Пояснительная записка
Статус документа
Специальная образовательная программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании письма Кабинета Министров «О дополнительном изучении языков», писем МО и Н РТ «О дополнительном изучении русского, татарского, родного языков в образовательных организациях», «О введении дополнительного часа на изучение родного языка» от 25.02.2014 г. № 2744/14 .
Программа составлена с учетом результатов контроля с использованием тестовых технологий и рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Программа имеет познавательно-практическую направленность и направлена на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся и реализацию выявленных потребностей в корректировке знаний по наиболее сложным для освоения темам и разделам.
Цель дополнительного часа - устранение пробелов в знаниях учащихся; подготовить учащихся к ГИА; обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи дополнительного часа:
- совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.
В программе дано подробное описание содержания курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание курса включены темы по работе над сжатым изложением в объеме 10 часов, тестовым материалом (часть 2) в объеме 14 часов, работа над сочинением-рассуждением 15.1, 15.2, 15.3 в объеме 10 часов. Темы курса выбраны с необходимостью обобщить и углубить материал уроков и дополнительных занятий по русскому языку, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно:
рассмотреть все этапы над 1 частью экзаменационной работы - сжатым изложением, особое внимание уделить приёмам сжатия информации и критериям её выполнения;
в работе с тестовым материалом (часть 2 экзаменационной работы) обратить внимание на распространённые ошибки, которые были допущены учащимися при выполнении тестов, и устранение этих «пробелов» в знаниях учащихся с помощью выполнения подробной работы над ошибками;
закрепить требования к написанию сочинений-рассуждений, проанализировать критерии оценивания данного вида работы экспертами;
Закрепить умения по заполнению бланков ОГЭ.
Содержание курса
Сжатое изложение (10 часов).
1 - 2 занятия. Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку. Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков.
3 – 5 занятия. Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Приемы сжатия текста на практике. Работа по текстам. Исключение как прием сжатия текста.
6 – 8 занятия. Сжатое изложение. Редактирование текста. Обобщение - прием сжатия текста. Упрощение - способ компрессии текста.
9 занятие Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).
10 занятие. Работа над ошибками. Памятка «Как работать над сжатым изложением»
2. Работа с тестовым материалом (14 часов).
1-2 занятие. Нормы русской орфографии.
3-4 занятие. Морфемика и словообразование.
5-7 занятие. Словосочетание. Предложение. Синтаксические связи слов.
8-10 занятие. Лексика и фразеология. Выразительность русской речи.
11-12 занятие. Диагностические тестирования.
13-14 занятие. Работа над ошибками.
3. Сочинение-рассуждение (10 часов).
1-2 занятие. Виды сочинений. Этапы работы над сочинениями. Композиционное и речевое оформление сочинения.
3-4 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.1.Написание сочинения.
5-6 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.2. Написание сочинения
7-8 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.3. Написание сочинения.
9-10 занятие. Итоговая диагностика.
Учебно-тематический план.
Содержание | Количество часов |
I. Сжатое изложение | 10 |
II. Работа с тестами ОГЭ | 14 |
III. Сочинение-рассуждение | 10 |
ИТОГО | 34 |
Требования к результатам обучения.
В результате изучения курса «Подготовка к ОГЭ – 2017» ученики должны:
знать/понимать:
требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язы;
правила работы с экзаменационными бланками.
уметь:
следовать критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2017. Русский язык»;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
правильно заполнять экзаменационные бланки.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата План | Дата Факт |
1 | Вводное занятие. Структура экзаменационной работы | 1 | 7.09 | |
2 | Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков | 1 | 14.09 | |
3 | Построение сжатого изложения. | 1 | 21.09 | |
4 | Приемы сжатия текста | 1 | 28.09 | |
5 | Исключение как прием сжатия текста | 1 | 5.10 | |
6 | Редактирование текста. Обобщение как прием сжатия. | 1 | 12.10 | |
7 | Упрощение как прием сжатия текста. | 1 | 19.10 | |
8 9 | Контрольно-зачетное изложение | 2 | 26.10 9.11 | |
10 | Работа над ошибками | 1 | 16.11 | |
| | | 23.11 | |
11-12 | Нормы русской орфографии | 2 | 30.11 07.12 | |
13 | Морфемика. Морфемный разбор. | 1 | 14.12 | |
14 | Словообразование. Словообразовательный разбор | 1 | 21.12 | |
15 | Словосочетание | 1 | 11.01 | |
16 | Синтаксические связи слов. | 1 | 18.01 | |
17 | Предложение. Сложное предложения. Пунктуация. | 1 | 25.01 | |
18 | Лексика | 1 | 1.02 | |
19 | Фразеология | 1 | 8.02 | |
20 | Выразительность русской речи | 1 | 15.02 | |
21 22 | Диагностические тестирования | 2 | 22.02 01.03 | |
23 24 | Работа над ошибками | 2 | 15.03 15.03 | |
25 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением | 1 | 22.03 | |
26 | Композиционное и речевое оформление сочинения | 1 | 05.04 | |
27 28 | Как работать над сочинением - рассуждением 15.1 | 2 | 12.04 12.04 | |
29 30 | Как работать над сочинением - рассуждением 15.2 | 2 | 19.04 26.04 | |
31 32 | Как работать над сочинением - рассуждением 15.3 | 2 | 03.05 10.05 | |
33 34 | Итоговая диагностика | 2 | 17.05 24.05 | |
Программно-методическое обеспечение
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
3 Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс мтериалов для подготовки учащихся. –Москва: Интеллект-Центр, 2016.
4.С.В. Драбкина, Д.И. Субботин: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2016.
5. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2015.
6. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2015.
7. Цыбулько И.П. Е.Н. Зверева. ОГЭ Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов.-М.: Издательство « Национальное образование», 2016.
8. Г.Т. Егораева Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация. Тренировочные тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2015.
9. ФИПИ http://www.fipi.ru/.