РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по литературе
«Литература Ставрополья»
11 класс
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составлена на основе программы, разработанной О.П.Фесенко, к региональному учебнику «Литературное краеведение Ставрополья» для 5-11 классов.- Ставрополь :Изд-во СГУ,2003г.
Пояснительная записка
Спецкурс «Современный литературный процесс на Ставрополье» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов . Курс рассчитан на изучение литературных произведений в начальной школе, в основной и полной средней школе . Предполагается свободный выбор преподавателями, администрацией учебного заведения, в каком классе изучать литературу Ставрополья.
Литература Ставрополья, являясь самостоятельным образовательным предметом, органично входит составной частью в литературу как учебную дисциплину. Она основана на литературных законах и стандартах, предусмотренных для РФ.
Требования к данному курсу определены в утвержденном Губернатором Ставропольского края национально - региональном компоненте государственного образовательного стандарта «Литература Ставрополья ».
Преподавателю необходимо учитывать особенности края, населенного пункта, где проживают учащиеся. Литература Ставрополья теснейшим образом связана с традициями, обычаями , культурой, искусством, историей , экономикой нашего региона.
При изучении спецкурса необходимо дать почувствовать учащимся, что писатели , поэты нашего края тоже создают ценные в художественном плане произведения , яркие литературные образы , как литераторы столичных городов России.
Ставропольский край – многонациональный регион, поэтому, определяя общероссийские культурные ценности, нам следует привить учащимся культуру межнациональных отношений, культуру мира. Учителя Ставрополья исторически всегда активно влияли на настроение в обществе. Поэтому через учащихся, родителей педагоги края могут стать активными пропагандистами культуры мира, учить детей уважать достоинство каждого человека , отвергать насилие , проявлять гуманизм.
На примере произведений писателей Ставрополья дети учатся не только слышать слово писателя, понимать друг друга, любить и оберегать как всю нашу планету, но и то, что они видят каждый день, ту местность, где живут. Круг чтения полностью зависит от наличия книг в школьной, районной библиотеках, в домашних библиотеках учителя и учащихся. Важно отбирать произведения с открыто выраженной авторской позицией, произведения, отвечающие высоким критериям художественности.
Спецкурс, как и программный курс литературы, предполагает развитие теоретических понятий о произведении как художественном единстве (идейно-тематической основе, сюжете , взаимосвязи героев и обстоятельств , способах характеристики действующих лиц, художественных особенностях) ; расширение знаний по стилистике.
Программа построена на принципе вариативности : учитель выбирает для изучения темы и произведения, которые отвечают конкретной педагогической целесообразности, наличию книг.
Учитываются местные условия, интересы и возможности учащихся, учителя и школы.
Цель программы: обогащение основного курса литературы за счет введения в программу регионального компонента; формирование гражданственности и патриотизма школьников.
Курс литературы Ставрополья основан на принципе историзма, связан с традиционным курсом литературы, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников. Воспитание патриотизма начинается с глубокого познания истории и культуры своей Родины, своего края, города, села. Книги писателей-земляков воспитывают у школьников любовь к родному краю, к его необозримым просторам, к его богатствам, главным из которых являются люди. В программу по литературе для 11 класса внесены произведения ставропольских писателей о природе, о тружениках - хлеборобах. Героями многих произведений, включенных в программу, являются ровесники школьников. При изучении литературного материала учащимся предлагается проследить за становлением характеров героев произведений, поразмышлять над решением нравственных проблем. В 11 классе предусмотрено изучение исторических произведений. Изученный по основной программе материал дополняется сведениями из книг ставропольских авторов, в которых удачно сочетаются достоверность и художественный вымысел. Каждое произведение, включенное в программу для изучения , позволяет учащимся расширить круг знаний о жизни и творчестве знаменитых писателей в период их пребывания на Кавказе, а также показывает красоту души и величие дел гениальных художников слова. Программа по литературе для учащихся 11 классов построена на тематическом изучении литературы Ставропольского края. Изучение курса начинается со знакомства с лирическими произведениями ставропольских поэтов об А.С.Пушкине и М.Ю.Лермонтове, которые не раз бывали на Кавказе. Далее в программе представлены следующие блоки: «Историческая тема в произведениях писателей Ставропольского края», «Тема войны», «Нравственные проблемы», «Деревенская тема», «Человек и природа», «Поэты Ставропольского края». В творчестве каждого ставропольского писателя и поэта, по мнению авторов программы, оставляет неизгладимый след Ставропольский край, что способствует воспитанию у школьников высоких патриотических чувств, вызывает у них живой интерес к жизни родного края\
Структура и содержание программы.
