программы, разработанной О.П.Фесенко, к региональному учебнику «Литературное краеведение Ставрополья» для 5-11 классов.- Ставрополь :Изд-во СГУ,2003г.

Пояснительная записка

      Спецкурс  «Современный литературный  процесс на Ставрополье» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов . Курс рассчитан на изучение литературных произведений в начальной школе, в основной и полной средней школе . Предполагается свободный выбор преподавателями, администрацией учебного заведения, в каком классе изучать  литературу Ставрополья.

      Литература Ставрополья, являясь самостоятельным образовательным предметом, органично входит составной частью в литературу  как учебную дисциплину. Она основана  на литературных законах и стандартах, предусмотренных для РФ.

   Требования  к данному  курсу  определены  в утвержденном Губернатором  Ставропольского  края  национально  - региональном компоненте  государственного образовательного  стандарта  «Литература Ставрополья ».

Преподавателю необходимо учитывать особенности края, населенного пункта, где проживают учащиеся.  Литература Ставрополья теснейшим образом связана с традициями, обычаями , культурой, искусством, историей , экономикой нашего региона.

При изучении спецкурса  необходимо дать почувствовать учащимся, что писатели , поэты нашего  края тоже создают ценные  в художественном плане  произведения , яркие литературные образы , как  литераторы  столичных городов  России.

  Ставропольский край – многонациональный регион, поэтому, определяя общероссийские культурные ценности, нам следует привить учащимся  культуру  межнациональных  отношений, культуру мира. Учителя Ставрополья  исторически всегда  активно влияли на настроение в обществе. Поэтому  через учащихся, родителей  педагоги края могут стать  активными пропагандистами культуры мира, учить детей уважать достоинство каждого человека , отвергать насилие , проявлять гуманизм.

    На примере произведений писателей Ставрополья   дети учатся  не только слышать слово  писателя, понимать друг друга, любить и оберегать  как  всю нашу планету, но и то, что  они видят каждый день, ту местность, где живут. Круг чтения     полностью зависит от наличия книг в школьной, районной библиотеках,  в домашних библиотеках учителя и учащихся. Важно отбирать произведения с открыто выраженной авторской позицией, произведения, отвечающие высоким критериям художественности.

   Спецкурс, как и программный курс литературы, предполагает развитие теоретических понятий о произведении как художественном единстве  (идейно-тематической основе, сюжете , взаимосвязи героев и обстоятельств , способах характеристики  действующих  лиц, художественных особенностях) ; расширение знаний по стилистике.

   Программа построена на принципе вариативности :  учитель выбирает для изучения темы и произведения, которые отвечают конкретной педагогической целесообразности, наличию книг.

    Учитываются местные условия, интересы и возможности учащихся, учителя и школы.

Цель программы: обогащение основного курса литературы за счет введения в программу регионального компонента; формирование гражданственности и патриотизма школьников.

Курс литературы Ставрополья основан на принципе историзма, связан с традиционным курсом литературы, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников. Воспитание патриотизма начинается с глубокого познания истории и культуры своей Родины, своего края, города, села. Книги писателей-земляков воспитывают у школьников любовь к родному краю, к его необозримым просторам, к его богатствам, главным из которых являются люди. В программу по литературе для 11 класса внесены произведения ставропольских писателей о природе, о тружениках - хлеборобах. Героями многих произведений, включенных в программу, являются ровесники школьников. При изучении литературного материала учащимся предлагается проследить за становлением характеров героев произведений, поразмышлять над решением нравственных проблем. В 11 классе предусмотрено изучение исторических произведений. Изученный по основной программе материал дополняется сведениями из книг ставропольских авторов, в которых удачно сочетаются достоверность и художественный вымысел. Каждое произведение, включенное в программу для изучения , позволяет учащимся расширить круг знаний о жизни и творчестве знаменитых писателей в период их пребывания на Кавказе, а также показывает красоту души и величие дел гениальных художников слова. Программа по литературе для учащихся 11 классов построена на тематическом изучении литературы Ставропольского края. Изучение курса начинается со знакомства с лирическими произведениями ставропольских поэтов об А.С.Пушкине и М.Ю.Лермонтове, которые не раз бывали на Кавказе. Далее в программе представлены следующие блоки: «Историческая тема в произведениях писателей Ставропольского края», «Тема войны», «Нравственные проблемы», «Деревенская тема», «Человек и природа», «Поэты Ставропольского края». В творчестве каждого ставропольского писателя и поэта, по мнению авторов программы, оставляет неизгладимый след Ставропольский край, что способствует воспитанию у школьников высоких патриотических чувств, вызывает у них живой интерес к жизни родного края\

Структура и содержание программы.