Курс построен так, что параллельно со школьной программой по литературе можно обращаться к материалу и авторов Ставрополья, и местных авторов , связанному с разделами школьной программы.
В программу курса включены произведения В.И. Бутенко, К.Л.Хетагурова, Бестужева- Марлинского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И. Солженицына, А.Т. Губина, И.В. Кашпурова , Г.С. Фатеева ,В.Г.Гнеушева , В.И.Бутенко, А.Е.Екимцева, И. Г. Булкина, Г.М. Шумарова, К.Г.Черного, В.Слядневой., поэтов и писателей Ипатовского района.
Праздник – презентация творчества любимого поэта и писателя завершает спецкурс
( или проверочная работа ).
Необходимо обратить внимание на заучивание художественных текстов и выразительное чтение.
Наизусть 2-3 стихотворения , 1 отрывок прозы.
Развитие речи : отзыв о прочитанном, о произведениях других искусств, сочинения по доступной проблематике, в том числе и по нравственному воспитанию, сочинения о героях, создание сценариев, инсценировок и другие виды работ.
Важнейшим компонентом методической системы являются методы и формы обучения.
Одним из признаков правильного понимания текста на уроках литературы является выразительность чтения обучающимися. Поэтому формирование навыков выразительного чтения проводится в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкретному чтению (в классе, школе, районе). В учебник-хрестоматию включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров и воспоминания о чтении произведений русскими писателями – классиками XIX –XX веков. Многообразен выбор стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть.
Результатом работы на уроках литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, исследовательской работы).
Особое внимание обращается на совершенствование речи обучающихся. В учебниках даны специальные рубрики, обращающие внимание на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову»), а также используются другие работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и др.)
Спецкурс «Литература Ставрополья» расширяет круг чтения, удовлетворяет читательский интерес обучающихся, формирует у школьников читательскую самостоятельность на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По окончании 11-го класса обучаемые должны знать:
-содержание текстов программных произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения;
-место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие;
-основные закономерности развития русской литературы в 20-веке;
-основные черты литературных направлений.
уметь (устно):
- выразительно читать тексты художественных произведений в объёме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;
- владеть пересказом всех видов - подробным, выборочным, от другого лица, кратким, художественным ( с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.
- подготовить характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов;
- подготовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устно комментировать прочитанное;
- составить рецензию на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, владеть актёрским чтением, иллюстрировать прочитанное и пр.;
- подготовить сообщение, доклад, лекцию на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями;
- свободно владеть монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.);
- использовать словари различных типов (орфографические, орфоэпические, мифологические, энциклопедические и др.), каталоги школьных, районных и городских библиотек;
уметь (письменно):
-составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
- создавать сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений.
- создавать оригинальные произведения (рассказы, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерк - на выбор); подготовить доклад, лекцию для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание занятия | Лекция | Контроль-ные рабо-ты | Семинары | Дата |
I. 1 | Введение. Программа курса. Литература Ставрополья как один из видов искусства , ее место и роль в жизни общества Поэты и писатели Ставрополья .Поэты и писатели Ипатовского района. Жанры произведений ставропольских авторов. | 1 | | | |
П.2. | Авторская песня на Ставрополье. Бард В.П. Бутенко | 1 | | | |
III 3. | Из истории христианства на Ставрополье Ставропольская семинария. Книги Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского. Роль митрополита Гедеона в развитии христианства на Ставрополье, в жизни края. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Обращение к религии, к христианству в наше время. | 1 | | | |