     Курс построен так, что параллельно со школьной программой по литературе можно обращаться к материалу и авторов Ставрополья, и местных авторов , связанному с разделами школьной  программы.

В программу курса  включены  произведения В.И. Бутенко, К.Л.Хетагурова, Бестужева- Марлинского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И. Солженицына, А.Т. Губина, И.В. Кашпурова , Г.С. Фатеева ,В.Г.Гнеушева , В.И.Бутенко, А.Е.Екимцева, И. Г. Булкина, Г.М. Шумарова, К.Г.Черного, В.Слядневой., поэтов и писателей Ипатовского   района.

Праздник – презентация творчества любимого поэта и писателя завершает спецкурс  

( или проверочная работа ).

Необходимо обратить внимание на заучивание художественных текстов и выразительное чтение.

Наизусть 2-3 стихотворения , 1 отрывок прозы.

   Развитие  речи : отзыв о прочитанном, о произведениях других  искусств, сочинения по доступной проблематике, в том числе и по нравственному воспитанию, сочинения о героях, создание сценариев, инсценировок и другие виды работ.


Важнейшим компонентом методической системы являются методы и формы обучения.

       Одним из признаков правильного понимания текста на уроках литературы является выразительность чтения обучающимися. Поэтому формирование навыков выразительного чтения проводится в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкретному чтению (в классе, школе, районе). В учебник-хрестоматию включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров и воспоминания о чтении произведений русскими писателями – классиками XIX –XX веков. Многообразен выбор стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть.

     Результатом работы на уроках литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, исследовательской работы).

       Особое внимание обращается на совершенствование речи обучающихся. В учебниках даны специальные рубрики, обращающие внимание на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову»), а также используются другие работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и др.)

     Спецкурс «Литература Ставрополья» расширяет круг чтения, удовлетворяет читательский интерес обучающихся, формирует у школьников читательскую самостоятельность на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    По окончании  11-го класса   обучаемые  должны знать:

-содержание текстов программных произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения;

-место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие;

-основные закономерности развития русской литературы  в 20-веке;

-основные черты литературных направлений.

 уметь  (устно):

- выразительно читать тексты художественных произведений в объёме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;

- владеть пересказом всех видов - подробным, выборочным, от другого лица, кратким, художественным ( с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.

- подготовить характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов;

- подготовить рассказ,  сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устно комментировать прочитанное;

- составить рецензию на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, владеть актёрским чтением, иллюстрировать прочитанное и пр.;

- подготовить сообщение, доклад, лекцию на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями;

- свободно владеть монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.);

- использовать словари различных типов (орфографические, орфоэпические, мифологические, энциклопедические и др.), каталоги школьных, районных и городских библиотек;

уметь  (письменно):

-составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;

- создавать сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений.

- создавать оригинальные произведения (рассказы, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерк - на выбор); подготовить доклад, лекцию для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.         









Календарно-тематическое планирование

Содержание занятия

Лекция

Контроль-ные рабо-ты

Семинары

Дата

I. 1

Введение.

Программа курса. Литература Ставрополья как один из видов искусства , ее место и роль в жизни общества Поэты и писатели Ставрополья .Поэты и писатели Ипатовского района. Жанры произведений ставропольских авторов.

1




П.2.

Авторская песня на Ставрополье.

Бард В.П. Бутенко

1




III

3.

Из истории христианства на Ставрополье

Ставропольская    семинария. Книги Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского. Роль митрополита Гедеона в развитии христианства на Ставрополье, в жизни края.

История христианства на Северном Кавказе  до и после присоединения его к России. Обращение  к религии, к христианству в наше время.          

1




IV

4.

Декабристы- литераторы на Северном Кавказе. Обзор творчества .Стремление писателя –декабриста Бестужева- Марлинского на Кавказ.

1




V

5.


Классики русской литературы 19 века на Ставрополье. Обзор творчества. Александр Сергеевич Пушкин. Биографическая и творческая связь поэта с Кавказом


1




6.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов и Кавказ Анализ произведений, посвященных Кавказу


1




7.

Лев Николаевич Толстой. Связь Л.Н. Толстого с Северным Кавказом. Кавказская война. (Рассказ «Набег»)

      1




VI

8.

Роль ставропольской гимназии в развитии просветительской мысли северокавказских народов Коста Леванович Хетагуров-  основоположник осетинской литературы. Поэзия М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова.

     1




VII

9.

Современный литературный процесс на

Ставрополье. Александр Исаевич Солженицын.

Обзор творчества . Рассказ «Один день Ивана Денисовича». «Тайный  внутренний свет» произведения.

       

       1




10.

«Я в сердце светлость берегу…» ( Урок- решение по творчеству Александра Ефимовича Екимцева ).

      1




11.

«Пером орлиным я прописан в горах Кавказа навсегда!» (Урок по творчеству А.Е. Екимцева)



1


12.

«В его стихах краса Земли…» (по творчеству Ивана Васильевича Кашпурова с использованием компьютерной презентации «Тема родины и природы в лирике Ивана Васильевича Кашпурова»)


1



13

Отражение малой родины в лирике И.В.Кашпурова.





14

Из творческой биографии поэта « Я видел Ставрополье на картинах…».(Кашпуров)





15

Образ степного Ставрополья.» Я травы певучие бережно трогаю..»(Кашпуров)





16

 «Запомнит мир легендою простою, как мы за счастье проливали кровь…»

(Ставропольский поэт Иван Гурьянович Булкин и защитники Отечества, прославившие Ставрополье).


    1



17

«Бессмертный подвиг я свершил – Я на Земле на этой жил» (К  дню рождения ставропольского писателя Андрея Терентьевича Губина )

1




18

Страницы творческой биографии А.Т.Губина.

1




19.

Личность А.Т.Губина и его роман «Молоко волчицы».Историческая тема в произведении.

1




20

Из истории создания и публикации романа «Молоко волчицы».


1



21

Автобиографический аспект романа.



1


22

Осмысление романа литературной критикой.



1


23

Владимир Григорьевич Гнеушев - патриот своей страны


    1



24-25

Поэзия В.Г. Гнеушева. Из творческой биографии поэта. Тема «малой» Родины и ее значение в судьбе и творчестве поэтов края.

1




26-27

Творчество Г.С.Фатеева. Поэтическое изображение природы Ставрополья.


1



29

Творчество Г.М.Шумаров» . Улица, которую я любил.

1




30

Карп Григорьевич Черный – педагог, писатель, человек «Педагог, писатель, журналист». «Мать - доброе сердце». Счастье в понимании героев повести. Нравственный выбор главной героини

     

1



VIII

31

Поэты и писатели Ипатовского района. Обзор творчества. Мой любимый поэт Ипатовского района.

     


1


32-33

 Песенное творчество В.Слядневой  о любимом крае

1




34-35

Итоговые уроки по творчеству поэтов и писателей Ставрополья


   

1



ИТОГО  35 часов







Рекомендуемая литература:

1 . Литературное краеведение  Ставрополья . 5-8 классы : Программа к региональному учебнику . – Ставрополь : Изд-во СГУ , 2003 г.  

2. Писатели Ставрополья : Словарь- справочник / Краев. Юнош. Б-ка , Александровская  ЦБС; Сост.: Т.Н. Василенко , О.В.Карпинец . – Ставрополь, 2003 г.

3. Методические рекомендации по изучению курса  « Литература Ставрополья».  Учебное издание ./ Авт. – сост.: А.Е. Шабалдас , З.Я. Сидоренко .- Ставрополь: СКИПКРО , 2000 г.

4. Писатели –классики и Кавказ . Редактор – кандидат фил. Наук Л.В.Витковская . Составление и предисловие И .А. Мохова. – Ставрополь, 1985 г.

5.Готовимся к экзаменам по литературе: Регионально-национальный компонент. / Сост. : В.И.Сидоров , В.Б.Иванова , - Ставрополь : сервисшкола, 2003 г.

6. Сидоренко З.Я. Литература Ставрополья и Северного Кавказа : Спецкурс , 8 кл., - Ставрополь, СКИПКРО, 1997 г.

7. Литературное краеведение Ставрополья . Региональный учебник для 5-8 классов  общеобр. учрежден., Ставрополь, 2001 г.

8. Литературный Ставрополь, Альманах № 1, Ставрополь, 1998 г.

10.Подвиг народный .Сборник стихов к 60- летию Победы . Культурный фонд «Южная провинция » . Ставрополь, 2005 г.













                            

.