IV 4. | Декабристы- литераторы на Северном Кавказе. Обзор творчества .Стремление писателя –декабриста Бестужева- Марлинского на Кавказ. | 1 | | | |
V 5. | Классики русской литературы 19 века на Ставрополье. Обзор творчества. Александр Сергеевич Пушкин. Биографическая и творческая связь поэта с Кавказом | 1 | | | |
6. | Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов и Кавказ Анализ произведений, посвященных Кавказу | 1 | | | |
7. | Лев Николаевич Толстой. Связь Л.Н. Толстого с Северным Кавказом. Кавказская война. (Рассказ «Набег») | 1 | | | |
VI 8. | Роль ставропольской гимназии в развитии просветительской мысли северокавказских народов Коста Леванович Хетагуров- основоположник осетинской литературы. Поэзия М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова. | 1 | | | |
VII 9. | Современный литературный процесс на Ставрополье. Александр Исаевич Солженицын. Обзор творчества . Рассказ «Один день Ивана Денисовича». «Тайный внутренний свет» произведения. | 1 | | | |
10. | «Я в сердце светлость берегу…» ( Урок- решение по творчеству Александра Ефимовича Екимцева ). | 1 | | | |
11. | «Пером орлиным я прописан в горах Кавказа навсегда!» (Урок по творчеству А.Е. Екимцева) | | | 1 | |
12. | «В его стихах краса Земли…» (по творчеству Ивана Васильевича Кашпурова с использованием компьютерной презентации «Тема родины и природы в лирике Ивана Васильевича Кашпурова») | | 1 | | |
13 | Отражение малой родины в лирике И.В.Кашпурова. | | | | |
14 | Из творческой биографии поэта « Я видел Ставрополье на картинах…».(Кашпуров) | | | | |
15 | Образ степного Ставрополья.» Я травы певучие бережно трогаю..»(Кашпуров) | | | | |
16 | «Запомнит мир легендою простою, как мы за счастье проливали кровь…» (Ставропольский поэт Иван Гурьянович Булкин и защитники Отечества, прославившие Ставрополье). | | 1 | | |
17 | «Бессмертный подвиг я свершил – Я на Земле на этой жил» (К дню рождения ставропольского писателя Андрея Терентьевича Губина ) | 1 | | | |
18 | Страницы творческой биографии А.Т.Губина. | 1 | | | |
19. | Личность А.Т.Губина и его роман «Молоко волчицы».Историческая тема в произведении. | 1 | | | |
20 | Из истории создания и публикации романа «Молоко волчицы». | | 1 | | |
21 | Автобиографический аспект романа. | | | 1 | |
22 | Осмысление романа литературной критикой. | | | 1 | |
23 | Владимир Григорьевич Гнеушев - патриот своей страны | | 1 | | |
24-25 | Поэзия В.Г. Гнеушева. Из творческой биографии поэта. Тема «малой» Родины и ее значение в судьбе и творчестве поэтов края. | 1 | | | |
26-27 | Творчество Г.С.Фатеева. Поэтическое изображение природы Ставрополья. | | 1 | | |
29 | Творчество Г.М.Шумаров» . Улица, которую я любил. | 1 | | | |
30 | Карп Григорьевич Черный – педагог, писатель, человек «Педагог, писатель, журналист». «Мать - доброе сердце». Счастье в понимании героев повести. Нравственный выбор главной героини | | 1 | | |
VIII 31 | Поэты и писатели Ипатовского района. Обзор творчества. Мой любимый поэт Ипатовского района. | | | 1 | |
32-33 | Песенное творчество В.Слядневой о любимом крае | 1 | | | |
34-35 | Итоговые уроки по творчеству поэтов и писателей Ставрополья | | | 1 | |
| ИТОГО 35 часов | | | | |
Рекомендуемая литература:
1 . Литературное краеведение Ставрополья . 5-8 классы : Программа к региональному учебнику . – Ставрополь : Изд-во СГУ , 2003 г.
2. Писатели Ставрополья : Словарь- справочник / Краев. Юнош. Б-ка , Александровская ЦБС; Сост.: Т.Н. Василенко , О.В.Карпинец . – Ставрополь, 2003 г.
3. Методические рекомендации по изучению курса « Литература Ставрополья». Учебное издание ./ Авт. – сост.: А.Е. Шабалдас , З.Я. Сидоренко .- Ставрополь: СКИПКРО , 2000 г.
4. Писатели –классики и Кавказ . Редактор – кандидат фил. Наук Л.В.Витковская . Составление и предисловие И .А. Мохова. – Ставрополь, 1985 г.
5.Готовимся к экзаменам по литературе: Регионально-национальный компонент. / Сост. : В.И.Сидоров , В.Б.Иванова , - Ставрополь : сервисшкола, 2003 г.
6. Сидоренко З.Я. Литература Ставрополья и Северного Кавказа : Спецкурс , 8 кл., - Ставрополь, СКИПКРО, 1997 г.
7. Литературное краеведение Ставрополья . Региональный учебник для 5-8 классов общеобр. учрежден., Ставрополь, 2001 г.
8. Литературный Ставрополь, Альманах № 1, Ставрополь, 1998 г.
10.Подвиг народный .Сборник стихов к 60- летию Победы . Культурный фонд «Южная провинция » . Ставрополь, 2005 г.
.